/О детях/Грудное и искусственное вскармливание. Прикорм/Прикорм

Сроки введения прикорма 

Прикорм - это дополнение к грудному молоку или его «заменителям», позволяющее компенсировать разницу между количеством пищевых веществ, которое обеспечивает грудное молоко или его «заменители» и необходимыми потребностями ребенка в определенном возрасте. 
Прикорм также играет важную роль в развитии нервно-мышечной координации и расширяет спектр пищевых веществ рациона за счет растительного белка, различных групп углеводов, растительных масел, микроэлементных компонентов.

Вопрос о конкретных сроках введения прикорма, последовательности введения различных  видов прикорма и их ассортименте остаются предметом дискуссий. Не без  основания считается, что оптимальный  срок должен определяться для каждого  ребенка индивидуально. Остается открытым вопрос, какая из формулировок является более правильной: «между 4-6 месяцем» или «примерно в 6 месяцев». Существует практически всеобщее согласие в том, что не следует начинать введение прикорма до наступления 4 месяцев и задерживать его до возраста старше 6 месяцев (ВОЗ, ЮНИСЕФ, 2000). Во многих рекомендациях в промышленно развитых странах используют период 4-6 месяцев. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой, где имеется повышенный риск инфекционных заболеваний, введение прикорма до 6 месяцев не рекомендуется.

Согласно Резолюции 55-й сессии Всемирной Ассамблеи  Здравоохранения (2002 г), детям, находящимся  на исключительно грудном вскармливании, рекомендуется назначать прикорм  с 6-ти месяцев. При полноценном питании  матери с использованием специализированных продуктов и комплексных витаминно-минеральных  препаратов, введение прикорма здоровым детям, родившимся с нормальной массой тела, возможно с 6-месячного возраста. В данном случае первым видом прикорма должны быть не традиционно используемые в России фруктовые соки и пюре, а продукты с высокой энергетической плотностью – каша или овощное  пюре промышленного производства, обогащенные  микронутриентами.

По  мнению многих педиатров, «активная дискуссия об оптимальных сроках введения прикорма детям, находящимся на грудном вскармливании (с 4-6 или с 6 месяцев жизни), едва ли является столь актуальной для нашей страны», поскольку известная резолюция ВОЗ по данному вопросу носит рекомендательный характер и подчеркивает несомненный приоритет национальных традиций и рекомендаций, а рекомендации по введению прикорма являются приоритетом врача и должны быть основаны на учете индивидуальных особенностей состояния здоровья, питания, анамнеза, пищевого поведения младенца и ряда других факторов.

Научные предпосылки для обоснования  сроков введения прикорма

  • Повышенная проницаемость слизистой кишечника у детей и несовершенство иммунного ответа  - до 3 месяцев
  • Особенности моторики желудочно-кишечного тракта (замедлена скорость опорожнения желудка, предрасположенность к срыгиваниям) - до 3-6 месяцев жизни;
  • Адекватность женского молока, отличающегося высокой биодоступностью входящих в него питательных веществ -  до 4-6 месяцев жизни;
  • Эффект выталкивания ложки (способность координировано глотать пищу) до 5-6 месяцев;
  • Ограниченные функциональные возможности почек детей (снижение выделительной и концентрационной функций) - до 3-6 месяцев
  • Сниженная кислотность, активность желчных кислот, ферментов и факторов, участвующих в метаболизме - до 3-4 месяцев жизни;
  • Раннее введение фруктов и овощей может нарушить усваивание железа из грудного молока                     (риск развития дефицита железа и анемии).
  • Введение прикорма снижает частоту и интенсивность сосания и, как следствие, выработку грудного молока.

Во время введения прикорма  нужно  соблюдать осторожность, постепенность и умеренность. Начинать прикармливать, когда ребенок здоров. Первый прикорм должен быть монокомпонентным. Прикорм дается с ложечки перед кормлением, с постепенным замещением объема кормления. Введение прикорма способствует тренировке и развитию жевательного аппарата, пищеварительной системы, стимуляции моторики кишечника, расширяет и формирует спектр новых вкусовых ощущений. Прикорм – промежуточный этап перехода на взрослый тип питания.  

Примерные  сроки введения соков

  • С 3 месяцев - монокомпонентные соки: яблочный, грушевый.
  • С 4 месяцев - сливовый, персиковый, абрикосовый, тыквенный, морковный.
  • С 5 месяцев - моно- и поликомпонентные соки и  нектары: черносмородиновый, малиновый, вишневый, черешневый, яблоко с тыквой, яблоко с персиком и др.
  • С 6 месяцев - соки из продуктов, обладающих высокой  потенциальной аллергенностью: цитрусовых и экзотических плодов: (мандарина, апельсина, манго, папайи, гуавы); клубники, томатов и др.; виноградный (в составе смешанных соков)

Пюре вводятся на 2 нед позднее.

Примерные сроки введения фруктовых пюре

  • С 3,5 месяцев - монокомпонентные пюре из яблок и груш;
  • С 4 месяцев  - пюре из слив, из персиков, из абрикосов;
  • С 5 месяцев - моно- и поликомпонентные пюре из плодов и ягод: черносмородиновое, малиновое, черешневое, вишневое, яблоко с морковью, яблоко с тыквой, яблоко-груша-айва и др.;
  • С 6 месяцев - моно- и поликомпонентные пюре с включением цитрусовых, экзотических и других плодов и ягод, обладающих высокой потенциальной аллергенностью.

Пюре могут быть различной степени измельчения:

  • гомогенизированные   -  3,5 - 5 месяцев
  • пюреобразные             -  6 - 9 месяцев
  • крупноизмельченные   -  9 - 12 месяцев
 

    Примерные сроки  введения овощных пюре

С 4,5 месяцев - из кабачков, из цветной капусты, из картофеля, из моркови;

С 5 месяцев    - моно- и поликомпонентные с расширением ассортимента овощей за счет тыквы, капусты и др.;

С 6 месяцев    - поликомпонентные, в том числе с добавлением томатов и свеклы;

С 7 месяцев    - поликомпонентные с добавлением зеленого горошка;

С 8 месяцев    - поликомпонентные, в которые могут входить лук и чеснок;

С 9 месяцев    - поликомпонентные, в которые могут включаться специи (белый перец, лавровый лист) и пряные овощи (сельдерей, укроп).                                                    

Примерные сроки введения безглютеновых каш

С 4 месяцев - рисовая, гречневая

С 5 месяцев - кукурузная и ее смесь с рисовой  или гречневой

С 6 месяцев - с цитрусовыми наполнителями,  с медом

С 9 месяцев - с какао 

Глютенсодержащие  каши

С 5 месяцев - пшеничная, манная, овсяная, толокно  и др.

С 6 месяцев - каши из смеси трех и более зерновых компонентов,  с цитрусовыми  наполнителями; с медом

С 9 месяцев - с какао  

Примерные сроки введения мясных пюре:

С 6 месяцев     - из говядины, из свинины, из курицы, из индейки и др.

С 8 месяцев     - с включением субпродуктов

Растительно-овощные  с добавлением мяса:

С 6 - 7 месяцев - в соответствии с ассортиментом овощей и мясных продуктов, представленных ранее 

Рыбные пюре:

С 8 - 9 месяцев - из трески, хека, минтая и других видов  рыбы

Растительно-овощные  с добавлением рыбы:

С 8 - 9 месяцев - в соответствии с  ассортиментом  рыбы и овощей, представленных ранее. 

Рекомендуемый срок введения прикормов определяется возрастом ребенка, начиная с  которого потребление данного продукта или блюда является безопасным для  основной массы здоровых детей (таблицы 3, 4).

Таблица 3 

Примерная схема естественного вскармливания  детей первого года жизни 

 

Наименование  продуктов и блюдВозраст (месяцы жизни)
4567899-12
Фруктовый сок, мл5-3040-5050-6060708090-100
Фруктовое пюре*, мл5-3040-5050-6060708090-100
Овощное пюре, г 10-100150150170180200
Каша, г  50-100150150180200
Творог, г  10-3040404050
Яичный  желток   1/41/21/21/2
Мясное  пюре, г    5-305060-70
Сухари, печенье, г   3-55510-15
Кефир и др. кисломолочные продукты или  цельное молоко, мл    100200400-600
Хлеб  пшеничный, г    5510
Растительное  масло, г 1-333556
Сливочное масло, г  1-44456
 

* фруктовое  пюре вводится через 2 недели  после введения сока

Таблица 4 

Примерная схема искусственного вскармливания  детей первого года жизни 

 

Наименование  продуктов и блюдВозраст (месяцы жизни)
0-1234567899-12
Адаптированная  молочная смесь700-800800-900800-900800-900700400300-400300-350200200
Фруктовый сок, мл   5-3040-5050-6060708090-100
Фруктовое пюре*, мл   5-3040-5050-6060708090-100
Овощное пюре, г    10-150150150170180200
Каша, г     50-150150170180200
Творог, г     4040404050
Яичный  желток      1/41/21/21/2
Мясное  пюре, г      5-30505060-70
Сухари, печенье, г     3-5551010-15
Кефир и др. кисломолочные продукты или  цельное молоко, мл      200200400400
Хлеб  пшеничный, г       5510
Растительное 

масло, г

    333556
Сливочное масло, г     44556
 

* фруктовое  пюре вводится через 2 недели  после введения сока 

      Слишком раннее введение прикорма (до 4-месячного  возраста):

  • приводит к снижению частоты и интенсивности  сосания из груди, что может привести к уменьшению лактации, а значит и к риску недостаточного потребления  ребенком энергии и пищевых веществ;
  • увеличивает  риск диспептических заболеваний и, следовательно, возможность формирования гипотрофии;
  • увеличивает  частоту развития пищевой аллергии, поскольку «кишечный блок» для  аллергенов еще не сформирован;
  • провоцирует  срыгивание;
  • может  привести к аспирации пищи в результате дискоординации жевательных и глотательных движений.

Проблемы  возникают также и в том  случае, когда прикорм вводится слишком  поздно. Недостаточное поступление  пищевых веществ и энергии  может привести к задержке роста, гипотрофии, дефициту микронутриентов (особенно железа и цинка), задержке развития навыков жевания, положительного восприятия ребенком нового вкуса и  структуры пищи.

 Поэтому вводить прикорм нужно в свое время, соответственно физиологической  зрелости ребенка первого года жизни.  

      Готовность  к введению прикормов определяется при наличии следующих признаков:

  1. Возраст около 5-6 месяцев.
  2. Угасание рефлекса «выталкивания» при хорошо скоординированном рефлексе продвижения комочка пищи языком и его проглатывания.
  3. Проявление готовности ребенка к жевательным движениям при попадании в рот ложки, соски или других предметов.
  4. Состоявшееся или текущее прорезывание части зубов.
  5. Умение ребенка сидеть с поддержкой и обладать достаточным нервно-мышечным контролем за головой и шеей.
  6. Способность ребенка выразить свое отношение к предлагаемой пище: открывать рот и наклоняться вперед, если пища нравится, или сжимать губы, отворачиваться и откидывать голову назад, если пища не вызывает у ребенка интерес (больше не хочет есть).
  7. Зрелость функций желудочно-кишечного тракта, достаточная для того, чтобы усвоить небольшое количество продукта густого прикорма без расстройства пищеварения и аллергической реакции на этот продукт.
 

     Правила введения прикорма  

   При введении прикорма необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Не ранее 4 месяцев, не позже 6 месяцев.
  2. Сроки введения и продукт прикорма устанавливает только врач, который учитывает антропометрические показатели, состояние здоровья, пищевой статус ребенка, факторы риска, социальные условия, региональные особенности и др. 
  3. Нежелательно начинать введение прикорма в жаркую погоду и во время проведения профилактических прививок.
  4. Начинать введение любого нового продукта только тогда, когда ребенок здоров.
  5. Прикорм следует давать детям до кормления грудью, с ложечки, а не через соску.
  6. Постепенное увеличение объема. Каждый новый продукт начинают вводить с небольших количеств (сок – с нескольких капель, пюре и каши – с 1/2 чайной ложки), увеличивая его в течение 7 дней до возрастного объема, внимательно наблюдают за его переносимостью.
  7. При появлении симптомов плохой переносимости (нарушение функции кишечника, аллергические реакции и др.) необходимо этот продукт временно исключить из рациона, а затем попытаться ввести его в более позднем возрасте (не ранее, чем через 3 месяца). При повторной негативной реакции следует отказаться от введения данного продукта и попытаться заменить его аналогичным (например: сливовое пюре – грушевым, манную кашу – рисовой и т.п.).
  8. Постепенный переход от монокомпонентных к поликомпонентным блюдам. Введение любого нового вида пищи начинают с одного продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких продуктов данной группы. Например: первым вводится яблочный сок, затем яблочно-абрикосовый, позднее яблочно-абрикосово-апельсиновый; такие же правила соблюдаются и при введении овощных пюре, каш, мясорастительных и рыборастительных блюд.
  9. По консистенции прикорм должен быть гомогенным и не вызывать затруднений при глотании. С возрастом переходят к новой, более густой, а позже – к плотной пище, требующей жевания. Наиболее понравившиеся ребенку блюда дают в более густом виде, а в более старшем возрасте – измельченные кусочками.
  10. Начинают с фруктов и овощей, произрастающих в данной местности.
  11. Все новые продукты вводятся поочередно с интервалом не менее 5-7 дней.
  12. Первый прикорм (овощное пюре или каша) вводят во второе утреннее кормление. Второй прикорм (каша или овощное пюре) дают через месяц после первого, третий – через месяц после второго.
  13. Овощной и злаковый прикормы вытесняют по одному молочному кормлению, мясной прикорм добавляется, как правило, к овощному прикорму.
  14. Постепенное формирование у ребенка «завтрака», «обеда» и «ужина»
  15. Объем соков не учитывается в суточном объеме питания, фруктовое пюре – 50% от объема.
 

Современные тенденции введения прикормов: 

  1. Более поздние  сроки введения блюд прикорма, что  предпочтительностью грудного вскармливания либо использованием для искусственного вскармливания высокоадаптированных заменителей грудного молока.
  2. Переход от формально-возрастного выбора сроков к индивидуальным показаниям и срокам.
  3. Выделение обучающего (педагогического) прикорма для проверки угасания рефлекса «выталкивания». За 2 недели до предполагаемого срока введения прикорма ребенку предлагают 1 чайную ложку фруктового пюре. Осуществлением малышом жевательных и глотательных движений свидетельствует об угасании рефлекса «выталкивания» языком и готовности к употреблению продуктов более густой, по сравнению с грудным молоком, консистенции.
  4. Замена в питании ребенка цельного коровьего молока и кефира на адаптированные молочные продукты, предназначенные для детей второго полугодия жизни.
  5. Тенденции к замене прикормов домашнего приготовления на прикормы промышленного производства.  
 

Блюда прикорма и формирование вкусовых ощущений 

      Для обеспечения достаточной степени  усвоения пищевых веществ необходимо широкое разнообразие продуктов  с высокой биологической ценностью. Кроме того, разнообразный набор  продуктов формирует правильное «пищевое поведение» ребенка.

     На  потребление пищевого продукта оказывает  влияние целый ряд органолептических  факторов: вкус, запах, внешний вид  и консистенция пищи. Пищевые привычки начинают формироваться достаточно рано, явное предпочтение детьми раннего возраста отдается сладкому вкусу, что можно заметить даже у новорожденных. Впоследствии это может превратиться в проблему, так как закрепление привычки зависит от того, как часто ребенок встречается с этим вкусом. Отсутствие других вкусов, кроме сладкого, формирует ограниченность и однобокость вкусовых пристрастий.

     Практика  показывает, что при разнообразном  питании дети потребляют больше пищи, чем при однообразном, монотонном питании. Важно, чтобы дети, для которых  поначалу все вкусы и все продукты являются незнакомыми, повторно встречались  с этими продуктами в период введения прикорма, это способствует формированию правильных пищевых привычек. Установлено, что для «принятия» нового вкуса  обычно требуется как минимум 8-10 попыток введения нового блюда, а  в среднем знакомство с новым  вкусом происходит после 12-15 «встреч», поэтому первоначальный отказ от незнакомого блюда – обычное  явление. Блюда нужно предлагать повторно и часто после первого  отказа следует успешное последующее  знакомство. Если же первое негативное знакомство воспринимается родителями как окончательное, то в дальнейшем бывает трудно вводить и другие блюда  прикорма, поскольку интерес к  новым видам пищи и к новым  вкусам притупляется.

     Процесс введения прикорма – это одновременно и процесс обучения и приобщения к новым заманчивым вкусам. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, быстрее привыкают к новым  вкусам продуктов прикорма, поскольку они уже познакомились со многими природными вкусами и запахами – опосредованно через молоко матери.

     Рацион  питания здорового ребенка первого  года жизни должен содержать разнообразные  продукты растительного и животного  происхождения, так как физиологическая роль продуктов прикорма определяется не только содержанием белков, жиров и  углеводов, но и минеральными веществами и микроэлементами. Правильное питание имеет особое значение для детей грудного возраста, у которых практически отсутствуют запасы питательных веществ и микроэлементов, несовершенны процессы их усвоения, недостаточно зрелыми являются процессы обмена веществ, не сформированы в достаточной мере механизмы защиты от чужеродных соединений, которые могут поступать в организм младенца с пищей. 

 Список  литературы:

1. Ёлкина Т. Н, Кондюрина Е. Г, Грибанова О. А, Суровикина Е.А, Белецкая О.А. «Прикормы в рационе здорового ребенка первого года жизни» Учебно-методическое пособие. Г. Новосибирск, 2007 г.

2. Конь И.Я.  Некоторые актуальные проблемы  современной детской диетологии (нутрициологии) /Вопросы детской  диетологии, 2003. - № 1. – С 8-15.

3. Руководство по детскому питанию /Под ред. В.А. Тутельяна, И.Я. Коня. – Москва, 2004. – 662 с.  

10/03/2011
Оксана Журавлева



  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

Tifffany (17/01/2014)
А по-моему, очень хорошая статья. Кратко, с таблицами, все основные правила изложены. Да, мы тоже сроки не соблюдаем. Зато хоть последовательность введения стараемся соблюдать ))
Lisenok (26/05/2013)
Педагогический прикорм - простой способ разгрузить голову от ненужной информации и возможность видеть и чувствовать именно своего ребенка, и не запоминать таблицы, созданные какими-то посторонними людьми, пусть даже и врачами.
Светланочка79 (04/07/2012)
Правила - это хорошо. Но все дети разные и не все сроки мы соблюдаем.
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь