Женские имена на букву М

/О детях/Детский сад

В детских садах России – единая программа

Особенности новой образовательной программы для дошкольников

С 1 сентября 2023 года по всей стране установлены единые требования к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах.

Напомним, какие цели ставит новая система, как предполагается их достичь и что изменилось в работе детских садов.      
 

Особенности новой образовательной программы для дошкольников

25 ноября 2022 года Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации № 1028  утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). Кратко познакомим вас с ее содержанием.

Новая программа дошкольного образования «нацелена на разностороннее развитие ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций. Она призвана способствовать воспитанию подрастающего поколения знающим и уважающим историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины».

" Среди духовно-нравственных ценностей составители программы особое внимание уделяют патриотизму. Так, для его воспитания детям до 3 лет расскажут о месте, где они живут, четырех-шестилеток познакомят с государственными праздниками и символикой; дошколят 6-7 лет – с гимном и Конституцией РФ.

Достигнуть цели программы предполагается, решая такие задачи:

  • ввести единые для всех детских садов страны базовые требования к содержанию дошкольного образования и планируемым результатам освоения образовательной программы; 
  • с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития приобщить детей к базовым ценностям нашего народа;
  • создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 
  • обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; 
  • к окончанию дошкольного образования обеспечить достижение детьми уровня развития, необходимого для успешного освоения ими образовательных программ начальной школы
  • обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей или законных представителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Новая программа ориентирована на объединение обучения и воспитания на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.

 

Единое образовательное пространство или зачем нужна новая программа

А как было раньше?

До утверждения Федеральной программы детские сады в нашей стране работали по 24 программам дошкольного образования, причем, как считают в Минпросвещения, в практике применения каждой из них были свои недоработки. Теперь учебно-воспитательный процесс будет направлен на создание и укрепление единого образовательного пространства для всех дошкольников. 

В новой программе нет четкого дробления на дисциплины и учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом и состоит из двух частей: инвариативной (обязательной) и вариативной (необязательной). 

Предполагается, что программа будет использоваться в качестве основы для разработки собственной программы дошкольного учреждения. При этом обязательная часть должна соответствовать федеральной программе и составлять не менее 60% от общего объема, на вариативную часть, формируемую самими образовательными организациями, выделяется не более 40%. Такой подход позволит дать детям определенный базовый уровень образования и воспитания и реализовывать выбранные с учетом мнения родителей направления развития.

Единое образовательное пространство или зачем нужна новая программа

Оценка результативности: двоек ставить не будут!

Раньше оценка успехов каждого ребенка была субъективной, от педагогов требовалась лишь последовательная подача разнообразного развивающего и учебного материала детям без учета результата.

Новая программа имеет четкие ориентиры всестороннего воспитания и развития детей, она вводит понятие ожидаемого результата, для чего и формируется целостный подход к преподаванию различных дисциплин. 

ФГОС и специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка этого возраста конкретных образовательных достижений, поэтому ожидаемые результаты освоения Федеральной программы – это некие целевые ориентиры, основанные на возрастных характеристиках возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного детства: младенческом (до 1 года), раннем (от 1 года до 3 лет) и дошкольном (от 3 до 7 лет). 

" Возрастные ориентиры, обозначенные в программе, имеют условный характер, поскольку дошкольники имеют индивидуальный темп психического развития, в особенности в критические периоды.

Это означает, что ребенок может продемонстрировать планируемые результаты раньше или позже заданных возрастных ориентиров. Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может различаться у детей одного возраста в силу индивидуальных особенностей и разных не одинаковых начальных условий освоения образовательной программы.

 

Что будет обязательным в детских садах

Работать по-новому должны будут все детские сады, включая частные. Помимо образовательной программы, определяющей содержание деятельности педагогов и ожидаемые результаты, обязательными к исполнению будут федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы, а также программы коррекционно-развивающей работы, примерный режим и распорядок дня групп.

Основные направления воспитательной работы, прописанные в рабочей программе воспитания: патриотическое, духовно-нравственное, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, эстетическое. 
В федеральный календарный план воспитательной работы внесены основные государственные и народные праздники, памятные даты. 

Что будет обязательным в детских садах

Программа строго регламентирует время начала и окончания учебных занятий: они должны начинаться не ранее восьми утра и оканчиваться не позднее пяти вечера. Помимо этого  установлены четкие требования к режиму в соответствии с возрастной группой:

  • продолжительности занятия;
  • продолжительности дневной суммарной образовательной нагрузки; 
  • продолжительности перерывов между занятиями;
  • продолжительности дневного сна:
  • продолжительности прогулок;
  • суммарному объему двигательной активности;
  • режиму питания и количеству приемов пищи (в зависимости от длительности пребывания детей и режима обучения).

 

Духовное развитие ребенка - вместе с родителями

В программе приведен список литературных, музыкальных, художественных, анимационных и кинематографических произведений для духовного развития дошкольников. Более 600 произведений художественной литературы, около 400 музыкальных, около 70 - изобразительного искусства подобраны для использования воспитателями на занятиях. Однако немаловажную роль в духовно-нравственном воспитании отводят родителям. Новая программа предлагает не только чтение, просмотр и прослушивание произведений совместно с родителями, но и последующее обсуждение их с ребенком. 

Духовное развитие ребенка - вместе с родителями

" Авторы считают, что родителей необходимо вовлекать в процесс воспитания ребенка -  это один из главных элементов в развитии детей.

Результат образовательно-воспитательного процесса напрямую зависит от отношений в семье, от того, чем и с кем занимается ребенок дома, от близости взрослых и детей и их заинтересованности жизнью маленького члена семьи. Укрепление тесного духовного и культурного контакта родителей с ребенком, по мнению авторов программы, способствует формированию у него понятия о семье, которая является одной из нравственных ценностей, названных в целях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования. 

 

По словам разработчиков, новая программа дошкольного образования создана на основе лучших методических рекомендаций, чтобы дать равные возможности для развития детей по всей стране. Документ уточняет ключевые подходы в дошкольном образовании и целевые ориентиры развития детей каждого возраста, единые базовые объемы, содержание и ожидаемые результаты. 

Важно, что воспитательная составляющая ставится во главу угла, и ориентирована она на формирование у дошкольников основ гражданской и культурной идентичности, гуманизма, милосердия, взаимопомощи и взаимоуважения. 

Если это удастся, то, хочется верить, мы получим интеллектуально и нравственно развитое поколение, а  мир станет добрее и лучше.

 

Алина Тищенко
20.06.23 
обновлено 8.10.23 

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Ничего значительно нового не увидела, все также. При адекватных воспитателях все будет по-прежнему
Баба Маня (28/06/2023)
Опять все заформализируют...
ТЕАМА (28/06/2023)
Лелечка))), тоже рада. Не хватало мне с ребенком дома обсуждать книги по программе)) Впрочем... я бы пообсуждала :haha: Интересно, что будет семье, если ребенок с родителями пришел к другим выводам :-)
Лелечка))) (27/06/2023)
Как хорошо, что у нас садик закончился))))
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться