/О детях/Школа

Готовим руку к письму. Пишем мелом

Здравствуйте, Сибмамочки!
У меня есть небольшие совместные выводы на тему: "Готовим руку к письму на каникулах. Пишем мелом". Писалось все с моей подругой-логопедом и обдумывалось все, потому что у сынишки были такие проблемы. Хочу вам представить сие, собрать отзывы, проверить, у кого какой опыт связан с овладением письмом.  Отзывайтесь, поговорим.

Упражнения в письме на доске, предназначенной для мела, очень хорошо предваряют грамотное красивое письмо в тетради и позволяют сократить довольно долгий и трудный период овладения письмом в целом. Письмо на тетрадных строчках – тренировка в мелкой моторике, письмо мелом на доске – это крупные движения. Они задействуют огромное количество мышц, создают очень яркие тактильные ощущения, позволяют подключить к процессу обучения такую важнейшую часть детской кинестетики как ритм. И действительно, вспомните: жирная черта мелом вниз – и мы должны приложить к ней довольно большое усилие руки; легкая черта вверх – и рука как бы отдыхает, проходя путь до следующей вертикальной линии. Ритм и уверенность руки, приобретенные в «большом» движении, лучше понимаются и передаются мелкому письму в тетради.

Что еще говорит в пользу освоения письма мелом на доске?
1) Разлиновка. Линии, вырезанные или процарапанные на доске – это небольшие желобки. Рука с мелом, ведущая черту вниз по желобку имеет гораздо меньше шансов съехать в сторону. Высота буквы также четко задается соответствующей горизонтальной разлиновкой.
2) Возможность продемонстрировать свое умение другим крупно, наглядно, и, конечно, полюбоваться самому! Это очень важно для ребятишек младших классов.
3) Письмо на доске – это одновременно и тренировка письма, и разгрузка для тела ребенка, уставшего сидеть за столом.
4) Письмо на доске медленнее, чем в тетради, и, таким образом, позволяет предельно четко прочувствовать порядок букв в слове и избежать дисграфических ошибок.
5) Приучает к аккуратности и, как следствие, к организованности.
6) Воспитывает эстетическое восприятие собственного творчества, пробуждает уверенность в своих силах.

К сожалению, в современной школе очень мало уделяется внимания письму мелом. Доска для мела с косой разлиновкой в начальной школе - большая редкость, увы. По сути, их просто нет. А ведь именно это обучение, требующие сильных и ритмичных движений руки, особенно необходимо для постановки руки.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДОСКИ

Минимальный размер 70*35 см, 60*40 см. Ровная основа из плотного оргалита, оргстекла, обклеенного гипсокартона или загрунтованной фанеры. Покрытие сделано матовой, полуматовой эмалью (лучше акриловой) или самоклейкой для мела. Цвета - от черного до темно-розового (цвет вам поможет выбрать ваш ребенок). Разлиновка имеет угол наклона 65°, высота строки 9-12 см. По возможности снизу сделайте полочку для мела.

Образец написания букв можно увидеть на обложке любой тетради для письма, там же встречаем иногда и правило соединения букв: снизу соединяются буквы -Л-,- М-, -Я- , остальные сверху. Буква -О- может соединяться с другими как сверху, так и снизу. Важно много показывать правильное написание, а также давать образцы тонкой чертой для того, чтобы их можно было обвести. Неверные написания следует подправлять, показывая особенности той или иной буквы. Например: "Мама, у меня круглешок у буквы -В- какой-то маленький". "Нет, дочь, круглешок хороший, а вот спинка у буквы -В- должна быть прямая-прямая, доведи ее вниз до черты, вот так..., и все получится". И, конечно, всегда находите, в чем можно похвалить ребенка.

ОБРАЗЦЫ КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПОЧЕРКА НА РАЗНЫХ РАЗЛИНОВКАХ 

Разлиновка для первых уроков письма.

 

Разлиновка для совершенствования дальнейших навыков письма.

УПРАЖЕНИЯ

Упражнения в чистописании можно найти в любой прописи: написание элементов букв, их соединение, написание слов, в которых изучаемая буква встречается наиболее часто. Но нетрадиционные упражнения будут особенно интересны детям. Преподнесите их как игру.
1. Какие буквы похожи друг на друга? Создай из таких букв небольшие «семейки» на доске.
2. Какую букву тебе нравится писать больше всего? Напиши как можно больше слов, которые на нее начинаются.
3. Под какую музыку удобно будет написать много палочек слитно? Попробуй пропеть и написать. Подбери небольшую мелодию, чтобы под нее было удобно писать петельки. И т.д.
4. Запиши слова-междометия: бр-р-р, ха-ха-ха, ой-ой и др. Кто, какой герой их часто произносит?
5. Подобрать и записать слова рифмы (не менее двух) к следующим: каша, вой, подушка, сок; снег, кошка, кружок, миска; речка, тучка, бочка.
6. Выбрать и записать слова-рифмы из четверостишия (берется детское стихотворение, рифмующиеся слова должны быть недлинными).
7. Прочитайте загадку, попросите записать ответ на доске.
8. Закончить слово, начинающееся на под-, зав-, не-, неб-, гри- и т.д. (можно взять недлинные слова из тех словарных слов, которые ребенок должен освоить за время обучения в первом классе: корова, дерево, веселый и др.).
9. Читается слово во множеств. числе. «Запиши слово, обозначающее один предмет». Когти, облака, воины, листья; цветы, пилы, молодцы, стебли.
10. Читается слово в единств. числе: «Запиши слово, обозначающее несколько таких предметов». Книга, ручка, лампа; город, стул, ухо; ребенок, человек, стекло; имя, весна, друг.
11. Упражнение на антонимы «Скажи наоборот и запиши ответ». Холодный, чистый, твердый, толстый; тупой, мокрый, старший, светлый; просторный, враг, верх, проиграть; поднять, день, утро, весна; зима, завтра, рано, близко; низко, редко, медленно, радостно; темно, сел, взял, нашел; забыл, уронил, насорил, выпрямил.
12. Упражнение на синонимы «Скажи то же самое по-другому». Конь, врач, чашка, пища, грустный, храбрый, ломкий, прочный.
13. Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Запиши его. Бодрый, смелый, отважный; печальный, унылый, тихий; слабый, нежный, недомогающий; крепкий,, большой, надежный.

Занятия не должны быть долгими. Хорошего настроения и плодотворной учебы!


07.12.2011
Яло

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Яло (03/12/2011)
Нет, в пдф еще больше размер получается. ЕСЛИ У КОГО-ТО НЕ ПРОШЛО, ВЫЛОЖУ НА ФАЙЛООБМЕННИК. Занимайтесь, девочки! Дело приятное.

Добавлено спустя 2 часа 39 минут 32 секунды:

СоняПвыслала

Добавлено спустя 7 минут 23 секунды:

мама Ульяны
наверно у всех на первых порах неуверенно получается. У меня дочь рисует отлично, но у нее тоже не сразу все получается, наклон особенно. Вчера писали на доске букву -ш-, она пытается когда соединительная линия наверх, руку вывернуть, локоть вправо увести. Ведь в рисовании это можно. А тут ей советую наоборот руку в одном положении держать, локоть вниз, чтобы только предплечье работало. И линии тогда поровнее получаются, и вверх, и вниз. Ну и в тетради в домашке она потом стала писать уже увереннее. Самой приятно, похихикала.
Яло (02/12/2011)
Девочки, всем рассылаю. Но 11мб боюсь не пройдет, переделываю в ПДФ

Добавлено спустя 10 минут 6 секунд:

Prazdnik_na_serdce
Да вы что такое говорите, ну не знаю, мы только сегодня с четвероклашкой, с папой и с перовклашкой все друг с другом поделились, кому какую букву писать больше всего нравится, и какое слово (у меня почему-то это слово Почему с большой буквы :-) ) и вообще мел на сырой досочке приятно пахнет Laughing

А если серьезно, то вот этот ритм: сильно жирная черта вниз и легкая наверх, он многим взрослым детям так и не знаком. Впечатление, что буквы при письме как-будто случайно написаны.
Prazdnik_na_serdce (02/12/2011)
Яло, а если проблемы с письмом не в 1, а во 2 классе ??? Поможет? Или уже поздно? Surprised
Бриташечка (01/12/2011)
Как обычно. Новое-это хорошо забытое старое.
У меня в первом классе , году эдак в 1981, была такая досочка,
да и у всего класса была.Результаты наверное были,
т.к проблем с почерком не было.
Яло (01/12/2011)
Девочки, спасибо за отклики.

Обычно мольберт имеет уклон и неустойчивость, не удобные для письма. Смотрите, может справитесь. А по размерам (я их кстати поправила)... Видите, надо все четко учесть, если у ребенка действительно плохо с письмом. А если для профилактики - пробуйте, рассказывайте, я для того тему и завела Smile Но вообще я сторонник того, чтоб ребенку было на чем размахнуться. Вспомните, сколько мы торчали на переменах у доски, это ж удовольствие! А сейчас даже на уроках к доске для письма не вызывают, чтобы что-то ученик именно там написал и показал. Примеры из математики пишут, а каллиграфией у доски совсем не занимаются.

А еще у меня есть отсканированные прописи с разлиновкой под каждую букву . Что ценно, они крупные, не как в обычных тетрадях для первоклашек. Я оттуда брала первый рисунок. Могу кому-нибудь высылать на почту.
Yulka (30/11/2011)
Яло
Спасибо, очень интересно.
У нас есть мольберт с доской для мела, но он конечно меньших размеров.
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь