ЕГЭ: итоги-2021 в Новосибирске и перспективы в России
Прием документов от абитуриентов в вузах всей страны завершился на днях. Сегодня публикуются конкурсные списки и начинается самое интересное и ответственное время выбора! А пока вчерашние школьники еще не знают точно, где им предстоит учиться, самое время поговорить о минувших выпускных экзаменах – ведь именно от их результатов сейчас зависит судьба каждого абитуриента.
Поговорим о том, как прошли ЕГЭ и ОГЭ в этом году в Новосибирской области и не только, и о том, что ждет в будущем этот формат итоговой аттестации.
ЕГЭ-21 в Новосибирской области
Министр образования НСО Сергей Федорчук в середине июля подробно рассказал о предварительных итогах сдачи Единого государственного экзамена в нашем регионе в 2021 году. По его словам, «сложившаяся в этом учебном году ситуация в Новосибирской области стала определённым вызовом для системы школьного образования, однако экзамены проведены в штатном режиме».
Результаты ЕГЭ в Новосибирской области не сильно отличаются от результатов прошлого года, и это, по мнению министра, подтверждает стабильность, прозрачность и объективность экзамена. Экзамены вчерашние школьники сдавали в 120 пунктах проведения. В основной период на участие в ГИА в 11-х классах были зарегистрированы 17 558 человек, а 9-х классах – 29 214 человек.
" Чаще всего предметами по выбору в этом году становились математика, обществознание, информатика, история и биология.
Успехи выпускников
Стабильны результаты, полученные на ЕГЭ по русскому языку и математике. ЕГЭ по русскому языку (который обязателен в 2021 году только для поступающих в вузы) выбрали 13 тысяч 400 человек, 55 выпускников набрали по 100 баллов. Это чуть меньше, чем в 2020 году (63 человека), но, напомним, в прошлые годы этот экзамен сдавали все без исключения.
Математику (напомним, в этом году остался только профильный экзамен) сдавали 7759 новосибирцев.
Уже три года в области улучшаются результаты ЕГЭ по химии – доля сдавших его на высокие баллы возросла с 11,6% до 15,4%.
По биологии доля сдавших экзамен на высоком уровне увеличилась с 6,6% до 8%. Это отчасти является результатом работы специализированных классов естественнонаучных направлений. 17, 9% ребят не смогли набрать минимальный балл.
Улучшен и результат экзамена по информатике – доля сдавших его на высоком уровне увеличилась с 14,8% до 16,4%. В этом году выпускники впервые сдавали ЕГЭ по информатике на компьютерах.
Снижение показателей
По другим предметам картина не столь радостная:
По истории в этом году средний балл был на 2% ниже прошлогоднего.
По обществознанию уровень выпускников практически не изменился в сравнении с прошлогодним, чуть снизившись. 21,1 процента сдававших экзамен школьников не набрали минимальный балл.
А вот по физике, хотя в целом результаты экзамена в целом остались на уровне прошлого года и средний балл стал выше на 1%, доля проваливших экзамен выросла почти вдвое, с 4,7% до 9%. В то же время по физике четверть выпускников получили высокие баллы, а 10 человек набрали по 100 баллов.
Доля выпускников, не набравших даже минимальный балл, чуть выросла практически по всем предметам (за исключением некоторого провала по физике), указал в своем докладе Сергей Федорчук.
Напомним, пересдача ЕГЭ в 2021 году была разрешена только тем, кто получил неудовлетворительную оценку по русскому языку.
Сто баллов – один и два раза!
В Новосибирске и области в этом году на ЕГЭ получено 120 стобалльных результатов. В том числе 55 из них, напомним, по русскому языку, 10 по физике, 5 по обществознанию, один по истории.
" Количество «стобалльников» сократилось — в прошлом году их было 153, при меньшем, чем в 2021 году, числе выпускников.
Больше всего выпускников, набравших 100 баллов, было в СУНЦ НГУ – их там 15, чуть меньше в инженерном лицее НГТУ.
Есть в нашем регионе, как всегда, и «мультистобалльники»: 7 выпускников набрали по 100 баллов сразу по двум предметам. Среди них есть не только ребята из престижных городских школ, но и из обычных общеобразовательных, в том числе, сельских – в частности, из Бердска, из Ордынского района.
ОГЭ-21 в Новосибирске и в России
А вот с ОГЭ ситуация в этом году была не столь стабильна. Все мы помним скандальную ситуацию, сложившуюся в 61 школе Новосибирска, где половина класса не справилась с экзаменом по математике. Если бы это был единичный случай!
" Больше 4000 новосибирских девятиклассников в этом году не сдали основной государственный экзамен по математике.
Теперь им предстоит пересдача осенью.
«Наверное, пандемия всё-таки сыграла свою роль. Но я бы не стал определять её как главенствующую в результатах детей. Мне кажется, нам нужно решать внутренние проблемы. Работать прежде всего с учителями, с их уровнем готовности, потому что идёт переход на новые стандарты», — сказал министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук.
Оказывается, снижение показателей на ОГЭ отмечено и в России в целом. В Ханты-Мансийском округе, например, получил «двойку» каждый четвертый. Наибольшие затруднения у школьников вызвали задачи: теперь они связаны с ситуациями из реальной жизни (например, рассчитать количество стройматериалов для постройки дома) и стали неожиданными для многих. Точнее, соответствующие изменения в КИМ ОГЭ апробировались уже с 2018 года (нововведения коснулись не только математики, но и по русского языка и ряда других предметов), но пандемийный учебный год не дал возможности многим качественно подготовиться. Да и, честно говоря, многие наверняка надеялись, что ОГЭ в 2021 году отменят вовсе...
Все учителя, да и сами школьники, отмечают достаточно резкое увеличение сложности заданий ОГЭ не только по математике, но и по русскому языку в последние годы. Если еще лет пять назад ОГЭ считался чуть ли не формальностью, экзаменом, который «трудно не сдать», то теперь все вполне серьезно.
Что ждет выпускников в 2022 году?
Пандемия несколько облегчила выпускникам двух последних лет выпускные экзамены и получение аттестата, но уже на следующий год все вернется к прежнему порядку.
" Одиннадцатиклассники снова будут сдавать четыре экзамена: 2 обязательных и 2 по выбору.
Глава Рособнадзора Анзор Музаев заявил также, что ЕГЭ по базовой математике будет возвращен. Останется и традиционное декабрьское сочинение. ЕГЭ по физкультуре и иностранному языку вводить не планируется. Другие предметы, кроме информатики, в компьютерный формат переводить не будут.
В вопросах и заданиях ЕГЭ будет сделан акцент на проверку предпрофессиональных умений учащихся. Например, по физике и биологии будут предложены задания, связанные с планированием и проведением опытов; по обществознанию – анализ результатов социологического исследования; по химии будут задания, связанные с материаловедением и энергетикой, экологией и здравоохранением.
Выпускники девятых классов в будущем году итоговые экзамены снова будут сдавать все, без исключения. Им придется сдать 2 обязательных экзамена и 2 по выбору. Те школьники, кто в течение последнего года становился победителем и призером Всероссийских олимпиад, освобождаются от сдачи ОГЭ по профильному предмету, т. к. автоматически получают высший балл.
Вот что нового обещают на ОГЭ-2022:
- В русском языке добавятся информационный и публицистический жанры изложения.
- В математике будет скорректирована степень сложности задач. Увеличится количество заданий, требующих практического решения. Поменяется максимальный балл.
- По истории увеличится число заданий. Первичный результат для прохождения порога будет 37 баллов.
- При сдаче обществознания понадобятся более развернутые ответы.
- Экзамен по химии ждут самые большие изменения: в него планируется включить самые сложные темы, в частности задачи на валентность и поведение веществ в различных условиях.
- По физике задания будут предполагать множественные ответы. Будет больше заданий, связанных с опытами.
Снова вернется возможность досрочной сдачи ЕГЭ и ГВЭ-11. Сроки еще не установлены, но произойдет это не ранее 1 марта. Для выпускников 9-х классов, желающих досрочно сдать ОГЭ и ГВЭ-9, намечены сроки не ранее 20 апреля.
Судьба ЕГЭ: старшеклассники «за», взрослые «против»?
Не секрет, что в последнее время на самых разных уровнях многие выступают за отмену ЕГЭ и возврат к советской системе экзаменов.
Так, в мае с подобной инициативой выступил первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин: он предлагал отменить ЕГЭ частично, предоставив выпускникам право выбора формы экзамена; по его мнению, «во-первых, ЕГЭ бы не стали сдавать те ребята, которые не рвутся сразу в вузы, тем более столичные. Во-вторых, от этой позиции выиграли бы ребята с хорошими творческими способностями». Он считает, что школьники, которые готовятся сдавать только несколько предметов, плохо осваивают программу остальных (правда, те, кто учился еще в СССР, помнят, что так было и тогда: основной упор делался именно на нужные для вступительных экзаменов предметы).
Чуть ранее и вице-спикер Госдумы Петр Толстой заявлял, что ЕГЭ — это неэффективная система знаний и калька с западных стандартов образования. «Пока их учат правильно заполонять клеточки на экзаменах и проходить тесты с вариантами ответов, никакие интерактивные доски не исправят ситуацию и не помогут воспитать поколение, которому не страшно будет передать страну».
" По результатам опросов, против ЕГЭ высказывается сегодня до 70% россиян.
Правда, среди тех, кто считает более справедливой систему обычных экзаменов, многие весьма далеки от проблемы поступления в вуз, или имели дело с ней давно, когда ЕГЭ только вводилось. А вот сами абитуриенты, настоящие и будущие, их родители и нынешние студенты голосуют преимущественно «за» ЕГЭ.
В июне в Петербурге в рамках международного экономического форума прошла дискуссия по поводу развития ЕГЭ и его перспектив. Ее участники высказались за формат ЕГЭ, а также за его дальнейшее развитие. Они сошлись во мнении, что ЕГЭ стал хорошо действующим социальным лифтом. К тому же во всем мире растет спрос именно на стандартизированные экзамены.
" Например, бывший ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов считает, что «ЕГЭ выполнил колоссальную социальную роль. Он вернул ощущение справедливости подавляющему большинству жителей нашей страны».
Президент России Владимир Путин в январе 2021 года тоже заявил, что ЕГЭ часто справедливо критикуют, но у этой системы есть и плюсы, в том числе позволяющие большему числу абитуриентов из регионов поступать в ведущие вузы.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков тоже считает систему ЕГЭ актуальной. «По итогам прошлого пандемийного года стало понятно, что вузы не заинтересованы в отмене ЕГЭ. Мы прорабатывали возможность приема по собственным экзаменам вузов, но все вузы, и столичные, и региональные, однозначно высказались за ЕГЭ», — сказал он.
Ну, а пока Рособрнадзор не планирует отмену ЕГЭ, но готов вносить изменения в порядок экзамена, заявил глава ведомства Анзор Музаев.
По его словам, Рособрнадзор готов вносить изменения, отвечающие новым вызовам. Музаев отметил, что в ведомстве готовы обсуждать конструктивные предложения, критику и добавил, что вопрос о сохранении возможности сдавать ЕГЭ только для поступления в вузы является спорным. Чтобы единый государственный экзамен стал обязательным только для поступающих в вузы, необходимы изменения в законодательство и поддержка экспертного сообщества, сказал он. «Если все участники, от которых зависит это мнение, придут к общему мнению, что так должно быть, я вам даю слово, что Рособрнадзор точно сопротивляться не будет», - заверил Музаев.
Действительно, по словам директора Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксаны Решетниковой, с 2022 года планируется внесение изменений в КИМ ЕГЭ по всем учебным предметам. «Содержание КИМ будет меняться постепенно в течение трех лет», — пояснила она. Демоверсии будут опубликованы на сайте ФИПИ в конце августа 2021 года.
" Итак, в ближайшие годы ЕГЭ отменять не планируется.
Дело, в частности, и в том, считает Анзор Музаев, что в настоящее время объективность школьных оценок вызывает большие сомнения: по данным Рособрнадзора, ежегодно как минимум 2 тысячи школ попадают в списки учебных заведений с необъективными результатами по итогам проведения всероссийских проверочных работ. Ежегодно тысячу человек удаляют с экзамена; в прошлом году из-за изменения формата аттестации школьников количество медалистов увеличилось на треть – что, конечно, вызывает сомнения в объективности оценок. Поэтому ЕГЭ со всеми его несовершенствами на сегодняшний день остается единственным способом объективного измерения качества образования и механизмом отбора абитуриентов.
Юлия Воронцова,
по материалам СМИ,
1.08.21