Женские имена на букву М

/О детях/Детское здоровье и уход/Другие дети

«Психиатр может консультировать родителей даже на этапе внутриутробного развития…»

Диагностика детского аутизма. Пилотный проект ранней диагностики и оказания помощи детям с РАС и их семьям в Новосибирской области. Консультирует детский врач-психиатр Новосибирского областного детского клинического психоневрологического диспансера (НОДКПД) Ирина ЛЕДЕНЕВа.Беседа с врачом-психиатром Ириной Леденевой

 

С тех пор как в 2008 году Организацией Объединенных Наций за 2 апреля был закреплен «День распространения информации об аутизме», каждый апрель сайт Сибмама уже традиционно рассказывает об аутизме.

 

Аутизм, или, как сейчас принято говорить, расстройства аутистического спектра (РАС), - это общее расстройство психического развития, когда у человека нарушается способность к социализации и обучению. Тяжелые формы аутизма лишают возможности говорить, выражать свои мысли, вести самостоятельный образ жизни.

С 1970-го года число таких людей увеличилось в 55 раз и, согласно мировой статистике, распространенность заболевания в настоящее время - 1:68, то есть каждый 69-й среди нас - аутист.

В России в последнее время ситуация с помощью детям с расстройствами аутистического спектра улучшилась, на проблему обратили внимание на государственном уровне. И если еще несколько лет назад родители могли рассчитывать в основном на свои силы и негосударственные  коммерческие организации, то с ноября 2015 года Новосибирская область приняла участие в пилотном проекте ранней диагностики и оказания помощи детям с РАС и их семьям.

О текущей ситуации мы побеседовали с детским врачом-психиатром организационно-методического консультативного отдела Новосибирского областного детского клинического психоневрологического диспансера (НОДКПД) Ириной ЛЕДЕНЕВОЙ.

 

 

- Стало ли в НСО детей с диагнозом аутизм больше, чем в 2012 году?

- Скажем так: растет выявляемость детей с РАС.

 - По данным федеральных статистических форм на 1 января 2015 года было зарегистрировано 165 человек, на 1 января 2017 года – 561. То есть, диагноз РАС в нашей области ставится с частотой 88,7 на 100 000 детского населения.

- Такая распространенность сопоставима с общемировыми данными.

 

- В 2015 году в нашей области стартовала программа по раннему выявлению аутизма, как это повлияло на статистику?

- По предложению Министерства здравоохранения в 2015 году наша область стала проводить скрининг детей 16-24 месяцев для выявления РАС. Педиатры начали анкетировать родителей детей этого возраста для выявления группы риска РАС (Приказ министерства здравоохранения НСО от 08.10.2015 года №3081). В скрининге принимают участие как поликлиники города, так и центральные районные больницы области.

- Так что за последние несколько лет выявляемость РАС действительно повысилась: часть детей выявляется на регулярных профилактических осмотрах у психиатра; но теперь к врачу-психиатру приходят и родители с детьми, попавшими в группу риска по результатам анкетирования.

Диагностика детского аутизма. Пилотный проект ранней диагностики и оказания помощи детям с РАС и их семьям в Новосибирской области. Консультирует детский врач-психиатр Новосибирского областного детского клинического психоневрологического диспансера (НОДКПД) Ирина ЛЕДЕНЕВа.- В 2017 году в Новосибирской области по приказу Минздрава РФ запущена новая анкета, которая предназначена для детей от 18 до 46 месяцев и направлена на выявление риска психических расстройств. Новую анкету родителям будет предлагать участковый педиатр, по результатам тестирования ребенку может быть предложено обследование у психиатра.

Пройти анкетирование важно, потому что раннее выявление нарушений психического развития позволит вовремя начать лечебно-реабилитационные мероприятия, подобрать ребенку подходящий образовательный маршрут, улучшит его качество жизни и социальную адаптацию.

 

- Что делать родителям, если они заметили какое-то отклонение в психическом развитии у ребенка?

- Родителям необходимо обратиться к врачу-психиатру по месту жительства.

 - Для обращения не требуется направления от какого-либо врача, законный представитель (родитель, опекун) может сам записать ребенка на прием.

 

- Если у ребенка подозревают аутизм, как и кто это может диагностировать? Какие специальные методы диагностики расстройств аутистического спектра сейчас доступны?

- Диагноз «детский аутизм» может установить только врач-психиатр. В Новосибирском областном детском клиническом психоневрологическом диспансере в помощь врачу - доказательные методики (ADOS, ADI-R), позволяющие объективно оценить психическое состояние ребенка и провести диагностику на мировом уровне.

  • ADOS (Autism diagnostic observation schedule, Шкала наблюдения для оценки аутизма) – это стандартизированный тест, состоящий из четырех модулей (заданий для ребенка, направленных на разные виды деятельности). Его проведение требует специального оборудования и врачебного опыта, поэтому у нас его проводят именно в НОДКПНД.

  • ADI-R (Autism diagnostic interview – опросник для диагностики аутизма, адаптированный вариант) – это тест, который заполняет родитель. В нем содержатся вопросы, относящиеся к раннему развитию, что позволяет уточнить диагноз у совсем маленьких детей.

 

- То есть, родителям, которые подозревают у своего ребенка аутизм, лучше обратиться за помощью к психиатру? Все-таки часто первые врачи, замечающие отклонения в развитии, - неврологи и педиатры…

- Конечно, когда родитель видит, что поведение и развитие его ребенка отличается от сверстников, это служит причиной обращения к врачу-психиатру, только он установит диагноз. Ведь, хотя аутизм сегодня на слуху, но РАС составляют менее 3% в структуре всей психиатрической патологии, и вполне может оказаться, что источник беспокойства родителей – вовсе не он, а другие психические расстройства или их сочетание.

Врач психиатр может консультировать родителей ребенка любого возраста и даже на этапе внутриутробного развития, в рамках перинатальной психиатрии, поэтому родитель, видящий нарушения у своего ребенка, может обратиться за консультацией и помощью в любом возрасте. Ребенку, исходя из ситуации, окажут необходимую помощь, а родителям непременно дадут рекомендации по лечению и даже воспитанию.

 

- Как вы в целом оцениваете качество помощи детям с расстройствами аутистического спектра и их семьям?

- Считаю, что качество помощи детям с РАС в нашей области находится на хорошем уровне, в проведении реабилитационных мероприятий активное участие принимают специалисты системы образования и социальной защиты. Конечно, необходимо и дальше развивать систему помощи, но проблема стигматизации детей с психическими расстройствами, в том числе и с аутизмом, остается.

 ” - Надо направить усилия не только на помощь детям, но и на развитие толерантности общества. Обстановка, которая окружает детей, обладает даже большим терапевтическим эффектом, чем медикаментозное лечение и реабилитационные мероприятия.

Актуальным остается проблема неготовности общества, в том числе родителей и педагогов к инклюзивному образованию и толерантному отношению к детям с особенностями психического развития. Мы должны прийти к пониманию, что среди нас есть дети с самыми разными потребностями и возможностями, и к ним надо относиться с пониманием,тогда и дети с РАС смогут реализовать свой ресурс.

20.04.2017
Беседовала Татьяна Литвинова
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Анастасия (27/04/2017)
llazy
так и высокофункционального нигде не ждали, несмотря на очень высокий уровень интеллекта. У моего ребенка был один бесплатный вариант обучения - Перспектива. Но там был класс заполнен и лист ожидания... боюсь соврать, не помню точную цифру, но около 15, что ли, человек. В общем, шансов попасть - ноль.
В обычную школу мы пробовали ходить. Ничем хорошим это не закончилось.
Коррекционная школа не для него, ему обычная-то программа казалась скучной, т.к. почти все это он уже знал.
Ну и где они, эти возможности?
Tanya+ (26/04/2017)
llazy писал(а):

Кому надо, те пользуются муниципальной помощью, и инклюзия в той мере в которой она может быть есть, и садики с бесглютеновым меню.


Ну я бы сказала, что те, у кого есть толк от муниципальной помощи, те ей и пользуются... Ну или те, кто не может позволить себе более качественные занятия...
Я вот в лекотеку нашу не пойду, пока не увижу, что мой ребенок способен воспринимать информацию от классических педагогов... Пока для него это пустая трата времени...

И инклюзия, где она?... Тоже только на бумаге...

А садики с БГБК, ну не смешите... Один сад на весь город и тот в Мочище.
llazy (26/04/2017)
Tanya+
Настя впряглась выше, сказав что все проблемы начнутся в 10-12 лет, когда ребенок перейдет в среднее звено.
Tanya+ (26/04/2017)
llazy писал(а):
Tanya+
С тяжелым аутизом на самом деле везде не так все радужно, но у Анастасии сын высокофункциональный .

А при чем тут ребенок Анастасии? :idontno: Вроде речь в статье не о нем ;)
И я собственно говорила не о старшем, а о младшем, которого я не считаю сильно тяжелым... Но и ему польза от государства и соц.защиты минимальна...

Зато на словах у них всегда все хорошо.
llazy (26/04/2017)
Tanya+
Группы Особый ребенок есть только там где нормальная наполняемость и посещаемость.
Финансирование как и везде подушевое.
Если не пользоваться этим благом, то естественно закроют за ненадобностью.
Я здесь , на форуме размещала тему и всех звала, приводите детей.
Когда их стало четверо одного возраста решили что неплохо было бы их перевести вместе в школу.

С тяжелым аутизом на самом деле везде не так все радужно, но у Анастасии сын высокофункциональный .
То что будет трудно, я в курсе, с распростертыми объятьями и нейротипиков некоторых не ждут в садиках и школах.
Но пока что ребенку везло, и от родителя очень много зависит.
Tanya+ (26/04/2017)
llazy писал(а):
Анастасия
Ее уже похоже ждет ресурсный класс в престижной гимназии :cool:
И еще как минимум две школы на выбор, специализированная и обычная с инклюзией, все в пределах района.

И все прям вас ждут с распростертыми объятьями? Ну тогда вам повезло, все хорошо у вас в Советском районе с реабилитацией :aga-aga: :aga-aga: Хотя я вот слышала, что лекотеку прикрыли :aga-aga:
У нас в Октябрьском нет ни одной группы ОСОБЫЙ РЕБЕНОК, для ЗПР всего 3 на район... В лекотеке хорошие педагоги уволились, пришли новые, которые с тяжелыми детьми работать не умеют, и курс реабилитации сократили с 6 месяцев до 3-х.... Синеглазка бывшая тоже загибается, работать некому....

А школы... вы сначала поучитесь там, потом видно будет... На словах то они все нас ждут.... А по факту работать не умеют, с тяжелыми аутистами так точно. Коррекционные в том числе :-( :-(
мышььь (26/04/2017)
llazy
После прохождения ADOS инвалидность оформляют все-равно на год. Муниципальную помощь (в колличестве 10 часов) приходится ждать год. В ресурсные класс попадут избранные. Сколько классов, а сколько детей с аутизмом? Группы особый ребёнок может кого-то и устраивают, но специалистов во многих из них не хватает. Вот небыло бы всё так грустно...
llazy (26/04/2017)
Анастасия
Ее уже похоже ждет ресурсный класс в престижной гимназии :cool:
И еще как минимум две школы на выбор, специализированная и обычная с инклюзией, все в пределах района.
Анастасия (26/04/2017)
ОК, вернемся к этому вопросу, когда твоему ребенку будет лет 10-12 :aga-aga:
Для моего 12-летнего муниципальная помощь отсутствовала как класс. Дай Бог, чтобы к вашему 12-летию что-нибудь изменилось.
llazy (25/04/2017)
Анастасия
Кому надо, те пользуются муниципальной помощью, и инклюзия в той мере в которой она может быть есть, и садики с бесглютеновым меню. Тот у кого стакан на половину пуст, будет видеть всегда пустоту.
У кого полон, тому будет наполняться еще и еще.
Анастасия (25/04/2017)
llazy писал(а):

Интервью размещено чтобы люди знали что есть место где можно сделать ADOS бесплатно. И тогда им не надо будеть освидетельствоваться каждый год на МСЭ. Если диагноз установлен методом доказательной медицины, его не пересматривают.
Я ж не возражаю против АДОС и не говорю, что это плохо. Но до хорошего уровня качество помощи не дотягивает, увы. Сейчас что-то сдвинулось с мертвой точки, это правда. Но шаги микроскопические в масштабе трагедии. Я на связи с родителями аутистов, в курсе изменений. И не так уж давно я уехала: 10 месяцев - не 10 лет.
Скрытый текст:
... и вообще не вижу повода для перехода на личности :aga-aga:
Я не проводила тут сравнительного анализа, это твои догадки. Я и до отъезда считала,
что с реабилитацией аутистов в Нске все плохо. Особенно если говорить о государственной помощи, а не о частных центрах.
llazy (24/04/2017)
Анастасия
Настя , стало лучше даже с тех пор как вы уехали.
Россия не Канада, но хоть что-то делается, "чем проклинать темноту, лучше зажечь одну маленькую свечу".
ADOS - бесплатно, теперь есть.
Группы ОВЗ - за пять лет очень много открылось, когда я устравивала ребенка в садик в 2012 году, была одна единственная в Советском районе, именно для детей с нарушенным интеллектом и та на ГЭСе.
Теперь их несколько и есть выбор.
Бесплатной АВА-терапии наверно еще долго не будет.
Но сейчас на базе садика готовят ресурсный класс и воспитатели готовы обучиться на тьюторов и сопровождать детей и дальше, в начальной школе.

Хорошо сидеть в Монреале и сравнивать. Но все не могут уехать, кто-то должен остаться и продолжить что-то делать для детей и здесь. И тогда когда-нибудь станет совсем хорошо.

ПНД когда выражает свою точку зрения - они не могут давать личную оценку, они гос.учреждение, есть определенная политика, они придерживаются этой линии.

Интервью размещено чтобы люди знали что есть место где можно сделать ADOS бесплатно. И тогда им не надо будеть освидетельствоваться каждый год на МСЭ. Если диагноз установлен методом доказательной медицины, его не пересматривают.
Анастасия (23/04/2017)
Цитата:
Считаю, что качество помощи детям с РАС в нашей области находится на хорошем уровне
Было бы смешно, если б не было так грустно.
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться