Логопед или дефектолог? 5 вопросов
Очень часто родители сталкиваются с «особым развитием» ребенка: у него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм, затруднено общение, нет речи. Как правило, тогда начинается поиск специалистов, которые могут помочь в этой проблеме.
Здесь собраны самые распространенные вопросы родителей, которые впервые столкнулись с проблемами задержки речевого и психоречевого развития у ребенка.
1. К какому специалисту обращаться?
Ребенка нужно обязательно показать: невропатологу, психиатру, педиатру, психологу, а также дефектологу и логопеду.
Дефектолог — это коррекционный педагог, специалист в области обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. Логопед — специалист в области обучения детей с нарушениями речи, он оказывает помощь при нарушении речи средствами коррекционного обучения и воспитания.
2. В чем отличие логопеда от дефектолога?
Логопед занимается уже с говорящими ребятишками с нарушением звукопроизношения или произношения сложных слоговых структур. Он корректирует совершенно невнятную речь, занимается постановкой звуков.
Дефектолог же занимается общим развитием ребенка, всех его возможностей, проводит занятия. Производит обучение и воспитание детей с задержкой психического развития, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также со сложной структурой дефекта.
В задачи дефектологии входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, бытовой и социальной адаптации категории детей, которым она требуется.
3. Как строится работа дефектолога?
В работе дефектолога преобладают индивидуальные занятия. Это позволяет учесть особенности каждого ребенка, увидеть лишь ему присущие специфические отклонения в психофизическом развитии и подобрать действенные методические приемы для их преодоления. Т.е. дефектолог подстраивается под ребенка в игровой или урочной форме, пытается научить ребенка тому или иному навыку. Особое внимание уделяется речевому развитию ребенка.
Основные методы таковы:
- урочный метод (выглядит как обычный урок с определённой целью);
- игровой метод (развивающие, обучающие, воспитательные игровые занятия);
- метод контроля достижений (включает задания и последующий контроль их выполнения). Особенно хорошо помогает детям, не умеющим достигать результатов в обучении, преодолевать трудности и собственную лень.
4. С какого возраста начинать занятия?
Как правило, на занятия с логопедом берут с 4-5 лет. Когда обращаться к дефектологу? По-разному, зависит от возможности, желания ребенка и подготовленности специалиста, но чаще всего — с 2-2,5 лет.
5. Какие упражнения используют дефектологи?
Приведем некоторые развивающие игры, которые применяют в своих занятиях дефектологи.
-
Упражнения для развития мелкой моторики рук
Упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. Массаж рук, ладошек рекомендуют делать уже с годовалого возраста.
Упражнение «Этот пальчик»:
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш!
(поочередно загибать пальцы в кулачок)
Развитию ручной моторики способствуют также:
- Занятия с пластилином, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
- Нанизывание бус;
- Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
- Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы, мелкие игрушки, фасоль;
- Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
- Рисование по точкам, пунктирным линиям;
-
Игры на развитие зрительного внимания
- Лото, домино
- НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА (Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор).
- ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО (Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти)
-
Игры на развитие слухового внимания
- ЧТО ЗВУЧАЛО? ( Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало).
-
Игры на развитие моторно-двигательного внимания
- КТО ЛЕТАЕТ? (Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки)
- СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ (В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым).
Желаю, чтобы ваши детки преодолели все трудности и радовали вас своими достижениями!
13.07.2012
Подборку составила Хамелион