/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

Самостоятельные игры: как и когда

Самостоятельные игры: как и когда

Мамы, сидящие дома с ребенком, совершенно не имеют свободного времени. Более того, не всегда удается найти время для домашнего хозяйства, так что неудивительно, что рано или поздно у любой мамы вырывается: «Иди, поиграй сам».

Поиграй сам? Представьте, что вас сажают за штурвал самолета и предлагают «порулить». Или залезть на Эверест. Или подоить верблюдицу… неважно, что – важно, что у вас нет не только соответствующих навыков, но даже общих представлений о том, как организовать процесс. Ребенок тоже не знает, поэтому с энтузиазмом экспериментирует: маркером по обоям, маминой помадой по маминому же вечернему платью, ножницами по диванным подушкам, кремом для лица по окну… Трудно представить, сколько разрушений может принести такой маленький экспериментатор буквально за пять минут вожделенной для мамы тишины!

Второй вариант – ребенок следует привычной модели поведения и отказывается играть без привычного партнера – мамы. Каждая игрушка, кукла, деталь конструктора приносится маме, которая раздражается все больше и больше. Знакомо, правда?

Самостоятельные игры: как и когда

А может, он не должен играть сам?

А стоит ли учить ребенка играть самостоятельно? Ведь, в конце концов, еще пара лет – и мы отправим его в детский сад или в кружки и секции, чтобы «социализировать», научиться взаимодействовать с другими детьми. Так ли важно умение занимать себя?

Способность к самостоятельным действиям – это обратная сторона коллективной работы.

Во-вторых, самостоятельная игра – это целеполагание, планирование, распределение сил и достижение результата; словом, первая самостоятельная деятельность ребенка – это тренировка для всех его последующих самостоятельных действий.

Наконец, самостоятельная игра – это первый творческий акт ребенка, первый опыт воплощения и реализации его фантазий. Но этому, безусловно, надо учить!

Самостоятельные игры: как и когда

Организуем игровое пространство

Прежде всего – место: отдельный уголок, где ребенок будет играть. Уберите оттуда все, что может ребенка отвлечь или помешать – все бытовые приборы, ценные вещи, которыми вы дорожите, инструменты, которые могут быть использованы не по назначению.

Проследите за «комплектностью» игровых наборов. Рядом с карандашами должна быть бумага, рядом с пластилином – доска для лепки.

” Маленькому ребенку трудно сосредоточиться и выбрать себе конкретное занятие. Поэтому в первое время пусть ему будут доступны два-три вида игр, к примеру, коробка с пазлами, набор машинок, карандаши и бумага.

Если к этому добавить ее и мягкие игрушки, и раскраску, и пластилин, то малыш растеряется и начнет перебирать все это «богатство», вместо того, чтобы придумать хотя бы короткий игровой сценарий. Однако важно вовремя расширить круг игрушек, и не пытаться втиснуть ребенка в узкие рамки «игры по правилам». Если ребенок строит конструкцию из пазлов и лего – не нужно объяснять ему, что это две разные игры.

Самостоятельные игры: как и когда

Учим обращаться с игрушками

Играть с игрушками, как это не парадоксально, еще нужно уметь!

”  Сначала мама должна демонстрировать ребенку их возможности: машинку можно не просто взять в руки и бросить, но покатать по полу, построить для нее домик, отправить в магазин или устроить гонки.

Сперва игровые сценарии предлагает мама, затем она вовлекает в это ребенка («Куда поехала твоя машинка?», «Кто за рулем твоей машинки?», «Какая машинка быстрей – красная или синяя?»). Постепенно ребенок осваивает эти сценарии и игры и уже может играть самостоятельно.

Самостоятельные игры: как и когда

Дистанцируемся постепенно

Нельзя в один прекрасный момент сказать: «Ну, все, играй сам», и удалиться по своим делам.

” Поддерживайте с ребенком контакт во время его первых самостоятельных игр. Например, если он начал строить домик из кубиков, попросите продемонстрировать домик, когда малыш его достроит. Затем предложите поселить там игрушку, и рассказать, как она там живет.

Так из активного участника игры родитель переходит в роль пассивного наблюдателя. Главное – не забывайте время от времени подкидывать ребенку новые идеи для игровых сценариев (построить не автомобильную, а железную дорогу, возвести не только домик, но еще и садик, школу, магазин…), и ребенок, отталкиваясь от ваших идей, начнет охотно их развивать.

Пройдет совсем немного лет, и у ребенка действительно появится в полном смысле «свободное время». Чем заняться ученику младшей школы, если занятия в школе закончились, уроки сделаны, а время еще осталось? Вы же не хотите видеть своего ребенка прильнувшим к экрану телевизора или монитору компьютера? Игра (а позднее – творческие занятия) дарит ту свободы от повседневной рутины, которая так необходима и ребенку, и взрослому.

13.02.2014
Автор: Алена Новикова
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться