/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

Музыкальное образование – необходимо ли оно?

В последнее время всё больше мам хотят дать дополнительное образование своему ребёнку, записывая его в музыкальную школу или подобного рода кружки и студии. Некоторые желают организовывать обучение музыке частным образом, приглашая педагога-репетитора в свой дом. Порой данное желание родителей сопровождается сомнением: а сможет ли мой ребёнок, и вообще, есть ли у него музыкальные данные?

Если 10-15 лет назад в музыкальные школы принимали, так называемых, одарённых детей, то сегодня берут всех. Для меня, как педагога искусства, никогда не возникало вопроса браться за обучение ребёнка или нет, важный момент – желание или хотя бы первоначальное любопытство ребёнка.

На первых занятиях довольно ярко раскрывается картина музыкально-звукового опыта ребёнка, то есть, насколько насыщенная звуковая среда окружала маленького человека. Звуковая (не музыкальная!) среда – является фундаментом для дальнейшего музыкального развития и обучения. Говоря о данной среде нужно в первую очередь рассмотреть возраст ребёнка и вот почему – я ни разу не видела маму, которая дала бы своему чаду нести тяжёлую сумку с продуктами, и это очевидно, так как ребёнок физически ещё не развит. Но очень часто наблюдаешь за тем, как родители взваливают на своих детей непосильную ношу психической нагрузки. Надо помнить, что во всяком развитии есть свои этапы – закономерности, которые необходимо знать, так как первое правило, которым руководствуются врач и должен руководствоваться педагог – это «Не навреди!!!».

До 6-ти лет у ребёнка проходит процесс формирования психических процессов, таких как память, мышление, речь, внимание, восприятие. Именно в этот возрастной отрезок важно не использовать ещё несозревшие механизмы, а давать им пищу для большего укрепления, в роли которой выступает опыт накопления звуков и мелодий.

Естественное накопление предполагает слушание звуков природы (пение птиц, шелест листьев, дуновение ветра и многие другие звуки, которыми богата природа). Накопительный опыт в домашних условиях включает 4 основных задачи:

1. Становление ритма

Первое и самое простое "упражнение" на развитие чувства ритма – это забытая игра "Ладушки" с хлопками:

"Ладушки-ладушки (ладони свои одна об другую)

Где были? У бабушки (ладони свои об его ладони)

Что ели? Кашку (как 1-ю строку)

Что пили? Бражку (можно заменить (как 2-ю строку)).

Или сажаете ребёнка на колени и покачиваете:

"По кочкам, по кочкам,

По маленьким грибочкам

Шёл петух –

В ямку – БУХ!!! (ребёнок как бы "падает").

Ещё вариант:

"По ровной дорожке, по ровной дорожке,

По кочкам, по кочкам,

По ухабам, по ухабам –

В ямку – БУХ!

Текст произносится с постепенным ускорением очень чётко и ритмично.

Выше перечисленные игры легко воспринимаются детьми 4-5-6 лет. До этого возраста с детьми обыгрываются элементарные движения, например, мама "топает" вместе с ребёнком:

"Топ, топ! Кто идёт?

Топ, топ! Саша наш идёт!"

или

"Саша ножкой топ!

Саша ручкой хлоп!

Саша ножкой топ-топ!

Саша ручкой хлоп-хлоп!"

Далее идут хлопки:

"Мама с Сашей топают – топ, топ. топ!

Мама с Сашей хлопают – хлоп, хлоп, хлоп!"

Надо помнить, что в игре важна яркая эмоциональная окраска – как во внешнем проявлении (в речи), так и внутреннем (настрой), чтобы игры не превращались в упражнения, а оставались играми!

2. Слушание "моно" музыки предполагает прослушивание только одной мелодии. Здесь, следует остановить выбор на произведениях, которые исполняет один инструмент, например, "Шутка" И.С. Баха (в исполнении флейты). Приобретая звукозаписи, обращайте внимание на произведения, написанные для соло: флейты, скрипки, трубы, то есть для инструментов, которые относятся к группе медно- и деревянно-духовых, а также к струнно-смычковым. Конечно, лучше слушать музыку в "живую", в этом случае самый простой вариант, это приобрести детскую блок-флейту и "пиликать" на ней, а так же на всякого рода свистульках и дудочках, которые можно найти в изобилии в любом детском магазине.

3. Координация ритма и слова предполагает под ритмичный текст (детские стихи) ритмичные движения, например, движение вперёд, по кругу:

"Идёт бычок качается,

Вздыхает на ходу.

Вот-вот доска кончается,

Сейчас я упаду!"

Или

"Мишка косолапый

По лесу идёт.

Шишки собирает

Песенку поёт.

Шишка оборвалась,

Прямо мишке в лоб!

Мишка рассердился

И ногою топ!"

Очень уместной будет игра с мячом – "Поиграй с именем".

Проговаривая своё имя по слогам, на каждый слог, ребёнок отбивает мяч о пол, например:

"А-ЛЕК-САНД-РА" – в имени 4 слога, значит, мяч отбивается 4 раза.

Начинать нужно всегда с простого! Поэтому, если видите, что ребёнку трудно, то берите имена "простые", с 1-м или 2-мя слогами (Оля, Влад, Лена и т.д.).

4. Певческая среда на мой взгляд, в музыкальном развитии имеет доминирующее значение.

Голос – это "живой" инструмент человека, который способен передать очень многое, начиная с высоты, тембра звука и заканчивая настроением, чувствами, душой.

Исполняя колыбельную или попевку, мама должна знать, а знакомы ли слова и образы текста её ребёнку. Нет смысла петь про Петю петушка, если ребёнок никогда не видел петуха и тем более не слышал как он «поёт».

Колыбельные песни должны быть наипростейшими, как в музыке, так и в тексте:

"Баю-баюшки, баю,

Тихо песенку пою"

Или

"Баю, спи сыночек мой,

Баю, спи мой золотой".

И так несколько раз на один мотив (который придумать и менять может сама мама).

Советую игры, попевки, колыбельные песни и т.п. брать из сборников по русскому народному творчеству. Всё новое – это хорошо забытое старое!

Каждая из выше перечисленных задач имеет нюансы, связанные с индивидуальностью ребёнка, поэтому родителям следует быть очень внимательными и в трудные моменты, если есть сомнения, следует обратиться за помощью к педагогу.

В каждом ребёнке природой заложен огромный творческий потенциал (способность к самовыражению), а задача родителей и учителей грамотно удобрять это ценное семя.

30.11.2011

Ксения Григорьева

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться