/О детях/Школа/Высшее и среднее профессиональное образование

Год отказа от Болонской системы: мнения, реформы и эксперимент

каково отношение к отмене Болонской системы сейчас?
6 июня 2022 года Россия вынужденно вышла из Болонской системы образования, которая практиковалась в стране два десятилетия. Событие вызвало много споров и обсуждений. 

Что изменилось за прошедший год, и каково отношение к отмене Болонской системы сейчас?

В чём отличия Болонской системы

Чем отличается Болонская система образования от традиционной российской, и зачем было вообще на неё переходить в 2003 году?

Болонская система двухуровневая, первый уровень - бакалавриат (не меньше трех лет), второй - магистратура (от двух до шести лет). Она сменила собой специалитет (5-6 лет обучения). Кстати, система обучения в медицинских вузах при этом не менялась.

" Главный плюс Болонской системы - стандартизация, сопоставимость учёных степеней и документов об образовании.

Сегодня Болонскую систему поддерживают университеты 49 стран. Это делает студентов, учёных и преподавателей мобильными, позволяет учиться и работать по профессии в разных странах, способствует развитию науки и культуры. Участие в Болонской системе - фактически признание соответствия российского высшего образования общемировым стандартам.

Впрочем, минусы у Болонской системы тоже есть. Например, на бакалавриате из-за снижения количества учебных часов специальность изучается поверхностнее, а ведь в магистратуру идут не все студенты. Да и бюджетных мест в магистратуре меньше, чем на бакалавриате.

Общественное мнение через год после отмены Болонской системы

Итак, прошёл год. Что думают люди о переходе на новую систему теперь, когда эмоции улеглись? Медиахолдинг Rambler & Co с 10 по 13 июля 2023 года провел соответствующий опрос среди интернет-пользователей, в котором приняли участие более 200 тысяч человек. Среди них 37% - женщины, 63% - мужчины. Данных о возрасте нет.

Результаты следующие:

  • 5% считает Болонскую систему наиболее удачной и сожалеют, что Россия в ней больше не участвует.
  • 11% считают, что стране нужно сформировать новую, уникальную систему высшего образования с учётом современных реалий и российских особенностей.
  • 21% уверены, что важна не система, а компетенции преподавателей.
  • 63% (впечатляющее большинство) заявили, для России идеальна советская система образования (специалитет).

Что дальше?

Возврата к «советскому» специалитету не будет, несмотря на результаты опроса. По словам министра образования и науки РФ Валерия Фалькова, у российской системы образования собственный, уникальный путь. Конечно, моментально изменить систему образования в России невозможно.

" Переходный период займет несколько лет, и для большинства студентов в ближайшие годы ничего не изменится.

Дипломы бакалавров не потеряют свою актуальность, ведь по этой системе россияне учились почти два десятка лет и будут продолжать учиться какое-то время.

Дипломы бакалавров не потеряют свою актуальность

Образовательный эксперимент

С 1 сентября 2023 года, по поручению президента РФ, шесть пилотных российских вузов примут участие в образовательном эксперименте по переходу на новую систему высшего образования. В список вошли:

  • Московский авиационный институт
  • Московский педагогический государственный университет
  • Санкт-Петербургский горный университет
  • Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
  • Национальный исследовательский технологический университет МИСиС
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет

Среди специальностей и направлений, обучение на которые в перечисленных вузах пойдет по-новому: журналистика, педагогика, «Бизнес-информатика», «Фундаментальная и прикладная химия», «Мехатроника и робототехника», «Нефтегазовое дело», «Авиационная и ракетно-космическая техника» и другие.

Новая система высшего образования придёт на смену бакалавриату (магистратуре) и специалитету. Обновится аспирантура, ординатура и ассистентура. Из особенностей:

  • Базовое образование. На его получение отводится 4-6 лет, в зависимости от специальности. Быстрее всего можно будет выучиться на воспитателя - обучение займет 4 года. А вот учителей будут учить по-разному. Чтобы стать учителем физики, понадобится 5 лет, а истории - 6.
  • Специализированное обучение. Займет ещё 1-2 года и потребуется для получения специализированного образования, такого, как педагог-эксперт (плюс 1 год обучения), педагог-исследователь (плюс 2 года).
  • Аспирантура. Потребуется 3-4 года. Так, ученую степень в области русского языка, статистики, безопасности труда можно будет получить за 3 года обучения.

Точные сроки обучения будут определены по итогам эксперимента. В дальнейшем изменения возможны и в образовательных стандартах, программах. 

Как будут оценивать итоги? Помимо качества приёма в вузы, средних баллов при поступлении, доли обучающихся, прошедших производственную практику, вовлечённости работодателей и прочего, присутствует такой критерий, как «уровень удовлетворённости обучающихся».

А как думаете вы, что лучше для российской системы образования: бакалавриат, специалитет, новая система? Или, может, действительно всё решают компетенции преподавателей?

Елена Максимова
28.08.23

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Анна25 (02/09/2023)
Лелечка))) писал(а):
Цитата:
Зачем нашим выпускникам ехать за рубеж? Нам нужны хорошие специалисты.

Чтобы хорошим специалистам не хотелось уехать за рубеж, надо не препоны ставить и заборы воздвигать, а создавать условия для того, чтобы им хотелось жить и трудиться в нашей стране.


Полностью с вами согласна! Необходимо создавать условия. :aga-aga:
ТётяИра (02/09/2023)
helga64
Цитата:
специалитет был вытеснен.

там, где не было возможности устраивать студентов на профессиональную практику. Не ознакомительную, а фактическую (производственную, если по-старому)
helga64 (02/09/2023)
Ирансид
Там, где ввели бакалавриат и магистратуру, специалитет был вытеснен. А где-то он остался, да. Например, часть инженерных специальностей не переводили на БС.
ТётяИра (02/09/2023)
helga64
так и в целом Болонская система не сменяет ничего!
Специалитет как был, так и оставался всё время существования болонской системы.
И про медицинские вузы совершенно верно - есть возможность обучать профессии - остался специалитет. Никакая болонская система не помешала :-)
helga64 (02/09/2023)
Ирансид
Цитата:

Цитата:
Болонская система двухуровневая, первый уровень - бакалавриат (не меньше трех лет), второй - магистратура (от двух до шести лет). Она сменила собой специалитет (5-6 лет обучения). Кстати, система обучения в медицинских вузах при этом не менялась.


нашла ошибочное утверждение в исходной статье.
Магистратура не сменила специалитет!
а здесь и не сказано, что магистратура сменила специалитет.
В первом предложении говорится о Болонской системе, и через запятую - о двух еë уровнях. Во втором предложении местоимение "она" относится именно к системе, а не к одному из еë уровней.

Так что конкретно это утверждение ошибочным не является.
Лелечка))) (02/09/2023)
Цитата:
Зачем нашим выпускникам ехать за рубеж? Нам нужны хорошие специалисты.

Чтобы хорошим специалистам не хотелось уехать за рубеж, надо не препоны ставить и заборы воздвигать, а создавать условия для того, чтобы им хотелось жить и трудиться в нашей стране.
Анна25 (02/09/2023)
Ирансид писал(а):

Анна25 писал(а):
А разве есть какие-то изменения? Год прошёл - и ничего не изменилось.

Вы это (подчёркнутое) проверили своим опытом поступления Ваших детей в вузы Европы и/или США?
К примеру, с международным дипломом бакалавра (в НГТУ заказывали дополнительно к российскому) можно было поступать на европейские/штатовские программы магистратуры. Я лично знала нескольких ребят (бывших "моих" студентов) таким образом уезжавших учиться в далёких... 2006-2010 годах


"Семь лет мак не родил, и голоду не было" (с) народное.
Зачем нашим выпускникам ехать за рубеж? Нам нужны хорошие специалисты. Государство это начало понимать - и, надеюсь, и дальше будет двигаться в этом направлении. Чтобы наши выпускники оставались в нашей стране и приносили пользу нашему народу.

Добавлено спустя 2 минуты 20 секунд:

Ирансид писал(а):


Цитата:
Болонская система двухуровневая, первый уровень - бакалавриат (не меньше трех лет), второй - магистратура (от двух до шести лет). Она сменила собой специалитет (5-6 лет обучения). Кстати, система обучения в медицинских вузах при этом не менялась.

нашла ошибочное утверждение в исходной статье.
Магистратура не сменила специалитет!
Магистратура - это научное направление развития компетенций.
Специалитет - это практическое направление.
Цитата:
минусы у Болонской системы тоже есть. Например, на бакалавриате из-за снижения количества учебных часов специальность изучается поверхностнее, а ведь в магистратуру идут не все студенты.


это минусы не Болонской системы! а её "адаптации" в России...
повторю(сь), специальность в бакалавриате не изучается , потому что предполагается дальнейшее углубление компетенций на программах обучения после бакалавриата..



А в чем смысл бакалавриата? Зачем было нужно разделение?
Раньше человек учился 5 лет (или 6) и выходил из ВУЗа специалистом. Если он хотел продолжать обучение, шёл в аспирантуру. В медицинских ВУЗах было немного иначе, но всё равно человек, получивший диплом, уже был специалистом. А кто такой бакалавр? Зачем это?

Добавлено спустя 1 минуту 33 секунды:

И смешно про "вынужденно вышла".
Сколько людей приложило усилия, чтобы Россия вышла из этой системы. Как сейчас люди бьются за выход из ВОЗ. И это будет не "выеужденный" выход, а "выстраданный и долгожданный".

Добавлено спустя 2 минуты 53 секунды:

Ирансид писал(а):
Поговорю ещё здесь, если позволите :love_sibmama:
личное - вынесла в свой блог https://blog.sibmama.ru/weblog_entry.php?e=1038786

Я работала в болонской системе с её основания до 2017 года в НГТУ. Тогда был целый отдел, занимавшийся внедрением болонских правил/стандартов. Мною было пройдено несколько курсов повышения квалификации по этой системе. Бесчисленное множество рабочих программ разработано и переработано как самолично, так и в качестве заместителя заведующего кафедрой. По этим причинам я смею считать, что имею право поделиться наболевшим.

Бакалавриат - это общая теоретическая подготовка. По факту окончания бакалавриата пишется выпускная работа бакалавра - это не дипломная работа (как сделали впоследствии). Именно из-за этого, думаю, и получилось то, что получилось в России. Когда и не специалист - бакалавр, и не смог понять сам - куда ему дальше двигаться...
А идея бакалавриата в том, чтобы при изучении теоретических основ выбранного направления (профиля) студент смог определиться: хочется ему наукой заняться - тогда в магистратуру, или не интересно ему теоретизировать, хочется практической работы - тогда в специалитет.
Одним словом, российский "особый" путь привёл к тому, что идею бакалавриата извратили, и тем самым, полностью её дискредитировали.


Спасибо за объяснения. Стало понятнее. И еще раз я получила подтверждение своему мнению о том, что разделение на все эти уровни - это ерунда.
Раньше студент писал дипломную работу, выпускался специалистом, и если хотел заниматься наукой - шёл в аспирантуру.
ТётяИра (02/09/2023)
Поговорю ещё здесь, если позволите :love_sibmama:
личное - вынесла в свой блог https://blog.sibmama.ru/weblog_entry.php?e=1038786

Я работала в болонской системе с её основания до 2017 года в НГТУ. Тогда был целый отдел, занимавшийся внедрением болонских правил/стандартов. Мною было пройдено несколько курсов повышения квалификации по этой системе. Бесчисленное множество рабочих программ разработано и переработано как самолично, так и в качестве заместителя заведующего кафедрой. По этим причинам я смею считать, что имею право поделиться наболевшим.

Бакалавриат - это общая теоретическая подготовка. По факту окончания бакалавриата пишется выпускная работа бакалавра - это не дипломная работа (как сделали впоследствии). Именно из-за этого, думаю, и получилось то, что получилось в России. Когда и не специалист - бакалавр, и не смог понять сам - куда ему дальше двигаться...
А идея бакалавриата в том, чтобы при изучении теоретических основ выбранного направления (профиля) студент смог определиться: хочется ему наукой заняться - тогда в магистратуру, или не интересно ему теоретизировать, хочется практической работы - тогда в специалитет.
Одним словом, российский "особый" путь привёл к тому, что идею бакалавриата извратили, и тем самым, полностью её дискредитировали.
ganaumor (02/09/2023)
Ирансид
Цитата:
К примеру, с международным дипломом бакалавра (в НГТУ заказывали дополнительно к российскому) можно было поступать на европейские/штатовские программы магистратуры.


Приостановлена вся академическая мобильность с европейскими/штатовскими странами. Это к вопросу об изменении из-за выхода из Болонской системы.
Теперь же есть официальный список недружественных стран, с ними никакого сотрудничества.
Ну и ещё продумывают изменения. В этом году эксперимент в 7 вузах, где вводится специалитет вместо бакалавриата и магистратуры. Например, в Томском университете. В дальнейшем на всю страну распространят.
Магистратуры по IT специальностям не будет 2-х годичной. Министр сказал, что и одного года учебы хватит, а то нехватка слишком ощущается.
ТётяИра (02/09/2023)
ТЕАМА :give_heart:
Цитата:
как же не упомянуто?

соглашусь, это так.
Цитата:
Болонскую систему поддерживают университеты 49 стран. Это делает студентов, учёных и преподавателей мобильными, позволяет учиться и работать по профессии в разных странах, способствует развитию науки и культуры.

Но не всем ясно, чтО конкретно из этих красивых фраз следует...
именно поэтому я и постаралась "расшифровать" :love_sibmama:
==================
я увидела в исходной статье противопоставление "плохого западного" бакалавриата и "классного советского" специалитета...
Скрытый текст:
кстати, не стала я развивать тему о том, насколько чистый специалитет на "плохом западе" - это колледж (не касается врачебных специальностей). Именно колледжи дают профессию/специальность.
Высшее образование несколько иное в рамках мировых тенденций.
Ведь поначалу в России (в 2003-2007 годах) Болонская система развивалась параллельно: специалитет и магистратура. То есть получив степень бакалавра, студент имел право определиться: хочет специализироваться в практику - идёт на специалитет; хочет в науку - это магистратура/аспирантура/докторантура. Программы обучения были разные.



Добавлено спустя 6 минут 8 секунд:

Анна25 писал(а):
А разве есть какие-то изменения? Год прошёл - и ничего не изменилось.

Вы это (подчёркнутое) проверили своим опытом поступления Ваших детей в вузы Европы и/или США?
К примеру, с международным дипломом бакалавра (в НГТУ заказывали дополнительно к российскому) можно было поступать на европейские/штатовские программы магистратуры. Я лично знала нескольких ребят (бывших "моих" студентов) таким образом уезжавших учиться в далёких... 2006-2010 годах

Добавлено спустя 16 минут 49 секунд:

Цитата:
Болонская система двухуровневая, первый уровень - бакалавриат (не меньше трех лет), второй - магистратура (от двух до шести лет). Она сменила собой специалитет (5-6 лет обучения). Кстати, система обучения в медицинских вузах при этом не менялась.

нашла ошибочное утверждение в исходной статье.
Магистратура не сменила специалитет!
Магистратура - это научное направление развития компетенций.
Специалитет - это практическое направление.
Цитата:
минусы у Болонской системы тоже есть. Например, на бакалавриате из-за снижения количества учебных часов специальность изучается поверхностнее, а ведь в магистратуру идут не все студенты.

это минусы не Болонской системы! а её "адаптации" в России...
повторю(сь), специальность в бакалавриате не изучается , потому что предполагается дальнейшее углубление компетенций на программах обучения после бакалавриата..
Анна25 (02/09/2023)
А разве есть какие-то изменения? Год прошёл - и ничего не изменилось.
ТЕАМА (01/09/2023)
Ирансид писал(а):
в статье не упомянуто главное преимущество, и собственно, фишка - то, ради чего всё это было.
Болонские соглашения предоставляли студентам право после бакалавриата поступать в любое другое образовательное (в т.ч. зарубежное) заведение.

Ну как же не упомянуто?


"Главный плюс Болонской системы - стандартизация, сопоставимость учёных степеней и документов об образовании.

Сегодня Болонскую систему поддерживают университеты 49 стран. Это делает студентов, учёных и преподавателей мобильными, позволяет учиться и работать по профессии в разных странах, способствует развитию науки и культуры. Участие в Болонской системе - фактически признание соответствия российского высшего образования общемировым стандартам."
ТётяИра (01/09/2023)
в статье не упомянуто главное преимущество, и собственно, фишка - то, ради чего всё это было.
Болонские соглашения предоставляли студентам право после бакалавриата поступать в любое другое образовательное (в т.ч. зарубежное) заведение.
Многие ребята воспользовались этим правом. И получили более качественное образование, сориентировавшись в процессе обучения на бакалавриате.
Специалитет никто не отменял!!! При условии - если была практическая база.
Основная проблема специалитета в том, что много где нет условий для реальной профессиональной практики. То есть по множеству специальностей невозможно пристроить студентов на практику, чтобы они по-настоящему работали по специальности. Разрушены хозяйственные связи между вузами и предприятиями реального сектора экономики. В этом не виноват никто! Это этап... такой. Надо пережить.
Не зря ведь медицинские вузы не убирали специалитет. И многие технические кафедры как выпускали, так и продолжают выпускать инженеров, если профильный завод берёт студентов.
А бакалавриат - это была новинка для российской системы в/о. Не зашло... печально. Куда теперь порулят - поживём, увидим
21OKSI (01/09/2023)
Ruth писал(а):
Когда-то наше образование было лучшим в мире.
Почему то именно те, кто получил лучшее в мире образование, так охотно верят всяким мошенникам и пересказываю про прививочное чипирование, шапочки из фольги и остальную чушь.
Скрытый текст:
Вспомнилось, как получившая лучшее советское образование женщина, утверждала, что сосед хочет её смерти и специально для этого установил у себя в квартире компьютер, чтобы волны от этого компьютера вызвали у неё рак.


Ruth писал(а):
СтОило перейти в западную систему - резко понизился уровень интеллекта детей.
Очень печально, что вокруг вас дети и молодые люди только с низким уровнем интеллекта.
Ruth (01/09/2023)
Для российской системы образования необходимо строить это самое образование не на новшествах, которые просто отупляют детей, поскольку не имеют ментального общего с нашим народом. Необходимо взять все то лучшее, что накоплено в былые года и вернуть. Ибо от добра добра не ищут. Когда-то наше образование было лучшим в мире. СтОило перейти в западную систему - резко понизился уровень интеллекта детей. А то, что убрази из экзаменационных требований Пушкина, Лермонтова и Гоголя - это нонсенс. Это плевок в самое сердце нашего образования.
1 | 2   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться