Реклама

/О детях/Детский сад

Дошкольное образование по новым стандартам


Дошкольное образование по новым стандартам
В декабре 2016 года по всей России начинается переход детских садов на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Садики станут первой ступенькой в общем образовании нового поколения. И ставка будет сделана на развитие индивидуальности и самостоятельности ребенка.  
Как это будет выглядеть на практике, на встрече с журналистами в ГТРК «Новосибирск» рассказала директор Новосибирского педагогического колледжа №1 им. А. С. Макаренко, кандидат психологических наук Мария Наильевна Жафярова. 

Но прежде мы спросили у нее, насколько верна информация, что все дошкольные образовательные учреждения в НСО работают по новому стандарту. 


Нет предела совершенству!

- Вообще-то стандарт был учрежден в октябре 2012 года, а с 1 января 2014 он вступил в силу, в соответствии с приказом минобрнауки РФ. Но министерство образования и науки, понимая, что одномоментно такую инновацию по всей стране внедрить нереально (хотя мы подходили к ней долгие годы, с конца 1980-х), решило создать пилотные регионы.

" И в 2014 году ФГОС дошкольного образования был внедрен в ряде пилотных детских садов Новосибирской области, которые и стали опорными площадками. 

Действительно, все дошкольные образовательные учреждения в НСО утверждают, что с 2015 года они работают по новому стандарту. Вопрос только в том, насколько успешно это достигается на практике. Вряд ли можно сказать, что в каждом саду этот документ реализуется на 100%. Но то, что люди понимают, что они разработали соответствующую базу, поправили свои программы и занимаются методической работой в этом направлении - это, безусловно, так. Ну, а если говорить о совершенствовании, то ему нет предела. 

 

Наша справка: 

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт. В него объединяются все обязательные требования к каждому уровню обучения, принципы организации обучения - в учреждениях (детских садах, школах, колледжах, ВУЗах и т.д.)
У каждой ступени образования – дошкольной, общей начальной, основной общей и т. д. – есть свой стандарт. Все программы обучения должны соответствовать ФГОС.
Стандарты обеспечивают преемственность основных программ обучения. То есть дошкольники должны быть готовы к обучению в первом классе, выпускники начальной школы готовы к средней школе и так далее.
Основные пункты требований ФГОС:

  1. Требования к структуре образовательной программы. 
  2. Требования к результатам освоения программы учениками. То есть дети в конце каждой ступени должны показать определенные стандартом результаты.
  3. Профессиональная подготовка учителей, наличие методических материалов, компьютерное оснащение школ, санитарно – гигиенические условия.


Дошкольное детство – это не подготовка к школе

Так что же это такое - новые ФГОСы в детских садах? И чем они отличаются от прежней системы в воспитании?
Как рассказала Мария Жафярова, в новом федеральном госстандарте главный ориентир делается на развитие индивидуальности и самостоятельности ребенка.

" То есть, если раньше (с 1962 года) единственной обязательной для использования в детсадах была учебно-дисциплинарная программа воспитания и обучения, то теперь векторы поменялись. Сейчас «ручки на коленочки и в кружок» уже не приветствуется. 


Если в былые времена необходимым элементом для детсадовцев была ориентация на школу: устанавливались маленькие парты, у детей формировалась усидчивость, и считалось, что это необходимое качество для поступления в школу, то теперь все по-другому. Теперь один из ведущих принципов – организация развивающе-предметно-пространственной среды, которая должна стимулировать самостоятельность и активность ребенка. 
В общей комнате должны быть «уголки уединения», поскольку, по словам Марины Жафяровой,  право на уединение — это святое право человека, вне зависимости от его возраста.

 - Если мы говорим о развитии ребенка, о личностно-ориентированной модели, то такое право должно быть соблюдено. ФГОС отрицает «школизацию» дошкольного детства. Это самостоятельный период, не связанный со школой в плане подготовки к ней. Одно из условий качества – психолого-педагогические аспекты. 

Наша справка:

ФГОС раньше назывался просто образовательным стандартом. Так называемое первое поколение вступило в силу в 2004 году. Второе поколение было разработано в 2009 (для начального образования), в 2010 (для основного общего), в 2012 годах (для среднего полного).

В 2013 году был принят закон "Об образовании", согласно которому разрабатываются новые программы для высшего профессионального и дошкольного образования.
Стандарты заменяются на новые не реже одного раза в десять лет. 

На федеральном уровне на основе ФГОСа разрабатывается приблизительная образовательная программа, ориентирующаяся на местную специфику. А дальше учебные заведения доводят эту программу до совершенства (в последнем процессе могут поучаствовать даже родители). Таким образом, российское образование с методической точки зрения можно представить в виде схемы: Стандарт - примерная программа федерального уровня - программа учебного заведения.
 

Кадры решают все

Не секрет, что в детских садах в основном работают или люди предпенсионного возраста, что, в общем-то, и неплохо, у них есть опыт. Или же мамочки без педобразования, которым надо как-то устроить вовремя свое чадо в сад. 
Конечно, есть и молодые воспитатели, которые «теин в чаю, букет в благородном вине» - наверное, на них и делается ставка. Но их мало, и многие уходят, не выдержав испытания зарплатой. Так как же внедрять новую систему?

Марина Жафярова считает:

- Одномоментно мы эту проблему не решим. И, может быть, человек, который свято верит в правильность дисциплинарно-учебной модели, с трудом перестроится на новый лад. А может, и вовсе не сможет этого сделать.

" Самая главная проблема - в голове. Мы видим, какие прекрасные современные садики строятся в нашей области в последнее время, какие замечательные там помещения и интерьеры. Но одно из важнейших условий – инновационная готовность педагога.

Поэтому тут надо много работать, чтобы педагог понял, что предыдущие технологические варианты уже не соответствуют современным запросам общества. Это задача учреждений, которые готовят педагогов: педуниверситета, института повышения квалификации, колледжа, который я возглавляю. И все они предлагают программу массированного повышения квалификации и переподготовки. Кстати, на сегодняшний момент отбоя от людей, которые хотят работать в соответствии с современными стандартами, нет! Другое дело, что любая инновация проходит 5 стадий – от полного неприятия до полного становления. Нам эти стадии нужно достойно пройти. 


В воспитатели из экономистов 

- Хочу сказать, что сейчас в детские сады приходит новая генерация педагогов. Это, действительно, люди, которые не имеют базового педагогического образования, но, в соответствии с современной законодательной базой, могут получить диплом о профессиональной подготовке, которая даст им право вести деятельность в дошкольной педагогике.

" И тут мы получаем исключительно интересный феномен, когда на стыке базовых экономических, юридических, финансовых сфер или даже сельскохозяйственного образования человек проходит программу профпереподготовки, и мы получаем совершенно неординарный «продукт». Ведь во взаимоисключающих, или не предполагающих друг друга областях возникают принципиально новые идеи!

Это исключительно благодарный слушатель. Возраст таких женщин разный, часто вполне зрелый и продуктивный – 40-45 лет.  Сейчас они начинают составлять все большую и большую часть педагогов. 


Ключевое слово — креатив

И все же, как конкретно эти новые технологии будут реализовываться в детском саду? Что там должно быть, кроме «уголков уединения»? Как все это будет претворяться в жизнь? И есть ли какие-то правила взаимодействия педагога с родителями в рамках новых стандартов? Вопросов к директору Новосибирского педагогического колледжа №1 было много.

О материально-технической базе детских садов и ее готовности к переходу на новые условия работы Марина Наильевна ответила так:

- Нельзя сказать, что готовность - 100%. Но, тем не менее, в новых садах она есть изначально. Если же говорить о садиках, которые построены давно - да, там есть определенные трудности: может не быть спальни, дети в одной комнате играют, и им тут же раскладывают кроватки. Но с помощью разного рода элементов, ширм, например, и такое пространство можно и поделить, и трансформировать. У нас на эту тему есть огромное количество методических разработок современных воспитателей. 

А если говорить о развивающей предметно-пространственной среде, то, еще не заходя в детский сад, можно увидеть, как оформлен участок, есть ли живые изгороди и т. д. ФГОС дошкольного образования прописывает вполне конкретные требования к этому. А министерства образования и науки Российской Федерации и Новосибирской области составили перечень требований к детсадовскому оборудованию. Там должны быть и кубики - и обычные, и мягкие большие, и разные модули, которые легко во что-то трансформировать, и многое другое. 

" Воспитатели дошкольных образовательных учреждений – люди исключительно творческие. Они многое делают своими руками и привлекают к этому детей. Творческий, любящий свое дело  воспитатель всегда найдет возможность своими руками сконструировать доступные вещи. Так что тут ключевое слово - креатив.

 

Семья и садик

Новый стандарт предполагает и очень тесное взаимодействие воспитателя с семьей ребенка. Самое главное для педагога - взять родителя себе в соратники. Конечно, никто не отменял классические родительские собрания, но, как оказалось, теперь к этому добавляется много других форм работы с родителями. В том числе совместные проекты. Они могут быть самыми разными, как пример, мастер-классы. В Новосибирске уже существует такая форма работы. В рамках образовательной программы детского сада родитель, являющийся специалистом в какой-то своей области, приходит к деткам в садик и дает мастер-класс.

" В этом году, когда праздновали День дошкольного работника, один из детсадов Академгородка представил такой совместный проект: мама - сотрудница НГУ вела кружок в садике по робототехнике. 

Современное образование предполагает, что родитель может быть не менее компетентен в вопросах обучения и воспитания ребенка, чем педагог. У многих сегодняшних родителей очень высокий образовательный ценз, поэтому родительское партнерство с детским садом может быть на руку их же детям. 

23.12.16
Ольга Стрикун

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
ого, как все странно. Не слышала о доп питании, на самом деле..
Kukuska (25/12/2016)
Кариша-76
У нас там есть ВСЁ. У меня часто возникает ощущение какого-то склада, если честно. Понатыкано, сесть негде. Я такого не понимаю, но дети привыкли. Хотя поначалу я думала, что это только одна такая группы. Нет! Они там соревнуются м\у собой, у кого круче наполнение. :eek: И притом это все за счет родителей :haha:

Добавлено спустя 3 минуты 47 секунд:

Da_rya
кстати, про доппитание. Мне приятно осознавать, что наша зав - адекватный человек. И всякие эти допы делает отдельно от остальных деток. Если это чертово био-мороженое, будь оно неладно, то часть детей уходили погулять по саду, позаниматься в спортзале, а вторая часть в это время ели мороженое в группе. Ещё непонятно, кому повезло больше :haha:
Доппитание было некоторым в группе, но его выдавали в конце дня соком, например. Домой.
Кариша-76 (25/12/2016)
Kukuska
Нет..стульчик не пойдет. Если это стульчик- то он должен огорожен быть, например, какой-то ширмой. :aga-aga:
Или балдахином, например.
Da_rya (25/12/2016)
Кариша-76 писал(а):
Da_rya
Это вообще редкость..ЖК-экраны в садах. :aga-aga:


В последнее время все чаще слышу про телевизоры в группе. И наконец-то он добрался до нас, вроде как для обучающих целей. Но мультики уже имели место быть. Твердо убеждена, что садик нужен в первую очередь для общения с себе подобными. А занятия и вообще взаимодействие с воспитателями - уже вторично все это.
ФГОСы ФГОСами, но условия пребывания ребенка зачастую не соответствуют нововведениям. В нашей группе дважды в течение дня осуществлялось доппитание трети группы детей на глазах остальных деток. Этакое погружение в реальность с индивидуальным подходом, видимо. Хотя... если бы голодному ребенку захотелось бы уединиться, то наверняка б нашелся для него стульчик... в спальне...
Kukuska (25/12/2016)
maschustik
вы задани то почитайте недельные))) Там очень часто надо просто куда-то сходить :haha: Одно другому не мешает ;)
maschustik (25/12/2016)
Kukuska

Цитата:

Но ЭТО - время, которые ВЫ проводите со СВОИМ ребенком.


Безусловно. Но это время я могу же и дома/прогулки/культурные походы провести со всеми своими детьми.

Я просто представила, у меня 6-тиклашка, с которым я проекты делаю, но рассказывает он в школе их сам, я просто помогаю, я первый слушатель и критик, средний, и сейчас грудничок будет. И мне скажут - по новым стандартам мы должны с Вами тесно сотрудничать и прочее. Тесно в моем понимании это часто, поэтому и задумалась о реальности данного пункта для меня.

Может быть у меня нет такого трепетного отношения к садику, я с ребенком и так много времени провожу, мне для этого в садик ходить с проектами не надо.
Kukuska (25/12/2016)
Уголок уединения - это может быть стульчик в спальне. Например, для наказания сейчас используют не угол, а именно стульчик.

Очень много родители делают и одни и с детьми. Воспитатели называют это "наполнить среду". Каждую неделю - новая тема. Есть работа дома, есть работа в саду.
Вот примеры:
Скрытый текст:



Короче, скажу одно: НИКТО вас не заставляет ничего делать. Но ЭТО - время, которые ВЫ проводите со СВОИМ ребенком.

Добавлено спустя 1 минуту 42 секунды:

maschustik
Или, например, была какая-то тема, уже не помню. Так все сделали докладики и мы собрались все вместе как на собрание вечером, и в музыкальном зале провели общий сбор. Мне понравилось))) Очень много нового тогда узнала.
maschustik (25/12/2016)
Kukuska


Ну если раз в год, это тесная работа с родителями, то ладно :-) Я согласна. Раз в год доклад приготовим)))
Kukuska (25/12/2016)
maschustik
У нас в садике, по-моему, вообще давно уже работают по этим стандартам.
Скрытый текст:
Совместные проекты - это просто. Например, есть тема "Мой Город". В течении недели приходят мамы в любое свободное время и вместе с детьми делают небольшой доклад для всей группы по какой-либо одной достопримечательности нашего города. Надо то всего 3-4 мамы\папы. Когда-то же появится и у вас время на то, чтобы прийти. Я вот один раз приходила, потом было некогда, но было здорово. А ребенку - приятно)))
За три-то года. :aga-aga:
maschustik (25/12/2016)
Цитата:
Новый стандарт предполагает и очень тесное взаимодействие воспитателя с семьей ребенка. Самое главное для педагога - взять родителя себе в соратники. Конечно, никто не отменял классические родительские собрания, но, как оказалось, теперь к этому добавляется много других форм работы с родителями. В том числе совместные проекты


Меня еще вот этот пункт интересует.

У нас много мам и пап , которые работают, причем весь день. Плюсом у них не один ребенок. Когда мамы и папы должны находить время на эти совместные проекты? Не получится ли опять как с горками- не пришел в садик строить горку - плохой родитель.

Добавлено спустя 1 минуту 27 секунд:

Omliza писал(а):
Меня (сама воспитатель в детском саду)смешат "уголки уединения".В группе 20-27 детей в одном помещении и о каком уголке уединении идет речь?


Мне тоже интересно - где? :-) . В нашей группе реально квадратного метра лишнего нет. Если только в спальню ходить уединяться, сидеть на своей кроватке.
Omliza (25/12/2016)
Меня (сама воспитатель в детском саду)смешат "уголки уединения".В группе 20-27 детей в одном помещении и о каком уголке уединении идет речь?
Кариша-76 (24/12/2016)
Da_rya
Это вообще редкость..ЖК-экраны в садах. :aga-aga:
Da_rya (23/12/2016)
Интересно, появление жк-экранов в группах это тоже согласно ФГОС?
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться