2 3 |
/О детях/Школа
Школьный учебник в традициях журнала "Крокодил"Повод для написания этой статьи так взволновал меня, что разрешите перейти сразу к делу, без предисловий. Все это, вероятно, должно настраивать ученика и родителей, покупающих учебник, на возвышенный лад и убеждать в серьезности авторского подхода к преподаванию литературы. Вы когда-нибудь задумывались над тем, зачем детям нужно изучать литературу? Вас когда-нибудь посещало чувство неудовлетворенности на уроках литературы, когда вы сами учились в школе? Не казалось ли вам, что все эти красивые, дежурные фразы про "энциклопедию русской жизни", "психологизм Толстого" и "фантастический реализм Гоголя" имеют мало отношения к сущности препарируемых произведений – да и к вашей жизни тоже? Возможно, эти вопросы не перестали волновать вас до сих пор. Другими словами, не зная, что Гоголь сначала был романтик, а потом стал реалистом, что Пушкин развил в "Сказке о царе Салтане…" фольклорный сюжет, а Державин в стихотворении "Снигирь" продолжает традиции "Слова о полку Игореве", вы не сможете ничего понять в этих произведениях, и читать их будет совершенно незачем. Эта мысль настойчиво повторяется на протяжении всего учебника и пронизывает всю его структуру. Тематические разделы строятся так: полстраницы теории, изложенной детсадовским языком, затем текст "с элементами традиции" и текст "с элементами новаторства", вопросы на сравнение текстов и в конце так называемый творческий практикум. Смысл такой структуры совершенно очевиден: если вы сумели найти в тексте №1 традицию, а в тексте №2 новаторство и на основе этого еще и написать что-нибудь от себя (творческий практикум), то классик вами полностью усвоен и может смело устраиваться в вашем "культурном багаже". В противоположность такому потребительскому подходу позвольте привести мнение Н.В. Гоголя, который писал: "Книги мы покупаем и не жалеем за них денег, потому что их требует душа и они идут ей во внутреннюю пользу, которой не может видеть никто из посторонних". В какую "внутреннюю пользу" может пойти следующий шедевр (обязательный для изучения!), я даже не берусь предположить. Судите сами: Эту сказку счастливую слышал Это текст не из серии "стишков-страшилок", которые ученики выцарапывают на партах, – это, повторяю, программное произведение, на изучение которого отводится целый урок и по которому дается обязательное домашнее задание: "Представьте себе, как поступил бы современный человек с Кощеем Бессмертным, Змеем Горынычем, Василисой Премудрой" (с. 48). Нет уж, лучше не представлять… О целесообразности "творческих практикумов", предлагаемых авторами учебников, вообще лучше не задумываться. Вы смогли бы понять и осилить такое задание: "Напишите небольшое сочинение, эпиграфом к которому могут послужить те же слова из "Поучения Владимира Мономаха", которые вы выбрали как эпиграф к самому произведению" (с. 94)? Или такое: "Представьте себя писателем-романтиком XIX века и напишите свой манифест" (с. 277)? Я, несмотря на филологическое образование, наверное, не смогла бы… Что касается языка, которым написан учебник, то практически каждый абзац можно отсылать в журнал "Крокодил": "Нередко автор берет готовый жанр и пишет с "оглядкой" на великих сочинителей и на своих современников. Но мы ценим писателя не за то, что он на кого-то похож, а за то, что он ни на кого не похож, а только на самого себя" (с. 10). "Нельзя же представить себе, что писатель лег спать романтиком, а проснулся реалистом. Так не бывает. Поэтому и утверждался реализм в литературе не сразу и не вдруг" (с. 230). <"Некоторые говорят: под парусом Лермонтов подразумевает человека. Это наивно. Понятно, что человек управляет парусом. А парус – лишь знак, романтический символ человеческой судьбы" (с. 218). Смешно и грустно. И что делать родителям?.. Вероятно, универсального средства борьбы с такими учебными пособиями не существует. Со своей стороны могу лишь порекомендовать некоторые книги, которые могут хоть отчасти послужить противоядием для школьников, занимающихся по учебнику-хрестоматии А.Г. Кутузова и др. Во-первых, это старые, но далеко не во всем устаревшие издания для детей: "Энциклопедический словарь юного литературоведа" (М., 1987) и "Детская энциклопедия. Том 11. Язык. Художественная литература" (М., 1968). Мне хочется закончить эту статью цитатой из письма Л.Н. Толстого: "Одинаково, по-моему, дурно и вредно писать безнравственные вещи, как и писать поучительные сочинения холодно и не веря в то, чему учишь, не имея страстного желания передать людям то, что тебе дает благо". 15.12.2006
Это какой-то кошшмар((( я учусь по этому учебнику...нам задали соинение, как писать даже не знаю..это какой-то кошмар(((
Еще со школьной скамьи у меня сложилось твердое убеждение - НЕ БЫВАЕТ хороших учебников по литературе, бывают хорошие УЧИТЕЛЯ. Поскольку восприятие литературы - дело сугубо интимное, а ее изучение с научной т.з. невозможно адекватно втиснуть в рамки существующей системы обучения школьников (времени мало, подходы к гуманитарным наукам в принципе не те, да и сами обучаемые - много ли читают, чтобы с ними можно было серьезно поговорить о литературе? а с нечитающими - какой золотой учебник ни возьми, все равно в головах останутся только готовые клише и фразы типа "Онегин - лишний человек"). Вот и изворачиваются авторы учебников, чтобы хоть какое-то представление о литературе оставить в головах поколения пепси. ИМХО, рецензируемый учебник не хуже тех, по которым учились мои сверстники, а в чем то и лучше.
Хотелось бы спросить автора статьи - а можете порекомендовать хороший учебник по литературе? Подчеркиваю - УЧЕБНИК, а не набор из литературоведческих монографий, многотомных энциклопедий и словарей, которые среднестатистический ученик-негуманитарий читать не будет под страхом смертной казни. я сама относительно недавно училась по таким учебникам.точнее они просто лежали на парте.спасибо педагогам, что вели по своим индивидуальным программам, иначе мое отношение к литераткре было бы чересчур негативным:представьте-в этом учебнике практически утверждается, что не приняв общепризнанные рамки по оценке авторов, ты не имеешь право на личное мнение.то есть -если думаю иначе=неверно После прочтения статьи у меня сложилось впечатление, что это - ХОРОШИЙ учебник. Рецензия написана весьма эмоционально-негативная, так что спорить с автором трудно. Просто большинство приведённых примеров я бы оценила со знаком плюс. Любой учебник -хрестоматия - это выборка. ВЫборка должна проводиться по какому-то принципу. И принцип нахождения традиций и новаторства в произведениях ни чуть не хуже многих. И даже весьма интересен. Стихотворение Кузнецова - очень ёмкое, технически сильное, проблемное. Это наша беда, что мы не умеем воспринимать современный язык в поэзии. Да и не знаем мы современников. А меня вообще приятно удивило наличие в школьной программе Ю.Кузнецова. И строчки его - не страшилка, а - почти трагедия. Разьве что не правы авторы учебника, предложив его для восьмиклассников. Без граммотного руководства учителя и родителей им такое стихотворение не поднять. А руководства, увы, не предвидится... На любую из упомянутых тем я бы с удовольствием великим написала сочинение. Темы свежи, интересны, они подталкивают к творчеству. При чём злесь "Крокодил" для меня осталось загадкой. А суть в том, что везде, а в школе - особенно, главное - человеческий фактор. Этот бы учебник издавать в комплекте с учителем. А учителю бы - свежую голову, незамыленный взгляд, доброе сердце и хоть немножко чувства юмора... Ужас! Они что- садизму обучают? Больные люди и детей делают такими же. Ребенок у меня ещё маленький, но школу выберу с преподаванием основ православия, благо у нас такая школа есть. Да уж, я помню, как сын писал сочинение по приведенному стихотворению. Я была в ужасе. Мы сваяли с ним совершенно непотребное творение на тему людей и времен, я ждала скандала, ан нет - поставили 5 без комментариев. Вообще у меня складывается стойкое убеждение, что две трети учебников литературы составляются какими-то вредителями :). Благо есть родители, задача которых, как получается -нивелировать школьное образование. |
[Детский отдых] Реестр организаций отдыха детей Новосибирской области. По состоянию на 22.04.24 Актуальные темы форумов
О чем бы еще поныть...))) Том 19 (Обо всем)***Myrrh & Tonka Jo*Malone***Soleil de Capri*Montale (Парфюмерные распивы)Предложения к распиву - 59 (Парфюмерные распивы)Усадьба "Долина Чемала", тихий семейный отдых в Горном Алтае (Сибирь и Алтай. Активный отдых и туризм)Игра Фото-Диксит! Приглашаются все желающие. Часть 7 (Фотофорум. Все о фото)Фото дня - один день - одна фотография (Фотофорум. Все о фото)Наши обеды и ужины-25. Фото обязательно, рецепт желательно (Кулинарный форум)Ах, как вкусно! (Фотофорум. Все о фото)СУНЦ - подразделение НГУ (бывшая ФМШ). Часть 2 (Школы и гимназии Новосибирска и НСО: отзывы о школах и учителях)Прекрасные пионы от Gucci Tears From The Moon (Парфюмерные распивы)
Объявления
Продам женскую одежду, комплект шапка, шарф, кожа (Одежда для взрослых (ДО))Продам женские Туфли Ralf Ringer (замша, кожа), р-р 39 (Обувь для взрослых (ДО))Коврик для ванной комнаты (новый) Турция (Товары для дома и семьи. (ДО))Продам новые Детские Книги - Цены ниже (Детские товары (ДО) в Новосибирске)Продам новые Книги - Цены вниз (Товары для дома и семьи. (ДО))Ортопедическая обувь для дев (Обувь для малышей и дошколят (до 30 размера) (ДО))Для дев. Новые демисез. р.33, демисезон р.32, белые балетки (Детская обувь от 31 до 36 размера (ДО))Нарядные вещи на 122, 128, 134 Платье, блузка, юбки (Детская одежда на рост от 122 до 151 см)Кинетический песок Kinetic Sand (Детские товары (ДО) в Новосибирске)Обувь женская р.41 (Обувь для взрослых (ДО))
Увидели ошибку?
выделите фрагмент текста мышкой и нажмите "ctrl+enter"
ошибки в отзывах пользователей не исправляются |