|

Русская игра «Гуси‑лебеди»
Участники распределяются по ролям: один — волк, один — хозяин (обычно взрослый), остальные — гуси. На площадке обозначаются три зоны: «дом», «луг» и «логово волка».
Ход игры:
- Гуси отправляются на «луг».
- По команде хозяина гуси бегут обратно «домой».
- Волк пытается поймать гусей во время их перемещения.
- Победитель — последний оставшийся гусь, который затем становится волком.
Белорусская игра «Пярсцёнак»
Игроки встают в круг, держа руки перед собой «лодочкой». Ведущий с кольцом в руках проходит вдоль круга и незаметно передает кольцо одному из участников.
После команды «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» игрок с кольцом должен выбежать из круга, а остальные пытаются его задержать.
Татарская игра «Тимербай»
Игроки образуют круг, взявшись за руки. В центре — водящий («тимербай»). Он произносит считалку и в конце делает неожиданное движение, которое все остальные должны повторить.
Игрок, который быстрее и точнее всех воспроизвёл движение, становится новым водящим. При этом он не может повторять уже показанные ранее движения.
Казачья игра «Курень»
Дети делятся на четыре группы и образуют четыре круга («курени»). В центре каждого круга ставят стул с цветным платком.
Ход игры:
- Дети ходят вокруг своих стульев, пока не зазвучит музыка.
- С началом музыки все собираются в общий круг и веселятся.
- Когда музыка прекращается, игроки возвращаются в свои «курени» и стараются как можно быстрее поднять платок.
Побеждает группа, которая первой подняла платок.
Чувашская игра «Хвост змеи»
Игроки выстраиваются друг за другом, держа впередистоящего за плечи. Первый участник — это «голова змеи», последний — её «хвост».
Задача «головы» — догнать «хвост», а остальные игроки в колонне должны не допустить разрыва цепочки.
Осетинская народная игра «Водопад и ветер»
Для начала выбирают водящего. Остальные участники становятся на некотором расстоянии от него.
Правила и ход игры:
- Когда водящий произносит слово «Водопад!», игроки должны приседать.
- Если водящий говорит «Ветер!», все бегут в одну сторону по кругу.
Водящий старается запутать участников: может повторять одно и то же слово несколько раз, делать ложные движения, не соответствующие команде. При этом он внимательно следит за игроками — тот, кто ошибётся (выполнит не то действие или отреагирует не вовремя), выбывает из игры.
Армянская игра «Резвый конь»
Участники делятся на две команды. Ведущий берёт обруч, в который встаёт один из игроков, и «перевозит» его на другую сторону площадки («на другой берег реки»).
Игра продолжается, пока все члены команды не будут перевезены. Побеждает команда, которая справится с заданием быстрее.
Азербайджанская народная игра «Отдай платочек»
Игроки делятся на две группы и выстраиваются в шеренги друг напротив друга, держа руки за спиной. Между шеренгами в центре стоит один участник.
В каждой команде выбирают ведущего, которому дают платочек. Ведущий проходит позади своей команды и незаметно вкладывает платочек в руку одного из игроков.
После этого центральный игрок произносит команду: «Отдай платочек!». Дети, у которых в руках оказался платочек, выбегают и отдают его ведущему.
Правила:
- бежать и отдавать платочек можно только после сигнала;
- побеждает игрок, быстрее отдавший платочек;
- команда-победитель определяется по количеству набранных очков;
- платочек каждый раз нужно давать разным детям.
Русская народная игра «Золотые ворота»
Двое игроков встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные участники берутся за руки, образуют хоровод и поочерёдно проходят под «воротами».
Во время движения игроки-«ворота» напевают:
Золотые ворота,
Проходите, господа.
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
На последних словах «ворота» опускают руки и стараются поймать проходящих под ними. Пойманные игроки присоединяются к «воротам», увеличивая их число.
Игра продолжается до тех пор, пока всех участников не поймают.
Башкирская игра «Юрта»
Играют 2–3 подгруппы детей, каждая образует свой круг. В центре каждого круга стоит стул, на котором висит платок с национальным узором.
Дети, взявшись за руки, идут по кругу переменным шагом и поют:
Мы, весёлые ребята,
Соберёмся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
Когда звучит быстрая мелодия, участники свободно двигаются по залу.
По окончании музыки дети бегут к своим стульям, хватают платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши) — так получается «юрта».
Побеждает подгруппа, которая быстрее остальных построила свою «юрту».
|

Русская народная игра «Гори, гори ясно!»
Участники выстраиваются в круг. В центре — ведущий, у него в руках ленточка.
Когда звучит музыка, ведущий поднимает ленточку вверх и начинает двигаться в направлении, противоположном движению круга.
Все игроки хором произносят:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Птички летят, колокольчики звенят.
Затем ведущий останавливается напротив двух участников, которые поворачиваются друг к другу спиной. После команды «беги» эти двое бегут по кругу. Побеждает тот, кто первым вернётся на своё место.
Якутская народная игра «Белый шаман»
Игроки становятся в круг и выполняют различные движения.
В центре находится водящий — «белый шаман», добрый персонаж. Он опускается на колени и бьёт в бубен, после чего подходит к одному из участников и передаёт ему инструмент.
Задача игрока, получившего бубен, — в точности повторить заданный водящим ритм.
Правила: если участник не смог верно воспроизвести ритм, он выбывает из игры.
Калмыцкая народная игра «Загони овец в кошару»
В игре участвуют трое детей. Каждый берёт в руки герлыг (можно заменить гимнастической палкой). Перед каждым игроком лежат 5 «овец» — мячи.
Цель: как можно быстрее загнать всех своих «овец» в «кошару» — обруч, размещённый в 5–6 метрах от участников. Загонять «овец» нужно поочерёдно, по одной. Побеждает тот, кто первым доставит всех «овец» в обруч.
Башкирская народная игра «Эна менян еп» («Иголка и нитка»)
Игроки делятся на две команды и выстраиваются в колонны на одной стороне площадки. Впереди каждой команды, в 5 метрах, устанавливается ориентир (куб, башня или флажок).
Ход игры:
- По сигналу первые игроки («иголки») обегают ориентир и возвращаются к своей колонне по внешней стороне.
- Затем к «иголке» присоединяется следующий игрок («нитка»), и они вдвоём обегают ориентир.
- Процесс продолжается: каждый следующий участник присоединяется к цепочке, и все вместе они обегают ориентир.
- Побеждает команда, которая первой завершит круг со всеми участниками («иголка с ниткой»).
Правила: во время бега игроки не должны расцеплять руки. Если это произошло, команда начинает игру заново.
Аварская народная игра «Подними платок»
Игроки образуют круг. В центре круга кладут платок.
Задача игроков: все танцуют дагестанскую лезгинку, как только закончится музыка (но не раньше), нужно постараться взять платок первым.
Русская народная игра «Плетень»
Участники выстраиваются в четыре шеренги — попарно, друг напротив друга.
Ход игры:
- Под мелодию песни «Во поле берёзка стояла» шеренги движутся навстречу друг другу.
- На слова «Расплетайся, плетень!» дети разбегаются по залу.
- На команду «Заплетайся, плетень!» участники возвращаются на свои места.
Удмуртская игра «Вумурт» («Водяной»)
Один из игроков становится «Водяным»: он закрывает глаза и садится на корточки. Остальные дети ходят вокруг него по кругу и произносят:
Вумурт, вумурт,
Что сидишь ты под водой?
Выйди, выйди к нам,
Скажи, угадай и назови.
После этого все замирают. «Водяной» встаёт, подходит к одному из игроков и пытается узнать его на ощупь, не открывая глаз. Если он правильно называет имя, то меняется с этим ребёнком местами — теперь тот становится «Водяным».
Татарская игра «Тюбетейка»
Вариант 1
Дети сидят на полу, образуя круг. Ведущий ходит за кругом с тюбетейкой и произносит:
С тюбетейкой я хожу
И в руках её держу.
Тюбетейку положу
И догнать тебя прошу.
Затем он кладёт тюбетейку на голову одного из сидящих детей, после чего оба бегут вокруг круга — ведущий старается занять освободившееся место, а ребёнок с тюбетейкой пытается его опередить.
Вариант 2
Игроки становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову соседа. Когда музыка прекращается, тот, у кого на голове осталась тюбетейка, выполняет заранее оговорённое задание.
Чувашская игра «Хищник в море»
В игре участвуют до десяти детей. Один из них выбирается «хищником», остальные — «рыбки». Для игры понадобится верёвка длиной 2–3 м.
Подготовка: на одном конце верёвки делают петлю и надевают её на столбик или колышек.
«Хищник» берёт свободный конец верёвки и по сигналу начинает бежать по кругу. Его рука с верёвкой должна быть на уровне коленей, а верёвка — постоянно натянута.
Задача «рыбок»: при приближении верёвки перепрыгивать через неё.
Правила:
- Если верёвка задела игрока, он выбывает из игры.
- Бег «хищника» начинается только по сигналу.
- Верёвка должна оставаться натянутой на протяжении всей игры.
|