/Занятия и игры для детей/Игры и развитие детей от 1 до 3 лет

Образование малышей: тема за темой

Раннее развитие ребенка, дошкольное развитие ребенка, развитие детей дошкольного возрастаИзвестными отечественными специалистами в области психологии и физиологии (Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А. Р. Лурия) доказано, что дети до 7 лет еще не оперируют понятиями, они живут ощущениями. Другими словами, их мышление находится на уровне восприятия. Дети ощущают хорошо им или плохо, комфортно или дискомфортно. Это касается и информации, которая предлагается ребенку в этом возрасте взрослым: она должна носить практический характер взаимодействия с предметом.

На пороге 21 века родителям было предложено множество обучающих методик, но, устав от постоянных новинок, очень многие мамы и папы возвращаются к понимаю того, что ребенок не экспериментальная мышка, и все больше доверяют естественному воспитанию, воспитанию собственным примером.

Обучение – это не  игра

Ведущая деятельность периода детства (от года до 7 лет)  -  игра. Детская игра - это отображение собственных ощущений «извне - вовне». Это не тандем «ребенок + игрушка», а, в первую очередь ощущения ребенка в этом мире, а предметы только помогают ему выразить эти ощущения.

” Согласитесь, все дети с куклой играют по-разному: одни поют ей колыбельную и кормят с ложки, а другие шлепают и повторяют ей вечное "нельзя". При этом ребенок не будет пересказывать кукле информацию, которую усвоил из развивающего занятия с карточками, книжками и развивающими пособиями. Почему?

Маленькие дети ощущают мир через действие, и выразить ощущения тоже могут только через действие. Теорию ребенок может запомнить (не понять), но этим он тренирует лишь фотографическую память в ущерб развитию восприятия (в будущем перетекающую в логическое мышление). Именно поэтому малышу трудно усидеть на месте: он растет, тело требует постоянного движения, поэтому от прогулок по лесу, от общения с животными, от рыбалки и от приготовления супа или домашних пирогов ваш ребенок никогда не откажется. И в первую очередь ему будет важен сам процесс!

” Если обобщить современные методики развития, то можно сказать, что в педагогической практике сегодня есть два основных вектора: развивать ребенка или дать ему развиваться самому.

Систематичное обучение ребенка, большой поток информации, заучивание фактов, все это приводит в ущерб развитию других важнейших психических функций на данном возрастном этапе – восприятие, речь, воображение.

Альтернатива – это детский опыт, накапливаемый эмпирическим путем, постоянное взаимодействие ребенка с взрослым и другими детьми в быту. Конечно, родителей беспокоит, не будет ли в этом случае развитие ребенка  лишено всякой системы? Нет, если родители будут вовлечены в жизнь ребенка и будут придерживаться принципа тематизма, о котором расскажем ниже.

Принцип тематизма

Тематизм - это последовательность тем, которые выбирает (подбирает) мама или папа (а лучше вместе). На протяжении какого-то количества времени (неделя или месяц) родители систематически обращаются к этой теме, удерживая внимание ребенка на связанных с ней  предметах, явлениях и процессах.

” Специфика принципа тематизма в том, что это не учебная деятельность с заданиями и задачами, не искусственное развитие, а структурированная передача культурного опыта от старшего к младшему.  

Автор принципа тематизма -  Валентина Васильевна Степанова, кандидат психологических наук, автор технологии "Школа развития индивидуальности "Росток". Дети, обучающиеся по данной технологии, не только получают большой объем информации через естественные механизмы познания, но и учатся общаться, договариваться друг с другом, в то время как в традиционной образовательной системе отсутствует практика работы в группе.

О важности естественного развития в своих книгах, статьях и научных работах пишут и уважаемые эксперты: доктор психологических наук Елена Олеговна Смирнова, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета и Наталья Искра, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития.

Предлагаю рассмотреть принцип тематизма в рамках естественного развития. Что это значит на практике?  

Не предлагайте ребенку что-то нарисовать или слепить, дождитесь того момента, когда он сам  захочет поделиться своими представлениями через рисунок, лепку и так далее. Задача взрослого в эти моменты - не оставлять ребенка одного, а расспрашивать его о том что именно он рисует (или лепит) и, если надо, помочь ему завершить свой образ. Например, если ребенок после рыбалки через какое время стал рисовать рыбок, а у них нет глаз, или плавников, или чешуи, то взрослый должен обязательно расспросить ребенка об этих деталях, тем самым помогая ребенку закрепить полученные представления.

Принцип тематизма в семейном воспитании

Самый верный путь - начинать с простого, например, с предметов и понятий, которые есть в повседневной жизни ребенка: "мебель", транспорт" "животные", "растения", "времена года". Позже можно усложнять темы и делить их; к примеру, растения на "кустарники", "деревья", "травы", "цветы", а транспорт на "городской", "водный", "воздушный", "железнодорожный". Затем, к примеру, в тему "Тело человека" можно добавить счет и перечислить сколько глаз, щек, бровей, рук ног, пальцев и т.д. Темами для детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет), могут стать "одежда", "посуда", "цвета", "домашние животные", позже "простые формы".

Чтобы было более понятно, вкратце продемонстрирую работу в контексте нескольких тем.

«Одежда»

В доме всегда найдутся мешки со старой одеждой, порыться в старых "сундуках" ребенку будет интересно. Попутно он сможет от вас узнать, что такое джемпер, свитер и чем они отличаются, что такое рюши или подол у платья, манжет или ворот у рубашки и многое-многое другое. 

«Посуда»

В каждом доме есть посуда, которая не имеет особой ценности и ее можно использовать для совместной с ребенком готовки. Можно разлить половником суп взрослым по глубоким тарелкам, а детям в пиалы, компот разлить в стаканы, а чай налить из заварочного чайника в чашки. 

«Время»

О "Временах года" и вообще о времени (дни недели, время суток) можно разговаривать с ребенком постоянно, к примеру, выйти на улицу в апреле и посмотреть, что происходит в природе, набухли ли почки, тает ли снег. Рассказать, почему выходные называют "выходными", а будние дни "будними", наметить на какой-нибудь день особое дело и подчеркнуть, что это дело будет именно в этот день недели, в субботу выйти погулять в парк, а в воскресенье выйти погулять на набережную. Тем самым слово "выходной" будет восприниматься ребенком как день, когда можно отдохнуть с семьей.

«Природа»

Сейчас в Новосибирске открылось много контактных зоопарков, там можно и на руках подержать живность, и погладить, и покормить, причем не только кроликов или свинок, но даже лису или олененка. Подержать за рога и подергать за бороду козлика или ненароком "уколоться" об ёжика. 

Растения на прогулке тоже всегда в поле зрения, пока гуляете с ребенком, можно рассмотреть и понюхать цветы, нарвать небольшой полевой букет, сплести венок из одуванчиков. Нужно обратить внимание на цвет растений, их размер и свойства, например, сорвать веточку у хвойного дерева и у лиственного и задать ребенку вопрос, о том, чем же отличаются эти деревья.

” Вообще задавать вопросы ребенку - это непременное условие для развития психики ребенка. Именно вопросы стимулируют мыслительную деятельность малыша и дошкольника, а также развивают речь.

Результаты следования принципу тематизма

Сегодня, приходя в школу, ребенок имеет скудное количество представлений о  мире, ему трудно общаться с сверстниками, спрашивать и развернуто отвечать на вопросы взрослого. Знакомство с миром, с реальными предметами, явлениями с помощью принципа тематизма поможет ребенку стать общительнее, осознать, что одна голова хорошо, а две лучше. Не пострадает ли в результате такого «практичного образования» абстрактные знания? Нет!

” Еще один плюс принципа тематизма в том, что косвенно изучаются множество отвлеченных понятий, таких как размер, величина, объем. И ребенок к школе уже будет знаком с ними, и не «по картинке», а понимая их смысл.

Например, предложите ребенку отыскать крышку к большой сковородке или кастрюле, пусть он выльет стакан воды в большую банку и маленькую, или обратите его внимание на дерево и на рядом растущий кустарник, и задайте вопрос, что больше. Эти простые заметки научат ребенка видеть отличия, сопоставлять и делать умозаключения о величине и объеме. Если "обнимать"  разные деревья, то можно не только ощутить размер окружности ствола, но заодно узнать, что есть ствол, крона, ветка, листья, побег, почка, стебель, лепесток. А самое главное, что вы сами можете выбирать тему, место, определять сложность и время занятий!

Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что самая большая на земле роскошь - это роскошь человеческого общения. Валентина Степанова удачно, на мой взгляд, дополнила это определение: "Общение не роскошь, это единственное эффективное средство развития сознания"

27.08.2014
Автор: Ксения Григорьева

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться