Дошкольное образование по новым стандартам
В декабре 2016 года по всей России начинается переход детских садов на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Садики станут первой ступенькой в общем образовании нового поколения. И ставка будет сделана на развитие индивидуальности и самостоятельности ребенка.
Как это будет выглядеть на практике, на встрече с журналистами в ГТРК «Новосибирск» рассказала директор Новосибирского педагогического колледжа №1 им. А. С. Макаренко, кандидат психологических наук Мария Наильевна Жафярова.
Но прежде мы спросили у нее, насколько верна информация, что все дошкольные образовательные учреждения в НСО работают по новому стандарту.
Нет предела совершенству!
- Вообще-то стандарт был учрежден в октябре 2012 года, а с 1 января 2014 он вступил в силу, в соответствии с приказом минобрнауки РФ. Но министерство образования и науки, понимая, что одномоментно такую инновацию по всей стране внедрить нереально (хотя мы подходили к ней долгие годы, с конца 1980-х), решило создать пилотные регионы.
" И в 2014 году ФГОС дошкольного образования был внедрен в ряде пилотных детских садов Новосибирской области, которые и стали опорными площадками.
Действительно, все дошкольные образовательные учреждения в НСО утверждают, что с 2015 года они работают по новому стандарту. Вопрос только в том, насколько успешно это достигается на практике. Вряд ли можно сказать, что в каждом саду этот документ реализуется на 100%. Но то, что люди понимают, что они разработали соответствующую базу, поправили свои программы и занимаются методической работой в этом направлении - это, безусловно, так. Ну, а если говорить о совершенствовании, то ему нет предела.
Наша справка:
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт. В него объединяются все обязательные требования к каждому уровню обучения, принципы организации обучения - в учреждениях (детских садах, школах, колледжах, ВУЗах и т.д.)
У каждой ступени образования – дошкольной, общей начальной, основной общей и т. д. – есть свой стандарт. Все программы обучения должны соответствовать ФГОС.
Стандарты обеспечивают преемственность основных программ обучения. То есть дошкольники должны быть готовы к обучению в первом классе, выпускники начальной школы готовы к средней школе и так далее.
Основные пункты требований ФГОС:
- Требования к структуре образовательной программы.
- Требования к результатам освоения программы учениками. То есть дети в конце каждой ступени должны показать определенные стандартом результаты.
- Профессиональная подготовка учителей, наличие методических материалов, компьютерное оснащение школ, санитарно – гигиенические условия.
Дошкольное детство – это не подготовка к школе
Так что же это такое - новые ФГОСы в детских садах? И чем они отличаются от прежней системы в воспитании?
Как рассказала Мария Жафярова, в новом федеральном госстандарте главный ориентир делается на развитие индивидуальности и самостоятельности ребенка.
" То есть, если раньше (с 1962 года) единственной обязательной для использования в детсадах была учебно-дисциплинарная программа воспитания и обучения, то теперь векторы поменялись. Сейчас «ручки на коленочки и в кружок» уже не приветствуется.
Если в былые времена необходимым элементом для детсадовцев была ориентация на школу: устанавливались маленькие парты, у детей формировалась усидчивость, и считалось, что это необходимое качество для поступления в школу, то теперь все по-другому. Теперь один из ведущих принципов – организация развивающе-предметно-пространственной среды, которая должна стимулировать самостоятельность и активность ребенка.
В общей комнате должны быть «уголки уединения», поскольку, по словам Марины Жафяровой, право на уединение — это святое право человека, вне зависимости от его возраста.
- Если мы говорим о развитии ребенка, о личностно-ориентированной модели, то такое право должно быть соблюдено. ФГОС отрицает «школизацию» дошкольного детства. Это самостоятельный период, не связанный со школой в плане подготовки к ней. Одно из условий качества – психолого-педагогические аспекты.
Наша справка:
ФГОС раньше назывался просто образовательным стандартом. Так называемое первое поколение вступило в силу в 2004 году. Второе поколение было разработано в 2009 (для начального образования), в 2010 (для основного общего), в 2012 годах (для среднего полного).
В 2013 году был принят закон "Об образовании", согласно которому разрабатываются новые программы для высшего профессионального и дошкольного образования.
Стандарты заменяются на новые не реже одного раза в десять лет.
На федеральном уровне на основе ФГОСа разрабатывается приблизительная образовательная программа, ориентирующаяся на местную специфику. А дальше учебные заведения доводят эту программу до совершенства (в последнем процессе могут поучаствовать даже родители). Таким образом, российское образование с методической точки зрения можно представить в виде схемы: Стандарт - примерная программа федерального уровня - программа учебного заведения.
Кадры решают все
Не секрет, что в детских садах в основном работают или люди предпенсионного возраста, что, в общем-то, и неплохо, у них есть опыт. Или же мамочки без педобразования, которым надо как-то устроить вовремя свое чадо в сад.
Конечно, есть и молодые воспитатели, которые «теин в чаю, букет в благородном вине» - наверное, на них и делается ставка. Но их мало, и многие уходят, не выдержав испытания зарплатой. Так как же внедрять новую систему?
Марина Жафярова считает:
- Одномоментно мы эту проблему не решим. И, может быть, человек, который свято верит в правильность дисциплинарно-учебной модели, с трудом перестроится на новый лад. А может, и вовсе не сможет этого сделать.
" Самая главная проблема - в голове. Мы видим, какие прекрасные современные садики строятся в нашей области в последнее время, какие замечательные там помещения и интерьеры. Но одно из важнейших условий – инновационная готовность педагога.
Поэтому тут надо много работать, чтобы педагог понял, что предыдущие технологические варианты уже не соответствуют современным запросам общества. Это задача учреждений, которые готовят педагогов: педуниверситета, института повышения квалификации, колледжа, который я возглавляю. И все они предлагают программу массированного повышения квалификации и переподготовки. Кстати, на сегодняшний момент отбоя от людей, которые хотят работать в соответствии с современными стандартами, нет! Другое дело, что любая инновация проходит 5 стадий – от полного неприятия до полного становления. Нам эти стадии нужно достойно пройти.
В воспитатели из экономистов
- Хочу сказать, что сейчас в детские сады приходит новая генерация педагогов. Это, действительно, люди, которые не имеют базового педагогического образования, но, в соответствии с современной законодательной базой, могут получить диплом о профессиональной подготовке, которая даст им право вести деятельность в дошкольной педагогике.
" И тут мы получаем исключительно интересный феномен, когда на стыке базовых экономических, юридических, финансовых сфер или даже сельскохозяйственного образования человек проходит программу профпереподготовки, и мы получаем совершенно неординарный «продукт». Ведь во взаимоисключающих, или не предполагающих друг друга областях возникают принципиально новые идеи!
Это исключительно благодарный слушатель. Возраст таких женщин разный, часто вполне зрелый и продуктивный – 40-45 лет. Сейчас они начинают составлять все большую и большую часть педагогов.
Ключевое слово — креатив
И все же, как конкретно эти новые технологии будут реализовываться в детском саду? Что там должно быть, кроме «уголков уединения»? Как все это будет претворяться в жизнь? И есть ли какие-то правила взаимодействия педагога с родителями в рамках новых стандартов? Вопросов к директору Новосибирского педагогического колледжа №1 было много.
О материально-технической базе детских садов и ее готовности к переходу на новые условия работы Марина Наильевна ответила так:
- Нельзя сказать, что готовность - 100%. Но, тем не менее, в новых садах она есть изначально. Если же говорить о садиках, которые построены давно - да, там есть определенные трудности: может не быть спальни, дети в одной комнате играют, и им тут же раскладывают кроватки. Но с помощью разного рода элементов, ширм, например, и такое пространство можно и поделить, и трансформировать. У нас на эту тему есть огромное количество методических разработок современных воспитателей.
А если говорить о развивающей предметно-пространственной среде, то, еще не заходя в детский сад, можно увидеть, как оформлен участок, есть ли живые изгороди и т. д. ФГОС дошкольного образования прописывает вполне конкретные требования к этому. А министерства образования и науки Российской Федерации и Новосибирской области составили перечень требований к детсадовскому оборудованию. Там должны быть и кубики - и обычные, и мягкие большие, и разные модули, которые легко во что-то трансформировать, и многое другое.
" Воспитатели дошкольных образовательных учреждений – люди исключительно творческие. Они многое делают своими руками и привлекают к этому детей. Творческий, любящий свое дело воспитатель всегда найдет возможность своими руками сконструировать доступные вещи. Так что тут ключевое слово - креатив.
Семья и садик
Новый стандарт предполагает и очень тесное взаимодействие воспитателя с семьей ребенка. Самое главное для педагога - взять родителя себе в соратники. Конечно, никто не отменял классические родительские собрания, но, как оказалось, теперь к этому добавляется много других форм работы с родителями. В том числе совместные проекты. Они могут быть самыми разными, как пример, мастер-классы. В Новосибирске уже существует такая форма работы. В рамках образовательной программы детского сада родитель, являющийся специалистом в какой-то своей области, приходит к деткам в садик и дает мастер-класс.
" В этом году, когда праздновали День дошкольного работника, один из детсадов Академгородка представил такой совместный проект: мама - сотрудница НГУ вела кружок в садике по робототехнике.
Современное образование предполагает, что родитель может быть не менее компетентен в вопросах обучения и воспитания ребенка, чем педагог. У многих сегодняшних родителей очень высокий образовательный ценз, поэтому родительское партнерство с детским садом может быть на руку их же детям.
23.12.16
Ольга Стрикун