/О детях/Школа

До и после первого класса: что делать летом

читаем на летних каникулах после первого класса, каникулы в первом классе, список литературы на лето первый класс, лето перед первым классомВ полноценном отдыхе во время летних каникул особенно нуждаются самые маленькие: ученики, только что окончившие первый класс, и выпускники детского сада. Но как не растерять за три долгих месяца полученные знания и должным образом подготовиться к школе? Об этом мы расспросили учителя начальных классов образовательного центра «Горностай» Евгению КИРИЛИНУ.

 

Скоро в школу

Что должен знать ребенок

Идя в первый класс, дети должны знать четко:

  • свою фамилию, имя, отчество;
  • название города и страны, в которой живет;
  • адрес;
  • домашний телефон (желательно).

Замечательно, если ребенок помнит сотовый телефон родителей, пусть даже и называет его однозначными числами (девять-один-три…). Пригодятся элементарные навыки самообслуживания: умение зашнуровывать ботинки и застегивать брюки, расчесываться, переодеваться. У первоклассников 3 раза в неделю проходят уроки физкультуры – значит, за переменку нужно будет успеть снять школьную форму и надеть физкультурную. Осенью и весной – это уличный спортивный костюм и форма для занятий в зале, а зимой - форма для занятий в спортивном зале и лыжный костюм с лыжными ботинками. А бывает, что ребенок не умеет застегивать и расстегивать пуговицы на рубашке, потому что вплоть до школы это делала за него мама. Что касается занятий чтением или счетом, многое зависит от запроса родителей.

  Зачастую ребенка успевают так замучить подготовкой к первому классу, что он уже не хочет идти в школу. Какая-то нездоровая гонка: ребенок все время что-то должен и обязан.

С одной стороны, родители боятся, что ребенок придет в класс и, не умея читать, не сможет дальше справиться с программой. Частично эти страхи обоснованы: задания в современных учебниках обширные, и ребенок, который читает по слогам и не понимает смысл с первого раза, просто отстает от ребятишек, которые читают бегло.  

 С другой стороны, азбуку или букварь в первом классе изучают целых три четверти. Некоторые родители говорят: зачем это нужно, ребенок уже умеет читать. Но «букварный» период необходим для того, чтобы ребенок разобрался во всех буквах и звуках, так называемой фонетике. 

Эти знания будут востребованы в течение всего времени обучения в школе. Если мы заглянем в ЕГЭ по русскому языку, обязательно найдем там задания по фонетике. Так или иначе, к концу первого класса ситуация выравнивается: читать научат всех.

Что сделать летом?

Чтение

Если будущий первоклассник уже умеет читать, не стоит гнаться за объемом: качество важнее. В советское время были отличные диафильмы, которые можно было посмотреть вечером: большая картинка и два предложения, которые любому ребенку по силам прочитать. Сейчас в продаже много детских книг, которые сделаны по образцу этих диафильмов. Прочитали – и обсудили прочитанное с папой или мамой. Хорошо, если родители будут задавать наводящие вопросы, чтобы ребенок смог пересказать текст. Замечательно, если сам малыш сможет составить вопросы. Другие варианты – краткий пересказ или подробный, чтение вместе с родителями по ролям.

Письмо

Отдельная просьба к родителям: пожалуйста, перед первым классом не учите ребенка писать прописные буквы! Никакие прописи не помогут сделать это правильно, а учителю потом будет очень трудно, почти невозможно, переучить ребенка правильно писать буквы и соединения букв. А от этого будет страдать каллиграфия и скоропись. Если хотите развить руку – пусть ребенок лепит, вырезает, делает различные аппликации, разукрашивает, штрихует, работает с пластилином.

Счет

Ни в коем случае не заучивайте с ребенком наизусть таблицу умножения. Дети еще не понимают смысла умножения и деления, поэтому запоминать таблицу все равно, что заучивать китайские иероглифы без понимания их сути. Таблицу умножения и деления ребенок начнет осваивать во второй четверти второго класса.

А вот счет в пределах десяти (например, три плюс три, восемь минус четыре) и двадцати в прямом порядке и в обратном будущему первокласснику очень пригодится.

Можно попробовать решать задачки, но не нужно для этого усаживать ребенка за письменный стол. Лучше ориентироваться на окружающую среду и обучать между делом. Гуляете вы вместе по улице и видите: на ветке сидят три птички, две улетели. Сколько осталось? В магазине считаем деньги и продукты, на улице дома, окна, подъезды, фигурки в песочнице, машины разных цветов и т.д. Задачи должны быть практико-ориентированными.

 

Перед вторым классом

Что должен знать ребенок

  К началу второго класса ребенок уже умеет читать, писать, знаком со звуковым составом слова: звуки гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие.

Он знает, что предложение пишется с заглавной буквы, в конце ставится знак препинания. Знает элементарные орфографические правила: написание жи-ши, ча-ща, чу-щу, написание большой буквы в именах, отчествах, фамилиях и т.д. (т.е. в именах собственных). Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные, состав слова – все это уже материал второго класса. Подробности зависят от программы.

  По математике – счет в пределах ста, сложение и вычитание, решение текстовых задач. Простейший геометрический материал: отрезок, луч, ломаная, круг, квадрат, прямоугольник, ромб.

В первом классе основной акцент ставится на сложении и вычитании в пределах десяти. 

Конечно, хотелось бы оградить детей от интернет- и телефонной зависимости. Это серьезная проблема. У меня в классе есть специальная коробка для мобильников, и перед началом уроков ученики складывают в нее свои телефоны. Перемена всего 20 минут, нужно, чтобы дети пообщались, побегали, а потом смогли воспринимать учебный материал со свежими силами. Если всю переменку они просидят, уткнувшись в телефон, толку будет мало. Этой весной я возила детей на математическую школу в Омск: второклассники, третьеклассники были очень заняты, и все равно находили время на гаджеты! Помню восьмилетнего мальчика, который даже в столовой умудрялся играть в игрушку на мобильном телефоне.

Похожая проблема – с телевизором. Зачастую дети его даже не смотрят, воспринимают как фон. Глаза при этом не устают, но рецепторы все равно реагируют, и детский мозг не отдыхает. Родителям нужно проявить твердость, а это трудно. Самая действенная, хоть и радикальная, мера – убрать телевизор и ограничить пользование мобильным телефоном, интернетом, особенно это касается социальных сетей.

Что делать летом?

Чтение

После первого класса я рекомендую список книг для чтения, но жесткого требования прочитать все - нет. Наша главная задача – не отбить у ребенка желания читать. Нельзя заставлять читать насильно определенное количество страниц в день – через «не хочу», со слезами, с истериками. Лучше выбрать современные книги, благо выбор огромный: книжки можно купить, взять в библиотеке, поискать в интернете.

  «Чук и Гек», «Тимур и его команда» вряд ли подойдут: ребенок будет читать, а вы – переводить с советского на русский. 

Можно завести дневничок читателя, чтобы ребенок записывал туда прочитанные книги. Это очень дисциплинирует и мотивирует: пусть несколько абзацев в день, но ребенок прочитал, и он молодец. Если книга интересная и с захватывающим сюжетом – ребенка самого нельзя будет оторвать от книги.

  С чтением сегодня сложилась интересная ситуация. Когда в школе учились мы, много внимания уделялось технике чтения. Сегодня – умению работать с информацией.

Согласно исследованиям, ученики начальных классов с чтением справляются очень хорошо, они умеют текст читать быстро, но, к сожалению, не всегда могут в нем найти информацию, нужную для того, чтобы ответить на какие-либо вопросы. Теперь в начальной школе появилась межпредметная программа, которая называется «Чтение. Работа с текстом». То есть в учебниках чтения,  окружающего мира есть задания: найти отрывок в тексте, доказать, ответить на вопросы, на математике идет работа с диаграммами, схемами, таблицами и так далее. Эти навыки ребенку нужны больше, чем просто беглое чтение.

Письмо

После первого класса, когда ребенок уже умеет правильно писать прописные буквы, на каникулах можно заняться письмом. Проще всего найти в интернете упражнения и распечатать. Это желательно делать в августе, ближе к школе, когда навык написания букв нужно немного восстановить. Если ребенок что-то забыл, это вполне закономерно: если взрослый не посидит за компьютером три месяца, потом будет набирать текст гораздо медленнее.

Счет

Можно воспользоваться серией книжек, рассчитанных как раз на повторение программы: «Занимательная летняя школа», «Из первого класса во второй», «Из второго класса в третий» и так далее. Их удобно брать с собой на дачу или в поездку, чтобы занять ребенка в пути.

Но главное – не переусердствовать: летом дети обязательно должны полноценно отдохнуть.

 

Примерный список для летнего чтения после 1 класса  

1. Русские народные сказки.

  • «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса», «Зимовье зверей», «Морозко», «Два мороза».

2. Сказки зарубежных писателей.

  • Бр. Гримм «В стране небывалой».
  • Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик».
  • Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине», «Дюймовочка».

3. Классики русской литературы.

  • А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
  • Л.Н. Толстой «Котёнок», «Пожарные собаки», «Два товарища», «Орёл».

4. Современная русская литература.

  • А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».
  • М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
  • Г. Скрибицкий. Рассказы.
  • Н. Сладков. Рассказы.
  • В. Бианки «Лесная газета».
  • Э. Шим. Рассказы.
  • Г.Снегирёв «Про пингвинов».
  • Ю. Дмитриев. Рассказы.
  • Н. Носов. Рассказы. «Приключения Незнайки и его друзей».
  • В. Драгунский «Денискины рассказы».
  • В. Голявкин. Рассказы.
  • Ю. Раскин «Как папа был маленьким».
  • Л. Пантелеев «Честное слово».
  • Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Про Веру и Анфису».
  • Г. Остер «Задачи», «Котёнок Гав», «Вредные советы», сборник рассказов «Зарядка для хвоста».
  • Г. Корнилова «Наш знакомый Бумчик».
  • С. Козлов «Ёжик в тумане».
  • Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак».
  • О. Кургузов «Рассказы маленького мальчика».
  • С. Прокофьев «Лоскутик и Облако».
  • Стихотворения Б. Заходера, Д. Хармса, С. Михалкова, Е. Благининой, Я. Акима, Ю. Мориц, И. Токмаковой.

5. Современная зарубежная литература.

  • А. Линдгрен «Малыш и Карлсон».
  • О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга», «Маленький Водяной».
  • Дж. Родари «Приключения Чиполлино», «Путешествие голубой стрелы».
  • Д. Биссет «Путешествие  дядюшки Тик-Так», «Забытый день рождения».
  • Э. Хогарт «Мафин и его весёлые друзья».
5.06.2015
Подготовила Татьяна Яковлева

 

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Datura28 (29/07/2016)
Лилия Лия
Я сына своего тоже только недавно научила. Такая же проблема - нет обуви на шнурках, а значит и нет необходимости учится этому. aga-aga

А учила так: прямо пошагово вживую и на картинке показывала, что куда перекрещивается и куда вытягивается. Вот где пригодился кружок макраме, который в детстве посещала :haha:
Лилия Лия (05/06/2015)
burya
Игрушки-шнуровки - это не то. С такими она справляется.
А вот шапку завязать на бантик не может.
Yellow888 (05/06/2015)
Посмотрела список литературы и обнаружила старую добрую сказку ""Мафин и его весёлые друзья" Какже мы с сестрой её в детстве обожали=))) мама ставила нам пластинку, мы слушали и представляли ослика мафина и его друзей в разных ситуациях...Для меня это был целый мир фантазий! Сейчас я только понимаю, как эта сказка помогла развивать вооброжение, память, учила думать!
burya (05/06/2015)
Лилия Лия писал(а):
А моя не умеет шнуровать ботинки.
У нас таких и не было никогда. :haha:


На самом деле очень полезное упражнение для мелкой моторики. Даже игрушки=-шнуровки для малышей есть aga-aga
Лилия Лия (05/06/2015)
А моя не умеет шнуровать ботинки.
У нас таких и не было никогда. :haha:

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться