2 3 |
/О детях/Детское здоровье и уход/Другие дети
Особые дети
Цель этой статьи – не вызвать блаженного ощущения «Слава Богу, что это не про нас», не удивить фактами (которые на самом деле удивительны), а нечто другое – посмотреть на маску чужой болезни применительно к себе, извлечь из чужого опыта ценный урок. Давайте не побоимся посмотреть на детей, которых мы иногда видим на улице, рядом с мамой, – странно шагающими, с невнятной речью и отсутствующим взглядом. Мы мало знаем друг о друге, но наши жизни протекают рядом. Часть этой жизни, и одна из лучших ее частей, – сосредотачивается по понедельникам и четвергам в «Центре Бороздина» (мкр-н «Щ» в Новосибирске), где педагоги занимаются абилитацией детей с тяжелыми формами умственной отсталости (диагнозы – болезнь Дауна, ДЦП, олигофрения, аутизм и др.). Абилитация — это не компенсация и, тем более, не реабилитация. Это именно работа по формированию социально-психологических и духовно-нравственных новообразований, обеспечивающих рост качества жизни детей-инвалидов. С детьми, на которых «нормальная» педагогика поставила крест – «необучаемые». Предполагается, что раз ребенок неспособен отличить треугольник от круга, то ни о каком обучении речь идти не может. Тем более, если ребенок не говорит, с трудом фокусирует взгляд и способен удерживать внимание не более 3-х минут. Все это кажется неисправимым, фатальным. Однако вот свидетельство педагога В.А. Лебедева: «Петя Д. с болезнью Дауна, обреченный по медицинским показаниям на отсутствие реакции на движущиеся предметы, не различавший изображений на листе бумаги, «не только комментирует изображения, но и находит среди полутора десятка репродукций показанную ему ранее в другом издании картинку, а пока ищет ее, указывает сходные сюжеты на других репродукциях. При этом задача отыскания круга и треугольника и теперь представляет для него известное затруднение. Поучительно, не так ли? На кой ляд, извините, они ему дались, если колесо машины, лопатку и елку он находит на картинке без затруднений». До этого мальчик вместе с педагогом регулярно занимались рассматриванием репродукций мастеров живописи. Невероятно?.. Беседуем с Алексеем Ивановичем Бороздиным.Мы только что разговаривали с родителями, видели детей, которые пришли в Школу, – и видели их же рисунки, фотографии с занятий… Мы видели все своими глазами, но, тем не менее, задаем Алексею Ивановичу главный вопрос: «Так в чем же именно состоит ваша методика?» И получаем примерно такой ответ: «В любви к ребенку, в уважении к нему, в вере в его возможности, в огромном желании ему помочь. Такой ребенок в солнечный день – один, в пасмурный день – другой, если он устал в транспорте – третий, и так далее. Я должен быть готов принять его таким, какой он есть, и работать с ним исходя из его данного состояния. Ведь по отношению к особым детям понятие «результата», «прогресса» совсем иное. Поэтому что такое прогресс? Вот я играю ему песенку про василек, он начинает слушать, и вдруг – улыбнулся! Он узнал! Для нашего ребенка это импульс к творчеству. А сколько букв, цифр или нот он выучивает за год – дело будущего: раз процесс творчества пошел, будут и результаты. И они у нас есть: 65 наших детей из 100 поступают в школы разных типов. А ведь мы работаем с самыми тяжелыми формами умственной отсталости». Известный психолог А.А. Арсеньев пишет: «Ребенок узнает, на что способен, исходя из того отношения, которое получает от мира других людей. Его способности и притязания формируются из тысяч повседневных мелочей: взглядов, разговоров, обращений, интонаций. Взрослые вольно или невольно, исходя из собственных, большей частью неосознаваемых представлений, основанных на распространенных в культуре и социуме идеях, дают ребенку понять, что он “иной”, не такой как другие». Эта мысль применима и по отношению к обычному ребенку. Действительно, мы формируем ребенка своими ожиданиями – завышенными или заниженными, своими понятиями «правильного» и «неправильного», даем ему представление о норме. Эта норма может быть гибкой, может отражать реальное положение дел, а может и не отражать, будучи сводом предрассудков и мифов. Как часто мы слышим вокруг: «Мой ребенок такой неуклюжий!», «Он совсем не умеет рисовать!», «Ему медведь наступил на ухо!» – и это говорится вовсе не о детях-инвалидах. Что отражается в таких уничижительных высказываниях? Неадекватные родительские ожидания, стремление прожить за ребенка его жизнь, боязнь увидеть в нем что-то хорошее и достойное внимания (чтобы не разочароваться впоследствии). К сожалению, в нашей родительской культуре принято относиться к своему ребенку со скрытой (или явной) недоброжелательностью, у нас принято хвалить чужих детей, не своих, и каждая мама считает чуть ли не своим долгом жаловаться на ребенка. Каких детей мы формируем в итоге? В первую очередь – ограниченных. Ограниченных восприятием собственных родителей, а затем – собственной заниженной самооценкой. Почему-то считается, что обычный ребенок (не инвалид) обычно не талантлив. Мы не видим никакого чуда в том, что ребенок начинает говорить, подмечать цвета и переносить их на бумагу, гармонично двигаться… Удивление перед возможностями ребенка – это то, чем проникаешься в общении с особыми детьми, их родителями и педагогами, потому что здесь такие явления, как речь и гармоничные движения, – не норма, а событие. Возможно, нам нужно чаще встречаться с особыми детьми, – не для того чтобы облегченно вздохнуть или на минутку проникнуться жалостью, а для того, чтобы понять ценность собственного ребенка, его усилий и достижений. Чтобы изменить свои представления о норме и возможностях. В заключение приведем одно наблюдение. Его сделал отец мальчика с болезнью Дауна: «Как-то, глядя на своего сына (было это года через полтора после того, как мы начали ездить в Школу Бороздина), я подумал вот о чем. У нас в деревне в нашу школу ходят ребятишки, вроде бы вполне нормальные. Но многие из них уже с третьего класса начинают пить, курить, нюхать бензин или ацетон. А в самой школе, что творится?.. И вот после этого ответьте мне, кто более нормальный: мой Алешка или они?»
Адрес «Центра Бороздина»:
Е. Лундина, А. Ключко
![]() ![]() ![]() Случайно обнаружила в интернете информацию о Вас и Вашем центре. Читая, я не могла поверить глазам- словно добрый сказочник рассказывал свою добрую сказку. Но Ваши рассказы, отзывы людей заставили меня вернутся в реальность и осознать факт того, что подобные Вам люди существуют на самом деле. Я поняла, что жизнь прекрасна! Я обрела надежду! Я одна воспитываю двух деток, один из которых "особенный" ребеночек. То о чем Вы говорите - я всегда это чувствовала - делилась с родными, с друзьями, с врачами, но никто мне не верил. И вот судьбе мне преподнесла подарок - Вас. Алексей Иванович, а знаете каким образом я вышла на Вас и узнала о существовании вашего центра, несмотря на то, что как я так и моя мама очень много работали с интернетом в поисках нужной информации- я искала информацию о том , как самостоятельно открыть центр для особенный ребятишек. Но не найдя ничего нового, стала искать школы и т.д. и т.п. опыт ...и ...вот ...обнаружила Ваше интервью) Я до сих пор не могу в это поверить. Теперь я точно знаю, какого рода центр я должна открыть в г. Бийске. А скорее это будет филиал Вашего центра. Пока не знаю каким образом я все это проделаю, но теперь я четко вижу свою цель, которую вынашивала в течение последнего года. Не буду лукавить, Алексей Иванович, я очень хочу попасть со своим ребеночком к Вам. Его зовут Ярослав, ему 8,5 лет. Он очень любознательный мальчик, имеет повышенную активность, социально не адаптирован, не имеет фразовой речи , но он обожает музыку, ценитель красивого... Я проста уверена, что помощь ему сможете только вы. Специалисты признали его не обучаемым. Скажите, я могу надеяться на то , что Вы примите меня с моим сыночком?) Алексей Иванович, я верю, что вы окажете поддержку в открытии вашего филиала на Алтае. Даже если Вы откажитесь, по каким-то причина - я не отступлю. Я открою , пусть платный, центр абилитации, который, я не сомневаюсь очень нужен деткам и их родителям. Алексей Иванович, я буду ждать Вашего ответа и совета. Я очень хочу помочь и помогать семьям имеющим "особенных " деток. Заранее благодарна Вам, за то что уделили время моему письму и еще больше буду благодарна за Ваш ответ. Вы, Алексей Иванович, в любом случае- святой человек. С уважением, Наталья! контактные данные: тел. 8 913 256 42 50 Моему сынуле психиаторы поставили ЗПРР:нам 4 года,ребёнок не разговаривает, не общается со сверстниками, благодаря постоянным занятиям только сейчас начинает понимать обращённую речь, но стал отказываться от занятий, сплошные истерики начинаются у специалистов. Нас не берут ни в какие детские учреждения...Так вот,год назад мы ездили на консультацию в школу Бороздина, т.к. много наслышаны были об их успехах, разговаривали с Надеждой Степановной,получили кое-какие рекомендации и напоследок слова:"Верьте и надейтесь. Больше ничего сделать мы для вас не можем,у нас нет мест, звоните узнавайте." Мы надеялись, конечно же, что с нами позанимаются педагоги, получить опыт работы, чтобы самим дома заниматься в этом направлении, но к сожалению: МЕСТ НЕТ!!! Позвонила через год (2 недели назад)- а в ответ:"В этом году вы к нам не попадёте- НЕТ МЕСТ!!!" Хотелось бы узнать как вообще туда попадают детки...Школа, судя по отзывам, очень хорошая и там плодотворно работают с особыми детками, причём бесплатно, а это немаловажно для родителей с детьми-инвалидами. К сожалению, в нашем городе таких муниципальных образований можно по пальцам сосчитать, зато коммерческих - можно со счёта сбиться. Вот и приходиться ждать, а время уходит... ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() Актуальные темы форумов
Все о сосках и пустышках (Уход за ребенком)Ребенок не спит в коляске (Уход за ребенком)Стрижем ребенка в первый раз (Уход за ребенком)Во сколько пошли ваши детки? (Уход за ребенком)Прокалываем ушки (Уход за ребенком)О чем бы еще поныть...))) Том 22 (Обо всем)Кавказские минеральные воды (Россия и страны ближнего зарубежья (СНГ))Читательский квест 2025 (Культурная жизнь)Слово из 4-х букв - том 14 (Развлечения. Юмор, анекдоты. Игры, задачки и тесты)Статусные олимпиады (Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество)
![]() Объявления
Элегантная толстовка на замке (Одежда для взрослых (ДО))Фотосумка новая стильная яркая (Товары для дома и семьи. (ДО))Большая распродажа игрушек, СНИЗИЛА ЦЕНЫ (Детские товары (ДО) в Новосибирске)Пакет одежды на девочку до года (Одежда для малышей до года (до 85 см))Новая модная рубашка в клетку на меху (Одежда для взрослых (ДО))Пакет вещей на мальчика от 6 мес (24 предмета) (Одежда для малышей до года (до 85 см))Наборы для лепки, Play Doh (Детские товары (ДО) в Новосибирске)Семена томатов. (Дачный базар. Товары для дачи, сада и огорода)Репетитор по химии, преподаватель ВУЗа, кандидат химических наук (Помощь в обучении. Репетиторы (ДО))Растения и камни для аквариума (Объявления. Животные. Покупка, продажа, обмен и др. )
![]() Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |