Целевой прием-2024: новые правила
Правительство весной этого года утвердило новое положение о целевом обучении. Новые правила поступления на целевые места действуют с 1 мая 2024 года.
Расскажем, что поменялось в условиях целевого приема и обучения для заказчиков и абитуриентов.
Что означает «целевое обучение»
Целевое обучение – это обучение профессии в вузе по целевому направлению от будущего работодателя. То есть, когда предприятию или учреждению требуются квалифицированные кадры, оно направляет выпускников школ на учебу с тем, чтобы они отучились и пришли к направителю работать.
" Для этого между работодателем и абитуриентом заключается договор, по которому первый обязуется по окончании обучения принять второго на работу, а второй – освоить необходимую образовательную программу и отработать у заказчика определенный срок.
Целевое обучение часто предполагает поступление по специальной квоте. Доля бюджетных мест на федеральную целевую квоту утверждается ежегодно Правительством РФ, в регионах каждый субъект утверждает свою квоту самостоятельно.
" Федеральная квота на целевое обучение в 2024-2025 учебном году утверждена в количестве 145 тысяч мест. Это чуть больше 23% всех бюджетных мест, выделенных в 2024/25 учебном году.
В феврале этого года правительство утвердило квоты приёма на целевое обучение в вузах на 2024 г. почти по 900 направлениям подготовки. Численно целевых мест в этом году стало больше на 6% по сравнению с прошлым годом, но их доля в общем количестве бюджетных мест осталась примерно такой же, как и раньше.
Традиционно большие доли бюджетных мест выделены под целевое обучение по оборонным, медицинским и инженерным специальностям, а также тем направлениям, которые связаны со строительством и эксплуатацией железных дорог, мостов и транспортных тоннелей:
- На специальностях «Лечебное дело» и у «Педиатрия» 76% бюджетных мест будут целевыми (на 1% больше, чем в прошлом году).
- Для обучения проектировщиков авиационных и ракетных двигателей выделят 70% бюджетных мест (на 10% больше прошлогоднего).
- На специальностях «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «Подвижной состав железных дорог», «Испытание летательных аппаратов», «Радиоэлектронные системы и комплексы», «Специальные системы жизнеобеспечения» 60% бюджетных мест выделено целевикам.
- На педагогических направлениях бакалавриата сохранили квоту в 30%.
- По всем научным специальностям в аспирантуре доля целевых бюджетных мест составит 35%, по сравнению с прошлым годом она выросла всего на 2%.
В прошедшем учебном году по договорам целевого обучении в вузах страны училось более 200 тысяч человек, подавляющее большинство за счет федерального бюджета. Чуть больше 40% от общего количества целевиков получают медицинское образование, 10,5% – педагогическое.
Преимущества целевого обучения
Для абитуриентов – это возможность поступить на бюджет даже с невысокими баллами ЕГЭ, поскольку прием по направлению идет по отдельному конкурсу, и проходной балл в нем ниже, чем в общем.
В период обучения многие целевые студенты получают стимулирующую поддержку от заказчика – это может быть дополнительная стипендия, оплата расходов на транспорт, общежитие или обучение за рамками образовательной программы, а сразу после получения диплома имеют работу.
Для заказчика же целевики – это возможность сначала выбрать среди абитуриентов подходящего сотрудника (для этого проводят собеседование и тестирование школьников), затем – контролировать его обучение, чтобы на выходе получить квалифицированного специалиста.
Поправки, внесенные в закон об образовании весной 2023 года, коснулись и уточнения определения целевого обучения: в новой редакции оно трактуется как «получение гражданином профессионального образования в соответствии с договором, предусматривающим трудоустройство гражданина по завершении им обучения и осуществление им трудовой деятельности в соответствии с полученной квалификацией».
Сначала его предлагалось определить как «целенаправленный процесс обучения по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, осуществляемый на основании договоров о целевом обучении». Но в итоге акцент сделали именно на последующем трудоустройстве.
Новое в содержании и порядке заключения договора о целевом обучении
Количество договоров
Раньше правила разрешали заключать несколько договоров и подавать документы в пять вузов. Новый порядок ограничивает возможности целевиков одним договором с одним заказчиком для одного вуза и одной специальности (это пока не коснется магистратуры и аспирантуры). Тех, кто поступит на бюджет по квоте и откажется заключать договор, отчислят или переведут на платную основу.
" В таких условиях для увеличения шансов на бесплатное образование целесообразно будет подать заявления и на целевое обучение – в один вуз на одну специальность, и на участие в общем конкурсе – в пять вузов на пять направлений подготовки в каждом.
Стороны договора
По прежним правилам в договоре были две основные стороны: заказчик и гражданин, третьей дополнительной стороной может выступать образовательная организация и работодатель. Это означает, что раньше за успеваемостью целевика должен был следить заказчик. После 1 мая 2024 года вуз стал третьей обязательной стороной. Заказчик теперь будет прописывать в договоре требования к успеваемости студента, а вузы станут контролировать соблюдение этих требований и информировать организацию об успеваемости будущего сотрудника. Третьей дополнительной стороной также сможет стать работодатель.
Иногда заказчик и работодатель – не одна организация, работодателем может быть структура, которая подчиняется заказчику или связана с ним.
Срок отработки по договору
Новые правила устанавливают максимальный срок отработки после окончания обучения в месте, определенном заказчиком – он не может быть более пяти лет. Сейчас верхняя граница не установлена, есть только минимум в три года, он останется без изменений.
Время заключения договора
В 2024 году подписать договор можно будет только после зачисления, но до начала учебного года (в прошлом году договор заключали до зачисления).
Те, кто уже учится, тоже могут стать целевиками, в этом случае срок заключения договора определяет заказчик.
Обязательства и ответственность сторон договора
Помимо обязательств заказчика по трудоустройству целевика и предоставлению ему на время обучения мер поддержки, в договор могут быть включены еще условия о прохождении практики у заказчика, его требованиях к успеваемости своего потенциального сотрудника и санкциях за невыполнение этих требований.
" Если заказчик не выполнит обязательства по договору или расторгнет его в одностороннем порядке, он должен будет заплатить целевику компенсацию – три среднемесячные зарплаты, которые выплачиваются в регионе несостоявшегося трудоустройства.
Если же студенту не предоставят обещанные меры поддержки, он сможет досрочно расторгнуть договор.
Штраф грозит заказчику целевого обучения в случае отказа заключить договор со студентом, зачисленным на место для целевого обучения, или расторжения договора до прохождения первой промежуточной аттестации. Размер такого штрафа – сумма расходов бюджета, направленных на обучение. Если то же самое сделает целевик, его отчислят.
Пополнение списка заказчиков целевого обучения
По действующим правилам в перечень заказчиков целевого обучения входят:
- федеральные министерства и ведомства, органы государственной власти и местного самоуправления;
- государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия;
- государственные корпорации и компании;
- хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования;
- организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;
- акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации;
- организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям.
Во вступительную кампанию 2024 этот список пополняют:
- резиденты особых экономических зон, зон территориального развития, Арктической зоны и свободного порта Владивосток;
- организации, получившие статус участника проекта на территориях инновационного центра «Сколково» или относящиеся к международному медицинскому кластеру, а также инновационные научно-технологические центры;
- организации со статусом участника Военного инновационного технополиса «Эра» Министерства обороны.
Названные организации должны находиться в этих статусах не менее трёх лет.
Заказчиками целевого обучения не могут стать лица и организации, находящиеся под юрисдикцией стран из перечня недружественных, а также те, кого признали иноагентами. Для приема по квоте заказчиками могут быть только государственные органы, корпорации и организации, в уставном капитале которых есть доля государства.
Где искать заказчиков
С 1 мая 2024 года заказчики целевого обучения публикуют свои предложения на Единой цифровой платформе «Работа в России» (trudvsem.ru), в разделе «Целевое обучение». Срок размещения предложений – до 10 июня каждого года, то есть на ближайший учебный год предложения сформированы.
В предложениях заказчиков можно найти следующую информацию:
- в каких вузах и по каким специальностям будет проходить целевое обучение;
- сколько договоров и с поступающими на какие именно направления подготовки в какой образовательной организации (конкретном вузе или колледже) планируется заключить;
- где и кем будет работать выпускник;
- какие меры поддержки получит целевик;
- какие требования предъявляет заказчик к студенту;
- какие санкции предусмотрены за несоблюдение условий договора;
- контактные данные заказчиков.
На платформе будут размещаться три вида предложений:
- Для поступающих по целевой квоте — то есть на бюджетные места, выделенные в вузах специально под целевое обучение. На такие места конкурс проводится отдельно от основного конкурса, и в нём участвуют только те, кто претендует именно на целевое обучение.
- Для поступающих не по квоте. Тут подразумевается, что поступать абитуриент будет на общих основаниях на обычные (не целевые) бюджетные места или на платные места, но заключит с заказчиком договор, по которому должен будет после выпуска какое-то время отработать в определённом месте. Заказчик по этому договору обеспечит его мерами поддержки — это могут быть и материальное стимулирование в виде стипендии, и оплата обучения, и предоставление жилья на время учёбы и отработки (в каждом случае могут быть свои условия).
- Для тех, кто уже находится в процессе обучения. Теперь заказчики могут заключать договоры о целевом обучении не только во время приёмной кампании, то есть с теми, кто поступает в вузы и колледжи, но и с теми, кто там уже учится. Благодаря этому студент может получить гарантированное место работы после выпуска, а также меры материальной и социальной поддержки, а работодатель может договориться с будущим молодым специалистом, выбрав его из числа откликнувшихся студентов.
В предложении заказчика, размещённом на портале «Работа в России», должно быть указано, адресовано оно поступающим в пределах целевой квоты или по другим основаниям.
Если предложение заказчика адресовано тем, кто уже учится в вузах и колледжах, в объявлении указывается год выпуска студентов, которые интересуют заказчика.
Информация находится в свободном доступе (кроме предложений о целевом обучении в интересах безопасности государства,например, по заказам ФСБ, по заказам управления делами президента и для организаций ОПК).
Как поступить по целевой квоте
" Абитуриент может выбрать предложение в любом регионе страны и подать заявку в электронном виде через портал «Госуслуги» одновременно с заявлением о приеме. Заявку надо подать не позднее 20 июля, если надо сдавать дополнительные вступительные испытания в вузе, и 25 июля — для тех, кто поступает по ЕГЭ или без вступительных испытаний (призеры олимпиад).
Вместе с заявкой нужно подать:
- сведения, подтверждающие соответствие абитуриента требованиям, установленным заказчиком целевого обучения (например, медицинскую справку);
- согласие на заключение договора о целевом обучении;
- письменное согласие представителя (родителя, опекуна, попечителя), если абитуриент несовершеннолетний;
- сведения о том, что абитуриент прошёл конкурс, если договор предполагает, что он должен будет по окончании целевого обучения устроиться на госслужбу (заключать такой договор о целевом обучении можно лишь на конкурсной основе).
Затем вуз проводит среди тех, кто подал заявления на места по целевой квоте, конкурс. Сведения о зачислении передаются заказчикам, и те должны до начала учебного года заключить с поступившими по квоте договоры о целевом обучении.
Проект договора готовит заказчик целевого обучения, а потом знакомит с ним остальные стороны и определяет время и место заключения договора.
" Не позднее 10 рабочих дней студент-целевик должен письменно уведомить вуз, в который поступил, о том, что он заключил договор о целевом обучении.
Сведения о заключении договора указываются на платформе «Работа в России».
После того как абитуриент зачислен, но до начала учебного года, а также до заключения договора о целевом обучении он ещё может отозвать свои документы из вуза. Тогда вуз просто отчисляет поступившего, информирует об этом заказчика, и никакой ответственностью за незаключение договора это не грозит.
В прошлые годы, как мы знаем, целевые места не всегда заполнялись, и на них часто поступали выпускники школ с более низким количеством баллов на ЕГЭ, чем в случае с обычными бюджетными местами. Способен ли исправить ситуацию новый порядок приёма на целевое обучение, покажет ближайшая приёмная кампания.
Другое мнение
15 мая первый проректор Университета ИТМО Дарья Козлова выступила на конференции #ВДЕЛЕ, организованной Московской школой управления «Сколково», инновационной школой «Сколка» и комитетом по среднему профобразованию, проф. обучению и профориентации РСПП.
По мнению Дарьи, вуз должен быть «песочницей», поощряющей пробовать новое, исследовать свои интересы и способности, менять траектории развития. Поэтому, считает Дарья, важно ещё в школе показывать детям разнообразные возможности, приучать их к тому, что можно выбирать и ошибаться, менять свой выбор в течение жизни. А высшее образование не должно быть «заточкой» специалистов под конкретного работодателя.
«Мне кажется, что это огромная ошибка – уйти в целевой набор», - говорит Дарья Козлова. «Ведущие вузы не должны идти по этим рельсам, потому что главная ценность университетского образования – это академическая свобода, и студенты должны иметь возможность строить свою траекторию вне зависимости от того, кто платил за их образование <…> Должна оставаться возможность самоопределения и смены собственной траектории».
А как считаете вы?
Алина Тищенко
обновлено и дополнено 3.07.24