/О детях/Детское здоровье и уход

Приучение к горшку: теория и практика

Обычно для родителей вопрос приучения ребенка к горшку носит бытовой, а отнюдь не психологический характер. Я же хочу в этой статье уделить особое внимание психологическому аспекту - тем задачам развития ребенка, которые способствуют зрелому овладению этой функцией.

Возраст и физиология

В жизнь ребенка горшок входит не сразу (подлавливание грудничка и присаживание над тазиком в счет не идут). До горшка, вернее до пользования им нужно дорасти, точнее - созреть. В идеале, речь идет и о психологическом, и о физиологическом созревании. Два эти аспекта взаимосвязаны теснейшим образом, но остановимся сначала на физиологии. Считается, что готовность сфинктеров к удержанию и расслаблению начинается в возрасте от 14-ти месяцев. Однако бывают случаи, когда дети приучаются к горшку гораздо раньше. К сожалению, некоторая часть таких детей научаются «удерживать» свои выделения не с помощью сфинктера, а попросту напряжением ягодичных мышц. В таком случае получается, что таз ребенка постоянно находится в состоянии напряжения и лишь в момент усаживания на горшок – расслабляется. Это может привести к нежелательному напряженно-возбужденному состоянию в данной области и негативно сказаться в будущем. Поэтому усердствовать в приучении к горшку без физиологической готовности ребенка не стоит.
 
Итак, если до 14-ти месяцев можно особо не беспокоиться по этой проблеме, то когда же стоит бить тревогу? По этому поводу нет однозначного ответа у всех специалистов, но чаще всего называется возраст 3-4 года. Именно в этот период большинство родителей обращается за помощью к врачу или психологу. Причем обращение к психологу происходит в самую последнюю очередь, когда испробовано практически все. Поэтому стоит подробнее остановиться на психологических аспектах, чтобы лучше понимать, что происходит с ребенком, осваивающим горшок.
 

Психология

Все, что происходило с ребенком в раннем детстве, решала за ребенка по большому счету мама: когда и что есть, куда идти, чем заниматься и т. д. Мама и малыш были практически одним целым, границ между ними ребенок почти не ощущал. Но со временем мама просто физически утрачивает способность удовлетворять буквально на глазах увеличивающиеся потребности ребенка, и это приводит к началу пути отсоединения от мамы. И именно в это время ребенок приходит к удивительному открытию: «Мама решает за меня не все! Писаю и какаю я сам! Один! И туда, куда я захочу!» В жизни ребенка появляется совершенно новое состояние - власть и контроль. А вместе с этим и такие состояния как вредность, упрямство, капризы, повышенная агрессивность. Ребенку становится очень важным настоять на своем, и ваш, до того милый и послушный малыш превращается буквально в ребенка-террориста. Вместо того чтобы контролировать себя и свой стул, он пытается начать контролировать других. Что делать родителям, как реагировать на это? Во-первых, понимать, что это всего лишь особенности возраста, а не ужасный характер. А во-вторых, не отвечать агрессией на агрессию, не бить ребенка в ответ, но при этом и не потворствовать, четко обозначать ребенку, какое поведение не позволительно. Ваш маленький бунтарь будет проверять границы допустимого – так помогите ему - выработайте правила, сами для себя определитесь, что можно в вашей семье, что нельзя. Именно на этом этапе «борьбы за власть» ребенок может включить горшок, как тяжелую артиллерию. Чем больше вы настаиваете, тем больше он сопротивляется, встает с горшка и делает все по-своему. Так бывает часто, но не со всеми детьми, и характерно это для тех семей, где идет именно борьба с ребенком. Для некоторых родителей становится также невероятно важно настаивать на своем, и находит коса на камень. В споре «кто кого» у родителей шансов больше, но стоит ли побеждать, ломая ребенка? Бывает и другой поворот событий, когда ребенок начинает писать в штанишки откровенно «наказывая» родителей, погружая их в состояние никчемности и беспомощности. Выход из этой ситуации и прост и сложен одновременно: перестать бороться и начать сотрудничать, уважая и себя и ребенка.
 
Возраст приучения к горшку характерен приобретением еще одного замечательного качества – жадности. Наблюдая за детьми в песочнице сразу видно, кто есть кто. Годовалые малыши с радостью делятся своими совочками, не потому, что они такие добрые, а потому, что не доросли еще до различия между собой и другими, между своим и чужим. Интересующие нас дети уже доросли, поэтому-то так много криков и споров слышится летом из песочницы. Свое не отдам, чужое заберу. И для такого малыша его ведерко - это не просто игрушка, это часть его личности, почти как нога или рука. Поэтому, прося его «поделиться» только представьте, как это для него тяжело. Жадность, страсть к овладению - лишь первый этап, ведущий к щедрости и желанию поделиться тем, что и самому дорого. И приучение к горшку непосредственно связано с решением этих проблем. «Делая» в горшок ребенок отдает вам самое ценное, самое свое, единственное, что принадлежит ему и никому другому. Я вспоминаю историю маленькой девочки, родители которой обратились ко мне, когда поняли, что ее запоры носят психологический характер. Девочка отказывалась даже употреблять слабительные продукты, когда мама объясняла, что от этого она сможет покакать. Этого-то она и не хотела! Ей было невероятно жалко прощаться и расставаться с этим, и, когда она все-таки какала, то плакала и всеми силами демонстрировала намерение вернуть все обратно. Решить проблему удалось, когда мама, поняв саму суть ее поведения, стала усиленно поощрять и «хвалить» ее какашки, показывая, что понимает и ценит их важность. Таким образом, на этом этапе и закладываются понятия своего и чужого, жадности и щедрости.
 
Как ни странно, но этап приучения к чистоплотности непосредственно связан и с творчеством. Довольно часто приходится слышать истории о том, как малыши играют своими «кучками», размазывают по стенам и т.д. За этим стоит желание ребенка показать всем и самому увериться, что он есть, он существует, что его существование стоит заметить! Он может оставлять следы своего существования! В это время входят в жизнь ребенка и карандаши и пластилин. Как вы думаете, если незнакомый человек придет к вам в гости, он сможет безошибочно определить есть у вас ребенок или нет? Некоторые дети так постараются разрисовать стены и разбросать игрушки, что вопросов об их существовании не остается. Для справедливости стоит заметить, что желание оставить след своего существования у некоторых не проходит всю жизнь. Стоит съездить на Горный Алтай, и вы убедитесь, что «здесь был Вася». Надписи на скалах точно свидетельствуют о нашем непроходящем желании быть замеченными. И творчество как нельзя лучше способствует этим целям. Поэтому рисуйте с ребенком, лепите, месите тесто и стряпайте куличики в песочнице. Пусть у вашего ребенка будет как можно больше способов для самовыражения.
 
Довольно часто бывает, что ребенок приучается к горшку как-то постепенно и просто. Достаточно познакомить ребенка с горшком, объясняя, для чего он нужен, приносить и напоминать о нем в момент, когда ребенок пытается, либо уже сделал «дело», и ребенок со временем понимает, что от него требуется. Терпение, понимание родителей при наличии контакта с ребенком практически всегда является залогом успешности освоения новых этапов детского развития.
 
Боюсь, что моя статья разочаровала тех родителей, которые надеялись найти в ней пошаговые советы по приучению ребенка к горшку. Но я твердо убеждена, что воспитание отличается от «натаскивания», поэтому очень важно постараться, заглянув в нежный мир ребенка, почувствовать именно свого, любимого и родного малыша. А когда вы понимаете и чувствуете, друг друга, то справляться с любыми задачами становится проще.

27/01/2004
Винникова Светлана, практикующий психолог.
Новосибирск. Тел.(3832) 34-29-21
E-mail: vins@sibmail.ru

 

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+
Марина [] (08/04/2015)
Моей дочке год и 4мес. она не ходит на горшок,хотя сама прекрасно понимает ,что нужно именно туда сикать)) Начинает сикать в штанишки и смотрит на меня говорит "чищ"....Мы никогда не одеваем памперсы. Иногда Даже сразу не снимаю штаны,чтоб поняла что мокро-неприятно))) Каждый раз объясняю ,что сикать надо в горшок, что он специально предназначен для этого...Нет!!! Вот и сикаем в штаны до сих пор))
Сажаю её в унитаз, там ей нравится сикать, но и туда не просится(
марина261280 (31/10/2014)
мы начали писать в горшок в 1,5 года, но до этого никогда не одевали памперс дома. ребёнок писал в штанишки и тем самым понимал что что то не так. для того чтобы малыш пошел на горшок он должен понимать что он писает или какает, во многих семьях дети постоянно находятся в подгузниках, а потом мама говорит он не хочет на горшок. он не не хочет, а не понимает зачем?! этап писания в штанишки неизбежен, так пусть он будет в 1 год, нежели в 3 или в 4 (я таких встречала).
Surpris (03/05/2011)
Нам 9 месяцев, купила горшок, сын категорически отказывается на него садиться. Ловлю, рассчитываю примерно по времени, включаю в ванне воду, тогда писаем, стоя. У детей интересно у всех так, мой тоже "кака" только стоя делает? Видела в передаче "Здорово жить" совет педиатра-мальчиков папы на своем примере должны учить нужду справлять. Смешно, но муж его стал с собой брать, после чего сын заинтересовался унитазом. Посмотрим, что дальше будет
Ольга [] (15/02/2011)
Супер статья!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Света [] (27/11/2010)
Моя дочь(год и три) сама когда захочет сядиться на горшок на горшок,правда пока в него не ходит. Я ее не затавляю. Со статьей согласна. Мне эта статья помогла мужа переубедить. Т.к. его мама(свекровь) меня с этим горшком "достала". И он тоже был мнения,что ребенок должен к году уже ходить на горшок. Рассказывал,как его друзья детей приучали к горшку,кто-то заставлял,кто-то орал. Кошмар какой-то! Свекровь когда приходила,мою дочь брала и несла к горшку,та сопротивлялась,кричала.Я раздражалась,теперь я горшок прячу от свекрови,уходит на место ставлю)))) Вот чего добилась...
Свектуся (20/09/2010)
Моему сыну 1 год и 7месяцев, как сам стал писать на горшок я даже и не заметила, как то около 1,4 года он бегал без трусиков, подбежал к горшку и пописал стоя сам, после чего целый день он бегал по дому в носках и майке, и весь день стоя сам подходил и писал. с того времени проблем с писаньем не знаем, а вот какать, это да, мы до сих пор какаем в штаны, на горшок принципиально не садится, знает, садится на горшок и говорит, что "ааа", а какать встает и убегает, начинаю опять его садить, тогда он вообще может пере хотеть и только на следующий день в штаны... купили насадку на унитаз, та же самая история... и уговаривала и просила, и показывали как это делать, и ругала - все безрезультатно, вот такая история, ждем когда начнем какать куда положено, как начнем так праздник закатим!
Каэтана (01/02/2009)
Моей дочке 2 года, мы ходим в детский сад. Там ходит на горшок просится, а дома не ходит. Бывает сходит раз в неделю а остальное на пол. Самое сложное бороться с окружающими, которые "знают" как правильно воспитывать детей.
Светлана [] (08/12/2007)
У меня двойня-два мальчика. Нам скоро исполнится два года, а на горшок мы так ходить и не умеем! Приучаем с первого года жизни и все без результатно. Какаем под столом, писаем везде и всегда. Устала с этой проблемой боротся, после вашей статьи решила не бороться.
Наталья [] (24/11/2006)
А мне не повезло: полностью разделяю все сказанное, но живу со свекровью. А она делает дырки в голове, крича на меня и ребенка и рассказывая, как ее сын к году ходил на горшок сам. Бедное дитя меж двух огней,обстановка напряженная я - никудышная мать и т.д. Говорит, сажай каждый час и ори, быстро приучится. Представляете? :(
В (31/03/2004)
а нам 2 и 3. какаем давным-давно в горшок, а писаем где нужда захватила, если мама вовремя не сообразит ,что пора бы. Половинчатый бунт!
      1 | 2    

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться