/О детях/Школа

 

Дороги, ведущие в ФМШ

СУНЦ НГУ, ранее известному как физико-математическая школа, исполнилось 50 лет. Своими воспоминаниями о школе с журналистами поделились ее директор Николай ЯВОРСКИЙ и два выпускника разных лет: заведующий лабораторией Института ядерной физики, член-корреспондент РАН Василий ПАРХОМЧУК и заместитель директора Института гидродинамики Сергей ГОЛОВИН.

Мировой тренд из Академгородка

– У нашей школы долгая история, – рассказал Николай Яворский. – И в ней есть моменты, которые не очень хорошо известны широкой общественности. Создание школы было непростым делом, сама идея вынашивалась не один год.  Со слов Михаила Михайловича Лаврентьева, идея ФМШ связана с восточной культурой. Буддийские монахи, нуждавшиеся в просветленных последователях, ходили по городам и весям в поисках учеников. Будущих продолжателей дела приглашали в храм, где наставники индивидуально занимались с одаренными учениками. И у Михаила Алексеевича Лаврентьева возникла мысль о том, что одаренных детей, будущих ученых, тоже нужно искать везде, в том числе в глубинке, и приглашать в храм науки, чтобы с ними работали специалисты высшего класса.  Алексей Андреевич Ляпунов придерживался другой версии: Мария Склодовская-Кюри еще в начале 30-х годов высказывала идею о том, что для науки ребят нужно готовить с детства. Можно вспомнить и Ломоносова, который говорил про необходимость создания гимназии при университете.

По словам Николая Яворского, физматшкола началась с первой Всесибирской олимпиады, целью которой и был поиск одаренных детей. Победители были приглашены в летнюю школу, в которой два месяца с ними занимались ведущие ученые Академгородка. А потом само создание ФМШ неожиданно оказалось под вопросом.

– Разрешения на создание школы не было, несмотря на то что Михаил Алексеевич Лаврентьев был человеком известным: член ЦК, работал в оборонке, имеет огромные заслуги. Идею создания ФМШ поддержал председатель военно-промышленной комиссии Дмитрий Устинов, но и это не помогло. Тем не менее 21 января 1963 года школа начала работать, первую лекцию прочитал Алексей Андреевич Ляпунов. Незаметно прошел учебный год, а разрешения все не было. В марте 1963 года Дмитрий Устинов ушел со своего поста и стал первым заместителем председателя правительства. И вот в августе, когда председатель правительства был в отпуске, вышло постановление правительства СССР с подписью Устинова. Он прекрасно понимал, что науке необходимы кадры, к тому же у него была горячая идея повышения обороноспособности. Таким образом, создание школы тесно связано с развитием военно-промышленного комплекса. Смелость Михаила Алексеевича, конечно, потрясает. Представьте себе: пригласить детей фактически в никуда. Нет ставок, учителей, лицензирования, аккредитации. Какой документ выдавать детям, непонятно, а ведь речь идет об обучении в интернате. 

Постановление правительства от 23 августа открыло дорогу и другим физико-математическим школам: открылись школы в Ленинграде и Киеве, затем в Москве.

– В Москве занятия начались только 2 декабря: к тому времени у нас уже прошел второй набор в ФМШ, вторая Летняя школа, вторая Всесибирская олимпиада. Без 21 января не состоялось бы 23 августа. Нужно отметить, что до этого момента работа с одаренными детьми по естественнонаучным дисциплинам фактически не проводилась. По математике с 30-х годов проходили олимпиады, существовали различные конкурсы по гуманитарным дисциплинам. А физика первый раз была представлена как раз на Всесибирской олимпиаде: Всесоюзная олимпиада по физике состоялась уже после и в каком-то смысле родилась из нашей. Во второй половине 60-х в Америке и других странах началось создание специализированных учреждений в области естественнонаучных дисциплин. Сегодня это мировой тренд. Тренд, появившийся здесь, в Академгородке.

Высокое напряжение на практике

Дорога будущего член-корреспондента Василия Пархомчука в физмашколу оказалась непростой.

– Я учился в семилетней сельской школе в поселке Мирный, а десятилетка была в другом селе. Это была школа-интернат километрах в семи от дома, учились мы там, а на выходные бегали к родителям. Большинство алтайских мирных поселков так жили. Недалеко Семипалатинск, где в то время гремели ядерные взрывы. Мы их слышали так же хорошо, как сейчас в городке слышны взрывы Шиловского полигона. Даже вспышки видели – нам, мальчишкам, было интересно. В то время развивалось радио, появились первые транзисторы, похожие на маленькие стеклянные бочонки. Родители мои были не слишком богатыми людьми: мать – учитель в школе, отец – водитель грузовика в совхозе. Четверо детей. Мы не бедствовали, но на свои собственные увлечения, игрушки надо было подрабатывать. А как подработаешь в селе? Утаптывал силос, когда срезали кукурузу, чтобы его в грузовик больше вошло. Сдавал в потребсоюз шкурки сусликов. Совхоз нам выделил коня, большую бочку с водой, мы с мальчишками выливали сусликов из норок, делали шкурки, сушили и сдавали по десять копеек штука. В общем, проявляли предприимчивость.

В олимпиадах я тогда не участвовал, но занимался в радиокружке. Наш учитель увлекался  физикой и радио. И однажды он показал мне газету с напечатанными условиями задач: попробуй, мол, решить, может, в Барнаул пригласят на областную олимпиаду. Я справился, и меня действительно пригласили в Барнаул. Столько там было умных городских ребят! Совершенно не было впечатления, что я смогу победить, но выступил хорошо. Больше всего мне запомнилась обида на председателя олимпиады Ширкова. Он меня спросил: «Ты на летнюю школу приедешь? Мы можем помочь, выслать деньги на билет». Я обиделся: что я, нищий, что ли? Мне же родители денег на билет дадут. Так я очутился в Академгородке. В летней школе лекции Ляпунова и Будкера меня просто потрясли: Интернета не было, по радио лекций не читали. Это было откровение. Нас, деревенских мальчишек, поселили в абсолютно новый дом, пятиэтажку на улице Жемчужной. Сейчас такие дома презрительно называют хрущевками, но на нас этот дом произвел впечатление дворца. Санитарное оборудование вызвало почти научный интерес. Во дворе был фонтан, вокруг которого собирались по вечерам, Будкер нам лекции читал про встречные пучки. А потом была заключительная олимпиада. Я получил премию, у меня до сих пор хранится бумага, подписанная Ляпуновым и Будкером. Называлось это почему-то первым призом по физике. Несмотря на то что вокруг были такие умные ребятишки, и у меня есть шансы поучаствовать в великом деле. И после Нового года я вернулся уже в ФМШ.

Тогда там толком не знали, как нас обучать: ни программ, ни пособий, ни книг не было. Учителя сами учились на ходу. Например, лабораторные работы выглядели следующим образом. Лаврентьев бросил клич по институтам: не очень нужное оборудование отдайте в ФМШ. Понатаскали кучу приборов. Больше всего интереса у нас вызвал высоковольтный рентгеновский трансформатор, который вырабатывал 150 киловольт напряжения. Конечно, мы тут же его включили. Почему никого не убило и как нам это разрешили, я до сих пор не знаю. Зато узнали, что такое высокое напряжение.

Наши преподаватели тогда не были академиками. Например, мой учитель физики Владимир Евгеньевич Захаров в то время он был старшим научным сотрудником. Он никогда не приходил в класс с готовой бумажкой: мы вместе решали задачи и вместе путались в решениях, вместе заходили в тупик и вместе выкарабкивались. Это был своеобразный мастер-класс того, как вообще делается наука. Ведь решая научные задачи, мы не знаем ответа. Главное – увидеть в нужный момент, что ты ошибаешься. В каком-то смысле такие уроки даже важнее, чем отлично подготовленная лекция, которая «протекает» через сознание, не останавливаясь. А тут, когда учитель запутывается в формуле, это подзадоривает и учеников. Упреки, что в школе должны работать только люди с педагогическим образованием – это подрыв всей идеологии ФМШ. Должны преподавать ученые, которые сами занимаются живой наукой.

География ФМШ

– Я отношусь к тем людям, которые попали в Академгородок благодаря физматшколе, –рассказал Сергей Головин. – Я родился в Таджикистане, в городе Чкаловске. Образование было неплохим, если бы я окончил школу там, то, скорее всего, поехал бы учиться в Питер или в Москву. Но так получилось, что один из моих друзей поступил в ФМШ на двухгодичное обучение. От него мы и узнали, что такая школа существует. Тогда было очень модно среди нас заниматься математикой и физикой: мы увлекались всерьез, участвовали в разных олимпиадах. В 1987 году в Таджикистане случилось сильно землетрясение. Часть зданий в нашем городе потрескались и посыпались, а поскольку на дворе стояли еще советские времена, быстро приехали рабочие бригады со всего Союза и все восстановили. Построили новую школу по какому-то совершенно космическому проекту, и там появился первый класс персональных компьютеров. У моего старшего брата начались уроки информатики. Я почитал его тетрадку и жутко заинтересовался.

Тогда будущий замдиректора Института гидродинамики написал свою первую программу и понемногу начал участвовать в олимпиадах по информатике. В ФМШ уехал учиться его старший брат.

Я написал в ФМШ письмо, мол, я хороший, возьмите и меня. Мне пришел ответ с задачками для заочной школы. Я целый год решал задачи, а на следующий год добрался до республиканской олимпиады. Ходили смутные слухи, что приедут люди из Новосибирска и будут набирать ребят в летнюю школу, но никакой конкретики не было. А мне удалось решить одну очень сложную задачу: ровно за месяц до олимпиады она разбиралась в журнале «Квант». Я написал, конечно, самое изощренное решение, однако задачу мне почему-то не зачли. Апелляция не помогла, но благодаря ей я случайно попал на собеседование с учителями летней школы. А дальше все пошло по накатанной. В ФМШ учились я, мой старший брат, жена, брат и сестра жены, почти все друзья. География учеников была обширной. Помню, со мной учились ребята из какого-то таджикского кишлака. Они плохо говорили по-русски, зато учитель физики у них был хороший – так и попали в ФМШ. Это, конечно, грандиозное дело – привлечение одаренных детей со всего Зауралья.

Физматшкола с первого взгляда на будущего ученого произвела неоднозначное впечатление:

– От общежития я ожидал лучших условий. Зато потом я понял, что ФМШ – это лучшее промежуточное звено между домом, где за тобой присматривали родители, и университетом, где ты предоставлен сам себе. В ФМШ уже были персональные компьютеры с цветными дисплеями – неизгладимое произвели впечатление. Важно, что была не только хорошая образовательная программа по естественным наукам, но и гуманитарная составляющая, например спецкурсы по живописи, истории религии и музыке. Одно время у нас обучалась девочка из США. Английский я знал недостаточно хорошо для полноценного общения, но сам факт того, что рядом учится человек с другого конца земли, многое значил. Класс у нас был прекрасный, и сама атмосфера замечательная – воспоминания о ФМШ остались на всю жизнь.

 

5.02.2013

Автор: Татьяна Яковлева

Фото с сайта музея НГУ

 

 

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в Facebook Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Опубликовать в Google+
   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
ИРРА (28/01/2018)
Торжественное собрание, посвященное 55-летию ФМШ

видео

Добавлено спустя 6 минут 27 секунд:

И ещё один, не помню, выкладывала или нет.

видео
Elena_V (14/01/2018)
A_lina писал(а):
Embarassed я снова с вопросом не совсем по теме
и все же: где ядом с СУНЦ стоматология хорошая? на каникулах не попали к своему доктору, а полечить надо. Теперь пусть сам, но поближе к общежитию - в другие районы крайне неудобно.



Могу порекомендовать "Улыбка"
Код:
http://www.akademsmile.ru/

очень близко к ФМШ - буквально 5 минут, раза в два дешевле чем в "Академии", и качество очень на высоте (я и куча моих близких и сотрудников там лечимся в течении 10 лет). Но это именно обычное полечить, сложные случаи там не делают.
ИРРА (14/01/2018)
A_lina
Это вы очень зря не пролечили зубы дома. В городке все приличные места очень дорого обходятся, раз в несколько дороже, чем это было бы у вас.
Академия - да, очень приличные врачи. Самое близкое. И очень дорого.
Лилиch (14/01/2018)
A_lina
Академия на Коптюга, 2гис посмотрите. Но там дорого, прямо очччень.

а у меня никаких ассоциаций интернат не вызывает, дочь 11 лет училась в лицее-интернате. я так поняла - это важно для отбора в школу, другой статус школы обязывает брать по прописке.
A_lina (14/01/2018)
Embarassed я снова с вопросом не совсем по теме
и все же: где ядом с СУНЦ стоматология хорошая? на каникулах не попали к своему доктору, а полечить надо. Теперь пусть сам, но поближе к общежитию - в другие районы крайне неудобно.

Добавлено спустя 13 минут 50 секунд:

Forte писал(а):
И еще одна статья

Школа особого режима или 10 мифов о жизни в интернате
https://mel.fm/blog/sofya-baykalova/5741-shkola-osobogo-rezhima-ili-10-mifov-o-zhizni-v-internate

Embarassed Даже для меня до сих пор это страшное слово из-за стереотипов, стараюсь заменить его на "школа при НГУ", "специализированная школа", как угодно, только не "интернат".
В Новосибирске наверное попроще объяснить окружающим, где учится ребенок.
Forte (13/01/2018)
И еще одна статья

Школа особого режима или 10 мифов о жизни в интернате
https://mel.fm/blog/sofya-baykalova/5741-shkola-osobogo-rezhima-ili-10-mifov-o-zhizni-v-internate
A_lina (13/12/2017)
статья про школу на сайте "такие дела"
надеюсь можно Embarassed
https://takiedela.ru/2017/12/polden-xxi-vek/
наверное стоит давать почитать детям за долго до поступления, когда только начинают мечтать о реальном будущем на почве своих увлечений, а уж 7-8 классникам просто обязательно к прочтению Wink
dreaming (07/12/2017)
Qniza
Спасибо, именно это меня интересовало, проверила!
Qniza (03/12/2017)
dreaming писал(а):
SW
ИРРА
Большое спасибо за ответы!
Наверное, еще такой вопрос остался, если где-то выше это писали, прошу меня извинить Embarassed Если, допустим, ребенок стал призером или победителем всесиба по химии, можно ли быть уверенным, что придет приглашение на ЛШ, и технически куда оно должно придти?

Технически приглашение приходит на тот адрес, который ребенок заполнил в личном кабинете на всесибе. Первый раз дочь заполняла от руки, но к счастью, в контактах указала мой телефон. Мне позвонили из СУНЦа и уточнили, как расшифровываются краказябры вместо адреса))))) Дочь была призером всесиба заключительного этапа. Проверьте в личном кабинете адрес, есть ли он, и корректный ли он. На всякий случай.))))))
A_lina (02/12/2017)
Пожалуйста. :-) Мне в свое время тоже очень помогли здесь с ответами на волнующие меня вопросы.
Wink это потом передается детям и они там уже друг другу помогают. Физ-мат со своими профильными, а хим-биологи - со своими.
dreaming (02/12/2017)
A_lina
Большое спасибо за пояснения 4U
A_lina (01/12/2017)
dreaming

Технически приходит на почту увесистый конверт с документами всеми-всеми (документы, которые надо заполнить, инструкция).
Уверенным.... на знаю, мы о себе напоминали (но мы из другой области), нам ответили, что приглашение вышлют, но и сказали, что можно самостоятельно распечатать документы, брать подтверждение о праве на приглашение (грамоты) и приезжать к заезду в ЛШ.
Одноклассник сына был в списках приглашенных, но ему ничего не высылали.
Так что ИМХО лучше самим о себе позаботиться (если ребенок имеет право на приглашение, то все распечатать, заполнить и приезжать), если есть желание учиться в этой школе.

Цитата:
И обратите внимание на математику и физику, они должны быть на хорошем уровне, и олимпиады по ним тоже годятся для ЛШ.

это гораздо легче сказать, чем сделать.
Нам с химиком-биологом было очень трудно одновременно тянуть все на уровне ФМШ у нас на месте, в первую очередь материально, тк физика в школе практически отсутствовала (только репетиторы могли исправить ситуацию), а во вторых по времени - оно не резиновое, должная подготовка по биологии (в 9м классе ему посоветовали сосредоточится только на ней, без химии) к олимпиаде забирала практически все время.
О том, что физик никакой он знал (вернее, что нет у него должной подготовки, а голова на месте), сейчас с физикой все нормально. Так что и без физики можно поступить химикам-биологам - не надо 7 жил тянуть из детей ( Wink у них еще все впереди).

Добавлено спустя 6 минут 58 секунд:

Цитата:
После ЛШ сдаются экзамены и собеседования. По каким предметам?

Цитата:
Математика обязательно, химия или физика по выбору

не совсем верный ответ.
Мой сдавал математику, химию и биологию. Для льготы ему зачли наивысшие результаты - химию и биологию.
dreaming (01/12/2017)
SW
ИРРА
Большое спасибо за ответы!
Наверное, еще такой вопрос остался, если где-то выше это писали, прошу меня извинить Embarassed Если, допустим, ребенок стал призером или победителем всесиба по химии, можно ли быть уверенным, что придет приглашение на ЛШ, и технически куда оно должно придти?
SW (30/11/2017)
dreaming писал(а):
SW
Аня
Спасибо девочки, начинаю разбираться - а то в оффлайне мне спросить, что да как, особо не у кого :give_heart:


ИРРА

Цитата:
Один нынешний 9 класс собирался для будущего химпотока


Собирался - это в смысле дети зачислены в СУНЦ? Если да, каким образом производился подбор детей?

Если говорить про детей-"химиков", то получается такая ситуация. В школах химия с 8 класса. На Всероссийской олимпиаде 7-классники и восьмикласссники выполняют абсолютно идентичные задания, предусмотрен только муниципальный этап, регионального этапа для них нету. На всесибе 7 и 8 классы также объеденены, но предусмотрен заключительный этап. Фактически и те, и те (и 7-классники, и 8-классники) до олимпиады изучали химию самостоятельно. В школе на уроках химии этим детям останется только ворон считать, пока остальным даются азы. Наша учительница предложила просто давать ребенку контрольные и сдавать предмет экстерном. Мы согласились. Также она сочла правильным в 8 классе отправить его на ВСОШ с девятиклассниками. По ее мнению, ребенок должен развиваться. Поэтому потребность в каких-то системных углубленных курсах химии лично у нас огромная. Жаль, что не берут маленьких.


А вы обратите внимание на заочную физматшколу. Во-первых, это полезно , во-вторых это самый простой способ получить приглашение на ЛШ, . И обратите внимание на математику и физику, они должны быть на хорошем уровне, и олимпиады по ним тоже годятся для ЛШ.
ИРРА (30/11/2017)
dreaming
Цитата:
Собирался - это в смысле дети зачислены в СУНЦ? Если да, каким образом производился подбор детей?

Эти дети сейчас учатся в 9 классе фмш на трехгодичном потоке. На следующий год этот класс перейдёт на двухгодичный химбио поток. Т.е. на химбио потоке будет 3 класса (все эти годы - 2 класса), один с этого потока и 2 свеженабранных, после 9 класса обычной школы.

Отбор идёт как обычно, через ЛШ. Зачисление в этот класс на ЛШ и дальше - по желанию ребёнка.
1 | 2 | 3 | 4 | 5   

Ваш комментарий

Текст:
Автор:
Код:  
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться