2 3 |
/О детях/Школа
«Одна из причин кризиса современной школы - мы перестали заботиться о психологическом благополучии ребенка!»Комментарии к статье Людмилы Петрановской «Мы готовим детей к позавчерашнему миру»
Дорогие сибмамы, мы уже начали обсуждение нашумевшей в сети статьи психолога Людмилы Петрановской. Действительно ли образовательные методики, по которым мы учились, бесполезны и даже вредны в век интернета? Мы в самом деле учим детей профессиям, которые «вымрут» в ближайшие годы? Неужели ремесленничество вытеснит корпоративную карьеру? Сегодня к обсуждению присоединяется психолог Татьяна Скрицкая. Мир изменяется быстро. Двадцать пять лет назад, когда я училась в университете, преподаватели говорили, что «современный мир» 90-х годов стремителен и период полураспада существующих знаний и появления новых составляет пять лет. Поэтому нам, студентам того времени, придется постоянно учиться и повышать свою квалификацию на протяжении всей трудовой жизни. Для меня мнение преподавателей было авторитетным. Уже во время учебы была необходимость много работать и анализировать большое количество информации. В те годы интернет был недоступен и персональные компьютеры были большой редкостью. Приходилось много времени проводить в библиотеках и методическом кабинете.
Хочу поделиться своими мыслями и наблюдениями по поводу современной школы. У меня самой детей двое, разница в возрасте у них большая. По моим наблюдениям, современная российская школа в кризисе. Конечно, обобщать всегда плохо и совсем непрофессионально! И все-таки, я позволю себе выразиться именно так еще и потому, что современная российская школа не является средой, ориентированной на обучение (учить – т.е. давать знания), с комфортными условиями пребывания учащегося и поддерживающей психологическое благополучие ребенка. Согласна с тем, что «где-то есть хорошие гимназии», но такие учебные заведения - все-таки исключения… Иначе Рунет не был бы заполнен информацией про трудности и прочие «перегибы» в российской школе. Можно даже ответить на два основных национальных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?»
Какая разница, какие оценки будут у ребенка, если у него не будет физического здоровья и психологического благополучия к выпускным испытаниям в школе. Формирование самооценки и характера – длительный процесс, который начинается с рождения ребенка и продолжается лет до 25-27. Да, у меня имеются ссылки на исследования по этому поводу! Некоторые родители могут разочароваться, узнав, что «воспитывать» ребенка придется не до 5-7 лет или подросткового возраста, а гораздо дольше. И все же, если ребенок, и родители ориентированы на получение высшего образования и современной востребованной специальности, то стоит учитывать, что взросление тоже может быть длительным и потребуется больше времени на обучение и получение профессии. Я периодически консультирую родителей и занимаюсь психотерапией с подростками и молодежью именно по вопросам трудностей в школе. Ко мне обращаются взрослые люди, трудности которых начались во время обучения в школе: из-за проблем с учителем, одноклассниками или из-за того, что ребенок не оправдывал ожидания собственных родителей.
Все внимание такого человека будет направлено на решение проблем, появившихся в школе и лечению травм, полученных в то время. Тогда будет необходима длительная работа с психологом… Без стабильной самооценки и опыта самостоятельного разрешения трудностей в детстве и с помощью родителей, невозможно ожидать, что взрослый человек сможет находить себе друзей, создавать семью и заниматься любимым делом, тем более, если придется работать в высококонкурентной среде. В советское время в среде психологов существовал афоризм, что «ребенок-вундеркинд – это ребенок, у которого все в прошлом»… К сожалению, даже не все психологи знают, что...
Для школьников и студентов очень важно сохранять интерес к получению знаний: чтению книг, участию в работе кружков и секций, участию в конкурсах, конференциях и олимпиадах. Опыт достижений и удач, полученный в детстве, - существенная опора, с которой человек пойдет по жизни дальше. И в этом случае важно, чтобы и ребенок, и родители считали успехи ребенка не целью, а одной из характеристик, лежащих в основе представления ребенка о самом себе и его самооценки. Родителям достаются сложные задачи – дать своим детям время на поиски профессии, помогать формированию самооценки и поддерживать их материально до поры, пока они не смогут сами себя обеспечивать. И это очень сложно для родителей! Сроки психологического взросления человека всегда индивидуальны. Поэтому родителям приходится быть внимательными и поддерживающими наставниками для собственных вырастающих детей и надеяться, что труд родителей даст результат в виде благополучия и удовлетворенности жизнью повзрослевшего сына или дочери. Хочу добавить.
В современном мире сформировался культ потребления, мы живем в избытке товаров и услуг, поэтому важно развивать способность мыслить нестандартно – креативно. Оригинальный взгляд на решение какой-либо проблемы дает вероятность, что молодой человек придумает или заметит новую возможность для себя и реализации своей идеи. Для того, чтобы это качество развивалось у ребенка и подростка, важно, чтобы родители спокойно относились и не критиковали ошибки и неудачи взрослеющего наследника. Мне очень близка позиция У. Черчилля о том, что «успех – это возможность двигаться от одной неудачи к другой без потери оптимизма». Критическое мышление также формируется в условиях, когда ребенку интересно жить, интересно узнавать новое, это возможно, когда от него не ждут быстрых результатов!
Современный мир позволяет самим родителям стать примером для собственных детей и получить новое образование, специальность и реализовывать себя именно в той области, которая кажется самой нужной для ребенка. Дети не могут и не должны оправдывать ожидания собственных родителей!
Мне не нравится высказывание, что «ребенок – это проект родителей». Ребенок – это отдельный и уникальный человек, который появляется у пары и делает их родителями. Ребенок позволяет нам быть более внимательными к окружающему миру, реагировать на изменения и дольше поддерживать собственное здоровье и активность. Мы растим и воспитываем ребенка по тем установкам, которые были у наших родителей, а ребенок с завидной регулярностью демонстрирует нам, как же мы отстали от современной реальности. Поэтому быть родителем очень трудно, ответственно и это поддерживает необходимость оставаться в контакте с меняющимся миром. Природа наделяет любого человека определенным запасом прочности и поэтому некоторым взрослым удается вырасти не только «благодаря», но и «вопреки» воспитанию родителей и влиянию жесткой и равнодушной школы. Поэтому, у нас остается надежда, что дети вырастут, получат образование и даже реализуют свои способности. И родителям важно оставаться любящими, внимательными к собственным детям и помогать в ситуациях, когда ребенку трудно и самостоятельно он не справляется. 21.12.2017 Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
слишком сложно дается материал по русскому языку, детям не нужна такая филологическая сложность.
Пара здравых идей в статье конечно есть, но в основном... Может она какую то конретную особую школу имеет в виду? 95% неактуальные знания? А какие именно, интересно? арифметика неактуальна(калькулятор посчитает), язык неактуален(можна песать каг предецца), иностранный - видимо через 20 лет напрочь поменяется ога. География тоже не нужна (извозчик довезет). Ой, кажется где-то я это уже слышала... вероятнее всего от мам троечников когда сама училась
А актуальные знания это интересно какие? как правильно кнопки нажать и у гугла с алисой спрашивать? так тут тогда ваще школа не нужна И опять Европа в примерах, ну прям образец,зачем смотреть на то, что там почти все ВО платное и дорогое и процент людей с ВО намного ниже чем было в СССР Никогда ж в жизни нельзя больше будет работать официанткой или разносчиком пиццы кроме как после шоклы, ага. И в 30-50 у нас учиться видимо тож запрещают законодательно
вообще то смысл основной - заставить работать мозг, а не просто "помнить". Информация и раньше была доступна, в книжках например. Сборники формул не вчера изобрели. И почему то мамы, в школе решавшие задачки за 15 мин потому что "помнили ненужное", тратят нынче по 2 часа (включая рыдания в ватсап) чтобы таки найти именно нужную формулу и помочь наконец чаду эту самую задачку решить. А чо так? типа ж все под рукой
А так да, родителей кои перегружают детей масса... но это все не к школе претензиии все эти коммуникация-кооперация-креативность 30 лет назад были точно такими же Статья отличная У меня ребенок пошел в первый класс. У нас по русскому разбирают слоги на звуки, какие то шипящие, мягкие ... Все это добро надо подчеркнуть. И так будет до 4 класса. Вопрос, какая разница, где разделяет мягкий знак слоги, а где просто смягчает согласный. Получается он пишет правильно, а если не там и не ту букву подчеркнул будет снижен бал, хотя все написано верно. И так до 4 класса, вопрос зачем этим заниматся. Это украденное время, для развития и бестолковая трата ресурсов. Блин это наши деньги в концне концов. Кьяра соглашусь с вашим мнением. Она читала лекцию, а у меня вопрос на вопросе возникал...
Вот под каждым вашим словом подпишусь. Статья пустая - набор каких то громких заявлений ни о чём. Действительно, что она носится с этими Коммуникаци, кооперация.. - как будто что то новое изобрела? Умение общаться и налаживать отношения, жить/учиться/работать в коллективе - так этого раньше гораздо больше было, никто по хаткам не сидел, не лупился в интернет. С утра до вечера, помню, на улице гоняли - кооперировались и коммуницировались А на счёт того, что раньше никогда не было, что дети лучше в чём то разбирались, чем родители - вообще насмешила! Блин, да так всегда было, во всём новом дети быстрее разбираются, чем их родители. Вот Америку открыла.. А про ненужность знаний в школе.. чушь собачья! Ненужных базовых знаний не бывает! Интересный, умный человек - это человек широко образованный. Кому, кому интересен человек, который кроме как "Окей гугл" нефига не знает? Подумалось...
К великому сожалению, в нынешней школе знаний детям даётся минимум. Выпускники школ, даже будучи медалистами, в большинстве своём, не знают элементарных вещей. Система образования сегодня сильно деградировала. А мне статья не понравилась. Начнем с того, что статься о школе, но в частности идет разбор родительского поведения, на которое школа далеко не всегда имеет влияние. Далее, по пунктам.
Предложения Петрановской? Как говорится, критикуешь, предлагай. Чему учить детей в школе? Кто знает, что будет в будущем? Возможно, третья мировая, последняя война человечества. Тогда вообще и учить их незачем. Все мы формируем свое мировоззрение из своего собственного опыта, того, что мы уже увидели и пережили. И это нормально.
Ой, напугали, удивили! Лет 150 назад, после научно-промышленной революции в мире события были еще похлеще нынешних. Где сейчас извозчики, трубочисты, лакеи, бондари, гончары, конюхи и т.д.? Зато появились трактористы, шоферы, рабочие конвейера, машинистки, электрики, сантехники, механики и из новейших программисты, генетики, сисадмины и много, подчеркну, много, других профессий. Замечу, профессии, требующие гораздо большей квалификации, базовых знаний и образования, чем тот же конюх. И о появлении которых, навряд ли можно было кому-либо догадаться в те времена. Вообще, вся эта патетика напоминает мне статьи из альманаха 1912 года, когда журналисты ужасались экологической обстановке в городах - лошадей стало так много, что города буквально погрязли в навозе - вонь, смрад, антисанитария. Экологическая катастрофа, одним словом. Ничего, всего несколько лет и, с появлением автомобилей проблема сама собой исчезла.
Ну а школа то тут причем? Да, есть мамы, которые звонят каждые 15 минут, есть мамы менее тревожные. Тут уже больше от личности родителей зависит. При этом, ребенок, если захочет избавиться от такого контроля, просто выключит телефон и все.
Да ладно, прям родители раньше сильно могли проконтролировать о чем таком интересном я во дворе узнавала от более опытных товарищей.
Откуда тогда старая поговорка о том, что дети всегда умнее, чем их родители? Об этом еще моя бабушка говорила до появления инернета и мобильников.
Это опять же вопрос к родителям, а не к школе. Были и есть родители, которые трасут душу ребенка за каждую четверку и родители, которые относятся к этому гораздо проще.
Для того, чтобы этому научиться, нужно иметь образовательную базу, на которую все эти умения "лягут" плюс умение критически мыслить и анализировать. Иначе, как человек отличит правду от лжи?
тут выше головы не прыгнешь. Так будет всегда, кто-то умеет, кто-то нет.
Опять вопрос к родителям, а не школе.
Всегда были и есть горизонтальные и вертикальные карьеры.
Допустим, один, который вышивает по шумерски, будет зарабатывать на этом. Остальные 499 человек зарабатывать на этом уже не смогут. Ниша слишком узкая. Дальше им что делать? Я не верю, что каждый человек рождается талантливым. Талант - это дар божий, а вот способным в какой-то сфере человек рождается. Так вот талантливый человек заработает на шумерской вышивке, а способному придется как-то приспосабливаться в этом мире. И тут ему поможет определиться тот широкий спектр знаний и умений, который он получит в школе, если получит.
Не особо корректный пример. Много ли вы знаете людей, которые играют на муз'инструментах, сочиняют музыку, стихи. Я думаю, каждый знаком с таким или даже несколькими. Много ли вы знаете среди них успешных композиторов, которые зарабатывают по 3 тыс. евро в месяц? Вопрос, скорее риторический.
Да не круто это уже давно. Дауншифтеры уже все давно показали и рассказали.
Коммуникаци, кооперация, креативность нужны уже лет 30 как. А коммуникация и кооперация так с незапамятных времен. При этом, коммуникации мы лично учились в школе и дворе. Кооперации там же в командных соревнованиях и компаниях по интересам. С креативностью дела обстояли и обстоят гораздо хуже. Поэтому мне непонятно, что новомодного психологи вывели в этой формуле и почему носятся с ней, как с чем-то прогрессивным. А я рада. )) Прочитав коменты , поняла, что я не одна с таким "нормальным" подходом. А то уж как-то тяжело последнее время наблюдать на улице/по телефону диалоги родитель/ребёнок в духе: "Ты со школы пришёл? Что получил? А постараться не мог? Ну ты тупой! Двоечник!" На меня такие родители производят удручающее впечатление. И мне очень жалко их детей. В своё время общалась с психологом и ей путём переговоров приходилось "снимать детей с крыши". Удачно. НО приводит их туда действительно психологическая незрелость. Неверие в себя. Нелюбовь себя. Как это, если переделать плакат: "А ТЫ СЕГОДНЯ СКАЗАЛ РЕБЕНКУ, ЧТО ТЫ ЕГО ЛЮБИШЬ?"
Я тоже про это подумала Спасибо за статью Петрановской - к чему-то я "пришла" сама, что-то "оформилось" уже после прочтения. Комментарии к статье не впечатлили. |
[Воспитание] Несерьезно о серьезном, или еще раз про первую любовь Актуальные темы форумов
О чем бы еще поныть...))) Том 21 (Обо всем)Куда или во что вложить деньги (Банки и финансы)УЗБЕКИСТАН - Ташкент, Самарканд, Фергана, Бухара, Хива (Россия и страны ближнего зарубежья (СНГ))Литературный флешмоб по рассказам № 11 (Культурная жизнь)ЧаРрРуТтииии!!! Женская одежда из Новосибирска. Цены прежние! (Совместные закупки Хобби-клуба (Барнаул и Алтайский край))Цифровой этикет: точки и голосовые сообщения, приветствия и т.д. (Обо всем)CORAL TRAVEL офис продаж. Ваш отдых в надёжных руках! (Путешествия и туризм. Отели и санатории.)Chloé: Violette и Herba Mimosa, IF by R.K. Frapin (Парфюмерные распивы)Статусные олимпиады (Школа и школьники. Вузы и ссузы, студенчество)Парфюмерные распивы (Парфюмерные распивы)
Объявления
Джинсы O*stin", марк. 164 см.(13-14 лет) (Детская одежда для подростков 152 см и выше)Плед, ваза глиняная, хрусталь, молочник СССР, кипятильник (Товары для дома и семьи. (ДО))Одежда брендовая женская р. 50-56, шапки, носки (Одежда для взрослых (ДО))Детский грызунок-прорезыватель для зубов, продам... (Детские товары (ДО) в Новосибирске)Чехлы на iphone Xr, чехол для наушников Apple Airpods 1и2 (Бытовая техника, компьютеры и телефоны (ДО))Ранец б/у для девочки (Детские товары (ДО) в Новосибирске)Комбинезон Джинсовый на мальчика или девочку (Одежда для дошкольников (от 86 до 121 см))Рубашка на мальчика белая (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Эльза. Свинка Пеппа. Мешок для игрушек. (Детские товары (ДО) в Новосибирске)НОВЫЕ и в ОТС вещи на девочку 152-157 см (Детская одежда для подростков 152 см и выше)
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |