«Психиатр может консультировать родителей даже на этапе внутриутробного развития…»
Беседа с врачом-психиатром Ириной Леденевой
С тех пор как в 2008 году Организацией Объединенных Наций за 2 апреля был закреплен «День распространения информации об аутизме», каждый апрель сайт Сибмама уже традиционно рассказывает об аутизме.
Аутизм, или, как сейчас принято говорить, расстройства аутистического спектра (РАС), - это общее расстройство психического развития, когда у человека нарушается способность к социализации и обучению. Тяжелые формы аутизма лишают возможности говорить, выражать свои мысли, вести самостоятельный образ жизни.
” С 1970-го года число таких людей увеличилось в 55 раз и, согласно мировой статистике, распространенность заболевания в настоящее время - 1:68, то есть каждый 69-й среди нас - аутист.
В России в последнее время ситуация с помощью детям с расстройствами аутистического спектра улучшилась, на проблему обратили внимание на государственном уровне. И если еще несколько лет назад родители могли рассчитывать в основном на свои силы и негосударственные коммерческие организации, то с ноября 2015 года Новосибирская область приняла участие в пилотном проекте ранней диагностики и оказания помощи детям с РАС и их семьям.
О текущей ситуации мы побеседовали с детским врачом-психиатром организационно-методического консультативного отдела Новосибирского областного детского клинического психоневрологического диспансера (НОДКПД) Ириной ЛЕДЕНЕВОЙ.
- Стало ли в НСО детей с диагнозом аутизм больше, чем в 2012 году?
- Скажем так: растет выявляемость детей с РАС.
” - По данным федеральных статистических форм на 1 января 2015 года было зарегистрировано 165 человек, на 1 января 2017 года – 561. То есть, диагноз РАС в нашей области ставится с частотой 88,7 на 100 000 детского населения.
- Такая распространенность сопоставима с общемировыми данными.
- В 2015 году в нашей области стартовала программа по раннему выявлению аутизма, как это повлияло на статистику?
- По предложению Министерства здравоохранения в 2015 году наша область стала проводить скрининг детей 16-24 месяцев для выявления РАС. Педиатры начали анкетировать родителей детей этого возраста для выявления группы риска РАС (Приказ министерства здравоохранения НСО от 08.10.2015 года №3081). В скрининге принимают участие как поликлиники города, так и центральные районные больницы области.
” - Так что за последние несколько лет выявляемость РАС действительно повысилась: часть детей выявляется на регулярных профилактических осмотрах у психиатра; но теперь к врачу-психиатру приходят и родители с детьми, попавшими в группу риска по результатам анкетирования.
- В 2017 году в Новосибирской области по приказу Минздрава РФ запущена новая анкета, которая предназначена для детей от 18 до 46 месяцев и направлена на выявление риска психических расстройств. Новую анкету родителям будет предлагать участковый педиатр, по результатам тестирования ребенку может быть предложено обследование у психиатра.
Пройти анкетирование важно, потому что раннее выявление нарушений психического развития позволит вовремя начать лечебно-реабилитационные мероприятия, подобрать ребенку подходящий образовательный маршрут, улучшит его качество жизни и социальную адаптацию.
- Что делать родителям, если они заметили какое-то отклонение в психическом развитии у ребенка?
- Родителям необходимо обратиться к врачу-психиатру по месту жительства.
” - Для обращения не требуется направления от какого-либо врача, законный представитель (родитель, опекун) может сам записать ребенка на прием.
- Если у ребенка подозревают аутизм, как и кто это может диагностировать? Какие специальные методы диагностики расстройств аутистического спектра сейчас доступны?
- Диагноз «детский аутизм» может установить только врач-психиатр. В Новосибирском областном детском клиническом психоневрологическом диспансере в помощь врачу - доказательные методики (ADOS, ADI-R), позволяющие объективно оценить психическое состояние ребенка и провести диагностику на мировом уровне.
-
ADOS (Autism diagnostic observation schedule, Шкала наблюдения для оценки аутизма) – это стандартизированный тест, состоящий из четырех модулей (заданий для ребенка, направленных на разные виды деятельности). Его проведение требует специального оборудования и врачебного опыта, поэтому у нас его проводят именно в НОДКПНД.
-
ADI-R (Autism diagnostic interview – опросник для диагностики аутизма, адаптированный вариант) – это тест, который заполняет родитель. В нем содержатся вопросы, относящиеся к раннему развитию, что позволяет уточнить диагноз у совсем маленьких детей.
- То есть, родителям, которые подозревают у своего ребенка аутизм, лучше обратиться за помощью к психиатру? Все-таки часто первые врачи, замечающие отклонения в развитии, - неврологи и педиатры…
- Конечно, когда родитель видит, что поведение и развитие его ребенка отличается от сверстников, это служит причиной обращения к врачу-психиатру, только он установит диагноз. Ведь, хотя аутизм сегодня на слуху, но РАС составляют менее 3% в структуре всей психиатрической патологии, и вполне может оказаться, что источник беспокойства родителей – вовсе не он, а другие психические расстройства или их сочетание.
” - Врач психиатр может консультировать родителей ребенка любого возраста и даже на этапе внутриутробного развития, в рамках перинатальной психиатрии, поэтому родитель, видящий нарушения у своего ребенка, может обратиться за консультацией и помощью в любом возрасте. Ребенку, исходя из ситуации, окажут необходимую помощь, а родителям непременно дадут рекомендации по лечению и даже воспитанию.
- Как вы в целом оцениваете качество помощи детям с расстройствами аутистического спектра и их семьям?
- Считаю, что качество помощи детям с РАС в нашей области находится на хорошем уровне, в проведении реабилитационных мероприятий активное участие принимают специалисты системы образования и социальной защиты. Конечно, необходимо и дальше развивать систему помощи, но проблема стигматизации детей с психическими расстройствами, в том числе и с аутизмом, остается.
” - Надо направить усилия не только на помощь детям, но и на развитие толерантности общества. Обстановка, которая окружает детей, обладает даже большим терапевтическим эффектом, чем медикаментозное лечение и реабилитационные мероприятия.
Актуальным остается проблема неготовности общества, в том числе родителей и педагогов к инклюзивному образованию и толерантному отношению к детям с особенностями психического развития. Мы должны прийти к пониманию, что среди нас есть дети с самыми разными потребностями и возможностями, и к ним надо относиться с пониманием,тогда и дети с РАС смогут реализовать свой ресурс.
20.04.2017
Беседовала Татьяна Литвинова