/О детях/Школа

 

Дороги, ведущие в ФМШ

СУНЦ НГУ, ранее известному как физико-математическая школа, исполнилось 50 лет. Своими воспоминаниями о школе с журналистами поделились ее директор Николай ЯВОРСКИЙ и два выпускника разных лет: заведующий лабораторией Института ядерной физики, член-корреспондент РАН Василий ПАРХОМЧУК и заместитель директора Института гидродинамики Сергей ГОЛОВИН.

Мировой тренд из Академгородка

– У нашей школы долгая история, – рассказал Николай Яворский. – И в ней есть моменты, которые не очень хорошо известны широкой общественности. Создание школы было непростым делом, сама идея вынашивалась не один год.  Со слов Михаила Михайловича Лаврентьева, идея ФМШ связана с восточной культурой. Буддийские монахи, нуждавшиеся в просветленных последователях, ходили по городам и весям в поисках учеников. Будущих продолжателей дела приглашали в храм, где наставники индивидуально занимались с одаренными учениками. И у Михаила Алексеевича Лаврентьева возникла мысль о том, что одаренных детей, будущих ученых, тоже нужно искать везде, в том числе в глубинке, и приглашать в храм науки, чтобы с ними работали специалисты высшего класса.  Алексей Андреевич Ляпунов придерживался другой версии: Мария Склодовская-Кюри еще в начале 30-х годов высказывала идею о том, что для науки ребят нужно готовить с детства. Можно вспомнить и Ломоносова, который говорил про необходимость создания гимназии при университете.

По словам Николая Яворского, физматшкола началась с первой Всесибирской олимпиады, целью которой и был поиск одаренных детей. Победители были приглашены в летнюю школу, в которой два месяца с ними занимались ведущие ученые Академгородка. А потом само создание ФМШ неожиданно оказалось под вопросом.

– Разрешения на создание школы не было, несмотря на то что Михаил Алексеевич Лаврентьев был человеком известным: член ЦК, работал в оборонке, имеет огромные заслуги. Идею создания ФМШ поддержал председатель военно-промышленной комиссии Дмитрий Устинов, но и это не помогло. Тем не менее 21 января 1963 года школа начала работать, первую лекцию прочитал Алексей Андреевич Ляпунов. Незаметно прошел учебный год, а разрешения все не было. В марте 1963 года Дмитрий Устинов ушел со своего поста и стал первым заместителем председателя правительства. И вот в августе, когда председатель правительства был в отпуске, вышло постановление правительства СССР с подписью Устинова. Он прекрасно понимал, что науке необходимы кадры, к тому же у него была горячая идея повышения обороноспособности. Таким образом, создание школы тесно связано с развитием военно-промышленного комплекса. Смелость Михаила Алексеевича, конечно, потрясает. Представьте себе: пригласить детей фактически в никуда. Нет ставок, учителей, лицензирования, аккредитации. Какой документ выдавать детям, непонятно, а ведь речь идет об обучении в интернате. 

Постановление правительства от 23 августа открыло дорогу и другим физико-математическим школам: открылись школы в Ленинграде и Киеве, затем в Москве.

– В Москве занятия начались только 2 декабря: к тому времени у нас уже прошел второй набор в ФМШ, вторая Летняя школа, вторая Всесибирская олимпиада. Без 21 января не состоялось бы 23 августа. Нужно отметить, что до этого момента работа с одаренными детьми по естественнонаучным дисциплинам фактически не проводилась. По математике с 30-х годов проходили олимпиады, существовали различные конкурсы по гуманитарным дисциплинам. А физика первый раз была представлена как раз на Всесибирской олимпиаде: Всесоюзная олимпиада по физике состоялась уже после и в каком-то смысле родилась из нашей. Во второй половине 60-х в Америке и других странах началось создание специализированных учреждений в области естественнонаучных дисциплин. Сегодня это мировой тренд. Тренд, появившийся здесь, в Академгородке.

Высокое напряжение на практике

Дорога будущего член-корреспондента Василия Пархомчука в физмашколу оказалась непростой.

– Я учился в семилетней сельской школе в поселке Мирный, а десятилетка была в другом селе. Это была школа-интернат километрах в семи от дома, учились мы там, а на выходные бегали к родителям. Большинство алтайских мирных поселков так жили. Недалеко Семипалатинск, где в то время гремели ядерные взрывы. Мы их слышали так же хорошо, как сейчас в городке слышны взрывы Шиловского полигона. Даже вспышки видели – нам, мальчишкам, было интересно. В то время развивалось радио, появились первые транзисторы, похожие на маленькие стеклянные бочонки. Родители мои были не слишком богатыми людьми: мать – учитель в школе, отец – водитель грузовика в совхозе. Четверо детей. Мы не бедствовали, но на свои собственные увлечения, игрушки надо было подрабатывать. А как подработаешь в селе? Утаптывал силос, когда срезали кукурузу, чтобы его в грузовик больше вошло. Сдавал в потребсоюз шкурки сусликов. Совхоз нам выделил коня, большую бочку с водой, мы с мальчишками выливали сусликов из норок, делали шкурки, сушили и сдавали по десять копеек штука. В общем, проявляли предприимчивость.

В олимпиадах я тогда не участвовал, но занимался в радиокружке. Наш учитель увлекался  физикой и радио. И однажды он показал мне газету с напечатанными условиями задач: попробуй, мол, решить, может, в Барнаул пригласят на областную олимпиаду. Я справился, и меня действительно пригласили в Барнаул. Столько там было умных городских ребят! Совершенно не было впечатления, что я смогу победить, но выступил хорошо. Больше всего мне запомнилась обида на председателя олимпиады Ширкова. Он меня спросил: «Ты на летнюю школу приедешь? Мы можем помочь, выслать деньги на билет». Я обиделся: что я, нищий, что ли? Мне же родители денег на билет дадут. Так я очутился в Академгородке. В летней школе лекции Ляпунова и Будкера меня просто потрясли: Интернета не было, по радио лекций не читали. Это было откровение. Нас, деревенских мальчишек, поселили в абсолютно новый дом, пятиэтажку на улице Жемчужной. Сейчас такие дома презрительно называют хрущевками, но на нас этот дом произвел впечатление дворца. Санитарное оборудование вызвало почти научный интерес. Во дворе был фонтан, вокруг которого собирались по вечерам, Будкер нам лекции читал про встречные пучки. А потом была заключительная олимпиада. Я получил премию, у меня до сих пор хранится бумага, подписанная Ляпуновым и Будкером. Называлось это почему-то первым призом по физике. Несмотря на то что вокруг были такие умные ребятишки, и у меня есть шансы поучаствовать в великом деле. И после Нового года я вернулся уже в ФМШ.

Тогда там толком не знали, как нас обучать: ни программ, ни пособий, ни книг не было. Учителя сами учились на ходу. Например, лабораторные работы выглядели следующим образом. Лаврентьев бросил клич по институтам: не очень нужное оборудование отдайте в ФМШ. Понатаскали кучу приборов. Больше всего интереса у нас вызвал высоковольтный рентгеновский трансформатор, который вырабатывал 150 киловольт напряжения. Конечно, мы тут же его включили. Почему никого не убило и как нам это разрешили, я до сих пор не знаю. Зато узнали, что такое высокое напряжение.

Наши преподаватели тогда не были академиками. Например, мой учитель физики Владимир Евгеньевич Захаров в то время он был старшим научным сотрудником. Он никогда не приходил в класс с готовой бумажкой: мы вместе решали задачи и вместе путались в решениях, вместе заходили в тупик и вместе выкарабкивались. Это был своеобразный мастер-класс того, как вообще делается наука. Ведь решая научные задачи, мы не знаем ответа. Главное – увидеть в нужный момент, что ты ошибаешься. В каком-то смысле такие уроки даже важнее, чем отлично подготовленная лекция, которая «протекает» через сознание, не останавливаясь. А тут, когда учитель запутывается в формуле, это подзадоривает и учеников. Упреки, что в школе должны работать только люди с педагогическим образованием – это подрыв всей идеологии ФМШ. Должны преподавать ученые, которые сами занимаются живой наукой.

География ФМШ

– Я отношусь к тем людям, которые попали в Академгородок благодаря физматшколе, –рассказал Сергей Головин. – Я родился в Таджикистане, в городе Чкаловске. Образование было неплохим, если бы я окончил школу там, то, скорее всего, поехал бы учиться в Питер или в Москву. Но так получилось, что один из моих друзей поступил в ФМШ на двухгодичное обучение. От него мы и узнали, что такая школа существует. Тогда было очень модно среди нас заниматься математикой и физикой: мы увлекались всерьез, участвовали в разных олимпиадах. В 1987 году в Таджикистане случилось сильно землетрясение. Часть зданий в нашем городе потрескались и посыпались, а поскольку на дворе стояли еще советские времена, быстро приехали рабочие бригады со всего Союза и все восстановили. Построили новую школу по какому-то совершенно космическому проекту, и там появился первый класс персональных компьютеров. У моего старшего брата начались уроки информатики. Я почитал его тетрадку и жутко заинтересовался.

Тогда будущий замдиректора Института гидродинамики написал свою первую программу и понемногу начал участвовать в олимпиадах по информатике. В ФМШ уехал учиться его старший брат.

Я написал в ФМШ письмо, мол, я хороший, возьмите и меня. Мне пришел ответ с задачками для заочной школы. Я целый год решал задачи, а на следующий год добрался до республиканской олимпиады. Ходили смутные слухи, что приедут люди из Новосибирска и будут набирать ребят в летнюю школу, но никакой конкретики не было. А мне удалось решить одну очень сложную задачу: ровно за месяц до олимпиады она разбиралась в журнале «Квант». Я написал, конечно, самое изощренное решение, однако задачу мне почему-то не зачли. Апелляция не помогла, но благодаря ей я случайно попал на собеседование с учителями летней школы. А дальше все пошло по накатанной. В ФМШ учились я, мой старший брат, жена, брат и сестра жены, почти все друзья. География учеников была обширной. Помню, со мной учились ребята из какого-то таджикского кишлака. Они плохо говорили по-русски, зато учитель физики у них был хороший – так и попали в ФМШ. Это, конечно, грандиозное дело – привлечение одаренных детей со всего Зауралья.

Физматшкола с первого взгляда на будущего ученого произвела неоднозначное впечатление:

– От общежития я ожидал лучших условий. Зато потом я понял, что ФМШ – это лучшее промежуточное звено между домом, где за тобой присматривали родители, и университетом, где ты предоставлен сам себе. В ФМШ уже были персональные компьютеры с цветными дисплеями – неизгладимое произвели впечатление. Важно, что была не только хорошая образовательная программа по естественным наукам, но и гуманитарная составляющая, например спецкурсы по живописи, истории религии и музыке. Одно время у нас обучалась девочка из США. Английский я знал недостаточно хорошо для полноценного общения, но сам факт того, что рядом учится человек с другого конца земли, многое значил. Класс у нас был прекрасный, и сама атмосфера замечательная – воспоминания о ФМШ остались на всю жизнь.

 

5.02.2013

Автор: Татьяна Яковлева

Фото с сайта музея НГУ

 

 

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Лесюша (20/04/2021)
Вот по 9-ти классникам:
17.05-22.05 — сессия, состоящая из школьных экзаменов. Пока в расписании стоит только письменный экзамен по математике 17.05. Он является допуском к ОГЭ и пропуском в 10 класс.
18-20.05 — государственные контрольные работы по выбранным предметам - это вместо ОГЭ по выбору, предмет они выбирали раньше.
24-28.05 — ОГЭ по математике и русскому.
dima5a.ru@mail.ru (20/04/2021)
Всем добрый день. Кто-нибудь из родителей учеников фмш знает, кроме огэ в 9 классе ребята будут сдавать экзамены или контрольные по всем остальным предметам?
NILMAKAR (20/04/2021)
Добрый день, знаю есть в теме преподаватели, подскажите сколько 11 классов будет в новом наборе этого года (конкретно интересует химическое направление)??? и по сколько человек в классе? Спасибо
МЕГА (13/04/2021)
Happy mum писал(а):
Добрый день. Подскажите пожалуйста, возможно не в той теме ищу: школа в Барнауле при нгу, чтобы потом поступить в Университет в Академгородке.


До пандемии олимпиадной математикой в Барнауле среди школьников долго и успешно занимался Оскорбин Дмитрий Николаевич (сейчас просто не знаю, надеюсь все так же). Как человек очень хороший, талантливый преподаватель.
Оскорбин Дмитрий Николаевич, преподаватель кафедры математического анализа ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет» (г. Барнаул), руководитель Алтайской краевой детской общественной организации «Центр дополнительного математического образования», основатель турнира по математическим боям, тренер победителей математических олимпиад.
Скрытый текст:

Думаю, там вам подскажут более конкретно, что у вас в Барнауле есть.
A_lina (12/04/2021)
Happy mum писал(а):
Добрый день. Подскажите пожалуйста, возможно не в той теме ищу: школа в Барнауле при нгу, чтобы потом поступить в Университет в Академгородке.

Возможно, есть школа на площадке которой проводят олимпиады от НГУ, но прям школы -нет.
СУНЦ не дает права на зачисление (нет ни одной школы в стране, где автоматом по окончании зачисляют в ВУЗ (хотя, может при вышке есть такое, но не уверена)), но значительно облегчает задачу.
Поступать в НГУ нужно из любой школы.
Happy mum (12/04/2021)
Спасибо! Поизучала, очень понравилось.
Була (12/04/2021)
Happy mum писал(а):
Добрый день. Подскажите пожалуйста, возможно не в той теме ищу: школа в Барнауле при нгу, чтобы потом поступить в Университет в Академгородке.

точно нет такой школы в Барнауле :-)
ELECTRA_22 (11/04/2021)
Happy mum писал(а):
Спасибо, а Сунц школа в Новосибе?
посмотрите сайт школы
Happy mum (11/04/2021)
Спасибо, а Сунц школа в Новосибе?
Marusya... (11/04/2021)
Happy mum писал(а):
Добрый день. Подскажите пожалуйста, возможно не в той теме ищу: школа в Барнауле при нгу, чтобы потом поступить в Университет в Академгородке.

Доброго дна всем!
Насколько знаю, нет такой школы в Барнауле.
У менс старший СУНЦ в прошлом году закончил (теперь уже в НГУ), младший через год в СУНЦ собирается... То есть я, можно сказать, плотно "в теме" несколько лет уже. Но о такой школе слышу впервые. :aga-aga:
Happy mum (11/04/2021)
Добрый день. Подскажите пожалуйста, возможно не в той теме ищу: школа в Барнауле при нгу, чтобы потом поступить в Университет в Академгородке.
ELECTRA_22 (09/04/2021)
NatalySem писал(а):
Здравствуйте! Обращаюсь к родителям 11тиклассников. 19 июня у наших детей состоится выпускной, в обед проводится торжественное вручение аттестатов и концерт, потом фуршет в столовой, вечером концерт в актовом зале.родителям присутствовать вроде как можно, подарки учителям и детям на своё усмотрение. Скажите, будем ли мы как то организовываться и что то делать?


Мы организовываем выпускной, у нас родителей много приезжает ото всюду, знаю и другие тоже классы организовывают, дети не особо хотят идти, но мы, родители настраиваем, что это особенно запоминающееся событие в их жизни и важно его не пропустить. Надо праздник организовывать, хоть и не массово вся школа гуляет, только собираются все равно все классы приблизительно в одном месте, дети между собой общаются, прощаются (у них часто друзья и в других классах есть), можете мне в ЛС написать, я расскажу. Кто не идет дальше, в общежитии дискотеку тоже организуют, чтобы не скучали.

Добавлено спустя 49 минут 52 секунды:

Ну вот мы и на финишной прямой.

Пробник по русскому написали хорошо, пробник по математике ужасно - перемудрили ("горе от ума" так мне пояснил наш преподаватель, надо было просто делать по инструкции, а наши искали сложности, хотя все подобное было прорешено заранее), физика пробник будет в конце апреля, и самое непонятное -
когда будет пробник по информатике и в каком виде будет ЕГЭ вообще?информации особо нет

начала искать где проводят очно пробники еще, морально надо подготовиться, в школах в городе дети уже несколько раз пробники писали, считаю 1 раз это мало. После результатов по математике некоторые родители все еще в истерике и панике. проблемма не в отсутствии знанй, проблема учащихся научиться собраться в нужный момент.
Может кто знает?

А впереди еще нас ждут итоговое сочинение в апреле, в мае обязательные экзамены по профильным предметам :mad: (физика и математика у наших физматов) С содроганием думаю когда все успеет. Начало июня уже ЕГЭ.

Я сына троллю, что барнаульский пед всех примет, а потом еще в деревню поехать можно подъемных 1 млн дадут, надо же и детей кому-то учить :haha:

Добавлено спустя 8 минут 17 секунд:

Благодарю преподавателей СУНЦа:
домашними заданиям Штоля А. А (литература) можно зачитываться, электронный лневник только ради этого открываю, он легенда, правда и 5 у него не получить, практически. А еще, он потом выкладывает в дневнике как правильно необходимо было анализировать произведения, примеры сочинений... Такого не видела ни у кого.
Математик Разинков Е. Н. тоже многому детей научил, сын сказал. что Е. Н. лучший преподаватель по математике! С ним можно поговорить на разные темы, очень разносторонний человек.
И даже Трофимова Д. Г. хочется поблагодарить за хороший опыт и преподавание, он справедливый,сын пыхтел, психовал, зубрил и хоть и получил сын 3 в аттестат по химии, но это честно заработанная 3 и реальные знания, а не липовая 5 из школы около дома.
И у нас очень хорошая куратор (воспитатель) именно она научила детей и порядку и уборке и чистоплотности многому, сын первый раз полы помыл только там в общежитии, а так же она постоянно поддерживает родителей информацией о события из жизни детей, и просто как у них дела, так как все родители скучают, а дети - они мало что рассказывают.

Советую всем самим родителям создавать чат класса в мессенджере и обмениваться информацией сразу.

Нам повезло, мы отучились еще при "старой гвардии" педагогов, надеемся и дальше все будет хорошо у школы. Теперь я понимаю, что зря не отпустила сына в 9 класс, побоялась в том году.

Мы прошли через пандемию, борьбу за начало учебного года 11кл без задержек, карантин, дистант, сдачу сессии сразу после выхода после дистанта, будем надеяться, что дальше все успешно сдадут экзамены и выберут направление по душе.

Главное, я рада за своего сына, что смогла дать ему лучшее образование и он был эти 2 года в кругу близких ему по духу людей.

Поэтому кто еще раздумывает учиться или нет - даже не сомневайтесь, главное - чтобы повезло поступить еще.

Благодарю родителей предыдущих школьников, что активно общались делились информацией, только благодаря отзывам здесь было решено отправить сына учиться в СУНЦ НГУ
A_lina (02/04/2021)
Общешкольно родители не собираются (да и дети тоже, каждый класс отдельно, своим "кружком"), по классам решают сами, у нас было мало родителей (дети не слишком-то горят желанием, чтоб родители присутствовали), в Доме ученых на вручении аттестатов были многие в том числе и из далека.
NatalySem (01/04/2021)
Здравствуйте! Обращаюсь к родителям 11тиклассников. 19 июня у наших детей состоится выпускной, в обед проводится торжественное вручение аттестатов и концерт, потом фуршет в столовой, вечером концерт в актовом зале.родителям присутствовать вроде как можно, подарки учителям и детям на своё усмотрение. Скажите, будем ли мы как то организовываться и что то делать?
SESC_NSU (06/03/2021)
Yukita писал(а):
Лесюша писал(а):
Добрый день. У меня вопрос такой возник. Если нашелся спонсор/источник финансирования или еще какая-то возможность поставить эту прививку бесплатно, вдруг можно подобное пробить и по прививке от ВПЧ? Это как раз актуально для возраста наших детей, прививка очень хорошая, но дорогая.

А у вас от впч ставят платно?
В нашем регионе бесплатно и желающих, как я поняла , не много. Уговаривают родителей.
Вы уточните, может быть есть возможность и у вас поставить не за деньги?


Передали информацию медикам. Вы также можете выйти с инициативной к руководству через воспитателей.
1 | 2 | 3 | 4 | 5   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться