/О детях/Школа/Единый государственный экзамен (ЕГЭ)

С чем не справились выпускники на ЕГЭ-25: анализ ФИПИ 

ущественные пробелы в знаниях  у значительной части сдававших ЕГЭ по русскому языку

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) начал публиковать методические рекомендации по итогам ЕГЭ-2025. Это документ, в котором проанализированы самые частые затруднения и ошибки, допущенные выпускниками в этом году.

Одни из самых неприятных открытий – существенные пробелы в знаниях  у значительной части сдававших ЕГЭ по русскому языку и обществознанию.

 

Методички по ЕГЭ доступны на сайте ФИПИ в разделе «Аналитические и методические материалы». В них есть рекомендации по преодолению выявленных проблем, подробно разобраны задания, вызвавшие больше всего затруднений, примеры ошибок и советы педагогам по подготовке к будущим экзаменам. 

 

Обществознание

Это, пожалуй, одно из самых серьезных разочарований нынешнего года: оказалось, что почти половина школьников не знают принципов организации государственной власти в Российской Федерации.

По данным ФИПИ, задание ЕГЭ по обществознанию на темы «Субъекты государственной власти в Российской Федерации» и «Федеративное устройство Российской Федерации» выполнили только 52% школьников.

«Участники экзамена затруднялись в установлении связи той или иной государственной функции с соответствующей ветвью власти/высшим органом власти, должностным лицом Российской Федерации», – говорится в документах.

" Самая распространенная ошибка участников ЕГЭ-2025 при выполнении подобных заданий вызвана тем, что выпускники не различают назначения и функций законодательной власти и полномочий главы государства.

Напомним, что обществознание – второй по популярности предмет из ЕГЭ, сдаваемых по выбору участников, его в последние годы выбирало 40% выпускников (в 2025 году это составило 270 тысяч человек).

С 2027 года при поступлении в вузы на гуманитарные и социальные направления ЕГЭ по обществознанию планируется заменить на ЕГЭ по истории. В 2026  правила приема в вузы останутся прежними.

  • Средний балл ЕГЭ по обществознанию составил 53,4; 
  • не сдали этот ЕГЭ около 23% участников;
  • основные ошибки: поверхностное знание терминов, путаница в полномочиях органов власти, слабая аргументация, бедный кругозор;
  • сильные моменты: системные знания по обществоведческим наукам, умение логично структурировать материал.

 

Русский язык

Вторая после обществознания проблема – выявленное слабое знание многими выпускниками русского языка.

По данным ФИПИ:

  • больше половины участников экзамена не смогли решить задание на правописание «ни» и «не» (№13)  с ним справились только 46%;
  • задания на знание слитного, дефисного и раздельного написания слов разных частей речи выполнили 40% выпускников;
  • только 47% смогли выполнить задание базового уровня сложности на написание гласных «и» и «ы» после приставок, употребление «ъ» и «ь» (в том числе разделительных) и правописание приставок;
  • задание базового уровня на правописание гласных и согласных в корне (материал начальной школы!) выполнили 56% сдававших (годом раньше  67%). 

Но самым сложным (31% справившихся) оказалось задание №3, на знание функциональной стилистики и культуры речи. В прошлом году его смогли одолеть 47%.

Высокие результаты были в заданиях 6 (Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм) и 25 (Лексикология и фразеология как разделы лингвистики. Лексический анализ слова)  89% и 79% выполнивших соответственно. 

" Вывод ФИПИ: выпускники не усваивают подавляющее большинство ключевых орфографических правил русского языка. 

  • Средний балл составил 60,9;
  • основные трудности возникли с орфографией (задания 9–14), пунктуацией (18, 21), логико-смысловым анализом текста (24–26);
  • основные ошибки: бедный словарный запас, речевые недочёты, отсутствие логики в рассуждениях;
  • сильные моменты: владение орфографическими и пунктуационными нормами, умение строить аргументированное сочинение.

 

Литература

Здесь все более-менее благополучно, результаты 2025 года близки результатам прошлых лет и в целом отвечают предъявляемым образовательным требованиям. Это понятно – ведь литература, в отличие от русского языка, экзамен по выбору, к тому же не самый популярный.

«Наиболее успешно выполнялись задания по эпическим и драматическим произведениям, в то время как значительно труднее участникам давались задания, связанные с лирикой. 
Нередко выпускников подводило слабое знание предметной терминологии (60% выполнения задания 8) и содержания произведения (54% выполнения задания 2)»,  говорится в сообщении ФИПИ.

В ФИПИ считают, что в целом выпускники успешно справились с сопоставительными заданиями первой части. Большинство участников не испытывало затруднения в сопоставлении произведений разных литературных эпох (76%, задание 5).

Вторую часть экзамена, сочинение, в 2025 году обновили. Темы были составлены так, чтобы дать возможность высказать своё мнение о произведении. 

  • Средний балл составил 61,2;
  • трудности были в заданиях на сопоставление (№ 5, 10), интерпретацию поэтических текстов, использование литературоведческих терминов.
  • основные ошибки: незнание содержания произведений, поверхностный анализ, речевые и логические недочёты в сочинениях;
  • сильные моменты: системное чтение, умение аргументировать с привлечением текста, владение жанровыми особенностями.

 

История

 В этом году ЕГЭ по истории сдавали 88,2 тысячи человек. Средний тестовый балл участников основного периода ЕГЭ-2025 по истории сопоставим с результатами экзамена прошлых лет.

" Не сдали экзамен около 9% участников; примерно 40% показали результат более 60 баллов.

  • Средний балл — 53,4;
  • основные ошибки: неполные формулировки, неточность, слабая аргументация, незнание исторических терминов;
  • сильные моменты: системные знания, логичное выстраивание аргументов, умение анализировать источники.

Выпускники, сдававшие ЕГЭ по истории, практически не допустили ошибок в вопросе про год вхождения Крыма в состав РФ. 

 

Коротко о некоторых других предметах

Физика

  • Средний балл  61,3; 
  • успешно сдали экзамен более 95% участников;
  • основные трудности: квантовая физика, термодинамика, электродинамика, качественные задачи;
  • основные ошибки: слабое умение применять законы на практике, трудности с многоэтапными расчетами;
  • сильные моменты: владение формулами, уверенная работа с графиками и схемами, аргументированный выбор моделей.


Химия

  • Средний балл  57,8; более 1800 участников получили 100 баллов;
  • основные ошибки: незнание свойств органики, слабая экспериментальная практика, проблемы с математикой;
  • сильные моменты: уверенные расчёты, связь строения вещества со свойствами, умение работать с экспериментом.

 

Биология

  • Средний балл  54,7; 
  • успешно сдали экзамен 78%;
  • основные ошибки: путаница в терминах, слабые навыки анализа биологических процессов;
  • сильные моменты: системное знание терминологии, умение использовать рисунки и схемы, межпредметные связи.

 

Английский язык

  • Средний балл  64,1; 20% получили более 80 баллов;
  • успешно сдали экзамен примерно 97% участников;
  • основные трудности: чтение, продуктивные задания (письмо и устная речь), особенно грамматика и лексика в свободном высказывании;
  • основные ошибки: буквальное копирование слов, игнорирование коммуникативной задачи, слабое смысловое чтение и аудирование, дефицит метапредметных умений;
  • сильные моменты: аудирование, владение стратегиями чтения и слушания, умение аргументировать и формулировать проблему.

 

Итоговые выводы ФИПИ по результатам ЕГЭ-25

ЕГЭ-2025, по мнению ФИПИ, подтвердил объективность экзаменационной системы. 

" При этом обнаружились устойчивые дефициты: бедность словаря, слабое знание терминологии, трудности анализа и аргументации, недостаток практических и экспериментальных навыков.

ФИПИ рекомендует педагогам усилить внимание к развитию метапредметных умений: анализу, аргументации, формулированию и решению проблем. Это не только улучшит результаты экзамена, но и сформирует базу для успешного продолжения образования и профессионального развития.

 

ТЕАМА

24.09.25
Использованы материалы РИА Новости
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться