Сибирь и Алтай -  базы, экскурсии, красивые места

/О детях/Новорожденный. Ребенок до года

Развитие ребенка в 9 месяцев: что знает и умеет среднестатистический малыш 

что считается нормой для девятимесячного ребенка
У вас на глазах происходит чудо: новый человек на глазах растет и с каждым днем все больше умеет и понимает! И вместе с тем остаются поводы для беспокойства. Достаточно ли быстро ваш малыш развивается? Должен ли он к 9 месяцам ползать? Сидеть? Стоять? Говорить «мама»?

Разбираемся вместе, что считается нормой для девятимесячного ребенка.
 


Умение ползать

Умение ползать

Обычно умение полноценно ползать формируется в период с 6 до 9 месяцев. За это время малыш проходит через несколько этапов. Вначале он приподнимается с опорой на предплечья. Затем переносит вес на ладошки. В какой-то момент ребенок догадывается подключить коленки, переносит часть веса на них. После приходит пора следующего удивительного навыка ‒ стояния на четвереньках. Некоторое время малыш просто стоит на месте или раскачивается в этом положении вперед-назад. И вот наконец наступает радостный день, когда ребенок первый раз в жизни ползет. Сам. Ура!

" Бывает, что это происходит и в 7 месяцев. Но до 9-10 месяцев особенно тревожиться из-за того, что ваш ребенок не ползает, не стоит. Так бывает, и это совершенно нормально!

Бывает также, что малыш начинает ползать как-то не так. Например, без опоры на коленки, волоча ножки за собой. Или боком. Или подгибая под себя одну из ножек. И это также считается вариантом нормы.

Как помочь?
Обеспечьте ребенку безопасное пространство, где он мог бы ползать. Подключите стимулы ‒ яркие, интересные игрушки в пределах видимости ребенка, до которых у него не получается дотянуться. Попробуйте делать с ним специальные упражнения, чтобы дополнительно укрепить мышцы спины, рук и ног.


Попытки встать без опоры

Попытки встать без опоры

Многие уже пытаются в это время встать, хотя и безуспешно. Впрочем, даже если такие попытки пока не предпринимаются,

девятимесячный ребенок в норме может стоять без опоры, полностью перенеся вес на стопы, если его придерживать.

Конечно, пока его возможностей надолго не хватает. Пять, десять, двадцать, максимум, тридцать секунд.

Многие ребятишки в таком положении пытаются пританцовывать: покачиваются, переминаются, пружинят ногами в коленях. Разумеется, для таких танцевальных экспериментов малышам нужна надежная поддержка родителей.

Как помочь?
Если вы хотите помочь ребенку поскорее крепко встать на ноги, у вас есть много вариантов.

Например, упражнение с фитболом:

Надуйте мяч примерно на ⅔. Положите малыша животом на частично сдутый фитбол так, чтобы его ножки касались земли. Придерживайте ребенка за спинку, одновременно медленно перемещая мяч вперед или вбок. В идеале ребенок вскоре начнет полностью или частично переносить вес на ноги, перебирать ими.


Умение сидеть

Умение сидеть

Сесть самостоятельно малышу пока сложно - ему нужна помощь. Либо руки мамы, либо спинка кровати, либо что-то еще. 

" Зато, если помочь ребенку принять правильное положение, он уже способен некоторое время сидеть без поддержки.

Пока речь идет о считанных минутах ‒ или даже секундах! Но прогресс по сравнению с тем, что было всего пару месяцев назад, очевиден.

Как помочь?
Подойдут любые детские упражнения для укрепления мышц спины и пресса. Например:

Положите ребенка на спину. Протяните ему руки так, чтобы ему потребовалось слегка потянуться, чтобы ухватиться за ваши пальцы. Когда малыш возьмется за них, слегка потяните его вверх. Как правило, детям нравится это занятие, они очень быстро и сами начинают активно тянуться в нужном направлении.


Ловкие пальчики

Ловкие пальчики

Ваш малыш и раньше бойко хватал предметы (и немедленно тянул их в рот). К 9 месяцам, однако, меняется то, как малыш это делает.

" Теперь он предпочитает брать вещи именно пальчиками, а не ладошкой, используя в том числе и большой палец. 

Это позволяет ему оперировать более мелкими предметами.

Как помочь?
Лучшими помощниками родителей тут выступают пальчиковые игры. Например, такая известная всем классика, как «Сорока-белобока».

По правилам этой игры требуется рассказывать малютке известный стишок, сопровождая каждую его часть определенным действием.

Сначала нужно круговыми движениями указательного пальца гладить раскрытую ладошку ребенка, приговаривая: «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила». Затем приходит черед перечисления: «Этому дала, этому дала, этому дала…» После каждого слова «дала» загибайте малышу пальчики по одному. До тех пор, пока не останется последний. Поглаживая его, нужно закончить стишок: «Он дров не рубил, воду не носил, печку не топил, кашу не варил, ничего не получил!» 

Ладушки

Одно из преимуществ игры ‒ ее простота. Нужно декламировать вслух знаменитую присказку, хлопая в такт словам. «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки! Что ели? Кашку! Что пили? Бражку!»
Со временем ребенок начнет узнавать знакомый ритм и радоваться. Потом попробует хлопать в такт словам вместе с вами.

Есть и много других похожих игр. Можно выбрать что-то более оригинальное по своему вкусу.


Участие в процессе одевания

Участие в процессе одевания

Отвести в сторону ручку, чтобы ее проще было запихнуть в рукав. Приподнять ножку, чтобы ловчее было упаковать ее в штанину... 

" Эти действия показывают специалистам и просто внимательным родителям, что малыш уже понимает смысл одевания. И даже по мере сил в нем участвует.

Правда, пока эта помощь носит скорее символический характер.

Зато в этом возрасте ребенок в норме уже немножко умеет раздеваться. Например, может снова и снова упорно стаскивать с головы шапочку, а с ноги башмачок, приводя родителей в немалое раздражение.


Развивается речь 

К этому времени малыш уже несколько месяцев развлекается тем, что пытается повторять звуки, которые слышит вокруг. Отчетливо произносит отдельные слоги, даже односложные слова ‒ правда, пока не всегда к месту. Радует окружающих пусть невнятной, но эмоционально окрашенной речью.

" К 9 месяцам процесс обычно доходит уже до того, что малыш произносит отдельные двойные слоги.

Иногда даже такие приятные каждому родительскому сердцу сочетания, как «ма-ма» и «па-па». Но вовсе необязательно. Свидетельством гармоничного и своевременного развития будет удвоение любых слогов. Даже если результат пока, увы, остается бессмысленным.

Шепот ‒ другое новшество, характерное для деток этого возраста. Попытки управлять громкостью своей речи ‒ важный этап в развитии голосового аппарата.

Как помочь?

  • Поощряйте попытки малыша подражать звукам. Например, если рядом мяукает кошка, спросите: «Что сказала киска?» Если вы сами или кто-то рядом с грохотом уронил что-то на пол, попытайтесь подобрать название для этого звука. Скажите ребенку: «Вот это бабах получился!» Ваше участие сделает процесс звукоподражания для ребенка еще интереснее и веселее. И желаемый результат вы увидите быстрее.
  • Уделяйте внимание развитию мелкой моторики. То есть все тем же пальчиковым играм, о которых уже было написано выше. А также пирамидкам, кубикам, игрушкам, развивающим тактильное восприятие ребенка. Ученые уверяют, что мелкая моторика непосредственно связана с формированием речевых центров в мозгу малыша.
  • Почаще разговаривайте с ребенком! Помните, что именно на примере ближнего семейного круга он осваивает речь. Других источников знания у него либо вовсе нет, либо их влияние незначительно.

готовность делиться ‒ это новое умение, которое специалисты связывают именно с девятимесячным возрастом.
Социальные навыки

Реагировать на собственное имя и на имена ближайшего окружения, выражать недовольство ‒ часто дети умеют это задолго до 9 месяцев. Если эти навыки к указанному возрасту так и не сформировались, это серьезный повод для беспокойства.

" А вот готовность делиться ‒ это новое умение, которое специалисты связывают именно с девятимесячным возрастом.

Попросите у ребенка игрушку, с которой он сейчас играет. Он поймет вашу просьбу и даже, скорее всего, послушается. И вы получите мячик, машинку или кубик, о которых просили. Правда, будьте готовы к тому, что очень скоро кроха потребует вернуть предмет, который вы забрали. Поиграли? Посмотрели? Пора и честь знать!

Кстати, слово «дай» дети осваивают обычно одним из первых. Часто даже раньше пресловутой «мамы». Некоторые осознанно владеют им уже в 9 месяцев. Хотя, конечно, далеко не все.

" Попытки манипулировать мамой при помощи слез и криков ‒ еще одна новинка, значительно менее приятная. Она тоже проявляется примерно в этом возрасте.

Ваш ребенок пока не догадался, что так можно? Не переживайте, он еще непременно дорастет до этого навыка, и мало вам тогда точно не покажется!

Как помочь?
Чтобы социальные навыки человека развивались, он должен находиться в социуме. Вокруг должно быть другие люди, которые выясняют отношения, договариваются, конфликтуют друг с другом.

Старайтесь, чтобы малыш не находился в изоляции. Чтобы рядом с ним находилась не только мама, но и другие родственники или друзья.

Следите, как вы общаетесь с окружающими при ребенке. Помните, что он слышит каждое сказанное в сердцах хамоватому соседу грубое слово. И прямо сейчас учится, как надо вести себя в социуме.

 

Не волнуйтесь, если по 1-2 перечисленным в статье пунктам вы замечаете отставание. Все очень индивидуально. Некоторые дети категорически отказываются ползать, зато потом начинают ходить раньше сверстников. Другие не спешат произносить первые слова ‒ а потом как-то вдруг принимаются говорить целыми предложениями.

Наберитесь терпения и приготовьтесь ‒ ваш малыш преподнесет вам еще немало приятных сюрпризов!

 

Надежда Лукашова,
25.05.22

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться