2 3 |
/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет
Цель игры: пять вопросов об играх и игрушкахМы часто смотрим на игры детей свысока. Для многих взрослых игра равнозначна «потере времени», которую бы мы желали заменить чем-либо более полезным (например, учебой, помощью по дому) или хотя бы придать этой бесполезной деятельности смысл, сделав ее развивающей. Я слышала о маме, которая играет с ребенком по часам: с часу до полвторого каждый день (например). Я знаю мам, которые покупают только развивающие игрушки, книги и с полугода водят детей в специальные студии раннего развития. На форуме «Задай вопрос детскому психологу» (на одном из сайтов семейной тематики) читаю письма, которые начинаются одинаково: «Здравствуйте, уважаемый психолог! Моему ребенку два года. Он/она уже умеет считать, знает все буквы (и т.д.) – вот такой развитый малыш!».
Ответы на эти вопросы постепенно оформились в ряд готовых утверждений, которые не пришлось долго искать – достаточно было внимательно послушать, что говорят на детской площадке, в садике, на форумах.
Эти утверждения совсем не похожи на то, что мы хотели бы знать о детских игрушках, не правда ли? Честно говоря, большего всего они напоминают собрание житейской мудрости из «Алисы в Стране Чудес» – где после осушения склянки с ядом «рано или поздно почувствуешь легкое недомогание». Другими словами – меня как маму не покидает чувство абсурда под покровом здравого смысла. Поэтому я обратилась с этими вопросами к психологу, и в результате беседы получила для себя примерно такие ответы. Нужны ли ребенку развивающие игрушки?Строго говоря – нет. Потому что любая игрушка, любая игровая деятельность (тем более в коллективе) является развивающей по своей сути. Если вы настроены покупать только то, на чем стоит ярлык «развивающий», то есть то, что сделает вашего ребенка исключительным, – задайте себе простой вопрос: ЗАЧЕМ? «Зачем это мне» – более-менее понятно: каждый родитель хочет видеть своего ребенка исключительным, успешным, хочет обеспечить ему будущее. Интеллектуальное развитие (чаще всего речь идет только о нем) выступает с точки зрения родителей некой «соломкой», которую необходимо подстелить для получения гарантированно светлого будущего. Но вопрос «зачем это все ребенку» остается, чаще всего, без ответа.
Если он и относится к этим кубикам осмысленно, то делает это не из побуждений к саморазвитию. Таким образом, если говорить о цели развивающих игр и игрушек, складывается впечатление, что развитие нужно не детям, а родителям. Причем в качестве страховки от сложностей в дальнейшей, взрослой жизни ребенка. Должны ли родители как можно больше играть с ребенком и контролировать его игру?Вообще говоря, роль взрослых в игровом процессе не сводится к роли участников или надзирателей. Скорее, это роль организатора, присутствующего около, но не внутри процесса. Особенно это касается того возраста, когда дети переходят от одиночной игры к коллективной: в этом случае взрослый чаще всего является помехой.
Он прекрасно играет сам или со сверстниками – конечно, если мама рядом и мир прочно стоит на ногах. Сколько должно быть игрушек?Если слишком мало – не обделю ли я малыша чем-нибудь? Если слишком много – не избалую ли его? На эти вопросы, скорее всего, не существует универсальных ответов. «Много» или «мало» зависит от потребностей ребенка и традиций в конкретной семье. Так, моя бабушка по маминой линии считала, что кукла должна быть одна – этого вполне достаточно, тогда как бабушка по папиной линии считала, что кукол должно быть «чем больше, тем лучше». Мне было достаточно трех.
У мальчиков должны быть свои игрушки, у девочек – свои?Поистине живучий предрассудок. Дело, однако, в том, что в личности каждого человека присутствует как «женское», так и «мужское» начало. Отрицание одной из этих составляющих ведет к искаженным моделям поведения: мужчины, как будто страшась потерять свою мужественность, бегут от всего «немужского» (будь то домашняя работа или проявление нежности); женщины – как будто призваны все время доказывать свою женственность: никаких тяжелых сумок и вбивания гвоздей, образец поведения – блондинка из анекдотов. Согласитесь, такая перспектива сильно ограничивает вашего ребенка. Во что же все-таки должны играть дети? Чем должна быть игра, если не получением полезных навыков?Играть во что угодно и как угодно, если это не представляет угрозу для здоровья. Любой ребенок знает, что самые интересные игрушки находятся в кухонном шкафу, на полке с обувью, в ванной комнате – то есть там, где ему, по нашему мнению, «делать нечего». Но, может быть, мы не совсем верно понимаем слова «игра» и «развитие», слишком стремимся направить их к нужной нам цели.
Вот, следовательно, первый основной признак игры: она свободна, она есть свобода. Непосредственно с этим связан второй ее признак. Игра не есть «обыденная» или «настоящая» жизнь. Это выход из такой жизни в преходящую сферу деятельности с ее собственным устремлением. Уже ребенок прекрасно знает, что он «ну просто так делает», что все это «ну просто, чтоб весело». Сколь глубоко такого рода сознание коренится в детской душе, особенно выразительно иллюстрирует, на мой взгляд, следующий эпизод, о котором поведал мне как-то отец одного ребенка. Он застал своего четырехгодовалого сына за игрой в поезд, восседающим во главе выстроенных им друг за другом нескольких стульев. Отец хотел было приласкать мальчика, но тот заявил: «Папа, не надо целовать паровоз, а то вагоны подумают, что все это не взаправду». Обновлено 01.08.2024 |
Актуальные темы форумов
Литературный флешмоб по рассказам № 11 (Культурная жизнь)О чем бы еще поныть...))) Том 21 (Обо всем)А НГ чудеса продолжают происходить, и дети по прежнему их ждут ( Благотворительное родительское движение Сибмама)Сериалы Том 4 (Культурная жизнь)Chloé: Violette и Herba Mimosa, IF by R.K. Frapin (Парфюмерные распивы)Парфюмерные распивы (Парфюмерные распивы)АЗИЯ ТУР - индивидуальный подход к каждому клиенту! (Путешествия и туризм. Отели и санатории.)Пластика лица: нос, веки, подтяжки и пр (Уход за телом и лицом. Косметология. Маникюр)Куда или во что вложить деньги (Банки и финансы)УЗБЕКИСТАН - Ташкент, Самарканд, Фергана, Бухара, Хива (Россия и страны ближнего зарубежья (СНГ))
Объявления
Barolle Angry Birds комплект постельного белья 1,5 сп (Детские товары (ДО) в Новосибирске)Продам одежду на мальчика от 50 рублей (Одежда для малышей до года (до 85 см))Продам одежду на девочку (Детская одежда для подростков 152 см и выше)Продам одежду на девочку и мальчика (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Продам одежду на девочку (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)На девочку 116-120 см Sweet Berry,playtoday,deloras,acoola (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Re: Одежда для девочки 122-150 см. Известные торговые марки! (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Шапки, шарфы, зимняя одежда для дошкольников (Пункт обмена и проката)д/д 152-158 ДоБаВиЛа Пуховик 146-152 (Детская одежда для подростков 152 см и выше)Д/д 140-146 добавила Пуховик 146-152 (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |