Летящая-по-волнам
не могу согласиться. Мне проще сказать почему нет, чем не сказать. И это не значит что я хорошая, соблюдаю пост, а все кто не соблюдает - плохие. Ни разу так не подумала ни про кого. Это мой выбор и никому не навязываю. Но и себе навязывать другим людям не дам.
Пост, говорит, в другом - как бы человека не обидеть
здорово сказано
а еще мне кажется... что отказываясь от непостной пищи, может, даже не стоит ссылаться на пост - чтоб не получилось, что я, такая хорошая, это не ем, а вы - едите
katushkaa
а почему не ловкий? Если я иду по приглашению или по поводу (у нас поминки брата всегда в пост), то просто предупреждаю что так и так, не переживайте, я найду что съесть и выпить за столом, что бы не остаться голодной. И все понимают и никто не обижается.
Вот откусить и выплюнуть -тут согласна, обидно. А сам по себе отказ, не повод обижаться. Тем более если отказ объяснен, а не просто так сидеть отнекиваться.
А то на самом деле у нашего народа есть привычка заставлять выпить или съесть, а то не уважаешь. Каждый сам в праве решать что ему есть или пить вне зависимости от поста, а вообще. К чему постоянные уговоры, скатывающиеся к шантажу - Ты меня не уважаешь!?
Ruth
т.е. можно и водки тяпнуть, но главное человека не обидеть.
Можно и отказаться от приглашения лояльнее, чтоб не обидеть.
А вобще мы любим выискивать в том или ином блюде молекулу яйца или молока, но о духовной части поста мы забываем напрочь.
Вот пост на исходе уже, а я так и не сделала ничего , чтоб достойно встретить воскресшего Господа.
Грустно.
И ещё был у меня интересный случай.
Жила у меня подруга, Елена,регент. Человек очень интересный, одаренный, но немного странноватая, как и многие творческие люди. И вот однажды зовет ее на день рождения знакомая, далекая от Церкви, причем так настойчиво, что отказаться никак нельзя. А был пост. Духовник у Лены живет в Москве. Так вот звонит она в Москву, спрашивает своего духовника (известный священник), как быть. А тот и говорит, что, если сильно зовут - иди и ешь всё подряд, не оглядываясь на то, что пост. Пост, говорит, в другом - как бы человека не обидеть
Летящая-по-волнам, от мороженного можно отказаться раньше, без выплевываний, т.к. сразу очевиден состав
Добавлено спустя 8 минут 29 секунд:
с православия.ру, историческое, по возникновению поста:
коснемся проблемы установления поста в христианской Церкви. И здесь выясняется, что сама постническая идея не была принципиально новой для христианства: пост существовал еще в ветхозаветные времена, уже тогда имел множество форм и проявлений. Многочисленные примеры отражены в Библии. Приведу некоторые из них. Законодатель Моисей после 40-дневного поста принял на Синае заповеди (см.: Исх. 34: 28). Царь Давид-Псалмопевец постился до физического изнеможения: «Колена моя изнемогоста от поста, плоть моя изменися елеа ради» (Пс. 108: 24), а также – постом душевным (см.: Пс. 68: 11). «Все дни вдовства своего», за исключением праздничных и предпраздничных, постилась Иудифь (см.: Иудифь 8: 6). В Сузах, узнав подробности о разрушенном Иерусалиме и бедствиях соплеменников, Неемия молился Всевышнему, подкрепляя молитву постом (см.: Неем. 1: 4). Есть основания видеть намек на 40-дневный пост и в жизни пророка Илии (см.: 3 Цар. 19: 8). И доподлинно известно, что наложил на себя пост царь Ахав, обличенный Илией (см.: 3 Цар. 21: 27–29). На протяжении одного дня постились евреи, отвергнувшие культы «Ваалов и Астарт» (см.: 1 Цар. 7: 6). Также в течение дня до вечера постились «сыны Израилевы» перед битвой с «сынами Вениаминовыми» (см.: Суд. 20: 26). Накануне возвращения в Палестину провел пост крупнейший еврейский законоучитель, религиозно-политический реформатор Ездра: «И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему [есть] благодеющая, а на всех оставляющих Его – могущество Его и гнев Его! Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (1 Езд. 8: 21–23).
Как можно видеть, уже ветхозаветные евреи соблюдали посты, которые могли быть частными и общественными, накладываться человеком лично на себя или духовным лидером на многих, продолжаться в течение одного дня или быть многодневными, вплоть до пожизненного поста. В ту эпоху в большинстве случаев посты являлись личными и нерегулярными, а общественные происходили в наиболее важных, обычно чрезвычайных обстоятельствах. Но были и посты постоянные, предписанные Законом для всех евреев. По всей видимости, из узаконенных постов наиболее древние корни имеет пост Великого дня очищения (Йом-Кипур), основания для которого находятся в Пятикнижии Моисеевом (см.: Лев. 23: 26–29). Окончательная редакция и кодификация Пятикнижия может быть отнесена к концу VII века до Р.Х. и связана с его провозглашением при царе Иосии (622 г. до Р.Х.; поздняя датировка относит канонизацию Пятикнижия к V в. до Р.Х. в связи с деятельностью Ездры). Но очевидно, что пост существовал ранее окончательной кодификации Пятикнижия. Впоследствии к этому посту добавляются еще несколько, также приобретающих значение закона. Их становление, на основании Книги пророка Захарии (та часть, где упоминаются посты, написана около 520–518 гг. до Р.Х.), следует относить к концу VI века до Р.Х.: «И было ко мне слово Господа Саваофа: так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» (Зах. 8: 18–19). Традиционно установление этих постов связывается с рядом событий Вавилонского пленения: деятельностью Навуходоносора, рассеянием евреев (первая половина VI в. до Р.Х.).
На основании приведенных выше примеров можно сделать следующий вывод: уже в ветхозаветный период в еврейской среде существовал пост, за несколько столетий до зарождения христианства он был закреплен законодательно, и древнееврейское вероучение рассматривало его неотъемлемой и важнейшей составляющей духовной практики.
Перейдем и к истории поста собственно в христианстве.
Новозаветная традиция продолжает ветхозаветную. Прямые указания на постническую практику содержатся в Священном Писании христиан. Иисус Христос перед выходом на проповедь сам явил миру пример постничества: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4: 1–2; см. также: Мк. 1: 12–13; Лк. 4: 1–2). И во время проповеди Христос подтвердил необходимость поста: «Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 18–-20). И апостолы последовали примеру Учителя: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14: 23). «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл… Они служили Господу и постились…» (Деян. 13: 1–2).
Помимо текстов Нового Завета о посте как существующем церковном явлении и даже спорах, которые возникали вокруг практики поста, сообщают исторические источники, начиная уже с рубежа I–II веков.
Особый интерес для рассматриваемой темы имеют такие замечательные раннехристианские памятники, как «Дидахе» («Учение 12 апостолов») и «Дидаскалия апостолов». Датировка и обстоятельства создания «Дидахе» сложны для точного установления. Ныне наиболее часто памятник датируют концом I – серединой II веков. В «Дидахе» сообщается о предписании соблюдения постов по средам и пятницам, а также поста перед крещением.
«Дидаскалия апостолов», созданная, по всей вероятности, в первой половине III века в Сирии, свидетельствует об установленной норме накладывать пост от двух до семи недель на кающихся в тяжелых прегрешениях и о шестидневном посте перед Пасхой. «Дидаскалия» также обосновывает посты в среды и пятницы, причем рассматривает их как меру, имевшую значение испрашивания милости у Бога за евреев. (Только в памятниках IV в. посты в среду и пятницу начинают непосредственно связываться с предательством и смертью Иисуса Христа).
Сведения о постах находятся в наследии святителя Ипполита Римского (ок. 170 – ок. 236), отца и учителя Церкви Иустина Мученика. Ириней Лионский († 202) в послании папе Виктору (сохранилось в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (260–340)) замечает, что готовившиеся к Пасхе христиане постились день или два, а некоторые несколько дней; святитель подчеркивает, что различия в продолжительности говения произошли «не в наше время, но гораздо прежде у наших предков». Полемикой православных с монтанистами было вызвано целое сочинение «О постах» («De jejuniis») христианского апологета Тертуллиана (ок. 160 – 220), кроме того, он касается постов и в других трактатах. Тертуллиан сообщает о посте продолжением в «нескольких дней» перед Пасхой, а также о постах в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, например). Ориген (ок. 185 – 231) называл среду и пятницу постными днями и сам слыл постником. Есть у Оригена и свидетельство о 40-дневном посте. Святитель Дионисий Александрийский († 265) в послании к епископу Василиду писал, что пост перед Пасхой продолжался шесть дней и носил название «предпасхального».
Как видно, уже в эпоху ранних христиан были широко распространены разные посты. Они не только применялись в качестве рекомендованной меры благочестия, но и входили в очистительную практику перед особыми событиями в жизни христианина. Важнейшее место среди постов занимал пост перед Пасхой, впоследствии получивший название Великого, или Четыредесятницы. На основании имеющихся источников уверенно прослеживается эволюция продолжительности этого поста. Указания на 40-дневный пост, тогда еще не повсеместный, но применявшийся в ряде христианских областей, относятся к III веку, хотя ряд библеистов смотрит на них критически (например, упоминание Четыредесятницы Оригеном). По мнению некоторых исследователей, в частности русского историка Церкви начала ХХ века М.Н. Скабаллановича, установление 40-дневной практики Великого поста, первоначально произошедшее в Палестине и в течение III века широко распространившееся, с начала IV века становится повсеместным в христианском мире. Современный уровень знания позволяет с уверенностью говорить о том, что 40-дневный пост был принят повсюду в Церкви к рубежу IV-V веков. Древнейшее бесспорное указание на Великий пост перед Пасхой продолжительностью в 40 дней содержится во 2-ом праздничном (пасхальном) послание святителя Афанасия Великого, относящемся к 330 году. А его обязательное соблюдение, равно как постов в среды и пятницы, закреплено 69-м Апостольским правилом (окончательная редакция Апостольских правил произведена в конце IV века): «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец не постится во святую Четыредесятницу перед Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен».
Весьма близко ко времени канонического закрепления в практике Церкви Великого поста стоит и утверждение поста Петровского (Апостольского). Сведения о нем находим у Афанасия Великого (296–373), Амвросия Медиоланского (ок. 340 – 397), Феодорита Кирского († ок. 457), Льва Великого († 461).
По мне так лучше взять не слишком постный пирожок и поблагодарить человека,
чем отказаться, прикрываясь постом и обидеть того, кто старался и предлагал угощения.
Да, конечно.
У меня был похожий случай на описанный Ruth. Пригласила гостей на поминки, был пост (или просто пятница, не помню). Испекла пирог с яблоками, совершенно постный. А у меня пироги хорошие , пышные. Так одна хорошая знакомая отказалась наотрез его есть, со словами "ты обманываешь, это не может быть постное тесто". Ну да, я нарочно ....
Скрытый текст:
Зато хорошая подруга простила , когда я её детей нечаянно в буфете вообще мясными пирожками накормила Великим постом. И ничего мы не выплёвывали, съели, нечего выбрасывать годный продукт, мы ж не нарочно.
Добавлено спустя 46 секунд:
Летящая-по-волнам, из мороженого теоретически можно фруктовый лёд. Но мы не покупаем постом, относим к баловству .
По мне так лучше взять не слишком постный пирожок и поблагодарить человека,
чем отказаться, прикрываясь постом и обидеть того, кто старался и предлагал угощения
У меня забавный случай был.
Училась я в богословском институте. И была у меня такая привычка кормить моих одногруппников пирожками из очень хорошей булочной на Красном. Я туда заходила. выйдя из метро и покупала 10-15 пирожков для тех, кто пришел с работы голодный (занятия в 18 начинались).
и вот, помню, купила я пирожки с яблоками(штук 6) и столько же с капустой. И, как на грех, пирожки с капустой оказались ещё и с яйцом. Ну. не написали на ценнике, что капуста с яйцом. А был пост. И вот в аудиторию приходит одна девочка с иконописного и объявляет. какая она голодная. Я предлагаю ей пирожок. Она выбрала с капустой. И откусила она кусочек, немного прожевала и...выплюнула. Там, говорит, яйцо есть, а нынче пост. Не хочу я , говорит, болеть. Народ вокруг онемел. Вот пропало желание у меня пироги покупать. Стала покупать мороженое. Но уже после поста.
на мой взгляд, во время поста не зацикливаться на еде.
Сомневаюсь, что страдания из-за случайно нарушенного поста - это хорошо.
По мне так лучше взять не слишком постный пирожок и поблагодарить человека,
чем отказаться, прикрываясь постом и обидеть того, кто старался и предлагал угощения.
____
Девочки, а кто-нибудь в курсе откуда вообще пост взялся?
Теорию.
Скрытый текст:
Я про иудеев знаю. К примеру, евреи не смешивают мясное с молочным.
Изучая, искала истоки. Так вот, в торе сказано: "не вари козлёнка в молоке матери его".
Эта фраза повторяется трижды.
Что переродилось в то, что нельзя смешивать.