/О детях/Школа

Первый месяц в школе

Прошел первый месяц обучения ребенка в первом классе, и обозначились или начали обозначаться сложности, с которым сталкивается первоклассник, его родители и учителя. Эти сложности могут быть разными: от трудностей в учебе вплоть до полного нежелания идти в школу. Порой эти трудности не распознаются родителями на первом этапе, но их замечают учителя.

Авторами статьи были опрошены классные руководители первоклашек и на основе их наблюдений выделены несколько блоков проблем.

Блок I. Трудности, связанные с регуляцией собственной деятельности

К этому блоку мы отнесли следующие проблемы:

 1. Ребенок неусидчив, учителя отмечают повышенную активность, которая мешает как другим ученикам, так и самому ребенку. В силу своих особенностей такие дети не могут сидеть спокойно на месте и слушать. Они перебивают учителей и одноклассников, вскакивают, отвечают, не дождавшись разрешения учителя. Другим ребятам трудно выполнять однотипную, монотонную работу: две одинаковые «закорючки» ребенок тщательно вырисовывает, но очень быстро теряет интерес к такой работе, и вот уже строчки «пляшут» и каждая последующая закорючка хуже другой.

 2. Медлительные дети. Ребенок не успевает за темпом работы в классе; когда другие уже справились с заданием, такой ребенок только приступает к выполнению или застрял где-то на середине.

Во всех указанных случаях страдает трудоспособность ребенка, а в результате страдает качество усвоения материала.

Блок II. Эмоциональные и поведенческие проблемы

Здесь важно обозначить такие сложности, возникающие у ребенка в период адаптации в школе:

1. Дети не могут влиться в коллектив: не могут наладить отношения с другими ребятами, их отвергают. Впечатление, с которыми они приходят домой, сводятся к обидам и жалобам на других ребят: рассказывают о том, кто их обидел, как обозвали, посмеялись и т.д. Могут жаловаться на учителя: не спросил, оценку не поставил. Такие дети рискуют в итоге стать изгоями в своем классе.
У таких детей могут быть трудности с согласованием собственных потребностей с потребностями других детей; не могут договариваться, плохо понимают социальные рамки и нарушают границы других, не могут вовремя останавливаться.


2. У детей не сформированы навыки самообслуживания: ребенок не может зашнуровать ботинок, завязать шарф, что может вызывать насмешки со стороны других учеников и в результате возникает обида, нарушаются взаимоотношения.


3. Ребенок «не слышит просьбу». Ученик настолько погружен в собственные мысли или свои дела, что не концентрируется на учителе. Эта ситуация обращает на себя внимание по следующей причине. Первый учитель для ученика начальных классов – значимый объект, авторитет. Даже мнение мамы и папы для первоклашки может перестать иметь то значение, которое имело еще совсем недавно, но мнение учителя – абсолютно верно, не подвергается сомнению, его авторитет – неоспорим. И ситуация, когда этого не происходит, когда учитель не занимает в жизни ребенка значимую позицию – настораживает.


4. В этот же блок мы включили такую проблему, как обострение имеющегося хронического заболевания у ребенка. Обострение заболевания, не проходящая или частая простуда в этот период может являться свидетельством трудностей адаптации в школе. Изменение своего статуса, необходимость притирки к новому коллективу, новый режим дня, нагрузки могут являться для ребенка источником стресса, который и ослабляет иммунитет и провоцирует обострения.

Блок III. В этом блоке мы хотели отразить сложности, которые связаны с готовностью, в первую очередь, психологической, детей к школе

Некоторые родители стремятся пораньше отдать детей в школу. Причем «пораньше» относится не только к паспортному, но и к психологическому возрасту. Дело в том, что не всегда паспортный возраст ребенка соответствует возрасту психологическому: бывает, ребенок зрел не по годам. А бывает и так, что своими интересами, эмоциями, да и поведением в целом он больше похож на шестилетку или ребенка пяти лет, но никак не на мальчика или девочку, которому (которой) скоро в школу. Некоторые родители замечают, что ребенок может выучить стишок или запомнить новую букву только тогда, когда захочет. Или по-другому: он помнит имена всех мультяшных героев, при этом ни в какую не может запомнить названия фигур и что существует буква Р (или П, или Е, или цифра 2, или 4. . .и т.д.). Это очень ценное наблюдение. Дело в том, что такие

выборочные «проблемы с памятью» являются признаком волевой незрелости ребенка: он запоминает то, что ему хочется, а не то, что нужно. Но ведь в школе будет мало того, что хочется…

Если вы, дорогие родители, обнаружили у вашего ребенка какие-либо из этих трудностей, не затягивайте. Не старайтесь утешать себя мыслью, что ребенок привыкнет, что эти проблемы сами по себе уйдут. Может случится обратное: ситуация будет усугубляться, отставание по программе нарастать, отношения с одноклассниками обостряться. В первую очередь мы предлагаем вам побеседовать с учителем. Выяснить, какие, как ему кажется, имеются трудности у вашего ребенка, обсудить возможные пути решения проблемы.

” Но следует помнить, что в основе трудностей, указанных в блоке I и блоке III, могут лежать проблемы со здоровьем. В этом случае мы рекомендуем вам посетить врачей – педиатра и невропатолога.

Если вы в большей степени отмечаете проблемы блока II, то здесь вам поможет консультация психолога. Беседа с психологом поможет понять причину трудностей и выбрать адекватные способы изменения сложившейся ситуации.

Иногда родителей настораживает адаптация ребенка в школе: им кажется, что он отстает от сверстников, учиться ему сложнее, чем другим, или отношения с одноклассниками не складываются. В то же время учитель никаких проблем не замечает. Если обнаруживается такое несоответствие, предлагаем родителям задуматься.

” Может быть, причина в том, что мама или папа в свое время пережили негативный опыт, связанный со школой? Собственные детские воспоминания иногда вызывают тревогу, которая бессознательно переносится на детей.

Или другая ситуация. Родители хорошо учились в школе, были успешны по всем предметам, но вдруг обнаруживают, что малыш другой, не такой, как они. И в том, и в другом случае родители накладывают собственное представление о том, как должно быть: если им было трудно в школе, то и ребенок должен столкнуться с такими же трудностями; или если они учились хорошо, то и ребенок должен быть успешен. В результате первоклашка загружен родительскими проекциями, что уже в реальности может негативно сказывается на его адаптации в школе.

Если вы обнаруживаете, что находитесь в подобной ситуации, стоит обратиться за помощью к специалисту. Вам может помочь участие в родительской группе. Ценность именно групповой работы заключается в том, что здесь вы можете услышать мнения других людей, получить поддержку, понять, что вы не одиноки, что и другие переживают похожую ситуацию. И уже этого достаточно, для того чтобы по-новому взглянуть на ситуацию и наметить пути решения.

12.10.2006

Автор: Екатерина Брост, клинический психолог

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Nata37 (07/07/2013)
Помогает ли "предшкола" в адаптации ребенка в первый месяц в школе? Нужно ли таким образом подготавливать ребенка к школе?

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться