Трагедия, случившаяся на этой неделе в обычной пермской школе, взбудоражила всю страну. О ее причинах говорить пока рано – выводы должны делать следователи. Но есть множество вопросов, которые невозможно не задать прямо сейчас: готовы ли наши школы к неожиданным ЧП? Охрана школы – эффективная мера или формальность?
Хронология поножовщины в школе, где пострадали дети, пока не уточнена. Согласно опубликованной в СМИ информации очевидцев, два несовершеннолетних юноши (один – 16-летний ученик школы №127, другой учился в ней ранее) беспрепятственно зашли в школу утром 15 января.
” Школа была оборудована турникетом, для прохода необходима карточка ученика, которая была только у одного юноши. Также на входе дежурила женщина-охранник, которая записала второго юношу в журнал посетителей. Ничто в поведении молодых людей охранника не насторожило.
Далее подростки поднялись на третий этаж и зашли в один из кабинетов, где у учеников 4-го класса шел урок труда. Один из юношей перекрыл дверь, а другой напал с ножом на учительницу Наталью Шагулину. Женщина пыталась оттеснить нападавших от двери и получила 17 ножевых ранений, в том числе в шею.
Благодаря героизму учительницы некоторым детям удалось сбежать. Тем не менее 12 школьников пострадали, 10 из них госпитализированы, в том числе и с тяжелыми ножевыми ранениями. Когда полиция задержала нападавших, они тоже были ранены (один – довольно серьезно), возможно, между ними завязалась драка.
Что именно подтолкнуло преступников на такую бессмысленную жестокость – выясняет следствие. Более важна информация об обстановке в школе во время ЧП, которую по крупицам собирают СМИ.
От кого охраняют охранники?
Как упоминают свидетели, охранник в школе был, «чужака» отметил, остановил, записал в журнал посещений. То есть пропускная система в школе работала, но это совершенно не помогло предотвратить трагедию. Да, вероятно охранник полезен в ситуации, когда с улицы в школу пытается зайти человек в явно неадекватном состоянии, например, алкогольного опьянения. Журнал посещений, безусловно, сыграет положительную роль, если днем в школе произойдет кража.
”Но поможет ли охрана от социопатов, распространителей наркотиков, педофилов? Как показывает пермский опыт – не особенно.
Первые действия при ЧП
” Напуганные дети, вырвавшиеся из класса, беспрепятственно выбежали из школы и забежали в торговый центр по соседству. Позднее другие школьники упоминали, что кровью были залиты третий этаж и лестница. Тем не менее, никто из взрослых не перехватил малышей, не обеспечил их безопасность.
Первый сигнал в полицию, скорее всего, также поступил из торгового центра, охранники которого, увидев детей в крови, нажали «тревожную кнопку». Сотрудники ТЦ первыми вызвали медиков и начали оказывать раненым первую помощь. Охранница школы также вызвала сотрудников Росгвардии и группу быстрого реагирования.
Эвакуация – хаос или точный расчет?
Когда стало понятно, что в школе происходит ЧП, в здании включили сигнал пожарной тревоги. Однако, похоже, что не всех детей вывели из здания, как должны были сделать при пожаре. Часть детей заперли на ключ в спортивном зале, часть забаррикадировались в кабинетах вместе с учителями, часть организованно отвели в соседнюю школу, и еще часть разбежалась их здания (пока непонятно, произошло это до или после сирены пожарной тревоги).
” Запереть детей – эффективная мера в случае неадекватных маньяков с ножами. Но в этот момент сотрудники учебного заведения не могли быть уверены, что у нападавших нет огнестрельного оружия или взрывчатки. Действительно ли дети были в безопасности?
Как оценили действия сотрудников школы чиновники
Первым высказал свое мнение о работе системы школьной безопасности губернатор Пермского края Максим Решетников. По его словам, «система безопасности сработала, как и должна была сработать». Тем не менее, чиновник потребовал ужесточить требования к охранным предприятиям, занимающимся обслуживанием школ.
Министр образования Ольга Васильева, немедленно по поручению премьер-министра прибывшая на место происшествия, поблагодарила школьный персонал: «Все сработало очень четко - эвакуация детей, работа с детьми».
Детский омбудсмен Анна Кузнецова тоже ознакомилась с ситуацией лично. Однако она увиденным осталась недовольна, по ее мнению (цитируем агентство Интерфакс), эвакуационные действия были «хаотичными и нелогичными»:
- После происшествия часть детей побежали в медпункт, часть детей побежали в больницу. Вход в школу, по рассказам детей, остался неконтролируемым (...) Вызывает вопрос отсутствие навыков поведения в подобных ситуациях, они должны быть заучены на автоматическом уровне.
Вице-премьер Ольга Голодец уверена, что охрану школ нужно усилить. Хотя пока и не знает, как:
- С таким вопиющим инцидентом мы не сталкивались ни разу. Здесь нужна очень серьезная работа. Такого не должно повториться. Мы сейчас детально разберемся с этим случаем для того, чтобы выработать меры, и мы их обсудим со всем гражданским сообществом.
Впрочем, министр образования убеждена, что еще один забор, охранник и видеокамера делу не помогут:
- Меры безопасности достаточные, - заверила Ольга Васильева. – В школе очень сильная система безопасности, равно как и в других пермских школах.
Вместо этого она посоветовала обратить внимание на воспитательную работу с подростками:
- Мы должны понимать, что переходный возраст при тех вызовах, которые сейчас существуют, проходит совершенно иначе, чем 20 лет назад. Эти новые вызовы мы должны осознавать, в них жить и помогать нашим детям постоянно.
А городские власти Перми и метод уже нашли - мониторинг соцсетей, где, по их мнению, по содержанию записей можно вычислить будущих террористов.
”Между тем в пермской трагедии никого вычислять и не надо было: один из подростков, бывший ученик школы, и так состоял на учете у психиатра, был он на заметке и у службы по делам несовершеннолетних. Однако вся эта разветвленная и, заметим, работающая система в Перми оказалась на удивление неэффективной.
А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы обезопасить детей в школе?
Очередные скандалы в школе, гнобят, доводят до суицида, и все пытаются спустить на тормоза.
Цитата:
Родители семиклассницы пытаются отстоять честь и достоинство своего ребёнка — их возмутила переписка в социальных сетях, где ученики оскорбляют друг друга и выкладывают откровенные снимки. Чтобы добиться реакции учителей, мама обратилась к директору и классному руководителю, которая в «поучительной» беседе во время урока труда назвала девочку «маленьким злобным человечком» и усомнилась в том, что она станет хорошей матерью. Корреспондент выслушала стороны конфликта: учителя называли ситуацию рядовой, а родители бьют тревогу по поводу психологического состояния ребёнка. Подробности истории — в материале НГС.
Seelena
я прекрасно знаю проблемы своего ребенка, поэтому мне не нужна консультация соц. педагога. И бегать он за мной не должен. Он должен работать с детьми. Я сама работала соц. педагогом, так что могу оценить, ведется работа с детьми в нашей школе или нет. И уж точно я у вас не буду спрашивать, куда я должна сходить.
Добавлено спустя 2 минуты 6 секунд:
Есть адекватные родители, которые реагируют на замечания учителей, и сотрудничают с ними. Позволю себя нескромно отнести к этой категории. А есть такие, которые считают, что их ребенок самый лучший и просто не может сделать ничего плохого. Вот с ними как раз и должен работать соц.педагог и психолог.
Seelena
Так у нас не проводит ни оптом, ни в розницу))) вообще ни разу Ее в глаза не видела, хотя в школу вызывают регулярно.
Если вас в школу вызывают регулярно, наверное, это вы должны сходить к соцпедагогу и выяснить, какие проблемы у ребёнка, а не педагог должен за вами бегать...
У меня сын учится в 7 классе, это сложный возраст. Очень многие дети имеют проблемы в поведении. Ни разу (!!!) я не слышала, чтобы в класс приходила психолог или соц. педагог и проводила беседы.
А зачем оптом со всеми детьми проводить теоретические беседы?
У нас на каждое первое родительское собрание в году приходит соцпедагог, напоминает номер своего кабинета и приглашает родителей с детьми, если возникнут какие-то проблемы...
прихожу забирать ребенка, навстречу мне идет завуч со словами "у Вас не адекватный ребенок! Он покусал одноклассника!"
"Что?", - спрашиваю, - "просто ни с того ни с сего кинулся и покусал мальчика когда тот мимо шел?"
"Нет", - говорит, - "тот мальчик подбежал к нему сзади, схватил за шею и начал душить. Это он так играл. А Ваш сын его за руку укусил"
"А как", - спрашиваю - "по Вашему было бы адекватно поступить в ситуации, когда тебя хватают сзади за шею и душат?"
Завуч не нашлась что ответить и ушла молча.
А у Вас есть ответ? Как надо было ребенку поступить в той ситуации? ( уточняю что рядом не было ни взрослых, ни других детей ) Какое поведение было бы адекватным?
Завучу вообще всё равно кто там прав , кто виноват, его дело отчитаться если вдруг что.
У мальчика которого душили видимых следов нет, а тот которого укусили может быть отведен родителями в травму с целью зафиксировать укус. И тогда придут люди разбираться отчего мальчик в школе травму получил. Вот тут то завуч и скажет -работу провели, со всеми сторонами поговорили. Всем объяснили, что они не правы. Ведь задача завуча устранить в принципе в школе игры, приводящие к укусам. Поэтому и тон будет- виноваты все, даже тот кто оборонялся. Но если бы не было вероятности, что травму имеют возможность зафиксировать, то и разговора бы не было скорей всего.
Журавлёва Оксана
после истории произошедшей в нашем 1 классе :
Скрытый текст:
прихожу забирать ребенка, навстречу мне идет завуч со словами "у Вас не адекватный ребенок! Он покусал одноклассника!"
"Что?", - спрашиваю, - "просто ни с того ни с сего кинулся и покусал мальчика когда тот мимо шел?"
"Нет", - говорит, - "тот мальчик подбежал к нему сзади, схватил за шею и начал душить. Это он так играл. А Ваш сын его за руку укусил"
"А как", - спрашиваю - "по Вашему было бы адекватно поступить в ситуации, когда тебя хватают сзади за шею и душат?"
Завуч не нашлась что ответить и ушла молча.
А у Вас есть ответ? Как надо было ребенку поступить в той ситуации? ( уточняю что рядом не было ни взрослых, ни других детей ) Какое поведение было бы адекватным?
я не была бы столь однозначной. Очень удобный способ избавляться от неудобных людей таким способом. А так или иначе мы все друг другу не удобны хотя бы иногда.
Вот хорошо бы запретили продажу детям электронных сигарет (вэйпов). Кто знает какую дрянь они вдыхают...
Во всем мире происходит рост числа психически больных людей. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, ведущих к потере трудоспособности. В России показатели хуже, чем среднемировые. Если в мире около 15% нуждаются в психиатрической помощи, то в России их число достигает 25%.
Эксперты отмечают: по сравнению с 90-ми количество клиентов психиатрических клиник в России увеличилось почти в два раза. Выросло число страдающих такими серьезными психическими заболеваниями, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия. А невротические расстройства и депрессии приобрели статус массовых. Они уже заняли "почетное" второе место после сердечно-сосудистых заболеваний, пишет газета "Новые Известия".
И конечно, понятно, что болезнь начинается, явно не в лет 25 резко. Такие расстройства, зачастую, долго раскачиваются.
Журавлёва Оксана
Ну про засудить врачей вы загнули, конечно) у нас в стране? Не смешите))) не далее чем вчера моему сыну поставили в школе прививку без всякого моего согласия. Интересно попробовать засудить за это врачей) зато обратных примеров полно, как врачи калечат детей не только физически, но и психически. Может поэтому родители так боятся страшного слова "психиатр"? Это не оправдание, конечно, но тем не менее...
И если честно, мне слабо верится, что школа прям ничего не может сделать. Я знаю много историй, как из школы буквально выживают "неудобных" детей. Правда страдают чаще всего как раз адекватные семьи, которые ребенком занимаются и пытаются донести что-то до педагогов. В ответ получают - "нам некогда с вашим ребенком возиться. Какой индивидуальный подход, когда в классах по 30 человек?!" А вот с теми родителями, которые плевать хотели на всех и считают своего дитятю звездой, реально ничего не делается. Но не потому что не могут, а потому что не хотят. Соц. педагоги и психологи в школах и садиках работают только для галочки.
У меня сын учится в 7 классе, это сложный возраст. Очень многие дети имеют проблемы в поведении. Ни разу (!!!) я не слышала, чтобы в класс приходила психолог или соц. педагог и проводила беседы. Вот когда что-то случится, все на уши встают. А так, пока гром не грянет, как говорится...
Если возникло сомнение у воспитателя, родитель обязан обратится к спецу, т.к. воспитатель за него несет отвественность, пусть исключит и взрослому будет спокойно уже и рекомендации психиатр даст.
Как и ЛЮБАЯ медицинская помощь, психиатрическая помощь у нас добровольная, и, если родитель не хочет вести ребенка к психиатру, то заставить - невозможно. Также практически невозможно вывести ребенка с псих. проблемами из детского коллектива. Вообще, если родители не хотят ребенка вести в врачу, заставить их механизмов нет. Только угроза жизни самого ребенка может обязать врача оказывать такому ребенку мед. помощь. Во всех остальных случаях родители/опекуны легко могут засудить врача за то, что он что-то делал с ребенком при отсутствии добровольного информированного согласия законного представителя ребенка.
Т.е. если родитель считает, что с ребенком все нормально, то во большинстве случаев "юридически так и есть"... А дальше уже проблемы воспитателей/учителей...