/Архив новостей

«Хрустальный пеликан» – малый, но сибирский

В этом году преподаватель томской средней общеобразовательной школы №49 («Школа совместной деятельности») Сергей КОЛПАКОВ вошел в пятерку лучших учителей России и стал обладателем Малого хрустального пеликана.

Сергей Николаевич - преподаватель с 22-летним стажем. На его уроках школьники не зубрят бездумно формулы, а учатся рассуждать. «Гуманитарная физика», как сам учитель называет свой предмет, позволяет ученикам взглянуть на науку по-новому, через призму собственного, пусть еще детского, но уже опыта.

Мы встретились с Сергеем Колпаковым, чтобы поговорить о конкурсе, о современных учениках, о необычной методике преподавания и о потенциале томских школ.

- Сергей Николаевич, как Вы решились на работу в школе?

- Это произошло случайно. Я, будучи студентом четвертого курса радиофизического факультета ТГУ пришел в школу, чтобы подработать. Так и подрабатываю уже 22 года.

Во время учебы в вузе я понял, что радиофизический факультет – это не мое. Но своих преподавателей я помню до сих пор - они дали мне колоссальный педагогический опыт. С.С. Новиков, А.Е. Мудров, С.Н. Владимиров… С Сергеем Сергеевичем Новиковым я испытал первый кайф от успеха, достигнутого трудом: у меня неудачно пошла курсовая работа, и он взял меня к себе, мы работали даже по ночам.

” - Теперь я и школьников учу, что победа не дается просто так. Однажды мы с ними допоздна работали над запуском прибора. В час ночи, когда я их развозил по домам, я думал, что их родители  меня убьют. Но с другой стороны я понимал, что дети получили опыт: успех приходит через преодоление. И они рады, что им это удалось испытать.

- Как можно охарактеризовать современных школьников? Изменились ли они за последние несколько лет?

- Я не вижу большой разницы между школьниками моего времени и современными учениками: в любое время, в любом обществе подростки любознательны и хотят что-то делать, в том числе и руками. Они влюбляются, хотят общаться, познавать мир… Однако формы, с помощью которых их можно вовлечь в процесс обучения, меняются.

Система образования, хоть ее и ругают, такая же, как была 20 лет назад. Только дети видят уже новые ценности, находят новые смыслы, понимают необходимость самоопределения, ведь сейчас такое разнообразие выбора.

” - Наверное, из-за этого и возникает ощущение, что дети не такие, как были раньше. Но мне кажется, что «не такие» – школы и учителя. Они ведь из «того времени». А сейчас другие ценности и нужны другие компетенции, чтобы быть успешным в жизни.

Вот говорят, что дети ничего не учат, ничего не знают. А я не заметил, чтобы у детей понизился уровень знаний. Томск занимает ведущее место по количеству выпускников-стобальников, и это дети, которые реально пашут. А бывают хулиганы. Почему я против ЕГЭ? Потому что он заставляет учителей отсеивать таких детей - они же не дадут хороших результатов. Но их как раз наоборот надо оставлять в школе, в 10-11 классах, надо занимать.

У меня такое ощущение, что главная проблема – не дети. Просто надо найти правильную форму подачи материала, и они будут рыть, копать, увлекаться, им будет интересно, они будут после шестого урока в субботу приходить и говорить: «Давайте делать проекты и исследования», а не сидеть за компьютерными игрушками. Лекционные формы в среднем звене не работают. Создайте проектные формы и дети будут ночами сидеть и заниматься.

Это во все времена было: среди моих соучеников тоже были и хулиганы, и люди, которые хотели изменить мир. Были старательные ребята и не очень. Сейчас я вижу ту же самую картину.

- Специалисты пришли к выводу, что у сегодняшних детей формируется так называемое «клиповое мышление». Как Вы считаете, насколько опасна эта тенденция для детей, которые привыкли запоминать не саму информацию, а кратчайший путь к ней в интернете?

- Информации сегодня существует так много, что всю ее усвоить нереально, поэтому нужно менять способ получения знаний. Потом человек сам определится, сколько и каких знаний ему необходимо. Если информацию с помощью интернета можно добыть быстро, здесь и сейчас, зачем ее запоминать? Есть мировой разум, который все уже запомнил. И дети с младшей школы умеют с ним работать. Но интернет не может заменить живое исследование, не может тебе помочь самоопределиться – это процессы проб, действий.

- Вы работаете в «Школа совместной деятельности». В чем заключается ее концепция?

- Сегодня многое в школах, если не сказать все, от учителя и ученика не зависит. У учителя есть программа, и когда ученик приходит, преподаватель называет тему и определяет, что они будут делать.

А Галина Николаевна Прозументова, доктор педагогических наук, профессор ТГУ, научный руководитель и создатель «Школы совместной деятельности», предложила попробовать создать такую модель обучения, в которой что, как и зачем мы будем делать - определяют ученики. Мы начали это реализовать и получили хороший эффект.

” - В наше время в образовании есть две линии: одна ведет к унификации: единый экзамен, единый учебник, единая форма, а другая – наоборот: к выбору, многообразию, к самоопределению… Мне кажется, что нужно придерживаться второй линии, она намного «образовательнее».

- Расскажите о Вашей методике работы со школьниками.

- Технологию организации совместной деятельности преподавателей и учеников, которая разрабатывается у нас в школе, я адаптирую для уроков по физике. Это техники, которые позволяют детям формулировать свои проблемы, проявлять инициативу. Если организовать разговор о каком-то физическом явлении через призму их личного опыта, они будут рождать свои примеры, а тучителю нужно будет их обобщить: «Вот ты думаешь так, а ты – так. И в физике это тоже существует».

Ну, например, мы проходим тему «энергия» и я прошу их объяснить, как они понимают словосочетание «энергетический кризис», «энергия отношений». В компьютерных играх есть показатель уровня энергии. Что он означает? Они высказывают свои предположения, а я потом обобщаю.

” -  Все должно начинаться с личного опыта, чтобы дети учились его анализировать, описывать, актуализировать. Потому что все, что рождено из внутренних личных оснований, живет долго. Трудность заключалась в том, что такой подход хорошо реализовывался на гуманитарных предметах. Но я его адаптировал к естественным.

Многие учителя физики со мной не соглашаются, считают, что специфика предмета уходит. Но это ведь вход для всех – физику многие начинают понимать и осваивать.

Мой девиз на конкурсе «Учитель года России» звучал так: «Не предмет должен определять, какие дети – талантливые или не очень, а наоборот – дети должны определять, какой должен быть предмет».

- Вы уже больше 20 лет работаете в школе, как Вам удается поддерживать в себе интерес к профессии?

- Одно исследование показало, что человеку надо шесть раз в жизни сменить сферу деятельности. Меня спрашивают: «Разве интересно каждый год рассказывать одно и то же?» Но ведь не одно и то же! Когда обсуждаешь с ребятами темы через их личный опыт, то каждый год, в каждом классе резонируют совершенно разные вещи.

А смена деятельности у меня есть: недавно я защитил кандидатскую диссертацию, был небольшой опыт управленческой, методической деятельности, до прошлого года я работал по совместительству в школе «Эврика развития», куда меня пригласила Людмила Михайловна Долгова. Работая в сфере образования можно заниматься разными вещами, однообразия нет.

- Тяжело ли Вам далось место в финале конкурса Учитель года России - 2013?

- Да, было нелегко. Всероссийский конкурс состоял из трех этапов: первый был самым трудным. Нужно было провести урок для ребят, с которыми ты не знаком, методическое объединение для преподавателей, которые задавали разные вопросы, а также поговорить с учащимися и с родителями на актуальные для них темы. Причем если для разговора с детьми тема была спланирована заранее, на беседу с родителями темы давали «здесь и сейчас».

Я буду долго помнить этот разговор. Одна родительница рискнула, и для обсуждения выдвинула пример из практики воспитания собственного сына. Ее ребенок кого-то очень сильно побил, но до этого мальчик искал другие выходы, объяснял словами, сильно переживал.

По поводу инцидента возникли разные мнения, в том числе и отрицательные. Женщина даже чуть не заплакала, поскольку речь шла о ее ребенке. Я остановил дискуссию, успокоил маму, сказал, что разговор идет уже не о ее сыне, а о ситуации в общем, и поскольку мальчик изначально пробовал цивилизованные варианты решения проблемы, она может даже гордиться им. Дальше дискуссия пошла уже конструктивно, женщина больше не воспринимала критику на свой счет. И жюри очень высоко это оценило. А детям тема дискуссии была известна заранее - они пришли с заготовочками. Мне же удалось заставить их говорить что-то другое, свое, прямо на месте рассуждать.

Во втором туре председателем жюри был ректор МГУ Садовничий. После первого этапа из 79 участников осталось 15 человек, которым предстояло провести мастер-класс и открытую дискуссию. Мне попалась тема списывания. В третьем туре, в который вместе со мной прошли еще 4 человека, было только одно испытание – «Круглый стол образовательных политиков», ведущим которого стал главный редактор «Учительской газеты» Петр Григорьевич Положевец. На этот раз темой дискуссии стали «Профессиональные стандарты».

” - Когда в числе финальной пятерки назвали мою фамилию, конечно, я очень обрадовался! Жаль, что мне не досталась победа, но главное для меня, что Томск увидели и запомнили.

Больше я не хочу участвовать в этом конкурсе – мне кажется, я уже немного стар для этого. А вот помогать участвовать другим я буду обязательно, даже вижу в этом свой долг и миссию. Я знаю много педагогов, которые по каким-то причинам не принимают участия в профессиональных состязаниях: не видят смысла, может быть, побаиваются… А надо идти! Я абсолютно убежден, что Томск там будет звучать. У нас много учителей, которые работают «не так», делают это не потому, что им кто-то приказал, а потому что им это интересно.

Я уверен, что у нас огромный потенциал, поэтому нужно, чтобы о томских учителях знали! Томск – это действительно образовательный город. И у детей и родителей есть реальный выбор. Это здорово.

- Правда ли, что ученики бывают разные: кому-то физика дается легко, а кто-то никак не может понять элементарных, казалось бы, вещей.

” - Моя «гуманитарная физика» – я ее так называю, гуманитарна не потому, что мы там стихи читаем. Дети разные и я хочу доказать, что и физика может быть разной. Если она не подходит кому-то, надо садиться и создавать с ним вместе его физику.

У меня училась девочка-художник, которая физические явления нарисовала, сочинила про них стихи! Это была просто потрясающая работа! Я до сих пор себя корю, что не настоял на том, чтобы комиссия поставила ей пятерку на экзамене. Это же надо придумать!

С ребятами бывают диспуты по поводу оценок, тем более что я допускаю такие обсуждения, поощряю детей высказывать свое мнение. Иногда я с ними соглашаюсь, извиняюсь и ставлю другую оценку. Открытость – это важная вещь. Я могу поставить пятерку хулигану, если он, например, футболист и описал тему связи движения и действия на примере футбола, показал, что если вот так пинать мяч, то он вот так полетит. Это круто.

У меня не стоит задача готовить стобальников, я делаю другие вещи. Можно с моей физикой поступить в вуз? Можно! И детство будет. Главный способ хорошей сдачи ЕГЭ – это самоопределение ребенка и родителя. Есть дети, которые при желании и без учителя подготовятся.

Вот сейчас встала задача ГИА. Это другие техники, другая работа. Но до 9 класса я запрещаю себе произносить слово ЕГЭ и ГИА. Это нормальная вещь, это испытание, вызов жизни, который надо принять. Дальше будет ЕГЭ, дальше будет жизнь: это образовательная ситуация, самоопределяйся, пробуй!

- Вспоминаю свой учебник физики – скучная была книга. Как дела обстоят сейчас?

- Ничего не поменялось. Я хочу, чтобы дети читали первоисточники: что писали и как писали про свои законы Ньютон, Паскаль... Они писали на человеческом языке, честное слово! Все, что мы читаем сегодня – переинтерпретировано на много раз.

У меня много наработок, я хочу написать свою программу, учебник… Еще я хочу создать хрестоматию, в которой будут выписки из первоисточников по каждой теме. Я чувствую, что преподавание – это мое, поэтому я не хочу бросать это занятие. Но хочется развиваться дальше. Человек не может жить без развития, и профессия учителя его дает. Но это при условии, что ты учитель не только по диплому.

11.10.2013
Беседовала Алена Коваленко
Фото автора и с сайта конкурса "Учитель года - 2013"
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться