Женские имена на букву М

/О детях/Детское здоровье и уход/Другие дети

В семье другой ребенок: выявить способности

 Это может казаться  странным, но так часто за нуждами  лечения и реабилитации забывается, что ребенок с ограниченными  возможностями остается, прежде всего, ребенком, просто у него есть еще и свои особые нужды. Очень важно помочь ребенку понять себя и свои ограничения, сформировать положительную самооценку, воспитать в себе личность, но не менее важно обеспечить и такие потребности, как и у обычных детей, т.е. любить ребенка, научить его дисциплине, создать возможность развивать свои способности и т.п. Свои таланты и увлечения есть и особых детей, так что просто найдите сильные стороны своего ребенка и развивайте их. Развитие способностей поможет юному человеку не только найти свою отдушину в жизни, но и возможно в будущем реализовать себя в профессиональной деятельности. 

Люди с легкой формой ДЦП могут овладеть многими  специальностями. Это прежде всего профессии умственного труда: экономисты, младший медицинский персонал, педагоги (но не преподаватели младших классов, где требуется каллиграфический почерк). Для людей со средней степенью ДЦП больше подойдут специальности, позволяющие работать на дому - это программисты, журналисты-фрилансеры и даже (при сохранности движений рук) швеи.  

В демократических  странах многие молодые люди с  синдромом Дауна после окончания  школы получают начальное профессиональное образование, в той или иной степени  соответствующее их интересам и  возможностям. Это позволяет им найти  работу в самых различных областях. Они могут работать помощниками  воспитателей в детских садах, помощниками  среднего медицинского персонала в  клиниках и социальных учреждениях, выполнять различную техническую  работу в офисах (особенно хорошо осваивают  работу на компьютере), работать в сфере  обслуживания - кафе, супермаркетах  и видеотеках, а так же вести  другую профессиональную деятельность. Известны случаи, когда люди с синдромом  Дауна занимаются творчеством в  изобразительном искусстве, музыке, хореографии театре и кинематографе. В 1997 году актер с синдромом Дауна  Паскаль Дюкен получил главный приз за исполнение лучшей мужской роли на Каннском фестивале! 

Люди с аутизмом часто бывают талантливы в какой-либо узкой области, например, в музыке или математике, хотя в обычной, повседневной жизни они испытывают большие трудности. Но для того, чтобы их таланты могли реализоваться, необходима большая и сложная коррекционная работа. И чем раньше она начнется, тем больше шансов на успех. То, что эти дети действительно способны к большим достижениям, подтверждает тот факт, что в числе аутистов называют Альберта Эйнштейна, Исаака Ньютона, Джорджа Оруэлла, Герберта Уэллса, Вольфганга Моцарта, Льюиса Кэрролла, Винсента Ван Гога, Пикассо, Йетса и других великих людей. По некоторым данным у Билла Гейтса от 5 до 20 % персонала - аутисты. 

Примеры успешной реализации своих способностей есть и в России.

Мария Баталова (дочь Алексея Баталова) – инвалид от рождения. Казалось бы, с диагнозом ДЦП ей суждено было влачить жалкое существование, но дочери известного актера удалось получить образование и стать сценаристом. Она не живет в роскоши, даже, наоборот, во многом нуждается. Зарабатывая деньги, жертвует на благотворительность. Потому что считает: на свете есть люди, которым еще больнее.

  Страшный диагноз ребенка стал ударом для родителей! Казалось, это приговор.

– Но у нас даже мысли  не было отказаться от ребенка! – вспоминает Алексей Владимирович. – Считаю, что  любые нормальные люди поступили бы так же, как и  мы. Родители утешались  надеждой: ребенок  выздоровеет! И растили  Машу, внушая ей, что  она – полноценный  человек и обязательно  одолеет болезнь. Старались, чтобы  она не отставала  от своих сверстников, училась. Машеньку не хотели принимать  в обычную среднюю  школу. Родителям  стоило большого труда, чтобы убедить  комиссию: девочка  дееспособна!

– Ею постоянно занимались бабушка и мама, – рассказал  Алексей  Баталов. – Только благодаря им она нормально окончила школу. Мы надеялись на выздоровление дочери. Когда я преподавал в Канаде, Америке, то пытался найти какие-то лекарства, которых нет в России, искал врачей, которые могли бы помочь. Но, к сожалению, чуда не произошло. Дочь прикована к коляске. Но я купил ей специальную клавиатуру, с помощью которой она может печатать одним пальцем. Дочка у меня очень упорная, постоянно занимается. Она по несколько раз в день выполняет специальные упражнения, чтобы хоть чуть-чуть двигаться. Становится аж мокрой – столько усилий ей приходится прилагать. Это, конечно, адовы муки…

Благодаря усилиям родных Маша окончила школу. А  потом отец, занимавший пост руководителя кафедры  актерского мастерства во ВГИКе, задумался, как дать дочери высшее образование. Конечно, пришлось убеждать руководство ВУЗа, чтобы человека, который не может говорить и двигаться, приняли на сценарный факультет. Но творческое задание на вступительных экзаменах Маша выполнила сама. Преподаватели убедились: девушка обладает писательским талантом. По просьбе отца преподаватели приезжали домой к Баталовым и начитывали курс. Мария успешно сдала экзамены и получила диплом сценариста.

Свой  первый в жизни  сценарий Маша написала благодаря матери. Гитана Аркадьевна много  рассказывала дочери о цирковом прошлом. Так родился фильм  «Дом на Английской набережной», режиссером которого стал Михаил Богин. В 2008 году на фестивале «Московская кинопремьера» Мария получила из рук Эльдара Рязанова приз за лучший сценарий. Это не единственное ее достижение, она пишет музыкальные рецензии в газетах, ее знают в мире музыкальной критики.

Все свои доходы от выпуска  книг и сценариев  Маша уже не раз  жертвовала на Дом  ветеранов кино в  Матвеевском. Это  место, где доживают свои дни актеры, которые на старости лет оказались  забытыми, ненужными  родственникам.

– Мы поражены поступком  этой мужественной девочки. Ей самой нужна  помощь, да и ее отец едва сводит концы  с концами, – говорит  актриса Римма  Маркова, которая  также участвует  в помощи этому  учреждению. – Но Машенька объяснила, что не считает  себя обделенной. Она  сказала: «Люди должны не сетовать на физические страдания, а радоваться каждому дню и  жить полной жизнью, несмотря ни на что».

Мария Нефедова.

Сложно  поверить, но девочке с флейтой 41 год. Дважды в неделю Маша приходит в Центр ранней помощи детям с синдромом Дауна «Даунсайд Ап» на работу. «Я помощник педагога. Здесь я занимаюсь с детьми. Мы  играем, поем, рисуем и учимся. Дети — цветы нашей жизни», — рассказывает о своих должностных обязанностях Мария. Улыбнувшись, добавляет: «Мы с ребятами дружим». Часто вести себя как воспитатель не получается: «Я теряюсь, не знаю, что с ними делать. Я их очень люблю всех». 
Маше отвечают взаимностью и педагоги, и маленькие воспитанники. Кроме работы в «Даунсайд Ап» у Маши много увлечений. Она отлично плавает, играет в настольный теннис, катается на лыжах. Маша солистка оркестра «Волшебная флейта» и актриса «Театра Простодушных». 
Успехи Маши — в значительной степени заслуга родителей. В советское время Нефедовы смогли прорвать блокаду общественного негатива к людям с синдромом Дауна. Мама Людмила Федоровна, занимаясь развитием своей дочки, помогла и десяткам других детей с особенностями развития. В своей мастерской декоративно-прикладного искусства учила ребят дружить, развиваться творчески, быть самостоятельными. Папа Маши, Юрий Петрович, написал брошюру о семейном опыте воспитания ребенка-инвалида.

Соня  Шаталова.

  «Душа – это  пустота в человеке, которую он заполняет  Богом или Сатаной». Немногим известно, что этот афоризм  написала страдающая  аутизмом Соня  Шаталова в возрасте 8 лет.

Сейчас  девушке 17, ее стихи  и сказки неоднократно занимали призовые места  на конкурсах литературного  творчества обычных  детей, издана книга. Соня успешно осваивает  математику и иностранные  языки, любит заниматься с собакой и  дельфинами, с юных лет пишет совсем не детские произведения. Говорить она, правда, так и не научилась.

До  того, как ей исполнилось 8 лет, многие люди даже и не подозревали, что она понимает человеческую речь. Одна нейропсихолог, например, упорно не верила в возможности Сони и характеризовала ее: «девочка – имбецил». То есть человек с абсолютно сниженным интеллектом.

В 8 лет совершенно случайно обнаружилось, что  Соня не только прекрасно  все понимает, но еще умеет читать и писать. Никто этому ее не учил (!). Накануне летом, в конном лагере «Солнечного Мира» они с мамой ходили на занятия в литературную студию. Мама там писала замечательные сказки, а Соня бегала и мешала всем. Но однажды, уже дома, мама случайно положила свою руку поверх Сониной руки, а рядом на столе лежала тетрадь и ручка. Соня потянулась к ручке, и так, рука в руке, она написала первые слова: что она умеет читать и теперь – писать.

И после этого она  стала общаться с  людьми посредством  письменной речи: сначала  – с помощью  прикосновения маминой  руки, потом сама научилась печатать на компьютере… 

Далеко не каждый ребенок обладает особой одаренностью, но  исследуйте его наклонности  и увлечения, дайте Вашему малышу проявить себя насколько это возможно,  тогда все барьеры его особенностей рухнут,  и Вы увидите личность со своими достоинствами и недостатками, интересами, способностями и склонностями - совершенно уникальную и абсолютно  неповторимую, а главное обладающую всеми правами на счастливую жизнь.  

Многие мамы прилагают  все усилия, чтобы раскрыть способности  своих особых детей:

EvaJ: Я думаю это вообще очень важно для любого ребенка - найти то самое, предназначенное свыше. Поэтому просто предлагаю ему всевозможные виды деятельности, чтобы нащупать к чему у него есть склонность. Очень кстати помогает мнение, что особенные дети часто бывают одаренными.

Barsa: Наверное, это будет звучать несколько смешно и глупо, но мне почему-то помогало то, что Варвара очень красивый ребенок. Понимаю, что каждой маме кажется, что ее малыш самый-самый красивый на свете, но тут мое крайне субъективное мнение ежедневно подтверждалось мнением самых разных знакомых и незнакомых людей. Я смотрела на ее красоту, и мне становилось проще понимать и принимать ее прочие особенности и таланты. Например, поскольку она красива, мне нравилось ее наряжать - наряжаться стало нравится и ей самой -  любовь к красивым платьям неожиданно привела нас к любви к танцам( в книжке ребенка увидела балерину в красивом платье, стала повторять движения), и вдруг оказалось, что девочка очень музыкальна. Это просто частность, роль такого катализатора может сыграть абсолютно все, что угодно.

Марина  Ю.: У каждого малыша с любыми особенностями есть свои таланты, способности или хотя бы интересы. Они могут быть самыми неожиданными, поэтому старались дать шанс позаниматься всем подряд... Нам было достаточно сложно увидеть какие-либо склонности первое время, так как ребенок информацию воспринимал очень плохо, но стали обращать внимание, что из нескольких предложенных игрушек всегда берет лошадей, так родилось наше увлечение верховой ездой. А под музыку ребенок лучше засыпал, легче успокаивался...  До сих пор математику выполняем быстрее, если играет классическая музыка...

Анастасия:  У меня действительно уникальный ребенок - с феноменальной памятью, с удивительной способностью к языкам, с прекрасно развитым музыкальным слухом и т.п. Его таланты легко поддаются развитию.  
Вот как только окружающим показать, что у моего ребенка есть и сильные стороны??

Сказка: Мне кажется, неприятие ребенка из-за того, что он не вписывается в твою картину мира, примерно тоже, что и неприятие ребенка из-за того, что он не хочет быть врачом, хорошо учиться, встречаться с теми, кто нравится родителям... По большому счету таким детям может вредить только отношение к ним окружающих, и в первую очередь родителей. Если родители будут воспринимать такого ребенка как человека и уважать его мир, отличных от их мира, если будут присутствовать в нем как близкие и любящие люди, ребенку будет хорошо. Задача родителей - помочь ребенку по возможности социализироваться или по крайней мере жить счастливо в том мире, в котором он может жить.

В качестве эпилога  хочется привести стихи Сони Шаталовой, написанные в 9 лет, посвященные ее маме:

Знаешь, мама, ты ошиблась, 
Так отвергнув свой талант. 
Сколько вынесла обиды, 
Нас держа, как небо – Атлант. 
Отказалась от работы – 
Очень сложная семья, 
Постоянно болен кто-то, 
И никчёмушная я. 
– Тяжкий крест, до гроба горе, 
Лучше было б в интернат, 
Всё устроилось бы вскоре, 
А так у вас никто не рад. 
Ведь она неизлечима. – 
Ты смеялась всем в ответ: 
– Моя дочка молодчина, 
И матери счастливей нет! – 
Счастье выпало нам вместе, 
По воле Божьей, жизнь пройти. 
Теперь это дело чести. 
И нет ошибки. Мы в пути.


22.08.2011
Подборку сделала Марина Ю.
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь