Продуктовая корзинка - продукты с частного подворья

/О детях/Школа

 

Дороги, ведущие в ФМШ

СУНЦ НГУ, ранее известному как физико-математическая школа, исполнилось 50 лет. Своими воспоминаниями о школе с журналистами поделились ее директор Николай ЯВОРСКИЙ и два выпускника разных лет: заведующий лабораторией Института ядерной физики, член-корреспондент РАН Василий ПАРХОМЧУК и заместитель директора Института гидродинамики Сергей ГОЛОВИН.

Мировой тренд из Академгородка

– У нашей школы долгая история, – рассказал Николай Яворский. – И в ней есть моменты, которые не очень хорошо известны широкой общественности. Создание школы было непростым делом, сама идея вынашивалась не один год.  Со слов Михаила Михайловича Лаврентьева, идея ФМШ связана с восточной культурой. Буддийские монахи, нуждавшиеся в просветленных последователях, ходили по городам и весям в поисках учеников. Будущих продолжателей дела приглашали в храм, где наставники индивидуально занимались с одаренными учениками. И у Михаила Алексеевича Лаврентьева возникла мысль о том, что одаренных детей, будущих ученых, тоже нужно искать везде, в том числе в глубинке, и приглашать в храм науки, чтобы с ними работали специалисты высшего класса.  Алексей Андреевич Ляпунов придерживался другой версии: Мария Склодовская-Кюри еще в начале 30-х годов высказывала идею о том, что для науки ребят нужно готовить с детства. Можно вспомнить и Ломоносова, который говорил про необходимость создания гимназии при университете.

По словам Николая Яворского, физматшкола началась с первой Всесибирской олимпиады, целью которой и был поиск одаренных детей. Победители были приглашены в летнюю школу, в которой два месяца с ними занимались ведущие ученые Академгородка. А потом само создание ФМШ неожиданно оказалось под вопросом.

– Разрешения на создание школы не было, несмотря на то что Михаил Алексеевич Лаврентьев был человеком известным: член ЦК, работал в оборонке, имеет огромные заслуги. Идею создания ФМШ поддержал председатель военно-промышленной комиссии Дмитрий Устинов, но и это не помогло. Тем не менее 21 января 1963 года школа начала работать, первую лекцию прочитал Алексей Андреевич Ляпунов. Незаметно прошел учебный год, а разрешения все не было. В марте 1963 года Дмитрий Устинов ушел со своего поста и стал первым заместителем председателя правительства. И вот в августе, когда председатель правительства был в отпуске, вышло постановление правительства СССР с подписью Устинова. Он прекрасно понимал, что науке необходимы кадры, к тому же у него была горячая идея повышения обороноспособности. Таким образом, создание школы тесно связано с развитием военно-промышленного комплекса. Смелость Михаила Алексеевича, конечно, потрясает. Представьте себе: пригласить детей фактически в никуда. Нет ставок, учителей, лицензирования, аккредитации. Какой документ выдавать детям, непонятно, а ведь речь идет об обучении в интернате. 

Постановление правительства от 23 августа открыло дорогу и другим физико-математическим школам: открылись школы в Ленинграде и Киеве, затем в Москве.

– В Москве занятия начались только 2 декабря: к тому времени у нас уже прошел второй набор в ФМШ, вторая Летняя школа, вторая Всесибирская олимпиада. Без 21 января не состоялось бы 23 августа. Нужно отметить, что до этого момента работа с одаренными детьми по естественнонаучным дисциплинам фактически не проводилась. По математике с 30-х годов проходили олимпиады, существовали различные конкурсы по гуманитарным дисциплинам. А физика первый раз была представлена как раз на Всесибирской олимпиаде: Всесоюзная олимпиада по физике состоялась уже после и в каком-то смысле родилась из нашей. Во второй половине 60-х в Америке и других странах началось создание специализированных учреждений в области естественнонаучных дисциплин. Сегодня это мировой тренд. Тренд, появившийся здесь, в Академгородке.

Высокое напряжение на практике

Дорога будущего член-корреспондента Василия Пархомчука в физмашколу оказалась непростой.

– Я учился в семилетней сельской школе в поселке Мирный, а десятилетка была в другом селе. Это была школа-интернат километрах в семи от дома, учились мы там, а на выходные бегали к родителям. Большинство алтайских мирных поселков так жили. Недалеко Семипалатинск, где в то время гремели ядерные взрывы. Мы их слышали так же хорошо, как сейчас в городке слышны взрывы Шиловского полигона. Даже вспышки видели – нам, мальчишкам, было интересно. В то время развивалось радио, появились первые транзисторы, похожие на маленькие стеклянные бочонки. Родители мои были не слишком богатыми людьми: мать – учитель в школе, отец – водитель грузовика в совхозе. Четверо детей. Мы не бедствовали, но на свои собственные увлечения, игрушки надо было подрабатывать. А как подработаешь в селе? Утаптывал силос, когда срезали кукурузу, чтобы его в грузовик больше вошло. Сдавал в потребсоюз шкурки сусликов. Совхоз нам выделил коня, большую бочку с водой, мы с мальчишками выливали сусликов из норок, делали шкурки, сушили и сдавали по десять копеек штука. В общем, проявляли предприимчивость.

В олимпиадах я тогда не участвовал, но занимался в радиокружке. Наш учитель увлекался  физикой и радио. И однажды он показал мне газету с напечатанными условиями задач: попробуй, мол, решить, может, в Барнаул пригласят на областную олимпиаду. Я справился, и меня действительно пригласили в Барнаул. Столько там было умных городских ребят! Совершенно не было впечатления, что я смогу победить, но выступил хорошо. Больше всего мне запомнилась обида на председателя олимпиады Ширкова. Он меня спросил: «Ты на летнюю школу приедешь? Мы можем помочь, выслать деньги на билет». Я обиделся: что я, нищий, что ли? Мне же родители денег на билет дадут. Так я очутился в Академгородке. В летней школе лекции Ляпунова и Будкера меня просто потрясли: Интернета не было, по радио лекций не читали. Это было откровение. Нас, деревенских мальчишек, поселили в абсолютно новый дом, пятиэтажку на улице Жемчужной. Сейчас такие дома презрительно называют хрущевками, но на нас этот дом произвел впечатление дворца. Санитарное оборудование вызвало почти научный интерес. Во дворе был фонтан, вокруг которого собирались по вечерам, Будкер нам лекции читал про встречные пучки. А потом была заключительная олимпиада. Я получил премию, у меня до сих пор хранится бумага, подписанная Ляпуновым и Будкером. Называлось это почему-то первым призом по физике. Несмотря на то что вокруг были такие умные ребятишки, и у меня есть шансы поучаствовать в великом деле. И после Нового года я вернулся уже в ФМШ.

Тогда там толком не знали, как нас обучать: ни программ, ни пособий, ни книг не было. Учителя сами учились на ходу. Например, лабораторные работы выглядели следующим образом. Лаврентьев бросил клич по институтам: не очень нужное оборудование отдайте в ФМШ. Понатаскали кучу приборов. Больше всего интереса у нас вызвал высоковольтный рентгеновский трансформатор, который вырабатывал 150 киловольт напряжения. Конечно, мы тут же его включили. Почему никого не убило и как нам это разрешили, я до сих пор не знаю. Зато узнали, что такое высокое напряжение.

Наши преподаватели тогда не были академиками. Например, мой учитель физики Владимир Евгеньевич Захаров в то время он был старшим научным сотрудником. Он никогда не приходил в класс с готовой бумажкой: мы вместе решали задачи и вместе путались в решениях, вместе заходили в тупик и вместе выкарабкивались. Это был своеобразный мастер-класс того, как вообще делается наука. Ведь решая научные задачи, мы не знаем ответа. Главное – увидеть в нужный момент, что ты ошибаешься. В каком-то смысле такие уроки даже важнее, чем отлично подготовленная лекция, которая «протекает» через сознание, не останавливаясь. А тут, когда учитель запутывается в формуле, это подзадоривает и учеников. Упреки, что в школе должны работать только люди с педагогическим образованием – это подрыв всей идеологии ФМШ. Должны преподавать ученые, которые сами занимаются живой наукой.

География ФМШ

– Я отношусь к тем людям, которые попали в Академгородок благодаря физматшколе, –рассказал Сергей Головин. – Я родился в Таджикистане, в городе Чкаловске. Образование было неплохим, если бы я окончил школу там, то, скорее всего, поехал бы учиться в Питер или в Москву. Но так получилось, что один из моих друзей поступил в ФМШ на двухгодичное обучение. От него мы и узнали, что такая школа существует. Тогда было очень модно среди нас заниматься математикой и физикой: мы увлекались всерьез, участвовали в разных олимпиадах. В 1987 году в Таджикистане случилось сильно землетрясение. Часть зданий в нашем городе потрескались и посыпались, а поскольку на дворе стояли еще советские времена, быстро приехали рабочие бригады со всего Союза и все восстановили. Построили новую школу по какому-то совершенно космическому проекту, и там появился первый класс персональных компьютеров. У моего старшего брата начались уроки информатики. Я почитал его тетрадку и жутко заинтересовался.

Тогда будущий замдиректора Института гидродинамики написал свою первую программу и понемногу начал участвовать в олимпиадах по информатике. В ФМШ уехал учиться его старший брат.

Я написал в ФМШ письмо, мол, я хороший, возьмите и меня. Мне пришел ответ с задачками для заочной школы. Я целый год решал задачи, а на следующий год добрался до республиканской олимпиады. Ходили смутные слухи, что приедут люди из Новосибирска и будут набирать ребят в летнюю школу, но никакой конкретики не было. А мне удалось решить одну очень сложную задачу: ровно за месяц до олимпиады она разбиралась в журнале «Квант». Я написал, конечно, самое изощренное решение, однако задачу мне почему-то не зачли. Апелляция не помогла, но благодаря ей я случайно попал на собеседование с учителями летней школы. А дальше все пошло по накатанной. В ФМШ учились я, мой старший брат, жена, брат и сестра жены, почти все друзья. География учеников была обширной. Помню, со мной учились ребята из какого-то таджикского кишлака. Они плохо говорили по-русски, зато учитель физики у них был хороший – так и попали в ФМШ. Это, конечно, грандиозное дело – привлечение одаренных детей со всего Зауралья.

Физматшкола с первого взгляда на будущего ученого произвела неоднозначное впечатление:

– От общежития я ожидал лучших условий. Зато потом я понял, что ФМШ – это лучшее промежуточное звено между домом, где за тобой присматривали родители, и университетом, где ты предоставлен сам себе. В ФМШ уже были персональные компьютеры с цветными дисплеями – неизгладимое произвели впечатление. Важно, что была не только хорошая образовательная программа по естественным наукам, но и гуманитарная составляющая, например спецкурсы по живописи, истории религии и музыке. Одно время у нас обучалась девочка из США. Английский я знал недостаточно хорошо для полноценного общения, но сам факт того, что рядом учится человек с другого конца земли, многое значил. Класс у нас был прекрасный, и сама атмосфера замечательная – воспоминания о ФМШ остались на всю жизнь.

 

5.02.2013

Автор: Татьяна Яковлева

Фото с сайта музея НГУ

 

 

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
ТаняшкА (15/10/2020)
Нам сразу сказали, что тройки будут - уровень выше школьного. Но учителя на связи 24/7 по всех доступных каналах.
За два года ни один учитель ни одну оценку не занижал (а были и двойки, и тройки пачками). Более того, кто-то до последнего подтягивал, подпинывал. ☺ Когда год назад учитель химии ответил нам в стиле "не хочет, не надо" (дочь заявила "я не химик" и подзабила), мне стало страшно. Но я вот прям согласна с преподавателем - всякому терпению есть предел и бегать пол года за маленькой капризной девочкой... ну такое. В итоге пара долгих бесед с ребенком и все наладилось, через месяц уже слышали только "можешь, если хочешь" и видели вместо 2+ уверенную 4. :oops:
Не нужно искать причины плохих оценок в преподавателях и мешать детям учиться, а учителям работать тоже не надо.
Гость (15/10/2020)
Не знаю. У нас с первого класса установка была на знания, а не на оценки. Двойка - повод позаниматься лишний раз. Тройки получают лентяи (в обычной школе). Пятёркам школьным никогда не доверяла. Сама регулярно давала всякие самостоятельные работы ребёнку писать, чтобы понять, что в голове осталось после обучения. Биологию никогда не любил, в 8 классе пошёл в Инжевику при НГУ, там полюбил анатомию. Но в школе при этом еле на четвёрку учился по этой же анатомии. В ответ на рассказ о том, что нейроны бывают афферентные, эфферентные и ассоциативные преподаватель говорила: "Что ты за бред несёшь?" Нужно было отвечать, что нейроны бывают сенсорные, двигательные и вставочные (так в учебнике). По химии даже названия солей не знал по окончании 8 класса. Полюбил химию только готовясь к поступлению в ФМШ. И в приоритет поставил хим-био направление, а не физ-мат, как хотел изначально. Сейчас учится, всем доволен. И учёбой, и едой, и на карантине готов сидеть в общаге, если понадобится. Оценки тоже всякие разные есть, даже 20 по литературе.
Yukita (15/10/2020)
Я, к примеру, мама свеженького ученика.
Сыну сразу дала установку, что меня будет интересовать прогресс в оценках, а не сами оценки.Они у него в дневнике разнообразны, есть и по 5-ти балльной шкале тоже. Как-то не заморачивалась.
Я вообще, честно говоря, ожидала большего падения.
С интересом вижу по предметам, которые в школе, якобы не давались, оценки лучше, чем в школе😁
Вношу сыну провокационные предложения по возвращению в свою школу- не, не ведется.
Преподаватели очень нравятся ему и вообще, все нравится.
А мне самой нравится организация дистанционного обучения и я очень благодарна за возню с ребенком воспитателю и преподавателям.
Ну а раз ребёнок доволен, то и родители-тоже👍
ИРРА (15/10/2020)
Березка писал(а):
ИРРА
Вскорейшего выздоровления всем. :-)

Вопрос про воспитателей:
Они теперь тьюторы? Или это разные должности?

Благодарю!
Да, воспитатели теперь тьюторы.

Добавлено спустя 4 минуты 18 секунд:

sov
Некоторым родителям знания не нужны. Им нужен красивый аттестат. Как правило, такие уходят от нас после первой сессии.

Добавлено спустя 2 минуты 40 секунд:

Уважаемые родители!
От имени зав кафедрой химии приношу вам огромную благодарность за поддержку и понимание. Обещаем, что все оценки кафедры химии будут выставлены в единой 50-ти бальной системе и приносим извинения за этот сбой.
Sun Travels (15/10/2020)
ИРРА
да, конечно, никаких проблем!
Процесс учебный идет и это здорово! :yes:
sov (15/10/2020)
Мне кажется, что некоторым родителям ещё трудно перестроиться с позиции защиты ребёнка. Понять и принять, что ребёнок наконец-то не нуждается в защите от незнающих свой предмет учителей - это иногда трудно. Трудно после стольких лет борьбы за оценку ради оценки переключиться на то, что оценка - не самое важное.
У нас в общеобразовательной школе была ситуация, когда оценки ребёнка потерялись, а двойка в четверти со всеми вытекающими (морали ребёнку, угрозы перевода в другой класс, всякие упоминания директора) - нате получите.

Я не прочитала первоначальный пост до чистки, но, возможно, там была просто реакция защиты от подобной истории. Человек просто не может поверить, что в подобной ситуации дети точно не пострадают.
Березка (15/10/2020)
ИРРА
Вскорейшего выздоровления всем. :-)


Вопрос про воспитателей:
Они теперь тьюторы? Или это разные должности?
ИРРА (15/10/2020)
Sun Travels
У нас несколько воспитателей болеют, некоторые в больнице. Администрация тоже. Оставшиеся пытаются закрыть все бреши. Потерпите, пожалуйста. Нагрузка резко выросла на всех, но мы стараемся, чтобы дети продолжали учиться и чтобы качество не страдало.
Sun Travels (15/10/2020)
НаTа
да, нет у нас все ок
ттт
заговорили здесь о системах оценок, сын говорит, что единственная физика по 100 оценивается. Вот я и спросила - есть у кого еще 100 бальная.

ИРРА
у нас с воспитателями беда, видимо не успевала, сейчас сменился и не знаем кто ...), даже дети не знают.
И Дневника у родителей нет) до сих пор.
Поэтому - от сына и здесь черпаю инфо :yes:

ИРРА
А про сложности в принятии, что оказывается ребенок совсем и не знает на 5 (а может даже и на 4 :oops: ), полностью согласна с вами. Видела ситуацию, и ни раз, когда к нам в гимназию приходили детки круглые отличники... и получали 3ки за четверть. Здесь главное адекватность родителей. И понимание - зачем они приходят в сильные школы.
СУНЦ дает отличные знания! Именно за этим и рвутся сюда большинство детей. :yes:
Спасибо вам! :give_heart:
НаTа (15/10/2020)
Березка
У моего в этом году уже и 20 есть, по любимой математике. Но это не потому что он что-то не понимает, или ему не рассказали в предыдущей школе, а потому что не сдал работу, лентяйничал опять :oops:
Конечно 2-ки есть и будут. Я хотела донести до «новеньких» родителей мысль - что никто специально заваливать вашего ребенка не будет. Если ребенок хочет учится - учителя всегда ему помогут и валить двойками не будут. А если ребенок не хочет учиться и ничего не делает - конечно будут двойки. Практика показывает, что некоторые дети все-таки вылетают из ФМШ :-(
Березка (15/10/2020)
НаTа писал(а):
Поверьте, у учителей в ФМШ нет задачи наставить плохих оценок Вашим детям, да еще в начале обучения! Знаю, что у нас в классе (по той же физике, кстати), детям сейчас выставляются оценки, только если они больше 35 баллов (то есть 4-ки и выше). И это детям, которые учатся второй год! Новичков (у меня сложилось такое впечатление) точно запугивать оценками не будут. Да и не новичков тоже. Здесь это не метод.

Задачи ставить плохие оценки в ФМШ, конечно, нету.
Но оценки плохие все-таки иногда ставят: у моего есть меньше 30,- я не расстраиваюсь.
Дочь наверстала, надеюсь, и сын наверстает.
НаTа (15/10/2020)
Sun Travels писал(а):

А может такое быть, что по физике 100 бальная система оценки?

У Вашего ребенка стоит 50 и Вы сомневаетесь 5-ка ли это? :-)
Если преподаватель использует 100-бальную систему, Вы сразу поймете. У моего было 60 баллов за контрольные. Согласитесь, на его гениальность скидку не сделаешь 😊
Мне кажется все оценки до 50 баллов - это в 50- бальной системе. Поверьте, у учителей в ФМШ нет задачи наставить плохих оценок Вашим детям, да еще в начале обучения! Знаю, что у нас в классе (по той же физике, кстати), детям сейчас выставляются оценки, только если они больше 35 баллов (то есть 4-ки и выше). И это детям, которые учатся второй год! Новичков (у меня сложилось такое впечатление) точно запугивать оценками не будут. Да и не новичков тоже. Здесь это не метод.
ИРРА (15/10/2020)
Sun Travels писал(а):
ИРРА
У УФ всего 2 сообщения... и в них один негатив(
Зачем это поощрять? Хотелось бы спокойно и конструктивно общаться :yes: в этом топике.

---------
А может такое быть, что по физике 100 бальная система оценки?

1) Ну не нравится человеку наша школа, имеет право.

Вы же знаете, что иногда очень сложно принять, что вот твой абсолютно гениальный ребенок, получающий в родной школе только пятерки, приходит в ФМШ и вдруг у него сплошные тройки по предмету. Какая мысль в мозгу - этого просто не должно быть, просто здесь собрались сплошные враги детей, специально занижающие им оценки.
Дети, кстати, перестраиваются быстрее, они-то своё окружение видят и трезво оценивают свои знания.
Скрытый текст:
Моя дочь училась в обычной школе, имела 5 по химии, медаль по окончании школы. И только я знала, что у неё по химии не 5, а минус 5. Просто тех крох знаний, которые у нее были, для учителя той школы было вполне достаточно. Если бы она пришла учиться к нам с теми знаниями, она бы начала свою учебу с двоек. Но поскольку она училась не у нас, и химия ей была не нужна, я ее не грузила

2)
Цитата:
А может такое быть, что по физике 100 бальная система оценки?

Вполне может быть. Ещё раз повторяю - ещё нет обязательного стандарта. Поэтому просто нужно выяснить, в какой системе преподаватель ставит оценки. Попросите вашего воспитателя связаться с преподавателем и уточнить этот вопрос.
Sun Travels (15/10/2020)
ИРРА
У УФ всего 2 сообщения... и в них один негатив(
Зачем это поощрять? Хотелось бы спокойно и конструктивно общаться :yes: в этом топике.

---------
А может такое быть, что по физике 100 бальная система оценки?
ИРРА (15/10/2020)
sono io писал(а):
Удалила провокационные фразы из первоначального комментария и цитат.
Надеюсь, обсуждение инцидента исчерпано.
Модератор.

Конечно, с модератором спорить неприлично, но редактирование первоначального сообщения было, с моей точки зрения, неправильно. Человек ясно высказал свое отношение к преподавателям кафедры. Пусть бы оно и оставалось.
P.S. до зав кафедрой оно будет доведено в первоначальном виде, я его успела отскринить.
1 | 2 | 3 | 4 | 5   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться