/О детях/Школа

 

Дороги, ведущие в ФМШ

СУНЦ НГУ, ранее известному как физико-математическая школа, исполнилось 50 лет. Своими воспоминаниями о школе с журналистами поделились ее директор Николай ЯВОРСКИЙ и два выпускника разных лет: заведующий лабораторией Института ядерной физики, член-корреспондент РАН Василий ПАРХОМЧУК и заместитель директора Института гидродинамики Сергей ГОЛОВИН.

Мировой тренд из Академгородка

– У нашей школы долгая история, – рассказал Николай Яворский. – И в ней есть моменты, которые не очень хорошо известны широкой общественности. Создание школы было непростым делом, сама идея вынашивалась не один год.  Со слов Михаила Михайловича Лаврентьева, идея ФМШ связана с восточной культурой. Буддийские монахи, нуждавшиеся в просветленных последователях, ходили по городам и весям в поисках учеников. Будущих продолжателей дела приглашали в храм, где наставники индивидуально занимались с одаренными учениками. И у Михаила Алексеевича Лаврентьева возникла мысль о том, что одаренных детей, будущих ученых, тоже нужно искать везде, в том числе в глубинке, и приглашать в храм науки, чтобы с ними работали специалисты высшего класса.  Алексей Андреевич Ляпунов придерживался другой версии: Мария Склодовская-Кюри еще в начале 30-х годов высказывала идею о том, что для науки ребят нужно готовить с детства. Можно вспомнить и Ломоносова, который говорил про необходимость создания гимназии при университете.

По словам Николая Яворского, физматшкола началась с первой Всесибирской олимпиады, целью которой и был поиск одаренных детей. Победители были приглашены в летнюю школу, в которой два месяца с ними занимались ведущие ученые Академгородка. А потом само создание ФМШ неожиданно оказалось под вопросом.

– Разрешения на создание школы не было, несмотря на то что Михаил Алексеевич Лаврентьев был человеком известным: член ЦК, работал в оборонке, имеет огромные заслуги. Идею создания ФМШ поддержал председатель военно-промышленной комиссии Дмитрий Устинов, но и это не помогло. Тем не менее 21 января 1963 года школа начала работать, первую лекцию прочитал Алексей Андреевич Ляпунов. Незаметно прошел учебный год, а разрешения все не было. В марте 1963 года Дмитрий Устинов ушел со своего поста и стал первым заместителем председателя правительства. И вот в августе, когда председатель правительства был в отпуске, вышло постановление правительства СССР с подписью Устинова. Он прекрасно понимал, что науке необходимы кадры, к тому же у него была горячая идея повышения обороноспособности. Таким образом, создание школы тесно связано с развитием военно-промышленного комплекса. Смелость Михаила Алексеевича, конечно, потрясает. Представьте себе: пригласить детей фактически в никуда. Нет ставок, учителей, лицензирования, аккредитации. Какой документ выдавать детям, непонятно, а ведь речь идет об обучении в интернате. 

Постановление правительства от 23 августа открыло дорогу и другим физико-математическим школам: открылись школы в Ленинграде и Киеве, затем в Москве.

– В Москве занятия начались только 2 декабря: к тому времени у нас уже прошел второй набор в ФМШ, вторая Летняя школа, вторая Всесибирская олимпиада. Без 21 января не состоялось бы 23 августа. Нужно отметить, что до этого момента работа с одаренными детьми по естественнонаучным дисциплинам фактически не проводилась. По математике с 30-х годов проходили олимпиады, существовали различные конкурсы по гуманитарным дисциплинам. А физика первый раз была представлена как раз на Всесибирской олимпиаде: Всесоюзная олимпиада по физике состоялась уже после и в каком-то смысле родилась из нашей. Во второй половине 60-х в Америке и других странах началось создание специализированных учреждений в области естественнонаучных дисциплин. Сегодня это мировой тренд. Тренд, появившийся здесь, в Академгородке.

Высокое напряжение на практике

Дорога будущего член-корреспондента Василия Пархомчука в физмашколу оказалась непростой.

– Я учился в семилетней сельской школе в поселке Мирный, а десятилетка была в другом селе. Это была школа-интернат километрах в семи от дома, учились мы там, а на выходные бегали к родителям. Большинство алтайских мирных поселков так жили. Недалеко Семипалатинск, где в то время гремели ядерные взрывы. Мы их слышали так же хорошо, как сейчас в городке слышны взрывы Шиловского полигона. Даже вспышки видели – нам, мальчишкам, было интересно. В то время развивалось радио, появились первые транзисторы, похожие на маленькие стеклянные бочонки. Родители мои были не слишком богатыми людьми: мать – учитель в школе, отец – водитель грузовика в совхозе. Четверо детей. Мы не бедствовали, но на свои собственные увлечения, игрушки надо было подрабатывать. А как подработаешь в селе? Утаптывал силос, когда срезали кукурузу, чтобы его в грузовик больше вошло. Сдавал в потребсоюз шкурки сусликов. Совхоз нам выделил коня, большую бочку с водой, мы с мальчишками выливали сусликов из норок, делали шкурки, сушили и сдавали по десять копеек штука. В общем, проявляли предприимчивость.

В олимпиадах я тогда не участвовал, но занимался в радиокружке. Наш учитель увлекался  физикой и радио. И однажды он показал мне газету с напечатанными условиями задач: попробуй, мол, решить, может, в Барнаул пригласят на областную олимпиаду. Я справился, и меня действительно пригласили в Барнаул. Столько там было умных городских ребят! Совершенно не было впечатления, что я смогу победить, но выступил хорошо. Больше всего мне запомнилась обида на председателя олимпиады Ширкова. Он меня спросил: «Ты на летнюю школу приедешь? Мы можем помочь, выслать деньги на билет». Я обиделся: что я, нищий, что ли? Мне же родители денег на билет дадут. Так я очутился в Академгородке. В летней школе лекции Ляпунова и Будкера меня просто потрясли: Интернета не было, по радио лекций не читали. Это было откровение. Нас, деревенских мальчишек, поселили в абсолютно новый дом, пятиэтажку на улице Жемчужной. Сейчас такие дома презрительно называют хрущевками, но на нас этот дом произвел впечатление дворца. Санитарное оборудование вызвало почти научный интерес. Во дворе был фонтан, вокруг которого собирались по вечерам, Будкер нам лекции читал про встречные пучки. А потом была заключительная олимпиада. Я получил премию, у меня до сих пор хранится бумага, подписанная Ляпуновым и Будкером. Называлось это почему-то первым призом по физике. Несмотря на то что вокруг были такие умные ребятишки, и у меня есть шансы поучаствовать в великом деле. И после Нового года я вернулся уже в ФМШ.

Тогда там толком не знали, как нас обучать: ни программ, ни пособий, ни книг не было. Учителя сами учились на ходу. Например, лабораторные работы выглядели следующим образом. Лаврентьев бросил клич по институтам: не очень нужное оборудование отдайте в ФМШ. Понатаскали кучу приборов. Больше всего интереса у нас вызвал высоковольтный рентгеновский трансформатор, который вырабатывал 150 киловольт напряжения. Конечно, мы тут же его включили. Почему никого не убило и как нам это разрешили, я до сих пор не знаю. Зато узнали, что такое высокое напряжение.

Наши преподаватели тогда не были академиками. Например, мой учитель физики Владимир Евгеньевич Захаров в то время он был старшим научным сотрудником. Он никогда не приходил в класс с готовой бумажкой: мы вместе решали задачи и вместе путались в решениях, вместе заходили в тупик и вместе выкарабкивались. Это был своеобразный мастер-класс того, как вообще делается наука. Ведь решая научные задачи, мы не знаем ответа. Главное – увидеть в нужный момент, что ты ошибаешься. В каком-то смысле такие уроки даже важнее, чем отлично подготовленная лекция, которая «протекает» через сознание, не останавливаясь. А тут, когда учитель запутывается в формуле, это подзадоривает и учеников. Упреки, что в школе должны работать только люди с педагогическим образованием – это подрыв всей идеологии ФМШ. Должны преподавать ученые, которые сами занимаются живой наукой.

География ФМШ

– Я отношусь к тем людям, которые попали в Академгородок благодаря физматшколе, –рассказал Сергей Головин. – Я родился в Таджикистане, в городе Чкаловске. Образование было неплохим, если бы я окончил школу там, то, скорее всего, поехал бы учиться в Питер или в Москву. Но так получилось, что один из моих друзей поступил в ФМШ на двухгодичное обучение. От него мы и узнали, что такая школа существует. Тогда было очень модно среди нас заниматься математикой и физикой: мы увлекались всерьез, участвовали в разных олимпиадах. В 1987 году в Таджикистане случилось сильно землетрясение. Часть зданий в нашем городе потрескались и посыпались, а поскольку на дворе стояли еще советские времена, быстро приехали рабочие бригады со всего Союза и все восстановили. Построили новую школу по какому-то совершенно космическому проекту, и там появился первый класс персональных компьютеров. У моего старшего брата начались уроки информатики. Я почитал его тетрадку и жутко заинтересовался.

Тогда будущий замдиректора Института гидродинамики написал свою первую программу и понемногу начал участвовать в олимпиадах по информатике. В ФМШ уехал учиться его старший брат.

Я написал в ФМШ письмо, мол, я хороший, возьмите и меня. Мне пришел ответ с задачками для заочной школы. Я целый год решал задачи, а на следующий год добрался до республиканской олимпиады. Ходили смутные слухи, что приедут люди из Новосибирска и будут набирать ребят в летнюю школу, но никакой конкретики не было. А мне удалось решить одну очень сложную задачу: ровно за месяц до олимпиады она разбиралась в журнале «Квант». Я написал, конечно, самое изощренное решение, однако задачу мне почему-то не зачли. Апелляция не помогла, но благодаря ей я случайно попал на собеседование с учителями летней школы. А дальше все пошло по накатанной. В ФМШ учились я, мой старший брат, жена, брат и сестра жены, почти все друзья. География учеников была обширной. Помню, со мной учились ребята из какого-то таджикского кишлака. Они плохо говорили по-русски, зато учитель физики у них был хороший – так и попали в ФМШ. Это, конечно, грандиозное дело – привлечение одаренных детей со всего Зауралья.

Физматшкола с первого взгляда на будущего ученого произвела неоднозначное впечатление:

– От общежития я ожидал лучших условий. Зато потом я понял, что ФМШ – это лучшее промежуточное звено между домом, где за тобой присматривали родители, и университетом, где ты предоставлен сам себе. В ФМШ уже были персональные компьютеры с цветными дисплеями – неизгладимое произвели впечатление. Важно, что была не только хорошая образовательная программа по естественным наукам, но и гуманитарная составляющая, например спецкурсы по живописи, истории религии и музыке. Одно время у нас обучалась девочка из США. Английский я знал недостаточно хорошо для полноценного общения, но сам факт того, что рядом учится человек с другого конца земли, многое значил. Класс у нас был прекрасный, и сама атмосфера замечательная – воспоминания о ФМШ остались на всю жизнь.

 

5.02.2013

Автор: Татьяна Яковлева

Фото с сайта музея НГУ

 

 

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+
   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Aroma2511 (15/06/2018)
SESC_NSU
Спасибо большое, за информацию.
ИРРА (08/06/2018)
Яна-Т
Нет.
Яна-Т (08/06/2018)
Добрый день, спасибо за информацию. Вопрос о потоках. Возможно ли поменять поток после окончания 9 класса, например, перейти с инженерного на физ- мат?
SESC_NSU (08/06/2018)
Здравствуйте, уважаемые участники форума!

Отдел по работе с поступающими СУНЦ НГУ готов ответить на появившиеся у вас вопросы.

1. Про регистрацию.

С 2018 года СУНЦ НГУ не рассылает письма с приглашениями в Летнюю школу по почте — все письма мы отправляем в электронном виде. В первоначальный список приглашенных входят победители и призеры Всесибирской олимпиады, а также рекомендованные ученики Заочной школы. Остальные школьники могут стать участниками ЛШ, если соответствуют критериям, указанным по ссылке: http://sesc.nsu.ru/letka/list.html

Если ребенок соответствует хотя бы одному из этих критериев, он смело может проходить предварительную регистрацию (доступна по этой же ссылке под списком приглашенных). Оплатить интернатное содержание нужно до 30.06.

Если вы планируете ехать в Летнюю школу и еще не зарегистрировались, лучше поторопиться. Уже набрано больше половины участников. Есть риск не успеть.

Очная регистрация в Летнюю школу начнется 29.07 в 18:00 и закончится 1.08 в 14:00. В 10:00 1 августа будет торжественное открытие школы. Оптимально приехать 30-31 июля. Если ребенок уже зарегистрировался, а вы хотите ненадолго забрать его, например, чтобы посмотреть город, нужно написать расписку для воспитателя. Смысл расписки в том, что на некоторое время вы берете на себя ответственность за жизнь и здоровье ученика. Расписку могут сделать только законные представители ребенка.

2. Про потоки.

Если ребенок окончил 8 класс, то и в Летней школе он будет восьмиклассником. Аналогично — с 9 и 10 классами.

Количество разных потоков в СУНЦ НГУ ежегодно меняется и зависит от нового набора учеников.
В Летней школе в этом году у восьмых классов будет общий поток (это не только физ-мат или хим-био) и инженерный. До обеда у всех восьмиклассников будет одинаковая учебная программа. После обеда дети из общего потока будут ходить на экскурсии, демонстрационные опыты и на другие мероприятия, список которых доступен по ссылке: http://www.education.nsu.ru/letka/#5, а у инженерного потока будет отдельная программа спецкурсов, связанная с 3D-моделированием, прототипированием и т. д. У девятых классов в этом году большое разнообразие потоков: хим-био, физ-мат, экономический (впервые) и инженерный. У десятых: физ-мат и хим-био.

Во время дальнейшей учебы в СУНЦ НГУ девятые классы не делятся на физ-мат и хим-био. Как и в Летней школе, дети останутся на общем и инженерном потоках. Это связано с тем, что за 3 года, как показывает практика, ученик СУНЦ НГУ может усвоить углубленную программу по всем предметам.

3. Про собеседования.

После окончания занятий в Летней школе ученики сдают контрольные и проходят собеседования по всем предметам, которые они изучали. Это физика, химия, математика и по желанию биология. Задания можно посмотреть здесь: http://www.education.nsu.ru/letka/#5. Балл для поступления формируется из двух оценок по математике и двух оценок по тому предмету, который лучше удалось сдать. Можно набрать максимум 20 баллов.

По итогам Летней школы остаются учиться в СУНЦ ежегодно примерно 300 детей.

Если у вас возникли вопросы о поступлении, вы всегда можете написать на е-мэйл: letka@g.nsu.ru или add.dist.edu@gmail.com

Вся официальная информация находится на сайтах http://sesc.nsu.ru/letka/, http://www.education.nsu.ru/letka/
и в группе https://vk.com/add_dist_edu

С Уважением,
Отдел по работе с поступающими
8-383-330-18-42
A_lina (05/06/2018)
Aroma2511
Цитата:
В этом году открытие Летней школы состоится 1 августа в Большом зале Дома Ученых СО РАН. Летняя Школа будет проходить с 1 августа по 23 августа. Регистрация будет проходить 29-31 июля.

с сайта СУНЦа
Aroma2511 (05/06/2018)
Добрый день,
Подскажите пожалуйста... нам прислали приглашение в ЛШ, с какого числа начинаются занятия? с 1 августа или 4 августа? На сайте написано что регистрацию нужно пройти до 29 июля, а на следующий день уже зачеление и занятия?
Яна-Т (01/06/2018)
Ирра,спасибо за подробный комментарий. Мнение о том, что в инженерном классе учиться труднее не мое, прочитано на одном из форумов. Возможно, ребёнок этой мамы просто не был склонен к техническому творчеству. Я понимаю, что ребёнок должен быть готов много трудиться и хотеть этого.
ИРРА (31/05/2018)
Яна-Т
Один инженерный, остальные (один или два) физмат.

С вашим последним утверждением не согласна. Учиться одинаково сложно на всех потоках. Особенно, если не учиться.
На физмат потоке идёт большой объем своих дисциплин, на химбио - своих.

Добавлено спустя 5 минут 58 секунд:

Ребенок должен быть готов к тому, что:
1) учиться придется каждый день и много
2) домашние задания задают по всем предметам каждый день и проверяют их тоже каждый день
3) теоретический материал придется читать к каждому семинару, и не только то, что рассказал лектор, но и то, что написано в учебниках по этой теме
4) проверочные работы (на 10-15 минут) проводятся на каждом семинаре практически по всем предметам
Т.е., работать нужно будет очень много по сравнению с тем, как они учатся в своих школах. Если к этому не готов - лучше остаться дома.
Яна-Т (31/05/2018)
Да, с классами я разобралась. Закончил 8, нужен 9. Один будет инженерный, а два...? Физмат, химбио?

Добавлено спустя 4 минуты 54 секунды:

Ещё читала мнение, что в инженерном учиться сложнее всего, так как кроме общеобразовательных предметов идёт большой объём инженерно- технической информации. Вы согласны?
ИРРА (31/05/2018)
Яна-Т писал(а):
Спасибо за пояснение. Возможно я что-то неправильно понимаю. «На потоке 8 классов планируется сформировать один класс со специализацией «инженерное конструирование». Это цитата из новостей ЛШ на официальном сайте СУНЦ от 2 апреля.

Да, вы неправильно поняли. Поток - это 2 или 3 класса. И среди них один инженерный.

Добавлено спустя 1 минуту 20 секунд:

В ЛШ они придут после 8 класса, поэтому в ЛШ их ещё считают восьмиклассниками. Поступают к нам они в 9 класс.
burya (31/05/2018)
Яна-Т, так вам нужен восьмой или девятый класс?
Яна-Т (31/05/2018)
Спасибо за пояснение. Возможно я что-то неправильно понимаю. «На потоке 8 классов планируется сформировать один класс со специализацией «инженерное конструирование». Это цитата из новостей ЛШ на официальном сайте СУНЦ от 2 апреля.
ИРРА (31/05/2018)
Яна-Т
Вы не правы. Набирается 2 или 3 9-х класса, среди них один инженерный. Это один поток. У них абсолютно одна и та же общеобразовательная программа. Т.е. они всем потоком ходят на лекции (физика, химия, математика и т.д.), поклассно или погрупно - на семинары и лабораторные работы. Т.е. с утра и до обеда у них одна и та же программа.
Разница между инженерным и физмат классом - в спецкурсах. Т.е., занятиях после обеда. Для физмат потока обязательны профильные спецкурсы по физике и математике. Для инженерного - свои специфичные спецкурсы и занятия в институтах городка.

Добавлено спустя 39 секунд:

Про Толмачёвский автобус ничего не скажу, это мифическое создание.
Яна-Т (31/05/2018)
Добрый день, предварительно изучив всю доступную информацию и не найдя ответы на некоторые вопросы, прошу помочь знающих разобраться. В этом году набирают один 9 класс, инженерно- конструкторский. Будет ли возможность после окончания 9 класса перейти на физмат направление? Насколько различаются программы этих направлений? Есть ли в инженерном профиле предметы, которые не изучаются в других направлениях ( черчение, программирование, проектная деятельность, робототехника и другие). Насколько глубоко дети погружены в инженерную тему, или общеобразовательные предметы на первом месте? И по транспорту: прочитала, что с лета будет запущен прямой рейсовый автобус Толмачево- Академгородок, но нигде не нашла расписания. Спасибо, всем, кто откликнется и внесёт ясность.
A_lina (26/05/2018)
На практике никто не знает сколько реально будет детей из удаленных от фмш регионов. Если они не приедут, то и приоритета никакого не будет.
1 | 2 | 3 | 4 | 5   

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться