Предметные рейтинги вузов России-24

/О детях/Воспитание и психология

Праздник хвастовства

Какие ассоциации вызывают у вас слова «ребенок», «дети»? Это радостные, шумные, веселые, спонтанные и естественные создания. Принято считать, что кризис семи лет связан для ребенка с утратой естественности. В этом возрасте ребенок, попадая в школу,  оказывается вынужден принимать большое количество социальных норм, условий и обязательств, учится примерять различные социальные и психологические маски, сознательно пользоваться ими. Именно в этот момент авторитет родителей в глазах ребенка впервые может показаться небесспорным.

Процесс глубокого принятия социальных норм и конвенций, а также утраты спонтанности начинается примерно в возрасте семи лет. Следовательно, более младшие дети, малыши четырех-пяти лет должны обладать качеством спонтанности в полной мере.

” В позитивной психотерапии существует упражнение, которое называется «праздник хвастовства», его суть заключается в том, что человеку предлагается в течение двух-трех минут говорить о себе что-нибудь хорошее. Каждый, кто пробовал свои силы в этом упражнении, знает, как это трудно, какими долгими иногда могут быть эти две минуты. 

Сложно говорить о себе хорошо, потому что в нашей традиции это не принято, потому что «хвастать» плохо, важно дождаться, пока что-то хорошее заметят в тебе другие и скажут об этом вслух. Принимать участие в «празднике хвастовства» нелегко и обременительно взрослому человеку, отягощенному знанием различных социальных норм и народной мудростью: Не хвали сам себя, есть много лучше тебя. Чужого не хай, своего не хвали. Кто хвалился, тот с горы свалился. Занятия «Праздник хвастовства», проведенные в средних группах детского сада (дети четырех-пяти лет), со всей ясностью указывают на то, что запрет на самопохвалу уже присутствует в сознании детей.

На занятие к детям приходит Зайка, который рассказывает о том, что в лесу недавно прошел праздник, где звери гордились и хвастались своими успехами. Медведь хвастался ловкостью, как он на дерево за медом может залезть. Соловей песни свои новые пел. Зайка хвастал, как быстро бегал… Веселый праздник хвастовства получился! Давайте мы здесь тоже маленький праздник устроим! Дети, только что внимательно слушавшие Зайку, насторожились и отстранились со словами: «Хвастать нехорошо!»

- Хорошо, ребята, давайте назовем наш праздник по-другому – праздник гордости! Как вы думаете, чем гордость от хвастовства отличается?

Дети надолго и всерьез задумались над этим сложным вопросом.

- Как вы думаете, если мальчику Сереже родители подарили замечательную гоночную машину. Сережа пришел в группу и стал говорить: «Посмотрите, какая у меня супермашина, у вас-то ни у кого такой нет». Как себя чувствуют другие ребята?
- Плохо…Им обидно.
- Интересно, Сережа в этом случае гордится или хвастается машинкой?
- Хвастает.
- Как вы это определили?
- Потому что это не он сам купил, а родители… Ребятишек обидел…
- А если Сережа рассказал о том, как он научился на шпагат садиться и показал, как он это делает? Сережа хвастает или гордится?
- Хва…нет, гордится. Потому что это он сам.
- Тогда устроим праздник гордости вместо праздника хвастовства? Погордимся тем, что мы умеем!

Девочки с готовностью поддерживают это предложение, рассказывая большое стихотворение, выученное ко дню рождения мамы, и показывая, как красиво должны стоять настоящие балерины. Аплодисменты. Вот очередь доходит до Степы – очень серьезного мальчишки, старшего ребенка в большой семье. Он сидит в очень напряженной позе, завязав узлом ноги, смотрит в пол и говорит:

- А я все равно считаю, что это хвастовство, а не гордость. Хвастаться плохо! Я с вами играть в это не буду!
- Хорошо, Степа, если ты так считаешь, не играй. Только… Ты так необычно сложил ноги, у меня так вряд ли получится.
Безуспешно вместе с детьми пытаемся повторить позу Степы. Напряженность постепенно уходит из Степиной позы, на лице появляется хитрая полуулыбка.
- Интересно, если ноги поменять местами, у кого-нибудь из нас получится?
Еще одна безрезультатная попытка группы. Наконец Степа окончательно оттаивает:
- Смотрите! – и принимает зеркальную позу.
- Здорово! – группа дружно хлопает в ладоши.
- А я еще вот как могу! – продолжает Степа и встает на мостик.
После этого праздник хвастовства становится настоящим праздником. Поток детских: А я еще вот так могу, посмотрите!, кажется, не иссякнет никогда.

Со времени этого занятия прошло уже много месяцев, однако до сих пор когда я появляюсь в группе, за приветствием следуют фразы: Посмотрите, чему я научился! Посмотрите, как я умею! Посмотрите, что делает Митя!

Что самого важного произошло на этом занятии, длившемся немногим более получаса?

” Дети получили сначала внешнее, а затем и внутреннее разрешение отмечать и замечать свои достижения, быть спонтанными и естественными в проявлении своих чувств, гордиться своими талантами, а также, что удивительно, стали внимательнее друг к другу, к успехам других. Успешному человеку легче и приятнее принимать успех того, кто рядом, чем неудачнику.

Часто, применяя в процессе воспитания принцип «красного карандаша», строго указывая ребенку на его промахи и минимально отмечая достижения (чтобы не избаловать), мы считаем, что действуем на пользу ребенку. К сожалению, это не всегда так.

Само понятие «принцип красного карандаша» пришло из школьной практики проверки тетрадей. Когда учитель проверяет сочинение, он красным карандашом правит орфографию и пунктуацию, стилистические и речевые ошибки. Но школьное сочинение состоит не только из ошибок и погрешностей, В нем, как правило, присутствуют интересные мысли, удачные номинации и необычные метафоры. Почему учитель не кладет рядом с собой, например, зеленый карандаш, чтобы отмечать то, что получилось хорошо? Потому что в школьной практике это не принято. Как не принято хвалить вообще.

” Проведите статистический эксперимент: подсчитайте, сколько раз в день обращаетесь к ребенку с порицающими его поведение высказываниями, а сколько раз – с одобряющими? Полученные результаты определяются вовсе не тем, что ребенок плох или тем, что вы его недостаточно любите, а всего лишь воспитательными традициями, не всегда оправданными.

Насколько спонтанным, естественным и гармоничным вырастет ребенок, насколько позитивным будет его Я-образ, зависит, в том числе и от того, как часто мы разрешаем себе брать в руки «зеленый карандаш»…

04.10.2006
Анна Бердникова, психолог

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
ОлесяВова (17/10/2017)
Кьяра10
любить конечно надо просто так, а вот хвалить - за достижения, пусть самые маленькие...просто надо научиться их замечать, а если кажется что их нет - искать...вот как в статье с примером Степы..."ух ты как ты ноги завернул...я так не умею"
:aga-aga:
Эх, такие мы умные на форумах...
arevik (18/06/2013)
спасибо:)
а, если в такой формулировке -
Вот я лучше, чем Ваня играю
Сережа теперь слабее меня, я его перебарываю легко..
АнечЬка (18/06/2013)
Добрый день!

Цитата:
только-только начал учиться играть на гитаре, а уже говорит - я умею играть на гитаре!
Только-только начал - значит, чему-то уже научился и хотя бы самую простенькую мелодию на одной струне уже может сыграть :)

Как отреагировать? Одобрить стремление\умение и, если гитара под рукой попросить сыграть то ,что уже научился. Если не под рукой, попросить рассказать о том, чему уже научился.
arevik (16/06/2013)
а от если хвастает не реальными способностми, а тем, что хотелось бы уметь?
ну, или только-только начал учиться играть на гитаре, а уже говорит - я умею играть на гитаре!
как на это реагировать?
Vasilek (14/06/2013)
juditt
дык в истории про ролики ребенок хвастал именно своим умением кататься, а не тем, что ролики ему купили.

думаю, что эта злобная парочка сама не понимает различий между хвастовством вещью и гордостью за свои достижения.Simfonia

Скрытый текст:
я первый раз испытала гордость, когда мой будущий муж защитил диплом
kiss me (14/06/2013)
не думаю, что гордость - грех, а вот гордыня - да) вещи немного разные :aga-aga:
juditt (13/06/2013)
Ну, к сожалению, дети хвастаются чаще всего именно вещами, подарками. Поэтому и реакция злобная.
Ребенок должен гордиться своими достижениями( хотя слово плохое), но это непросто. Проще хвастать вещами. Все хотят новые игрушки, прибамбасы, поэтому зависть обеспечена. И родители это часто поощряют. До глупости доходит, малышня с айфонами во дворе - наглядный пример родительских странностей. Надо объяснить ребенку, что так рейтинг не повысишь, только недругов наживешь и неприятностей схлопочешь
Simfonia (13/06/2013)
У нас была история. Сын пришел на площадку на роликах, встал на них второй раз, естественно его распирает. Подходит к мальчику на площадке и говорит:
- Я умею на роликах кататься!
Мальчик со злобным выражением лица:
- Хвастаться нельзя!
Подскакивает его мама и тоже ему вторит, так же зло:
-Ну и что, что умеешь, хвастаться - это невоспитанность. :mad:

Даже не нашла, что сказать ей. И не поняла, почему была такая реакция. :-( Детям нельзя делиться (хвастаться) своими достижениями?

Сына успокоила, т.к. он близко принял к сердцу.

Если мне чужой ребенок скажет - я выучил стишок на английском или я научился кататься на велосипеде, я скажу - молодец! :idontno:
Кьяра10 (13/06/2013)
Хорошая статья, автор доступным языком пытается донести до родителей простую истину-любите своих детей просто так, гладьте, целуйте, хвалите ПРОСТО ТАК.

Правда, скоро набегут сюда, наверное особо просветленные и укажут, что гордость-это смертный грех. :-)
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться