/Занятия и игры для детей/Детский отдых

Единая программа в детских лагерях: детский отдых по стандарту

Единая программа в детских лагерях
Весной этого года приказом Министерства просвещения РФ утверждена Федеральная программа воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления. Теперь все сорок тысяч детских лагерей страны будут работать по единому воспитательному стандарту. 

Расскажем о целях этого нововведения и основных требованиях к организации воспитательной работы во время детского летнего отдыха.  
 

Инициатива введения единых воспитательных правил в детских лагерях принадлежит спикеру Госдумы Вячеславу Володину – на одном из заседаний нижней палаты парламента он предложил разработать и принять «рамочный закон об организации летнего детского отдыха». Предложение тут же было поддержано вице-премьером страны Дмитрием Чернышенко, поскольку это, по его словам, позволит «актуализировать основы госрегулирования и контроля детского отдыха, не обновлявшиеся с 2017 года».

Заявленные цели единой воспитательной программы:

  • развитие высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности;
  • укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, таких как уважение к жизни и достоинству человека, патриотизм, гражданская ответственность, верность Родине и крепкая семья;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов считает: «Внедрение единых стандартов воспитательной работы в лагерях - важный этап в формировании эффективной системы воспитания».

По мнению профессора департамента педагогики Московского городского педагогического университета Бориса Куприянова, единая программа воспитания – «первое включение государства в регламентацию содержания отдыха детей и их оздоровления после распада СССР, когда детский отдых в лагерях лишился явных идеологических ориентиров».

Ожидается, что в результате такой системной работы после отдыха в лагере ребенок должен:

  • осознать «свое единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности»; 
  • проявить готовность к защите Родины и способность «аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства»; 
  • «сохранять и защищать историческую правду»; 
  • «проявлять уважение к старшим и к институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей».

 

На основе Федеральной программы воспитательной работы, используя единые базовые принципы, каждый лагерь должен составить тематический план смен и распорядок дня. 

 

Базовые блоки

Для достижения названных воспитательных результатов предлагаются форматы мероприятий, разделенные на три обязательных блока.


«Мир: наука, культура, мораль». 

Сюда входят литературные встречи, исторические игры и информационные часы, в ходе которых детям «задаются образцы нравственного поведения через знакомство с деятелями науки и культуры разных стран и эпох, с героями-защитниками Отечества».
 

«Россия: прошлое, настоящее, будущее». 

В этот блок включена ежедневная церемония подъема и спуска российского флага, на открытии-закрытии смены и в государственные праздники ее следует проводить в торжественной обстановке. Список таких торжественных дат прилагается, в нем в числе прочих: День воссоединения Крыма с Россией, День русского языка, День семьи, любви и верности, День физкультурника и День кино. Приложены и методические рекомендации по проведению церемоний. 

Помимо этого, во второй блок вошли мероприятия, касающиеся «суверенитета и безопасности, защиты российского общества, народа России», много внимания тут отведено памяти защитников Отечества и подвигов героев нашей страны, сохранению исторической правды. На «часах памяти и мужества», воспитателям и вожатым необходимо будет «показать важность сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную землю и спасших мир от фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о военных преступлениях нацистов, которые не имеют срока давности». В целях формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания рекомендованы мероприятия на такие темы: «Защищать Родину - почетный долг», «Дети на защите Отечества», «Герои моей семьи».
 

«Человек: здоровье, безопасность, семья, творчество, развитие». 

Здесь упор делается на профилактику вредных привычек и формирование «социально-ценностного отношения к семье как первоосновы принадлежности к народу, Отечеству». Для выполнения поставленных задач будут проводить спортивные соревнования и игры, профилактические беседы и инструктажи, знакомящие детей с правилами безопасного поведения на дороге и в транспорте, на водоемах и в общественных местах, правилами пожарной безопасности, а также тематические часы по профилактике вредных привычек и развитию интереса детей к занятиям физкультурой и спортом.

Кроме этого, в единой программе содержится примерный календарный план воспитательной работы, предусматривающий построение лагерных смен с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Учитываются и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья – для них в лагере будут созданы все условия полноценного комфортного отдыха.

 

Подготовка кадров

Для работы по единой программе создается единая система профессионального обучения воспитателей и вожатых – это позволит подготовить специалистов, действующих в одном ключе, по образцам, которые предложены государством.

Теперь сотрудников будут подбирать с особым вниманием, это будут не только наставники и аниматоры, но и исполнители воспитательной госпрограммы, отвечающие за формирование духовно-нравственных ценностей. Особым будет и контроль за их работой.

В Федеральную программу включен большой блок методических материалов для конструктивной и качественной работы в лагере.

Ожидается, что единый подход к воспитанию во время летнего отдыха поможет сделать работу с детьми более содержательной и ориентированной на патриотизм, духовные ценности, культуру, здоровье и безопасность. Однако для реализации программы по всем обозначенным в ней направлениям потребуется большее количество форм работы.

 

Требования к сайтам

Единые требования будут предъявляться и к сайтам детских оздоровительных учреждений – ресурсы должны будут удовлетворять все запросы и пожелания родителей. 

В структуру сайтов организаций летнего отдыха в обязательном порядке необходимо будет включить разделы:

  • Об организации отдыха детей и их оздоровления; 
  • Деятельность;
  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность; 
  • Услуги, в том числе платные; 
  • Доступная среда; 
  • Иная информация (при наличии).

Информацию на сайтах предписывается размещать в формате набора страниц, иерархического списка или ссылок на другие разделы и подразделы. 

В случае, когда лагерь является структурным подразделением школы, на сайте образовательного учреждения нужно будет создать специальный раздел «Сведения об организации отдыха детей и их оздоровления» со всеми указанными пунктами.

 

Мнения экспертов

Директор Всероссийского детского центра «Смена» Игорь Журавлев полагает, что главной задачей руководства лагерей будет «найти правильный баланс между необходимостью соблюдения единых стандартов и возможностью внедрять свои уникальные идеи». Если этот баланс будет найден, то отдых детей «станет более полезным и значимым, поскольку они смогут не только приятно проводить время, но и осваивать новые знания и навыки, участвовать в научных исследованиях, заниматься проектной деятельностью и развивать свои творческие способности».

А директор Центра подготовки и вожатской практики Государственного университета просвещения Людмила Спирина убеждена в том, что сложностей при переходе на новые стандарты возникнуть не должно: «Дети этот переход вообще не заметят - они ориентируются всегда на взрослых, которые с ними работают».

Некоторые опасения и неясности у экспертов все же есть. Так, председатель ассоциации программных лагерей Андрей Березников отмечает: «Не вполне понятно, например, кто и как будет контролировать выполнение этого приказа и каким образом можно уместить имеющиеся инвариантные пункты в одну смену, с учетом того, что у лагерей есть своя программа, обычно расписанная по дням и минутам». К тому же он ставит под сомнение предложенные программой методы работы, считая их слишком прямолинейными, а это «может вызвать обратный эффект - формально организаторами отдыха они будут исполняться, но могут вызывать у детей отторжение или безвольное следование без осмысления».

Еще один эксперт - председатель правления Фонда развития детских лагерей Андрей Данилков предупреждает: «Разворот в сторону нескольких приоритетных направлений в воспитании может привести к тому, что будут упущены все остальные. Лагеря могут потерять свою «самость», уникальность, а именно этим российская лагерная педагогика отличается от других мировых моделей детского отдыха».

 

Так или иначе, сказать с уверенностью, будет ли полезна единая воспитательная программа, даст ли она ожидаемый разработчиками эффект, сейчас сложно – летняя оздоровительная кампания только началась, и сделать первые выводы можно будет, отработав в новом режиме хотя бы одно лагерное лето. 

 

Алина Тищенко
17.06.25

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться