/О детях/Воспитание и психология

Воспитываем у ребенка вежливость 

Вежливость - это одно из тех качеств, которое можно оценить по достоинству, 
лишь испытав неудобство от его отсутствия. 
С. Джонсон 

Прежде чем приступать к ответу на этот вопрос необходимо разобраться в том, что такое вежливость и для чего ребенку необходимо быть вежливым. Итак, вежливый человек – это человек, соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Довольно простое толкование. Однако смысл в него вкладываемый родителями может быть совершенно различным. Вежливый, воспитанный ребенок – это ребенок, умеет занять себя сам, понимает, что взрослые – тоже люди, и не нужно постоянно требовать их внимания бесконечными истериками, - говорит мама трехлетнего малыша, остро переживающего кризис. 


«Мне хотелось бы, чтобы дочь вела себя более спокойно в общественных местах. Приходим, например, в гости или в поликлинику, а она начинает бегать, громко смеяться, шалить. Мне кажется, что это какое-то невежливое поведение, ведь она мешает другим людям. Мне стыдно за нее. Мне кажется, что люди смотрят и меня осуждают, что не смогла ребенка воспитать». 
 
Вежливый ребенок – тот, кто не забывает вовремя говорить вежливые слова, воспитанному ребенку не приходится об этом напоминать. К школе это должно быть воспитано в ребенке, - говорит мама шестилетнего мальчика. 
 
Несмотря на значительные различия в понимании вежливости, желаемой своему ребенку, есть в этих толкованиях нечто общее. Вежливое поведение ребенка предполагает знание своих границ и соблюдение границ окружающих, такое поведение позволяет быть ребенку в большей степени и на наиболее комфортных условиях включенным в жизнь общества. Чем более невежлив человек, тем меньше желание окружающих общаться с ним. Таким образом, родители, воспитывая ребенка вежливым, способствуют его социальной адаптации. 
 
Наиболее простой путь воспитания вежливости – личный пример родителей. Уважение к другим, скромность, порядочность - качества, которые ребенок приобретает постепенно, общаясь с родителями, перенимая их опыт. Ребенок легко усваивает формы приветствия и прощания, их своевременность и уместность употребления в зависимости от того, насколько часто сам участвует в этих ритуалах, насколько эти ритуалы приняты в семье. Ребенок учится различным проявлениям вежливого поведения, в том числе и более сложным, таким, например, как выражение благодарности. 
 

Каким образом ребенок осваивает сложные модели вежливого поведения? 

Рассмотрим наиболее привычный способ воспитания чувства благодарности. Довольно типична сцена: женщина на улице дает ребенку конфету или игрушку. Ребенок берет и отворачивается, чтобы уйти. Вмешивается мама ребенка: 
- Сашенька, что нужно тете сказать? 
- ... 
- Спасибо нужно тете сказать. (Разг. Речь) 

 
Получив несколько таких образцов поведения и похвалу за своевременное выражение благодарности, ребенок усваивает ритуал благодарности, на базе которого затем может развиваться чувство благодарности. 
 
При получении подарка ребенок испытывает эмоции радости, восхищения, счастья и производит рациональную оценку ситуации, рассматривая ее как улучшающую его благополучие, что в совокупности способствует формированию чувства благодарности. Ребенок, получив подарок, прежде, чем испытывать радость, должен оценить нужность - ненужность, приятность дара для себя, оценив его как нужный и приятный, ребенок испытывает радость, счастье, из которых при многократном переживании мамой и окружающими в ребенке в последствии воспитывается чувство благодарности. Когда чувство благодарности воспитано в ребенке, то он знает, что переживание комплекса эмоций радости, счастья, восхищения, как правило, обусловлено ходом каких-либо событий либо действиями каких-либо агентов, данное знание в совокупности с переживаемыми эмоциями и составляет чувство благодарности. Также ребенок усваивает и то, что, сообщив о своем состоянии, тем, кто явился его причиной, ребенок тем самым доставит им удовольствие. Следовательно, предположительно, содействует ответному переживанию ими данного комплекса эмоций и, возможно, создаст для себя перспективы повторного переживания данного чувства. Таким образом, благодаря за оказанные услуги, говорящий получает репутацию благодарного, помнящего добро человека. В этом заключатся социальный аспект благодарности как регулятора межличностных отношений. 
 
Важно быть вежливыми самим, и не только в «публичных» местах, но и дома, в ежеминутном общении с ребенком и другими близкими. 

Вежливое отношение к ребенку говорит о том, что он важен для Вас как личность, что он заслуживает уважения, как и любой другой человек. Например: "Света, не могла бы ты убрать посуду со стола?" "Артемка, пора ложиться в кровать. Пожалуйста, иди к себе в комнату". "Дима, спасибо за то, что вынес мусор. Я очень ценю твою помощь". "Извини, Катя. Я нечаянно толкнул тебя". Вежливое обращение имеет магическое влияние. Атмосфера в доме будет более спокойной и счастливой, а дети будут вежливы с Вами. Более того, вежливость поможет им с большей готовностью Вас слушать. Вежливое обращение - это то немногое, что Вы можете сделать для Вашего ребенка. Это принесет большие дивиденды в его дальнейшей жизни – позволит ему быть полноценно включенным в жизнь современного общества. 
29.08.2009
Анна Бердникова,
психолог
 
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+
Мс.Фиалочка (26/08/2014)
спасибо за статью,есть о чем подумать
Varum (28/09/2009)
Совершенно согласна. На примере поведения родителей дети учатся общать и между собой и со взрослыми. Возникает вопрос - вы часто слышите вежливые слова на улице, в транспорте от взрослых людей ( не говоря уже о детях) ? Почему люди стесняются говорить вежливые слова, не смотрят в глаза и избегают общения?
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь