/Проекты Сибмамы/Знаменитые мамы

Мама Марина: какой мамой была летчица Марина Попович?


Мама Марина: какой мамой была летчица Марина Попович?На счету лётчицы Марины Попович – 102 мировых авиарекорда. 10 из них были поставлены на огромном АН-22 («Антей»). Ни одна женщина в мире не летала на самолете такого класса, тем более в качестве командира экипажа. Марина первой в мире из женщин преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21. За свои достижения она награждена многочисленными орденами и медалями.

Заслуженный мастер спорта СССР, доктор технических наук, профессор, член Союза писателей РФ – это всё она, Марина Попович. А ещё – жена и мама двух дочерей. 

20 июля 1931 года на хуторе в Смоленской области в семье Лаврентия и Ксении Васильевых родилась вторая дочь, которую назвали Мариной. Отец Марины не чурался никакой работы, вплоть до сплавления плотов по реке Двина, но главным в его жизни была музыка. Он в совершенстве владел скрипкой. Марина ему аккомпанировала на цимбалах, причем довольно умело.

" Двое братьев матери Марины были лётчиками, и, возможно, это стало причиной того, что девочка начала мечтать о небе.

Мирную жизнь прервала война. Семью эвакуировали в Новосибирск. Именно во время войны девушка точно решила, что будет летать. В 1947 году для поступления в авиационное училище у неё было множество препятствий, одно из них - малый рост (1,5 метра). 
Мама Марина: какой мамой была летчица Марина Попович?
Она вспоминала:

«Конечно, это было по-детски наивно, но мечта стать летчиком меня не оставляла. Правда, все оказалось не так просто. После школы поступила в Новосибирский авиационный техникум. Экзамены сдала хорошо, но меня зачислили на сварочное отделение. Однако позже все равно перевели на самолетное. Была такая проблема: я невысокого роста, не доставала в самолёте до педалей. Пришлось заниматься специальной гимнастикой, для вытягивания ног подолгу висела вниз головой на турнике. Я нашла альпинистские цапли и просила, чтобы меня подвешивали вниз головой. То ли действительно упражнения помогли, то ли я просто сама по себе выросла, но рост увеличился до 160 см, и путь в аэроклуб открылся.
Сначала я прыгала с парашютом, а потом стала летать. На всю жизнь запомнила свой первый полёт. Когда чувствуешь, как самолёт подчиняется твоей воле, – это ни с чем не сравнимо. После аэроклуба я стала летчицей-спортсменкой ДОСААФ. Но хотелось стать профессионалом, военным летчиком. А все говорили: это не женское дело. Куда бы ни обращалась – отказы».

Летать на спортивных самолётах Марина Васильева начала в 1948 году. В 1951 году она окончила авиационный техникум в Новосибирске, после чего работала инженером-конструктором на заводе имени Коминтерна (1951-1953). 

Но мечта о небе, о серьёзных, больших самолётах, не оставляла. Тогда Марина добилась приёма у заместителя Председателя Совета министров СССР К. Е. Ворошилова и получила разрешение на зачисление в авиационное училище - так она обрела возможность стать профессиональным лётчиком. С этой драгоценной рекомендацией в руках и отправилась будущая легенда русской авиации в Саранское авиационное училище. 

Марина закончила обучение с красным дипломом. После окончания училища её оставили работать там летчиком-инструктором. Три года спустя, с 1958 г, она уже летала в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова в парадном расчете. 
Мама Марина: какой мамой была летчица Марина Попович?

" В Новосибирске же Марина познакомилась со своим первым мужем, знаменитым космонавтом первого, «гагаринского» набора Павлом Поповичем, когда оба они были курсантами.

«На первое свидание Павел не догадался купить цветы. А может, просто не подумал, или некогда было, – рассказывала Марина Попович. – А я накануне летала, у нас на аэродроме росло много ромашек – собрала букет и ему подарила. Он был крайне смущен, взял цветы, покрутил, потом прижал к груди. Прошло много лет, и оказалось, что эти ромашки он засушил и, когда летел в космос, взял их с собой». 
После училища жизнь развела влюбленных по разным городам, но они долго переписывались. Наконец, в 1955 году, встретились и поженились. Их брак стал ареной для столкновения нешуточных страстей и амбиций.

" Оба страстно любили летать, и ни один не смог пожертвовать небом ради семьи. Ещё до свадьбы оба поклялись никогда «не подрезать крылья» друг другу.

Два года молодожёны вообще жили за тысячу километров друг от друга: он в Заполярье, она в Саранске, встречаясь изредка, когда позволяла служба. В апреле 1956 года у них родилась дочь, Наташа. Лишь после её рождения семья смогла воссоединиться в Подмосковье. 
Мама Марина: какой мамой была летчица Марина Попович?
С 1960 года Марина Попович овладевала техникой пилотирования на реактивных самолётах, а вскоре стала единственной в стране военной лётчицей-испытателем 1-го класса. 
В 1963 году Марина Попович решила стать летчиком-испытателем. К тому времени она налетала 530 часов как инструктор, освоила пять типов самолетов, имела звание старшего лейтенанта запаса. Тем не менее, чтобы добиться разрешения, ей пришлось в самых высоких инстанциях доказывать свою состоятельность. Одной из преград на пути к освоению самолетов-истребителей стали отношения с командиром, полковником Виктором Ивановым. Мастер высшего класса, Герой Советского Союза, лётчик-испытатель, он был строгим порой до жесткости, но одновременно честным и справедливым человеком. Полковник делал всё, чтобы отбить у Марины Попович желание летать, заставить разлюбить авиацию и обратиться к обязанностям жены и матери. В то время у летчицы уже была маленькая дочка, Наташа. Она втайне от мамы каждый день прибегала на аэродром, садилась на забор и часами наблюдала за полетами.

" Однажды Виктор Алексеевич ее заметил и спросил, чья же это девочка. На что та грустно ответила: «Я Наташа Попович, маму жду. Вон она летит» – и показала пальчиком на летящий самолет. Души не чаявший в детях, полковник с тех пор изо всех сил старался вернуть девочке маму. 

Мама Марина: какой мамой была летчица Марина Попович?
Но попытки разуверить летчицу в ее стремлении наталкивались на стойкое сопротивление. Марина Попович без полетов и аэродрома уже не могла представить своей жизни. В конце концов Виктор Алексеевич сдался и даже написал блестящую характеристику, с которой Марину Лаврентьевну легко зачислили на лётно-испытательную работу.

Чуть раньше, в 1962 году, Попович была приглашена в качестве кандидата в космонавты и проходила медицинское обследование в составе второй группы космонавтов, но в отряд взята не была. После успешного прохождения всех испытаний врачи огласили свой приговор: «Не годна. Повышенный кислородный обмен». Марина, конечно, не поверила: откуда у неё, летчицы, летавшей на высоте в 18 тысяч метров, такой диагноз?

" Но дорога к звездам была закрыта навсегда, и мечта о космосе так и осталась мечтой.

В 1964 году Попович установила свой первый мировой рекорд скорости и получила звание мастера спорта. Но главное, был открыт путь к самой заветной мечте: стать лётчиком-испытателем. Для этого старшему лейтенанту Попович опять пришлось пройти множество инстанций, вплоть до главнокомандующего ВВС. Но своего она добилась. В 1964 году М. Л. Попович стала лётчиком-испытателем, командиром корабля Ан-12 в ГНИКИ ВВС. Именно она первой из женщин преодолела звуковой барьер (за что в западной прессе получила прозвище «мадам МиГ») В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых рекорда, в частности, на самолёте «РВ» (Як-25РВ). При этом она оставалась женой и матерью.

" В октябре 1968 года семья Поповичей пополнилась дочерью Оксаной. Марина до восьми месяцев беременности летала, и никто не догадывался о её положении, только замечали, что летная форма была надета не совсем по уставу.

Конечно, совмещать профессию летчика и материнство было очень непросто. Марина Лаврентьевна рассказывала: «У меня был составлен четкий распорядок дел. В пятницу, например, я убирала квартиру, стирала. Конечно, каждый вечер готовила еду. Моя первая девочка, Наташа, с 6 лет до 11 находилась в интернате. Я четыре раза в неделю приезжала к ней. Но тогда у меня было забот, что называется, полон рот: помимо летной работы училась в вечернем институте. Поэтому её одну дома нельзя было оставлять. А вот когда вторая дочка родилась, помогали все – и подруги, и лифтерша. Виделись редко, прихожу с работы –  няня девочек уже уложила, только пяточки поцелую тихонько, чтоб не разбудить. Утром ухожу –  они ещё спят».
Мама Марина: какой мамой была летчица Марина Попович?

Марина Лаврентьевна честно признавалась, что уделяла воспитанию детей немного времени: «Я дочерей практически не воспитывала. Была у меня одна женщина в нянях, которая жила у нас два года, потом дети ходили в ясли, садик.

" Нельзя было объять необъятное. Я не успевала.  Когда они стали подрастать, я сказала: дети, делайте, как я, и прочтите десять заповедей.

Просто выписала им десять заповедей, они ещё со времен Моисея известны. Но Иисус Христос их поддержал. И больше ничего».

Но, несмотря на это, по словам Попович, «дети неплохие выросли. Конечно, хотелось бы, чтобы послушание было. Но они самостоятельные выросли, ведут совершенно независимый образ жизни, консультируются, только если что-то происходит. Советуются, но не всегда. "Мама, ты ничего не понимаешь!" А мама прожила жизнь! И теперь значит, что в семейных отношениях я ничего не понимаю?!». 

По стопам матери, великой лётчицы, дочери не пошли. Дело в том, что полёты мамы были «наказанием» для них. Попович рассказывала: «Вот сейчас я книгу писала. Я попросила, чтобы они высказались: как они нашу жизнь воспринимали. Дочка вспомнила: "Когда мама приходила с полетов, где у неё всё получалось, у нас был великий праздник. Она нас угощала, всё рассказывала, какие-то задавала нам загадки. Как только у неё что-то на полётах не получалось, мы все прятались"». 
Мама Марина: какой мамой была летчица Марина Попович?

" Обе дочери Марины Попович закончили МГИМО, Наталия работает в крупном банке, Оксана – домохозяйка.

Но дочери Марины Попович очень на неё похожи внешне. Возможно, от матери и отца младшей досталась и стремление к покорению высоты. В свои пять или шесть лет Оксана собрала таких же ребятишек. Она забралась на крышу пятиэтажного дома и объясняла, как будет прыгать на козырёк подъезда. Марина Лаврентьевна, когда увидела эту картину, чуть не умерла от страха. «Доченька, что ты хочешь делать?» – осторожно спросила она. Дочь ей смело сообщила, что именно. Тогда мать, взяв себя в руки, пошла на хитрость: «Доченька, ты не так прыгаешь, ты собираешься оттолкнуться правой ногой, а надо левой». В общем, прыжок решили отложить до лучших времён.  

Семья и воспитание детей были у Марины Леонтьевны на втором месте после полётов. Десять мировых рекордов на счету Марины Попович, командира воздушного корабля-гиганта «Антей» (Ан-22; она стала единственной в мире женщиной-лётчицей, пилотировавшей самолёт такого класса). В последнем рекордном полёте экипаж, возглавляемый Попович, преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн. 
Мама Марина: какой мамой была летчица Марина Попович?

В 1979-1984 годах М. Л. Попович работала ведущим лётчиком-испытателем в ОКБ Антонова в Киеве.

" В возрасте 53 лет Попович завершила лётную карьеру, за время которой она налетала 5600 часов, освоила более 40 типов самолётов и вертолётов, испытывала авиационную технику, в том числе по пяти видам самолётов - в качестве ведущего лётчика-испытателя.

Ещё будучи летчицей, она начала в перерывах между полётами и тренировками писать книги. А позже  это стало её главным делом. Всего перу лётчицы принадлежит 15 книг, вышедших общим тиражом в 1,5 миллиона экземпляров. По её сценариям были поставлены художественные фильмы «Небо со мной» и «Букет фиалок». 

Марина и Павел Поповичи прожили вместе 30 лет. Когда же Павел все-таки ушёл из семьи, Марина не отчаялась и смогла найти в себе силы жить дальше. И судьба отблагодарила её за это, подарив новую жизнь.

«С Борисом Александровичем Жихоревым мы вместе работали в Тушино. Он был заместителем начальника штаба авиации сухопутных войск. Я ему очень сильно симпатизировала. После смерти жены он уехал куда-то далеко к родным, долго его не было, а я перешла на другую работу. Потом он вернулся в Москву, и мы поженились. Мне было пятьдесят пять лет», – с теплой улыбкой вспоминала Марина Лаврентьевна.

Мама Марина: какой мамой была летчица Марина Попович?

" В последние годы Марина Лаврентьевна большую часть года проводила на Кубани - в поселке Мостовском. Здесь они со вторым мужем, Борисом Жихоревым, в живописном месте построили дом.

О легендарном прошлом новой жительницы  в крае знали и постоянно приглашали летчицу на лекции и уроки мужества. Она с удовольствием их посещала и отвечала на расспросы школьников. Умерла Марина Попович 30 ноября 2017 года, в 86 лет. 

Мария Карташова,
16.08.19

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий

Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться