Реклама

/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

 

Как воспитать вежливого ребенка?

Многим знакомо чувство, когда в общественном месте доставляет неудобство чужой ребенок. Многим, когда, например, в очереди, приходится укрощать свое родное чадо. Тогда же родители задаются вопросом, с какого возраста ребенок должен вести себя как взрослый? И как объяснить малышу, что так вести себя неприлично, невежливо?

Что русскому хорошо…

Под вежливостью обычно понимают учтивость, обходительность, предупредительность. Вежливый человек умеет уважительно и тактично общаться с людьми, готов найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.
В разных странах вежливым подчас считает совершенно противоположное поведение. Например, русские при разговоре бросают на собеседника короткий взгляд и тут же отводят его. Англоязычными народами это расценивается как бегающий взгляд, потому что они сами смотрят на собеседника дольше. Еще дольше смотрят арабы. Израильтяне имеют обыкновение подолгу разглядывать в упор любого человека, который возбудил их любопытство. Японцы вообще избегают смотреть в глаза - при любых обстоятельствах.
 
Быть может не так разительно, но понятие вежливости отличается и в разных семьях. У кого-то принято желать всем домочадцам спокойной ночи, у кого-то под строгим запретом выходить из-за стола до окончания общего обеда. Поэтому, воспитывая в ребенке вежливость, родителям стоит определиться, что именно они вкладывают в это понятие, и чего будут ждать от малыша.
 
Так как большая часть концепций вежливого поведения ребенка предполагает понимание своих границ и уважение к границам окружающих, такое поведение позволяет быть ребенку быть включенным в жизнь общества в большей степени и на наиболее комфортных условиях . Чем менее вежлив человек, тем меньше желание людей общаться с ним. Родители, воспитывая ребенка вежливым, воодят его в общество, способствуют его социальной адаптации. 

На собственном примере

Английская пословица гласит: «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Именно личный пример – самый простой и действенный способ воспитать те или иные качества в ребенке. Ни один малыш за неделю не изменит кардинально свое поведение, поэтому вежливость необходимо прививать постепенно, демонстрируя и поощряя ребенка.
 
Важно вести себя вежливо не только «на людях» или с другими взрослыми. Приучите себя быть вежливым и наедине с ребенком: «Помоги мне, пожалуйста», «Спасибо, что убрал игрушки», «Извини, что не ответила сразу на твой вопрос». Вежливое отношение к ребенку убеждает его в том, что он важен для родителей как личность, заслуживает того же уважения, что и любой другой человек. Деликатное, вежливое обращение имеет магическую силу. Атмосфера в доме будет спокойнее и счастливее, ведь и дети будут более вежливы с вами. 
 
Не все проявления этого сложного качества даются маленькому человеку легко. Например, благодарность, как более сложное чувство, требует большей осознанности и отдельного внимания. Первый вариант, когда ребенок выражает благодарность, как проявление искренних чувств. Так благодарность проявляется, как нечто естественное, когда тебе сделали приятно. С помощью нехитрых размышлений ребенок может понять и следующую логическую цепочку: я говорю «Спасибо», дарителю приятно, что, в свою очередь, может повлечь за собой повторение подарка. При этом варианте ребенок сам понимает, что благодарным быть хорошо не только потому, что так говорит и делает мама, но и потому, что это может быть выгодно.
 
Второй вариант, который имеет место в реальной жизни – автоматическая благодарность. Даже если нам на день рождения подарили что-то совершенно несуразное, вежливый человек, как минимум, поблагодарит дарителя. Эту модель, когда сказать «Спасибо» нужно даже тогда, когда тебе подарок не понравился, ребенку освоить гораздо сложнее. Но для социализации она так же необходима, как и первая. Поговорите со своим малышом, расскажите, что взрослые не всегда угадывают желания, но, когда выбирают подарок, стараются сделать другому приятно. Объясните, что такое стремление тоже заслуживает похвалы. И еще. Никогда не ругайте ребенка, если он не совладал с эмоциями и не поблагодарил за подарок, который ему не понравился. Даже взрослому подчас сложно совладать с эмоциями.
21.03.2012
Подготовили Елена Фёдорова, Анна Бердникова.
 
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
O`KSANA (14/10/2013)
личный пример - это, конечно, самое главное, но наступает время, когда ребенок знакомится с другим социумом (не с семьёй) и тогда могут возникнуть проблемы.
НюрOK (27/07/2013)
Будь сам вежливым с другими людьми и учить не надо.
sharky86 (12/07/2013)
Нужно приучить его контролировать свое поведение чтобы он знал ,что можно,а что нельзя
Blueyed (10/07/2013)
Цитата:
Приучите себя быть вежливым и наедине с ребенком: «Помоги мне, пожалуйста», «Спасибо, что убрал игрушки», «Извини, что не ответила сразу на твой вопрос».


Это прямо как про меня :haha: Уж я сильно с ним была вежливой, и сейчас говорю за все "спасибо" и "пожалуйста". И сын у меня с малолетства,как научился говорить, так все и говорит. Сейчас даже таксистам в такси говорит "спасибо,что подвезли!" :haha:
У меня дочка все делает когда того сама пожелает. И поздоровается, и спасибо скажет.... А если не хочет. бесполезно просить. Голову вниз опустит и рычит как собачка, но по просьбе низачто не скажет ни пока, ни спасибо. Что с этим делать?
HappyChick (07/07/2013)
Да, действительно -без личного примера никуда. Помню однажды гуляли, и дочка выкинула мусор прямо на улице. Я так никогда не делаю. Оказалось, что в садике некоторые дети так делают. Пришлось объяснять что это нехорошо. Особый разговор у нас состоялся и по поводу того, что нельзя корчить рожицы прохожим. Если сейчас не обхяснить самые банальные правила поведения - потом уже будет поздно. Вообще все это надо успеть сделать лет до 3-х.
bobrovskaya (05/07/2013)
на счет личного примера согласна на все 100. у меня дочь всегда говорит "пасиба", сегодня ей за это даже дыню-колхозницу подарили :-)
но до этого в ПК, пока стояли несколько минут у дверей уже, чтобы не проворонить очередь вся изревелась и я ничего не могла с ней сделать, у нее была истерика :-(
NataliyaF (04/07/2013)
Абсолютно верно, что только личный пример убедит ребенка говорить "спасибо, пожалуйста, до свидания". Если у мамаши у самой мат-перемат, то сложно убедить ребенка быть вежливым.
НютаАнюта (03/07/2013)
Да-да,только личным примером,в семье,на улице,в общении с людьми...Ребёнок.всё впитывает,словно губка... :-)
kiss me (18/05/2013)
да, только собственный пример. никакие разъяснения не дойдут, если сами родители не ведут себя вежливо. дети получают удовольствие от того, что у них получается что-либо, что делают или говорят родители, будь то вежливое слово или мат.
ОЛЕСЯ*33 (16/05/2013)
воспитывайте себя, потомучто ваши дети всё равно будут похожи на вас( я себе это тоже говорю)
Domino (14/05/2013)
Моя дочь холерик. Она вежливая девочка, но в очереди может вести себя беспокойно, она говорливая весьма.
И что мне сделать?
Мы доходим до кассы, кассира она благодарит и даже прощается с ним.
Но пока изнывает в очереди - болтает во весь голос, обсуждаем все подряд.
Леди Босс (14/05/2013)
Мне кажется всё зависит от характера
kiss me (13/05/2013)
вежливее моего ребенка еще не встречала)))) "пасида" (спасибо) - это наше коронное. специально не учили, просто часто ребенка благодарю сама, если он что-то делает
Юджин (15/04/2013)
Тихое стояние в очереди имеет мало отношения к вежливости. Это, скорее, дело темперамента и текущего эмоционального и физического состояния ребенка. Вежливость - это внимание к окружающим. Приветствие, благодарность, просьба, выраженные определенными словами в определенной форме - есть внешние проявления вежливости. Но только внешние. Внутренняя вежливость - это умение терпеть, стараться не доставлять лишних неприятностей и хлопот окружающим, помощь и забота, умение терпеливо относиться к немощам окружающих.
Научить вежливости не так сложно, надо просто самому быть вежливым и немного комментировать для ребенка происходящее: "Давай уступим место дедушке, он старенький, ему тяжело стоять", "Давай поможем тетеньке занести коляску, а то у нее ребенок и сумки тяжелые", "Давай отнесем соседке кусок пирога, она болеет, а мы ее порадуем", "Не обижайся на бабушку, которой не понравился рисунок на твоей футболке, может быть, она устала и поэтому у нее плохое настроение" и т.д. Ничего сверхъестественного.
1 | 2   
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться