/Архив новостей

50 лет ФМШ на благо науки

Отметила свое 50-летие, пожалуй, самая известная школа Новосибирска – бывшая физматшкола, а теперь специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля имени академика М.А. Лаврентьева.

Празднование юбилея продлилось три дня, с 23-го по 25-е августа. В рамках праздника состоялся съезд выпускников, прошли тематические встречи, посвященные формированию и поддержке социально-образовательного пространства ФыМыШат, как ласково называют друг друга выпускники школы. Помимо этого, была предусмотрена и яркая культурная программа – начиная от праздничного гала-концерта, вечеров бардовской песни и джазовой музыки и заканчивая дискотекой и спортивными мероприятиями.

Около пятисот выпускников ФМШ разных возрастов собрались в Большом зале Дома ученых Академгородка на торжественном открытии юбилея школы. Их приветствовал Николай Яворский, директор СУНЦ НГУ. Он перечислил основные вехи истории школы, начав от опыта с коробкой Вуда, который в честь Михаила Алексеевича Лаврентьева повторяют в Летней школе каждый год, и закончив подписанием четырехстороннего договора между администрацией НСО, СО РАН, НГУ и СУНЦ НГУ, который обеспечил физматшколе не только статус системообразующего образовательного учреждения, но и дополнительные источники финансирования.

Поздравить выпускников приехали заместители первых лиц региона и города. Вице-губернатор Кирилл Колончин, заместитель полномочного представителя Президента в СФО Андрей Филичев, заместитель мэра Сергей Нелюбов вручили почетные грамоты и благодарственные письма преподавательскому составу. Александр Асеев, Президент Президиума СО РАН, приветствуя собравшихся, рассказал о том, что девиз НГУ – «Мы не сделаем вас умнее, но мы научим вас думать!» смело можно отнести и к СУНЦ НГУ: именно там до поступления в НГУ и другие лучшие вузы страны учатся будущие известные представители российской науки.

Справка: Специализированная физико-математическая школа была учреждена в Новосибирске постановлением Совета Министров СССР 23 августа 1963 года. Целью создания школы было выявление детей, проявивших склонности и способности к изучению математики, физики, химии, биологии, а также создание условий для развития творческих способностей школьников, интереса к научной деятельности. В 1988 году на базе ФМШ был создан специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля, являющийся структурным подразделением Новосибирского государственного университета. За 50 лет школу закончили более 13 тысяч учащихся. В настоящее время СУНЦ НГУ – признанный инновационный образовательный центр не только в России, но и за рубежом.

25.08.2013

Автор: Юлия Борисова,

Фото автора и из свободных источников

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Олюня (03/01/2017)
ИРРА
Замечательное интервью!
ИРРА (03/01/2017)
http://sesc.nsu.ru/main/news/life-sesc-nsu/736-2016-12-29-10-46-33.html

"Не брошу своих учеников ни за что"
Новости - Жизнь СУНЦ НГУ


Автор: отдел информации СУНЦ НГУ
29.12.2016 16:41

изображение

Павел Владимирович Логачев - директор Института ядерной физики СО РАН и один из самых молодых академиков РАН — в уходящем году впервые выступил в новой для себя роли: с сентября он работает преподавателем физики у десятиклассников СУНЦ НГУ (бывшая ФМШ). Легко ли превратиться из академика в школьного учителя и какие подарки, сами того не зная, школьники дарят своему новому преподавателю, Павел Логачев согласился рассказать накануне праздников.

Передача ремесла

Павел Владимирович, расскажите, что заставило известного ученого, а теперь и академика РАН, стать школьным учителем?

Здесь есть несколько моментов. Первый — я сам два года учился в физматшколе. И для меня это очень важный этап в жизни. Чем дальше, тем больше я понимаю его важность. Это то время, когда человек принимает самые важные и значимые решения, которые впоследствии так или иначе определяют его судьбу. И сейчас моя задача заключается в том, чтобы те ребята, которые приезжают сюда, в физматшколу, все-таки оставались в науке, работали в нашем Академгородке, в наших институтах, в Сибирском отделении. Вот это главный момент. Потом, когда они будут учиться в университете, на их выбор, конечно, можно повлиять, но уже не так сильно, не так определяюще, как сейчас, пока они в ФМШ.

Сюда приезжают лучшие ребята из всех регионов Сибири, Дальнего Востока, даже с Урала, из Казахстана. Это огромная территория и замечательные дети. И возможность положительно на них повлиять — это очень важно, как мне кажется, для любого научного сотрудника, который думает о будущем своей системы.

Легко ли было вписать две еженедельные лекции и семинар в СУНЦ в ваш и без того плотный рабочий график?

Вы знаете, человек сам определяет, что считает важным или не важным. Дело в том, что никогда нельзя ссылаться на занятость, плотность графика и т. д. Всегда, если есть необходимость, есть желание, есть понимание важности этого дела, всегда можно находить время. Тем более, что в Институте ядерной физики работают мои коллеги, мои учителя, люди очень талантливые, умные, многие из которых и умнее, и талантливее меня. Поэтому я могу выделить время на такие важные в стратегическом понимании вещи как работа в СУНЦ. Для ребят мои лекции и семинары — это прямое общение. Причем это профессиональное общение. Я с учениками на семинарах не говорю на отвлеченные темы. Мы обсуждаем физические задачи, ищем нестандартные, красивые решения, анализируем их. Школьники же на этих задачах исследуют мир. Для них это — неизвестное. Они учатся открывать новое для себя. Вот это и есть передача ремесла.

Быть на равных

О чем нужно помнить успешному ученому, когда он входит в школьный класс?

Работать с детьми, с одной стороны, труднее всего, а с другой стороны — благодарнее всего. Дети никогда не допускают фальши. Они очень искренни и видят всегда настоящее. И ты должен им показывать настоящее. И если ты где-то ошибся, то надо так и сказать: «Да, ребята, я здесь ошибся, вы за мной следите». И они, правда, следят, меня поправляют, видят мои ошибки. И это прекрасно. Я их за это всегда поощряю. Такой и должна быть работа в команде, когда вы работаете вместе, замечаете ошибки своих коллег и им помогаете, а они помогают вам. И вместе вы — сильная команда. Это и есть коллективная работа. По сути, в хорошем научном коллективе так всегда и бывает. Я с ними работаю на равных и не брошу их ни за что.

Согласны ли вы с тезисом о том, что раньше подростки были более развиты, более эрудированы?

Нет, дети сейчас прекрасные. Тем более, у меня в группе нет детей, которые были бы победителями олимпиад. Но среди этих ребят есть, по крайней мере, 4-5 человек очень сильных, у которых потенциал просто фантастический. У них неплохой прогресс. И мне доставляет удовольствие видеть их совершенствование. Я думаю, что все у них получится.

То есть разговоры о плохих детях — это что-то из серии про деревья, которые в наше время были выше?

Конечно!

Чему директор Института ядерной физики сам учится у школьников?

Мне крайне интересно, чем живет молодежь сейчас, о чем они думают, о чем мечтают, как у них устроена логика. И с удивлением для себя я обнаруживаю, что эти ребята мыслят примерно также, как я мыслил в их возрасте. Я не ожидал такого, честно говоря.

Отдать долги

Можете вспомнить, как сами были в их возрасте и учились в тогда еще ФМШ?

Было, конечно, очень трудно учиться. Нужно было много работать, но в награду я получал радость видеть красоту того, чего раньше не понимал. Тогда в разных институтах Сибирского отделения для фмшат работали спецкурсы, такие и сейчас делаются. Мы ходили в институты. Я и в ИЯФ ходил, и в теплофизику ходил. И вот этот контакт с настоящими учеными, он оказался очень-очень важен. У меня физику вел Николай Александрович Мезенцев, сейчас он — замдиректора нашего института. Он — замечательный специалист в области физики ускорителей и накопителей, он делает лучшие в мире сверхпроводящие устройства для генерации синхротронного излучения. Нет ни одной компании, которая с ним могла бы соревноваться. Он учил меня физике два года, вел семинары.

И я, пока сам не начал работать в ФМШ, чувствовал в себе всегда вину, потому что я не отдал долг. Осознавал, что мне нужно было обязательно идти преподавать.

С 2010 года ваш институт ежегодно выделяет стипендии талантливым ученикам СУНЦ. Следите ли вы за их судьбой после окончания школы?

Да, конечно, следим. Но не надо думать, что мы делаем это исключительно для ИЯФа, для себя. Мы понимаем, что эта стипендия в 5 тыс. руб. ежемесячно — поддержка талантливых ребят, которые без нашей помощи, наверное, не остались бы в ФМШ. И не важно, кем они будут, — физиками, химиками, биологами. Важно, что они останутся в нашем Академгородке и составят его будущую научную основу. Это самое главное.

Про время и мечты

Что бы вы добавили в системе образования в СУНЦ, если бы могли?

Знаете, как говорил Микеланджело? Надо убрать все лишнее, чтобы осталась одна красота. ФМШ по сути заложенной в ней идеи, ее коллектив, ее преподаватели - это такой уникальный самородок, что для нее уже и не нужно ничего лишнего. Она дает сильнейшее классическое образование, которое совмещено с исследованиями, потому что преподают ученые. Их задача — исследовать мир. И они хотят научить этому же детей на примере конкретной задачи. Этому в обычной школе не учат. Это и есть главное. Это надо беречь и сохранять.

И поэтому очень важно, чтобы в ФМШ работали ученые. Я пошел работать в ФМШ, чтобы у других ученых не было отговорки, что у них нет времени на такую работу. Исключить этот аргумент — это еще одна утилитарная задача, которую я ставил, когда пошел туда работать. По крайней мере, для сотрудников ИЯФа.

Наше интервью выходит накануне Нового года — для вас первого года в роли преподавателя СУНЦ и академика РАН. Поэтому логично, что именно вас мы просим поздравить своих учеников и коллег с наступающим праздником.

Хочется пожелать, чтобы в новом году все люди — и ребята, школьники, и их учителя, и научные сотрудники — осуществляли свою мечту. Очень важно, чтобы была мечта. Еще важнее, чтобы эта мечта осуществлялась. Я часто повторяю это, потому что считаю очень важным.

Фото Софии Аболишиной
ИРРА (23/12/2016)
ВАДЛЕНА
А не надо ничего говорить, просто любите, кормите и радуйтесь, что он с вами. Счастливого вам Нового года!
И спасибо за поздравление! :give_heart:
ВАДЛЕНА (22/12/2016)
ИРРА
Ну да, даже не верится, еще немного и будет дома, столько хотелось сказать и высказать в течение семестра Mad, а приедет и все забудется

Добавлено спустя 3 минуты:

ИРРА
И Вам всего самого доброго и светлого, с наступающими праздниками! :girl_flower: :girl_flower:
Клюшка (22/12/2016)
Березка
Та сестра-то моя не пройдёт как малоимущая, там больше другие сложности, а про девочку не знаю, спрошу
Березка (22/12/2016)
Клюшка
еще есть скидка для малоимущих (это не фмш шанс).
Надо заполнить форму и собрать справки о доходах.
Им разве не давали форму в начале учебного года?
Я тут даже вопрос задавала про нее, - сказали для малоимущих.
Клюшка (21/12/2016)
А скажите, скидка считается по успеваемости по всем предметам или только по профильным?
А то вон человек переживает, что 4ки по русскому и физкультуре и всё, скидка меньше и денег меньше, а соседка у неё вообще домой собралась в такой же ситуации, говорит, что не потянут оплату с 25% скидкой.
ИРРА (21/12/2016)
ВАДЛЕНА
У нас разбор вариантов обязателен. Иначе они так и будут с этими ошибками жить.
А что касается увидеть - вы его теперь увидите раньше меня Wink . Немножко уже осталось. Откормите, налюбуетесь, отдохнете вместе. А потом за домашнее задание не забудьте засадить - у них большое задание на каникулы выдано.
Всего вам самого хорошего! :give_heart:
ВАДЛЕНА (20/12/2016)
ИРРА
Вот это хорошо, еще один плюс этой школы, анализ результатов работ , в нашей бывшей школе этого не было, так и шли дальше с ошибками
ИРРА, если вдруг случится у вас встреча с моим сыном, все таки поговорите с ним , как вы умеете , с жизненными примерами :knik:
Олюня (20/12/2016)
Березка
Да проблем нет, поставят программку, скрывающую онлайн-состояние), и будут мамы спать спокойно.
Березка (20/12/2016)
Клюшка
молодец, сестренка
поздравляю
она уже острелялась или еще что-нибудь осталось?

Мне тоже беспокоит, что по ночам дочь не спит иногда.
Периодически вылазит в онлайн ее телефон, когда у нее ночь.
Просили спать по ночам, так как это может повлиять на ее здоровье.
Стала реже появлятся, но все равно появляется.
ИРРА (19/12/2016)
ВАДЛЕНА
Он, скорее всего, посмотрел работу со своим преподавателем, она их в пятницу собирала. А я сегодня по просьбе ребят собирала свои группы и тех, кто не увидел своих работ по каким-то причинам.
Это не семинар, просто им всегда нужно посмотреть свою работу, разобрать ошибки. Так что не переживайте, он ничего не прогулял. Занятий у нас сейчас нет, идет сессия.
ВАДЛЕНА (19/12/2016)
ИРРА
Урааа, спасибо за хорошие новости :give_heart:
А к Вам все таки не пришел...чего я и боялась
Прогулял занятие? До каникул больше не будет занятий?
ИРРА (19/12/2016)
ВАДЛЕНА
Вадим не пришел. По физике у него 4 за семестр. Молодец!

Добавлено спустя 52 секунды:

Клюшка
Конечно, причастна. Кормила, поддерживала. Это очень много значит.
Клюшка (19/12/2016)
Олюня
ИРРА
Так приятно, как будто я хоть как-то причастна к её успехам :haha:
      1 | 2 | 3 | 4 | 5    

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться