Чебурашка против Лабубу: в Госдуме предложили усилить контроль за детскими игрушками

Депутаты объявили войну агрессивным игрушкам-монстрам, выступая за «добрые игрушки, воспитывающие дружбу и патриотизм».
А вот психологи в этом вопросе не так единодушны!
В октябре этого года в ходе круглого стола «Игрушки как канал скрытой пропаганды: визуальные образы, маркировка, проверка, квоты» депутаты Государственной думы обсудили законопроект, предусматривающий введение обязательной психолого-педагогической экспертизы детских игрушек зарубежного производства.
Вернуть детям добрые игрушки
С законодательной инициативой выступила председатель комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, руководитель рабочей группы «Обеспечение детской безопасности, противодействие деструктивным идеологиям в детской и молодежной среде» комиссии Госсовета РФ по направлению «Семья» Яна Лантратова.
" Она обратила внимание депутатов на то, что сегодня рынок детских товаров наводнили игрушки-ужастики: зайчики с клыками, куклы-зомби, уродливые монстры и головы, появляющиеся из унитаза.
«Игрушка - это модель мира, которую мы вручаем детям. Сегодня она часто становится инструментом гибридной войны. Насаждает чуждые ценности и отрывает детей от любви к Родине. Клыки, рога – это стало уже нормой. Детям специально стирают границы добра и зла, подменяя одно другим. Мы должны вернуть детям добрые игрушки, воспитывающие дружбу и патриотизм», – сказала Лантратова.
В ходе обсуждения было отмечено, что страшные игрушки могут вызывать у детей тревожность, неконтролируемую агрессию, психические нарушения, а яркими образами маскируется пропаганда, противоречащая традиционным российским ценностям.ю А ещё, утверждают депутаты, некоторые зарубежные производители детских товаров, зарабатывая на российском рынке, финансируют действия, направленные против интересов нашей страны.
Что же предлагают законодатели?
Добрые и патриотичные игрушки предлагается вернуть с помощью создания эффективной системы контроля за психологическим и воспитательным воздействием игрушек.
Сейчас единственным документом, регулирующим контроль игрушечного товара, является Технический регламент Таможенного союза 008/2011 «О безопасности игрушек». В соответствии с ним проверяется только физическая безопасность (механическая, химическая, пожарная, электрическая. гигиеническая и радиационная).
" Для более тщательного контроля за детской продукцией депутаты планируют ввести обязательную психолого-педагогическую экспертизу игрушек, усилить маркировку, содержащую информацию об их пользе и рисках, ужесточить таможенную и розничную проверку и независимую экспертизу игрушек зарубежного производства.
Особое внимание собираются уделить продукции крупных международных компаний, которая продается в магазинах игрушек, но маркируется как сувенирная – на нее не распространяются требования, предъявляемые к детским товарам, и каким образом ее контролировать, пока не совсем понятно. На некоторых игрушках вообще нет никакой маркировки, на упаковках отсутствует информация о составе, потому они небезопасны для детского здоровья.
Ряд мер должен быть направлен на поддержку отечественных производителей детских товаров – это могут быть налоговые льготы, гранты и квоты в госзакупках. «У нас нет никаких форм поддержки производителей патриотической игрушки, нет никаких стимулов. Даже в новых ГОСТах нет указания, какими должны быть детские игрушки», – высказала свое мнение вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова. Депутат подчеркнула, что воспитание патриотизма является «прямым указом Президента», а нормативы этой воспитательной работы прописаны Министерством просвещения. «Нужно формирование ценностно ориентированной среды», – сказала она.
Коллегу поддержала Яна Лантратова и призвала воссоздать в России институт игрушек, которые будут воспитывать в детях чувство патриотизма, прививать семейные и другие традиционные ценности. Разработкой критериев отбора и психологической оценкой игрушек будет заниматься специализированное государственное учреждение, которое для этого создадут.
Парламентарий также предложила запретить рекламу импортных игрушек на детских телеканалах: по ее мнению, такая мера «уменьшит маркетинговое давление зарубежных брендов, продвигающих девиантные образы, и даст преимущество отечественной продукции, помогая создать здоровую медиасреду для детей».
По словам Главы Минпросвещения РФ Сергея Кравцова, для ограждения детей от опасных для их психики атрибутов в 2026 году во всех российских детских садах должны появиться перечни разрешенных игрушек. Эксперты уже приступили к изучению влияния детской продукции на психику малышей и составлению рекомендацией для воспитателей и родителей.

Психологи о влиянии игрушек-ужастиков на детей
Если депутаты в своих намерениях солидарны, то мнения психологов по поводу влияния страшных игрушек на психику ребенка не столь едины.
Детский психолог Дарья Дугенцова не согласна с тем, что страшные игрушки как-то вредят ребенку. «Ребенок может испугаться какой-то игрушки, но из-за этого психологическую травму он не получит», – заявляет она, указывая на то, что страшные игрушки не учат агрессии, а скорее воспитывают умение контролировать свои страхи и побеждать их.
Екатерина Ильичева объясняет популярность клыкастого зайца Лабубу тем, что малыши считают игрушку своим защитником. «Пугающие игрушки и истории помогают прорабатывать страхи, которые дети не всегда могут озвучить, – вторит она сказанному коллегой.
" Если ребенок чего-то боится, например, темноты, то может отвести «зубастому и сильному» Лабубу роль защитника, играя с ним, он прикасается к своему страху и ощущает контроль над ним. Такая игрушка позволяет снять напряжение и выразить подавленные эмоции".
А другой эксперт в психологии Наталия Дербенева считает, что страшные игрушки пугают, показывают, что зло может быть привлекательным, и утверждают ложные ценности, они угрожают безопасности и эмоциональному благополучию, расшатывают неустойчивую детскую психику и нервную систему, могут негативно сказываться на навыках коммуникации и эмпатии у детей. «Монстры не дружат, не любят, не создают семьи и уж точно не спасают мир. Поэтому с игрушками-страшилками можно играть только в один сюжет – битву. Причем не во имя добра, а в битву ради битвы, чтобы показать, кто сильнее», – говорит она.
Наталья Ярасова поддерживает эту точку зрения и обращает внимание на то, что для психического развития игрушечные монстры опасны не сами по себе, а в сочетании с историей и характером персонажей. «Психологически важно то, что игрушки-монстры – это не просто страшные куклы, это вещественное олицетворение злодеев. Их уродство не только внешнее, они носители уродливых личностных качеств, часто – убийцы».
" По мнению этого психолога, опасно, когда монстр воспринимается детьми не как враг, образ зла и негативный персонаж, которому нужно противостоять, а как товарищ по игре.
Это означает, что ребенок будет инстинктивно отождествлять себя с образом своей игрушки, что приводит «к соприкосновению со злыми чертами и умыслами и приучает ребенка к принятию той или иной доли зла».
По результатам экспертизы, сделанной доктором психологических наук Верой Абраменковой совместно с доктором юридических наук Игорем Понкиным, мохнатое нечто с треугольной головой, огромными глазами и зубастой ухмылкой Хагги Вагги – опасный предмет, который недопустимо производить, продавать, рекламировать и приобретать детям в качестве игрушки, а те, кто это делает, грубейшим образом нарушает правовые запреты, установленные Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации причиняющей вред их здоровью и развитию».
Что лучше не покупать

Можно соглашаться с мнениями экспертов или возражать им, но все же многие психологи советуют не покупать детям:
- Нереалистичные игрушки. Куклы с непропорциональными лицами и телами, которых дети могут воспринимать как норму, что сформирует исковерканный идеал и грозит снижением самооценки и неуверенностью в себе.
- Игрушки, предполагающие любое насилие. От кукол и других фигурок со съемными частями тела, которые нужно оторвать, чтобы поставить новые, лучше оградить ребенка.
- Черные и красные игрушки. Считается, что эти цвета негативно воздействуют на психику. То же касается слишком больших игрушек – особенно для малышей.
- Слишком громкие и яркие игрушки. Сильные световые и звуковые эффекты игрушек, как и их слишком яркий неестественный цвет возбуждают нервную систему ребёнка.
Возможно, депутаты найдут критерии психолого-педагогической экспертизы детских игрушек и механизмы контроля за не прошедшей ее продукцией, но ответственность за вред и пользу, которые может нанести ребенку та или иная игра и игрушка, прежде всего, лежит на родителях. Только их верная оценка, что такое хорошо и что такое плохо, их понимание, что игра – это важнейшая часть воспитания, помогут им делать правильный выбор.
Алина Тищенко
18.11.25