/О детях/Детское здоровье и уход

Медицинский кабинет в школе: от «а» до «я»


Время идет. … и вот ваш ребенок уже ходит в школу. Многие часы он проводит в этом своем «втором доме», приобретает знания и … теряет здоровье. Сегодня в России каждый пятый первоклассник имеет отклонения в состоянии здоровья. К четвертому классу число больных детей, имеющих хронические патологии, удваивается. А к моменту окончания школы 40 процентов детей имеют уже по 2-3 медицинских диагноза. Более половины выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья.

Кто же защитит здоровье вашего ребенка в школе? За здоровьем учеников призван следить школьный врач, для этого в каждой школе должен быть медицинский кабинет. Как работает кабинет, способен ли он как-то улучшить удручающую статистику состояния здоровья школьников? Какие законодательные акты определяют работу медицинского кабинета? На эти вопросы отвечает юрисконсульт Новосибирской медицинской корпорации, Константин Помогайбо.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Очевидно, что к широкому понятию «каждый» относится в том числе, пожалуй, самая незащищенная категория – дети. Если смотреть на школьную медицину, то в России она имеет более чем 130-летнюю историю. Еще в 1870 году Эрисман впервые провел в Петербурге изучение состояния зрения у санкт-петербургских школьников. А потом в Москве, спустя 10 лет, исследовал на 26 тысячах учащихся зависимость состояния их здоровья от социального статуса и условий труда и быта. Этот период можно считать рождением школьной медицины.

Современное законодательство в ст. 10 Федерального Закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» провозглашает, что:
«В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей».

В тоже время, данные греющие душу гарантии не дают ответ на очевидные вопросы среднестатистического родителя: «Как на практике должно быть обеспечено предоставление медицинской помощи моему ребенку?». Учитывая, что большую часть пути «детство – отрочество – юность» каждый из нас проходит в роли школьника или студента, особую остроту приобретают вопросы организации предоставления медицинской помощи в образовательных учреждениях. В большей мере, это касается общего начального, основного, среднего (полного) образования, то есть, школы.

П. 4 статьи 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. N 3266-1 устанавливает, что медицинское обслуживание школьников обеспечивают органы здравоохранения. При этом образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Данные нормы детализированы в п. 23. «Типового положения об общеобразовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196) согласно которому:
«Медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за этим общеобразовательным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Общеобразовательное учреждение обязано предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников».

Следовательно, за организацию работы медицинских кабинетов в школах ответственны органы управления здравоохранения и конкретные медицинские учреждения (в части медицинского обслуживания), а также администрация школы (в части предоставления помещения и создания материальных условий). При этом, как правило, отношения «медицинское учреждение - образовательное учреждение» оформляются безвозмездным договором о сотрудничестве.

Возникает вопрос:

Какое медицинское учреждение обязано предоставлять медицинский персонал и технику для обеспечения работы медицинского кабинета в школе?

Ответ на этот вопрос содержится в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 23.01.2007 N 56 «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники» в соответствии, с которым детская поликлиника осуществляет, в том числе:

  1. медико-социальную подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения и контроль за течением адаптации;
  2. выполнение профилактической и лечебно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях;
  3. контроль за организацией рационального питания детей раннего возраста, а также детей, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях.

Для выполнения данных функций в структуре детской поликлиники создается «Отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях», которое включает:

  1. медицинские кабинеты образовательных учреждений;
  2. дневной стационар;
  3. стационар на дому;
  4. врачебный здравпункт;
  5. фельдшерский здравпункт.

Какая именно поликлиника должна обеспечивать работу медицинских кабинетов в школах?

Это зависит от территориального расположения образовательного учреждения. Так, за каждым медицинским учреждением закреплены определенные зоны обслуживания населения, сформированные органами здравоохранения исходя из численности, плотности, возрастно-полового состава населения, уровня заболеваемости, географических и иных особенностей территорий (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2006 N 584 «О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу»).

Какая именно медицинская помощь может быть оказана в медицинских кабинетах школ?

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2005 № 487 «Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи» медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательных учреждений является составной частью амбулаторно-поликлинической помощи, на осуществление которой требуется лицензия. Следовательно, отсутствие у школьных кабинетов лицензии на осуществление медицинской помощи является грубым нарушением действующего законодательства.

Какие специалисты оказывают амбулаторно-поликлиническую помощь в медицинских кабинетах школ?

Приказом Минздравсоцразвития РФ 15.01.2008 N 207-ВС утверждены «Методические рекомендации по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях». Данные методические рекомендации содержат профессиональные требования и должностные обязанности:


  1. врача-педиатра;
  2. медицинской сестры;
  3. врача-стоматолога детского;
  4. гигиениста стоматологического;
  5. медицинской сестры врача-стоматолога детского.

Функциональных обязанностей у школьного врача очень много - наблюдение за физическим развитием: как растут наши дети, как меняется их вес, оценка состояния здоровья, проведение углубленных профилактических осмотров в декретированные возрастные периоды: в 10 лет (перед началом предметного обучения), в 12 лет, в 14 лет, и далее (до достижения совершеннолетия) такие осмотры должны осуществляться ежегодно.

Кроме этого, школьный врач должен осуществлять наблюдение за соблюдением санитарно-гигиенических условий в образовательных учреждениях, что, к сожалению, не всегда происходит эффективно, поскольку у подросткового и школьного врача нет возможности влиять на изменение условий, в которых учатся наши дети. Также школьный врач должен контролировать учебно-воспитательный процесс, составление расписания, режима занятий, вакцино-профилактику, физическое и трудовое воспитание...

Помимо прочих обязанностей данные специалисты обязаны вести «Медицинскую карту ребенка» (форма утверждена Приказом Минздрава РФ от 03.07.2000 N 241) на каждого обучающегося.

Каковы материально-технические условия организации медицинского кабинета в школе?

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44 утверждены «Санитарно-эпидемиологическими правилами. гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02»

Данные Санитарно-эпидемиологические правила, в том числе направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования к организации медицинского обслуживания обучающихся. В таблице № 1 отражены данные требования:

 

Объект Специальные требования (п. 2.3.22 Общие требования
Кабинет врача Длина не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв. м Медицинский пункт располагается на первом этаже и включает кабинет врача и процедурную (2.8.5.);

Все общеобразовательные учреждения укомплектовываются квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров (2.10.1);

При медпункте оборудуется самостоятельный санузел (2.3.22);

В тех случаях, когда требуется стерильность, необходимо применять изделия разового пользования (2.11.8);

В медицинском кабинете, помимо обеззараживания помещения и предметов обстановки, необходимо дезинфицировать медицинские инструменты многоразового пользования способом погружения в один из растворов, указанных в Приложении N 7, или пользоваться физическими методами обеззараживания (2.11.7).
кабинет зубного врача площадь 12 кв. м, оборудованный вытяжным шкафом
процедурный кабинет площадью 14 кв. м
кабинет психолога площадь 10 кв. м.
мастерские для трудового обучения Для оказания первой медицинской помощи должны быть аптечки

10.11.2008
Константин Помогайбо, юрисконсульт
ЗАО "Новосибирская медицинская корпорация"





 

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+
   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
krasotka28 (07/11/2016)
к сведению: в разных школах простых , лицеях, гимназиях средства отпускаемые на одного учащегося сильно разнятся от 70000 -400000 на одного учащегося в год. но ставку медработника оформляют для всех одинаковую, расчет делается только на количество учащихся сколько часов должен отсидеть в школе а зарплату никто не пересматривает.
Lana (29/10/2016)
karamba писал(а):

В общем, создать тему навеяло следующей ситуацией: младший ребенок учится во вторую смену. На уроке физкультуры столкнулся с мальчиком, сильно треснула губа. Учительница отправила его в медкабинет, а там никого. Благо, что аптечки в каждом классе, все обработали.
Мне почему-то кажется, что в школе с двумя сменами медкабинет должен работать до конца всех занятий, в т.ч.и второй смены, хотя бы медсестра.
А как у вас в школах?

Такая же проблема...
У нас медицинский кабинет работает до 15-00. В итоге вторая смена практически без медицинского работника, когда что то случается - медика уже нет в школе... Surprised Surprised
krasotka28 (29/10/2016)
А если в школе 64 ученика сколько времени должентам находиться медработник 15 секунд в день в нашей речевой школе дети с овз и инвалиды вобще нет врача хоть сдохните сегодня хоть завтра всем наплевать что уж говорить о здоровых Юр
Маарина (19/03/2014)
Для меня вопрос прививок до сих пор неоднозначен. существуют,так называемые, рандомизированные медицинские исследования, которые могут дать объективный ответ. Так вот, я что - то не знаю про такие исследования в отношении прививок. Может быть, я просто не знаю?
umaneturman (13/08/2012)
прививаемя по индивидуальному графику о чем уведомила медработников, после каждой поставленой привики отношу данные им, что лишнего не поставили написала официальный отказ. Медицинский осмотр самостоятельно раз в год в медцентре, от формальных школных отказались.
Светлана Лушкина (06/08/2012)
Константин Помогайбо, юрисконсульт
ЗАО "Новосибирская медицинская корпорация"
подробно рассказал про школьные медкабинеты, а

какие законодательные акты определяют работу медицинского кабинета в учреждениях начального профессионального образования?
"образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников" -в каких документах четко и ясно прописаны эти "соответствующие условия"?. И последнее - как можно получить лицензию на "осуществление медицинской помощи"медпунктом или кабинетом, в котором нет медработника - не предусмотрен штатным расписанием образовательного учреждения?
С благодарностью приму все ответы.
Татьяна Пчельникова (26/05/2012)
Ивановна
Скажите,в школе такая же петрушка по прививкам возникает,как и в садике. Нас в саду прессовали за отказ от прививок,по показанию аллерголога.
Полинэ (16/05/2012)
У нас школа малочисленная и медсестра приходящая, да и та не умеет ставить манту...практически на запястье ставит, где невозможно пропальпировать папулу. Даже сменную обувь не надеает, находясь в мед.кабинете, а находится она там крайне редко.
Мираж (24/04/2012)
Время идет. … и вот ваш ребенок уже ходит в школу. Многие часы он проводит в этом своем «втором доме», приобретает знания и … теряет здоровье. Сегодня в России каждый пятый первоклассник имеет отклонения в состоянии здоровья. К четвертому классу число больных детей, имеющих хронические патологии, удваивается. А к моменту окончания школы 40 процентов детей имеют уже по 2-3 медицинских диагноза. Более половины выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья.


Дальше читаем ЗДЕСЬ.
Ledy Lena (10/01/2012)
У нас в школе делают детям прививки при этом не выдают сертификат и не понятно каие прививки ребенку ставили, какие нет. В январе обращались к дежурному педиатру, спрашивает какие прививки делали ребенку, когда ревакцинация была, потому что в карточке отмечены прививки только до 7 лет. Мы не знаем, что делали и когда, потому что школьный врач ничего не дает -ни информации о привиках, тем более уж сертификаты.
slavka-25.ru (16/12/2011)
OLGA_G
У нас в школе, если планируются обследования (беседы с психологом, осмотр окулиста и т.д.) - с родителей в обязательном порядке собирают письменное согласие/отказ с указанием паспортных данных, адреса и т.д.
От бесед с психологом я отказалась, что-то страхово стало после прочтения выданной бумажки. Там было написано, что согласие на эти беседы дает право психологу обращаться в компетентные органы якобы в интересах ребенка и ребенок должен рассказывать все, что происходит в семье, вплоть до семейных тайн. Оно нам надо? Написали отказ.
OLGA_G (16/12/2011)
Девочки, может кто знает: где можно ознакомиться с правами и обязанностями мед.персонала в школе (может есть какие-то положения и на просторах инета?). И нужно ли разрешение родителей на проведение обследований и других манипуляций (почему то в нашей школе все делается без ведома родителей, письменную бумажку дают только на прививки). Очень хочется разобраться в школьной медицине. Surprised
Лёлька* (15/12/2011)
а у нас очень внимательный и ответственный мед работник. в 109 мед работник была не очень мягко сказать хорошая, а вот в 160 умничка внимательная и к каждому ребенку подход у ее и на рабочем месте всегда Wink
Kelteka* (07/12/2011)
О,тоже больная тема!У нас вообще он бывает,только когда прививки ставят,я с собою сама цитрамон,ношу.вдруг голова заболит.А недавно вообще табличка на кабините врача висела:Врач на больничном!
дудочка (23/05/2011)
И у нас в лицее это "больной" вопрос. Предлагают а отделе здравоохранения содержать медработника за родительский счет! Вот вам и забота о детях с высоких трибун!!!
      1 | 2    
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь