Судьба ЕГЭ: накануне обсуждения в Думе
Совсем скоро в Госдуме должно состояться обсуждения законопроекта об отмене ЕГЭ, внесенного несколькими фракциями ещё в июне.
Предлагаем поразмышлять, есть ли шансы у этого предложения и что будет, если ЕГЭ отменят.
«Отменить нельзя оставить»
Чуть ли не с первых лет введения Единого государственного экзамена (а в этом году он отметил 15-летие в качестве обязательного) раздаются голоса: «ЕГЭ скоро отменят», призывы «сделать все по-старому». Вот и в июне этого, 2024 года в Госдуму внесен законопроект об отмене ЕГЭ, первое рассмотрение документа запланировано на октябрь. Инициаторами его выступили депутаты сразу нескольких фракций.
В законопроекте предлагается отменить-таки ЕГЭ и ввести «проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме государственных экзаменов». В случае принятия предполагается, что закон вступит в силу уже с 1 января 2025 года – правда, результаты ЕГЭ, полученные ранее, будут действительны еще четыре года.
Надо сказать, что эта инициатива депутатов в известной мере отражает настроение общества. Так, по результатам опроса, проведенного в начале марта порталом Superjob, Около 63% россиян отрицательно относятся к ЕГЭ. В его поддержку высказались 17% опрошенных, а среди респондентов моложе 34 лет (то есть сдававших его) - 23%. ЕГЭ одобряет 34% учителей.
За год число противников ЕГЭ сократилось на 3% (с 66%).
Опрос проходил во всех федеральных округах России. В нем приняли участие 1,6 тыс. респондентов старше 18 лет.
" А по данным исследования онлайн-платформы «Умскул», против отмены ЕГЭ высказались более 60% российских школьников. Только 9% из опрошенных школьников поддерживают его отмену.
Получается, что основные противники ЕГЭ – не дети и не учителя. Возможно, стоило спросить именно их, а не тех, кто ни разу не имел дело с заданиями ЕГЭ, и на чью судьбу не повлияет формат экзаменов?
Назад в СССР?
Главный вопрос, возникающий в связи с предстоящими слушаниями: чем предлагается заменить существующий сегодня Единый госэкзамен?
" Оказывается, предполагается заменить ЕГЭ итоговой аттестацией по школьной программе в форме традиционных экзаменов.
Задания по выпускным школьным экзаменам, по идее авторов законопроекта, будут утверждаться региональными органами исполнительной власти.
Таким образом, в каждом российском регионе будут свои экзаменационные вопросы, своя методика оценивания.
Впрочем, нет – вступительные экзамены в вузы возвращать не планируется. Вузам предложено учитывать при приеме абитуриентов оценки, полученные за сдачу экзаменов в традиционной форме. Их также можно будет направлять в несколько вузов.
Однако возникают большие сомнения в том, что ведущие вузы страны будут доверять результатам экзаменов, проведенных в любой школе России. Так что при новом порядке наверняка без ДВИ (внутренних экзаменов вузов) не обойтись – а значит, мы все же возвращаемся на 20 лет назад! И экзаменов выпускникам придется сдавать в два раза больше, как когда-то их родителям…
Те, кто поступал в вуз «по-старому», знают, что практически исключалась возможность пробовать свои силы в разных городах – нелегко оказаться вовремя на каждом экзамене! И даже, если, предположим, возможно будет сдавать их в удаленном формате, расписание в разных вузах вполне может совпасть. Это вам не единый по всей стране график ЕГЭ, тщательно выверенный на предмет совпадений и накладок.
Так почему же многим хочется разрушать существующий порядок?
В чем упрекают систему ЕГЭ
Всем нам знакомы стереотипы, касающиеся ЕГЭ, например – «это угадайка», «на ЕГЭ натаскивают, не уча предмет» «не учит мыслить». Ну, и особенно любимое многими - «нынешняя молодежь - жертвы ЕГЭ».
А знакомы ли те, кто повторяет эти фразы, с заданиями ЕГЭ? Пробовали на них ответить? Как правило, нет. Возможно, это пример конфликта поколений, когда все новое ставится под сомнение, а старое идеализируется.
Основные претензии депутатов к ЕГЭ сформулировала Депутат Госдумы от Челябинской области Яна Лантратова, входящая в инициативную группу.
Итак, по ее мнению:
- содержание тестов оторвано от школьного курса;
- ЕГЭ дорого обходится родителям, оплачивающих услуги репетиторов;
- коррупция, исчезнув из приемных комиссий школ и особенно вузов, переместилась, по мнению депутата, в сферу олимпиад.
Репетиторы: сейчас и раньше
Действительно, по данным соцопросов, для подготовки к ЕГЭ 65% родителей нанимают детям репетиторов. При этом неделя занятий с репетитором школьников 10—11-х классов стоит в среднем около 5 000 рублей.
Однако что здесь нового? Репетиторство существовало и 20, и 40-50 лет назад. Правда, тогда зачастую готовили в какой-либо конкретный вуз. А частенько старшеклассников готовили к поступлению… преподаватели того же вуза, сидящие затем в приемной комиссии. Объективности здесь вряд ли было место.
А еще до введения ЕГЭ родители массово отправляли детей-старшеклассников на подготовительные курсы при вузах. И стоило это, несмотря на групповые занятия, недешево. Это было действительно удобно – будущий абитуриент узнавал требования конкретного вуза. Часто уже сам факт посещения курсов добавлял шансов на поступление.
Галочки в тесте? Да. «Угадайка»? Нет
Возможно, при своем появлении вопросы ЕГЭ и были похожи на обычные тесты, в которых надо только правильно выбрать вариант ответа. Но с тех пор экзамен сильно изменился. Сейчас выпускникам надо показать не просто знание предмета, но и умение их применять, анализировать информацию, делать выводы. При всем желании одним механическим заучиванием здесь не обойтись.
В материалах ЕГЭ по большинству предметов требуются и развернутых ответы, рассуждения, а в ряде случаев эссе или сочинения. (Кстати, по мнению многих учителей, сочинения сегодняшние выпускники писать вполне умеют - и отстаивать свою позицию, и структурировать текст).
Коррупция и олимпиады
На самом деле людям, хорошо знакомым с системой перечневых (дающих льготы при поступлении в вуз) олимпиад известно, что «дать списать» или «подтасовать» результат на них крайне сложно, почти невозможно.
И даже если предположить, что депутат Лантратова права, говоря о коррумпированности олимпиадной сферы, надо учитывать, что по результатам школьных олимпиад в вуз поступает не более 15% абитуриентов. В то время как при возврате к «местным» экзаменам возможность для коррупции возрастает в несколько раз, от педагогов любой школы до приемной комиссии престижного вуза.
(А уж о двоечниках, за которых на выпускном экзамене решали математику и о медалистах, которым помогали написать сочинения, знают, наверное, все, кому больше 35.)
ЕГЭ – это слишком сложно
Претензия, противоречащая утверждению о «бездумной расстановке галочек», тем не менее, достаточно распространенная сегодня.
Да, чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл, нужна подготовка. И хорошо бы иметь качественные знания за весь школьный курс. А разве раньше, при традиционных экзаменах, это было не нужно?
Выпускники сильных школ утверждают, что им не требовалось особой подготовки для того, чтобы просто сдать ЕГЭ, то есть получить удовлетворительный балл – общих знаний им хватало. А специальная дополнительная работа потребовалась для получения высоких баллов – научиться решать самые трудные задачи, писать сочинение с учетом всех требований и т.д. Что ж, этот опыт им наверняка пригодится и в вузе.
Если сегодня мы слышим о «натаскивании» 11-классников на ЕГЭ, то не стоит забывать о практике зазубривания (иногда наизусть!) ответов на билеты при предыдущей системе экзаменов. Причем, чем слабее был уровень школы и учеников, тем больше было чистой зубрежки – сильным школам и классам этого не требовалось.
" Так что, вполне вероятно, что причины сложности ЕГЭ для выпускников кроются в качестве образования в целом. Проще говоря – хуже сдают ЕГЭ там, где более слабые учителя.
ЕГЭ показывает, как учился школьник не только в 11 классе, но и несколько лет до этого. И если систематических, базовых знаний не получено – действительно, сдать его непросто. И вузам нередко приходится организовывать для первокурсников дополнительные занятия, чтобы заполнить школьные пробелы.
По данным «Народного фронта», в прошлом году в 44% школ не хватало учителей математики, в 22% школ — учителей физики. Число учителей русского языка сократилось за последние 20 лет с 200 тысяч человек до 128 тысяч, математики - с 167 до 98 тысяч, физики с 61 до 31 тысячи, химии с 47 до 23 тысяч. При этом учеников стало меньше на 14%.
Минобрнауки предлагает разрешить преподавать в старших классах эти предметы тем, кто не имеет высшего образования.
Около половины учителей работают от 30 до 40 часов, почти половина еще подрабатывает репетиторством.
Стресс из-за ЕГЭ – а как иначе!
Интересно, а многие ли, отправляясь на один из важнейших экзаменов в своей жизни, способны не переживать, независимо от формы его проведения? Да, экзамены, особенно выпускные и вступительные – это действительно стресс! И надо готовиться к этому – возможно, даже обращаться заранее к психологу, если вы не уверены, что ваши эмоции под контролем. Если не ЕГЭ, то «обычные» экзамены, совершенно точно, принесут не намного меньше тревог.
В то же время иногда сами учителя нагнетают обстановку, чтобы таким образом «мотивировать» учеников. Иногда свою лепту вносят родители, чересчур волнуясь о том, хватит ли баллов на желаемое образование. А… какой вариант? Обойтись вообще без экзаменов, чтобы сберечь нервную систему выпускников/абитуриентов? Пожалуй, все же от стресса никуда не деться – можно только заранее снизить градус тревоги, продумать планы при различных вариантах развития событий.
Факты о ЕГЭ в 2024 году
- В основном периоде ЕГЭ сдавали более 665 тысяч человек.
- 8 691 участник получил на ЕГЭ 100 баллов
- 648 человек — 100 баллов по двум предметам,
- 42 человека — 100 баллов по трем предметам,
- одна выпускница набрала 400 баллов.
- В основном периоде с экзаменов было удалено 768 участников, в основном за шпаргалки.
- Возможностью пересдать экзамен по выбору воспользовались 113,5 тыс. выпускников
Достоинства ЕГЭ: равные шансы, меньше экзаменов, объективность
Сложно не признать, что Единый государственный экзамен помогает сэкономить время, силы и деньги ученикам и родителям, а также государству. Ведь он сдается один раз – отдельно поступать не нужно.
Тем самым у абитуриентов освобождается как минимум месяц – все экзамены они сдают до конца июня, а не готовятся ко вступительным, растянутым на весь июль и даже более.
" Самое большое преимущество ЕГЭ в том, что его проводят независимые организации. Тем самым он даёт равные возможности всем выпускникам, независимо от места жительства и социального статуса.
Уравниваются шансы на поступление в столичные вузы для выпускников со всей России.
Рассказывают, что с введением обязательного ЕГЭ в Москве заполнились полупустые студенческие общежития. И с этим согласна статистика: в 1990-е годы доля студентов из провинции в вузах Москвы составляла всего 30%. Сегодня – около 60%.
Больше всего сторонников сохранения ЕГЭ среди жителей Дальневосточного и Уральского округов (21 и 19%) - выпускники этих регионов чаще поступают в вузы европейской части страны.
А вот какой ещё недостаток системы ЕГЭ, вытекающий из её достоинств, отмечают эксперты: сильные выпускники, пользуясь возможностью выбрать любой вуз страны, уезжают из регионов учиться в столичные университеты, тем самым снижая уровень науки на периферии.
Не отменять, а улучшать
Разумеется, в сегодняшнем формате и содержании ЕГЭ есть недостатки. И их можно и нужно исправлять. И кое-что уже делается.
Уже можно признать удачной возможность повторно сдать экзамен. Правда, можно выбрать только последний результат, даже если первый – выше: это сделано для того, чтобы исключить массовые пересдачи.
Также удобна возможность выбирать, какой именно экзамен сдать (или результат какого предъявить) на одну и ту же специальность.
Некоторые эксперты говорят о том, что в экзамены неплохо было бы включать эксперименты, практические задания – правда, как именно это организовать, пока неясно.
Многие говорят о недостаточно прозрачной системе перевода из первичных баллов в тестовые. Возможно, стоит более понятно объяснять, как это происходит.
Так отменят ЕГЭ или нет?
Еще в июле глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что в 2025 году Единый государственный экзаме пройдёт по старым порядкам. «Пусть школьники не переживают, вопрос закрыт… Все глобальные изменения, которые могут ущемить права выпускников, мы принимаем не сразу и объявляем о них за два года», — пояснил он.
А вот что говорили о возможной отмене ЕГЭ представители власти.
В марте этого года премьер-министр Михаил Мишустин заявлял, что отмена системы ЕГЭ требует очень серьезного обсуждения, а альтернативные предложения необходимо рассматривать системно.
Ранее президент России Владимир Путин также комментировал тему отмены ЕГЭ. Он согласился, что у этой системы есть минусы, но отметил, позволяет учиться в лучших вузах детям из периферии.
Первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга сразу после появления законопроекта об отмене ЕГЭ исключил возможность этого в ближайшее время. Он заявил, что на сегодняшний день «к содержанию ЕГЭ всё меньше вопросов, это экзамен, который оценивает знания и умения, а вот форму стоит обсудить уже после периода сдачи экзаменов; к тому же, считает Мажуга, любой устный экзамен является субъективным, а письменный — объективен, каковым и является ЕГЭ.
В начале сентября Зампредседателя Совбеза Дмитрий Медведев заявил в беседе с ТАСС, что «не видит альтернативы ЕГЭ». По его словам, возврат к старой советской экзаменационной системе будет тупиковым, так как прежние условия приема в вуз были несправедливыми.
Так что, скорее всего, решительных изменений пока не произойдет. А может быть, ЕГЭ удастся завоевать признание депутатов? Мы узнаем это уже скоро!
Юлия Воронцова
30.09.24