/О детях/Школа/Единый государственный экзамен (ЕГЭ)

Судьба ЕГЭ: накануне обсуждения в Думе

Получается, что основные противники ЕГЭ – не дети и не учителя
Совсем скоро в Госдуме должно состояться обсуждения законопроекта об отмене ЕГЭ, внесенного несколькими фракциями ещё в июне.

Предлагаем поразмышлять, есть ли шансы у этого предложения и что будет, если ЕГЭ отменят.


«Отменить нельзя оставить»

Чуть ли не с первых лет введения Единого государственного экзамена (а в этом году он отметил 15-летие в качестве обязательного) раздаются голоса: «ЕГЭ скоро отменят», призывы «сделать все по-старому». Вот и в июне этого, 2024 года в Госдуму внесен законопроект об отмене ЕГЭ, первое рассмотрение документа запланировано на октябрь. Инициаторами его выступили депутаты сразу нескольких фракций. 

В законопроекте предлагается отменить-таки ЕГЭ и ввести «проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме государственных экзаменов». В случае принятия предполагается, что закон вступит в силу уже с 1 января 2025 года – правда, результаты ЕГЭ, полученные ранее, будут действительны еще четыре года.

Надо сказать, что эта инициатива депутатов в известной мере отражает настроение общества. Так, по результатам опроса, проведенного в начале марта порталом Superjob, Около 63% россиян отрицательно относятся к ЕГЭ. В его поддержку высказались 17% опрошенных, а среди респондентов моложе 34 лет (то есть сдававших его) - 23%.  ЕГЭ одобряет 34% учителей.
За год число противников ЕГЭ сократилось на 3% (с 66%). 

Опрос проходил во всех федеральных округах России. В нем приняли участие 1,6 тыс. респондентов старше 18 лет.

" А по данным исследования онлайн-платформы «Умскул», против отмены ЕГЭ высказались более 60% российских школьников. Только 9% из опрошенных школьников поддерживают его отмену.

Получается, что основные противники ЕГЭ – не дети и не учителя. Возможно, стоило спросить именно их, а не тех, кто ни разу не имел дело с заданиями ЕГЭ, и на чью судьбу не повлияет формат экзаменов?


Назад в СССР?

Главный вопрос, возникающий в связи с предстоящими слушаниями: чем предлагается заменить существующий сегодня Единый госэкзамен? 

" Оказывается, предполагается заменить ЕГЭ итоговой аттестацией по школьной программе в форме традиционных экзаменов. 
Задания по выпускным школьным экзаменам, по идее авторов законопроекта, будут утверждаться региональными органами исполнительной власти. 

Таким образом, в каждом российском регионе будут свои экзаменационные вопросы, своя методика оценивания. 

Впрочем, нет – вступительные экзамены в вузы возвращать не планируется. Вузам предложено учитывать при приеме абитуриентов оценки, полученные за сдачу экзаменов в традиционной форме. Их также можно будет направлять в несколько вузов.

Однако возникают большие сомнения в том, что ведущие вузы страны будут доверять результатам экзаменов, проведенных в любой школе России. Так что при новом порядке наверняка без ДВИ (внутренних экзаменов вузов) не обойтись – а значит, мы все же возвращаемся на 20 лет назад! И экзаменов выпускникам придется сдавать в два раза больше, как когда-то их родителям…

Те, кто поступал в вуз «по-старому», знают, что практически исключалась возможность пробовать свои силы в разных городах – нелегко оказаться вовремя на каждом экзамене! И даже, если, предположим, возможно будет сдавать их в удаленном формате, расписание в разных вузах вполне может совпасть. Это вам не единый по всей стране график ЕГЭ, тщательно выверенный на предмет совпадений и накладок.

Так почему же многим хочется разрушать существующий порядок?

В чем упрекают систему ЕГЭ
В чем упрекают систему ЕГЭ

Всем нам знакомы стереотипы, касающиеся ЕГЭ, например – «это угадайка», «на ЕГЭ натаскивают, не уча предмет» «не учит мыслить». Ну, и особенно любимое многими -  «нынешняя молодежь - жертвы ЕГЭ».

А знакомы ли те, кто повторяет эти фразы, с заданиями ЕГЭ? Пробовали на них ответить? Как правило, нет. Возможно, это пример конфликта поколений, когда все новое ставится под сомнение, а старое идеализируется.

Основные претензии депутатов к ЕГЭ сформулировала Депутат Госдумы от Челябинской области Яна Лантратова, входящая в инициативную группу.
Итак, по ее мнению:

  •  содержание тестов оторвано от школьного курса;
  •  ЕГЭ дорого обходится родителям, оплачивающих услуги репетиторов;
  • коррупция, исчезнув из приемных комиссий школ и особенно вузов, переместилась, по мнению депутата, в сферу олимпиад.


Репетиторы: сейчас и раньше

Действительно, по данным соцопросов, для подготовки к ЕГЭ 65% родителей нанимают детям репетиторов. При этом неделя занятий с репетитором школьников 10—11-х классов стоит  в среднем около 5 000 рублей. 

Однако что здесь нового? Репетиторство существовало и 20, и 40-50 лет назад. Правда, тогда  зачастую готовили в какой-либо конкретный вуз. А частенько старшеклассников готовили к поступлению… преподаватели того же вуза, сидящие затем в приемной комиссии. Объективности здесь вряд ли было место.

А еще до введения ЕГЭ родители массово отправляли детей-старшеклассников на подготовительные курсы при вузах. И стоило это, несмотря на групповые занятия, недешево. Это было действительно удобно – будущий абитуриент узнавал требования конкретного вуза. Часто уже сам факт посещения курсов добавлял шансов на поступление.


Галочки в тесте? Да. «Угадайка»? Нет 

Возможно, при своем появлении вопросы ЕГЭ и были похожи на обычные тесты, в которых надо только правильно выбрать вариант ответа. Но с тех пор экзамен сильно изменился. Сейчас выпускникам надо показать не просто знание предмета, но и умение их применять, анализировать информацию, делать выводы. При всем желании одним механическим заучиванием здесь не обойтись. 

В материалах ЕГЭ по большинству предметов требуются и развернутых ответы, рассуждения, а в ряде случаев эссе или сочинения. (Кстати, по мнению многих учителей, сочинения сегодняшние выпускники писать вполне умеют  - и отстаивать свою позицию, и структурировать текст). 


Коррупция и олимпиады

На самом деле людям, хорошо знакомым с системой перечневых (дающих льготы при поступлении в вуз) олимпиад известно, что «дать списать» или «подтасовать» результат на них крайне сложно, почти невозможно. 

И даже если предположить, что депутат Лантратова права, говоря о коррумпированности олимпиадной сферы, надо учитывать, что по результатам школьных олимпиад в вуз поступает не более 15% абитуриентов. В то время как при возврате к «местным» экзаменам возможность для коррупции возрастает в несколько раз, от педагогов любой школы до приемной комиссии престижного вуза. 
(А уж о двоечниках, за которых на выпускном экзамене решали математику и о медалистах, которым помогали написать сочинения, знают, наверное, все, кому больше 35.)


ЕГЭ – это слишком сложно

Претензия, противоречащая утверждению о «бездумной расстановке галочек», тем не менее, достаточно распространенная сегодня.

Да, чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл, нужна подготовка. И хорошо бы иметь качественные знания за весь школьный курс. А разве раньше, при традиционных экзаменах, это было не нужно? 

чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл, нужна подготовка.

Выпускники сильных школ утверждают, что им не требовалось особой подготовки для того, чтобы просто сдать ЕГЭ, то есть получить удовлетворительный балл – общих знаний им хватало. А специальная дополнительная работа потребовалась для получения высоких баллов – научиться решать самые трудные задачи, писать сочинение с учетом всех требований и т.д. Что ж, этот опыт им наверняка пригодится и в вузе. 

Если сегодня мы слышим о «натаскивании» 11-классников на ЕГЭ, то не стоит забывать о практике зазубривания (иногда наизусть!) ответов на билеты при предыдущей системе экзаменов. Причем, чем слабее был уровень школы и учеников, тем больше было чистой зубрежки – сильным школам и классам этого не требовалось.

" Так что, вполне вероятно, что причины сложности ЕГЭ для выпускников кроются в качестве образования в целом. Проще говоря – хуже сдают ЕГЭ там, где более слабые учителя.

ЕГЭ показывает, как учился школьник не только в 11 классе, но и несколько лет до этого. И если систематических, базовых знаний не получено – действительно, сдать его непросто. И вузам нередко приходится организовывать для первокурсников дополнительные занятия, чтобы заполнить школьные пробелы.

По данным «Народного фронта», в прошлом году в 44% школ не хватало учителей математики,  в 22% школ — учителей физики. Число учителей русского языка сократилось за последние 20 лет с 200 тысяч человек до 128 тысяч, математики - с 167  до 98 тысяч, физики с 61 до 31 тысячи, химии с 47 до 23 тысяч. При этом учеников стало меньше на 14%. 
Минобрнауки предлагает разрешить преподавать в старших классах эти предметы тем, кто не имеет высшего образования. 
Около половины учителей работают от 30 до 40 часов, почти половина еще подрабатывает репетиторством.


Стресс из-за ЕГЭ – а как иначе!

Интересно, а многие ли, отправляясь на один из важнейших экзаменов в своей жизни, способны не переживать, независимо от формы его проведения? Да, экзамены, особенно выпускные и вступительные – это действительно стресс! И надо готовиться к этому – возможно, даже обращаться заранее к психологу, если вы не уверены, что ваши эмоции под контролем. Если не ЕГЭ, то «обычные» экзамены, совершенно точно, принесут не намного меньше тревог.

В то же время иногда сами учителя нагнетают обстановку, чтобы  таким образом «мотивировать» учеников. Иногда свою лепту вносят родители, чересчур волнуясь о том, хватит ли баллов на желаемое образование.  А… какой вариант? Обойтись вообще без экзаменов, чтобы сберечь нервную систему выпускников/абитуриентов? Пожалуй, все же от стресса никуда не деться – можно только заранее снизить градус тревоги, продумать планы при различных вариантах развития событий. 

Факты о ЕГЭ в 2024 году

  • В основном периоде ЕГЭ сдавали более 665 тысяч человек.
  •  8 691 участник получил на ЕГЭ 100 баллов
  •  648 человек — 100 баллов по двум предметам, 
  • 42 человека — 100 баллов по трем предметам,
  •  одна выпускница набрала 400 баллов.
  • В основном периоде с экзаменов было удалено 768 участников, в основном за шпаргалки.  
  • Возможностью пересдать экзамен по выбору воспользовались 113,5 тыс. выпускников


Достоинства ЕГЭ: равные шансы, меньше экзаменов, объективность

Сложно не признать, что Единый государственный экзамен помогает сэкономить время, силы и деньги ученикам и родителям, а также государству. Ведь он сдается один раз – отдельно поступать не нужно. 

Тем самым у абитуриентов освобождается как минимум месяц – все экзамены они сдают до конца июня, а не готовятся ко вступительным, растянутым на весь июль и даже более.

" Самое большое преимущество ЕГЭ в том, что его проводят независимые организации. Тем самым он даёт равные возможности всем выпускникам, независимо от места жительства и социального статуса.

Уравниваются шансы на поступление в столичные вузы для выпускников со всей России. 
Рассказывают, что с введением обязательного ЕГЭ в Москве заполнились полупустые студенческие общежития. И с этим согласна статистика: в 1990-е  годы доля студентов из провинции в вузах Москвы составляла всего 30%. Сегодня – около 60%.

Больше всего сторонников сохранения ЕГЭ среди жителей Дальневосточного и Уральского округов (21 и 19%) - выпускники этих регионов чаще поступают в вузы европейской части страны.

А вот какой ещё недостаток системы ЕГЭ, вытекающий из её достоинств, отмечают эксперты: сильные выпускники, пользуясь возможностью выбрать любой вуз страны, уезжают из регионов учиться в столичные университеты, тем самым снижая уровень науки на периферии. 


Не отменять, а улучшать

Разумеется, в сегодняшнем формате и содержании ЕГЭ есть недостатки. И их можно и нужно исправлять. И кое-что уже делается.

Уже можно признать удачной возможность повторно сдать экзамен. Правда, можно выбрать только последний результат, даже если первый – выше: это сделано для того, чтобы исключить массовые пересдачи.

Также удобна возможность выбирать, какой именно экзамен сдать (или результат какого предъявить) на одну и ту же специальность. 

Некоторые эксперты говорят о том, что в экзамены неплохо было бы включать эксперименты, практические задания – правда, как именно это организовать, пока неясно.

Многие говорят о недостаточно прозрачной системе перевода из первичных баллов в тестовые. Возможно, стоит более понятно объяснять, как это происходит.


Так отменят ЕГЭ или нет?

Еще в июле глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что в 2025 году Единый государственный экзаме пройдёт по старым порядкам. «Пусть школьники не переживают, вопрос закрыт… Все глобальные изменения, которые могут ущемить права выпускников, мы принимаем не сразу и объявляем о них за два года», — пояснил он.

А вот что говорили о возможной отмене ЕГЭ представители власти.

В марте этого года премьер-министр Михаил Мишустин заявлял, что отмена системы ЕГЭ требует очень серьезного обсуждения, а альтернативные предложения необходимо рассматривать системно.

Ранее президент России Владимир Путин также комментировал тему отмены ЕГЭ. Он согласился, что у этой системы есть минусы, но отметил, позволяет учиться в лучших вузах детям из периферии.

Первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга сразу после появления законопроекта об отмене ЕГЭ исключил возможность этого в ближайшее время. Он заявил, что на сегодняшний день «к содержанию ЕГЭ всё меньше вопросов, это экзамен, который оценивает знания и умения, а вот форму стоит обсудить уже после периода сдачи экзаменов; к тому же, считает Мажуга, любой устный экзамен является субъективным, а письменный — объективен, каковым и является ЕГЭ.

В начале сентября Зампредседателя Совбеза Дмитрий Медведев заявил в беседе с ТАСС, что «не видит альтернативы ЕГЭ». По его словам, возврат к старой советской экзаменационной системе будет тупиковым, так как прежние условия приема в вуз были несправедливыми.


Так что, скорее всего, решительных изменений пока не произойдет. А может быть, ЕГЭ удастся завоевать признание депутатов? Мы узнаем это уже скоро!

Юлия Воронцова
30.09.24

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
cyhdyk (17/10/2024)
Код:
https://ria.ru/20241016/ege-1978245079.html

отмена отмены ЕГЭ.
Эндрюшка (13/10/2024)
Ребёнок в этом году закончил школу. У большинства детей в параллели не было репетиторов, только онлайн курсы. Приличная часть детей уехала учиться в Москву и в Питер. Если бы не ЕГЭ, то уверена, что возможности поступить в столицы не было бы у большинства.
dreaming (13/10/2024)
Я думаю, что отмена ЕГЭ - трудозатратный процесс. Слишком трудозатратный, чтобы кому-то сейчас это было надо.
КомОл (09/10/2024)
JULIABARNAUL, абсолютно с Вами согласна. Сын не особо налегал на физику, ну, не нужна она ему была - "я-гуманитарий!", что не помешало ему неплохо сдать матем.профиль, этот предмет ему не претил. ) Репетитор вытянул знания по физике только на 61 балл, но т.к. наш гуманитарий пошел в АлтГТУ, то ему крупно повезло, там принимают кроме информатики, физики еще и иностранные языки (вторым профильным), так и поступил. В другие регионы нужны были именно физика/информатика, но баллов по профильному предмету, увы, мало. У меня уже двое детей отстрелялись по ЕГЭ, особых переживаний ни у кого не было, не знаю зачем школы такой невроз у детей развивают страшилками про ЕГЭ.( Кто учился хоть на "3", тот сдаст хотя бы минимум. Вспоминая, как сами сдавали и выпускные (5 предметов) и вступительные экзамены, причем разные, система оценивания тоже разная в каждом ВУЗе, "волосатые руки" рулят. Я, как родитель, за ЕГЭ, только вот программу школьную надо доработать, либо пед.состав дотянуть до уровня, либо планку "вопросника" опустить.
Да, наняли репетиторов, но только для того, чтобы заполнить те пробелы, что не дала школа на должном уровне, массовой подготовке к ЕГЭ на консультациях и курсах не сравниться с индивидуальным подходом. В любом случае педагогам-репетиторам благодарна, они вставили нужные пазлы там, где их не хватало. Для успешного функционирования ЕГЭ нужно полное взаимопонимание в звене ученик-учитель, ребятам не бояться спрашивать о том, что им не понятно, что пропустили в школе, а педагогам, ведущим консультации и курсы по предметам, не отмахиваться "что ты 7 лет до этого делал?!", а терпеливо разъяснить и закрепить. Утопия, конечно, но всё в наших руках!
JULIABARNAUL (08/10/2024)
Ничего в этой статье не извращено. ЕГЭ ещё по объективнее будет, намного, чем были экзамены до него. До ЕГЭ субъективизма очень много было. По ЕГЭ если знаний нет-не натаскаешь, при подготовке ЕГЭ не натаскивают, а знания дают, которых не хватает. А тот, кто говорит, что натаскивают сам ни разу в задания ЕГЭ и не заглядывал, а повторяет, что слышал. Все знают, что зачастую чтобы сдать экзамены в вузы в советское время, нужно было нанимать репетитора из этого же вуза, не говоря уже о том, что не было возможности подать документы в ведущие вузы, которые находились в других городах.
Alex80 (07/10/2024)
Это статья за ЕГЭ. И буквально все извращено. Начну с первого.
" А по данным исследования онлайн-платформы «Умскул», против отмены ЕГЭ высказались более 60% российских школьников. Только 9% из опрошенных школьников поддерживают его отмену.

Получается, что основные противники ЕГЭ – не дети и не учителя. Возможно, стоило спросить именно их, а не тех, кто ни разу не имел дело с заданиями ЕГЭ, и на чью судьбу не повлияет формат экзаменов?

Вот это вывод! А кто провел "опрос" - набираем Умскул и видим:
"Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ 2025 на 80+ баллов с Умскул" - то есть они зарабатывают подготовкой к ЕГЭ)) Очень объективный опрос!
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться