Про умную собачку Соню и многое другое: интервью с Андреем Усачевым
Недавно по всему миру вновь прокатилась ежегодная акция Тотального диктанта. Напомним, что зародилась она 13 лет назад в новосибирском Академгородке. В этом году автором диктанта стал детский писатель Андрей Усачев, который приехал в Новосибирск, чтобы лично продиктовать свой текст в НГУ.
Накануне этого события Андрей Алексеевич встретился с журналистами, и разговор зашел не только о диктанте, но и, естественно, о состоянии детской литературы. Как считает, обнадежив всех собравшихся, автор рассказов (и сценария мультика) про маленькую собачку Соню, состояние детской литературы у нас в стране вполне нормальное.
- Это не позиция, а собственные ощущения. В детской литературе нет какого-то необыкновенного взлета или ужасающего падения. Все довольно ровно. Пожилые писатели, увы, постепенно уходят, но на смену им приходят новые имена. И среди них есть вполне достойные. Примечательная тенденция последних лет: в детской литературе стало много пишущих женщин. Появилось огромное количество прекрасных поэтов. С прозой традиционно хуже. Но, с другой стороны, сейчас появились хорошие «фэнтэзисты», которых дети читают запоем.
"Я всегда боюсь преувеличенных оценок: «Ах, у нас все гибнет», или: «Ах, у нас все цветет». У нас что-то гибнет, что-то цветет.
Как писать для детей?
Есть такая расхожая фраза, что для детей нужно писать так же, как для взрослых людей, только лучше. Андрей Усачев считает, что эта сентенция ни о чем, потому что дети — тоже люди. А все люди — это те же дети.
Как известно, Александр Сергеевич Пушкин не писал специально для детей. Но они читают его с большим удовольствием, потому что там все понятно.
- Если в «Сказке о Рыбаке и рыбке» убрать слова, которые непонятны даже современному взрослому, то это очень простой текст. Вообще, многие «взрослые» книги почему-то причисляют к детским.
"Если взять «Маленького принца» Экзюпери, то можно увидеть, что эта книга тоже очень просто написана. Поэтому она доступна и детям. А там ведь колоссальный философский смысл, из нее каждый вытаскивает свое.
Когда я пишу свои «детские» книжки, то получаю от этого несказанное удовольствие или, как говорит молодежь, «тащусь». Это очень важно, чтобы в любом деле человеку нравилось то, чем он занимается. Потому что, когда ты видишь продавца с кислой физиономией (или кого бы то ни было еще), это отвратительно. Я считаю, что правильно делать то дело, которое доставляет тебе удовольствие. Конечно, во всякой работе есть свои мучения, но когда ты преодолеваешь себя и получаешь результат, то думаешь: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!». И это греет.
Не читают — и не надо!
Конечно, невозможно было обойти тему о том, что современные дети перестали читать. Как с этим смириться? На чем воспитывать подрастающее поколение?
Тут Андрей Усачев высказал совершенно небанальные и, может быть, не всеми разделяемые мысли. По мнению писателя, книга - не панацея. Воспитывает, в первую очередь, не литература, а личный пример, окружение, сама жизнь. Ведь какие бы благородные книжки папа не заставлял читать своего отпрыска, но если отец бьет маму и матерится по-черному, то что из этого выйдет дальше, неизвестно никому.
А что касается литературы для подростков, так ее, по мнению Усачева, и вовсе не существует!
- Я скажу, наверное, непопулярную вещь, и, пожалуй, 80% моих коллег-писателей со мной не согласятся. Но я считаю, что подростковой литературы, как таковой, не существует, потому что она не создала ни одного шедевра. А наличие литературы определяется тем, есть в ней шедевр или нет. И настоящее подростковое чтение - это взрослая литература. Я вспоминаю, что читал я и мои друзья в подростковом возрасте. Конечно же, это были взрослые книги. Шекспир («Ромео и Джульетта», например), «Декамерон», Мопассан...
"И еще надо смириться с тем, что подросток - это существо нечитающее. Для него книга не становится самым важным источником удовольствия.
Я помню, что, когда перешел в подростковую фазу, для меня самым главным стала музыка. Года два читал очень мало, хотя до того был запойно читающим ребенком. Вместо этого я стал слушать The Beatles, Deep Purple и все такое прочее. Музыка просто другой жанр искусства, который на определенном этапе заменяет литературу. И это надо понять. Человек так устроен, такова его данность. Ну а потом, ведь кто читал, тот возвращается, надо просто пережить этот период.
Когда в жизни не ярко, хочется света
Зато теперь Андрей Усачев, как он признался, на досуге любит читать детскую литературу. И вот почему.
- Мне она, не поверите, доставляет наибольшее удовольствие. Человек во всем ищет позитив. И это нормально, потому что негатив он получает в жизни. В искусстве он ищет то, что древние называли катарсисом. В литературе, особенно в современной, этого очень мало. Да и в классической всюду сплошная трагедия: одного убили на дуэли, другая бросилась под поезд...
А в детской литературе мы не наказываем так строго своих героев. Эдуард Николаевич Успенский старуху Шапокляк не расстрелял, не повесил, а просто отправил далеко-далеко. Я считаю, это очень важно, что в детской литературе чаще всего торжествует справедливость. И вот это ощущение справедливости поддерживает людей в жизни.
"Ведь для чего мы читаем? Чтобы самоподдержаться. И писатели должны в этом помогать людям. Негатива и так достаточно в жизни, а если тебя еще будут топить и в литературе...
На одного ребенка сто начальников
В детских произведениях Андрея Алексеевича часто поднимается тема уважения к Маленькому Человеку и защиты его прав. Известная книга «Декларация прав человека», написанная легко и с юмором, уже помогла многим детям.
Вот что говорит на этот счет сам автор:
- Дети – вообще несчастная часть человечества. У нас с вами бывает один начальник, ну два. А у ребенка – брат или сосед, старше на два года, уже начальники. И все взрослые, которые делают замечания, которые могут дать подзатыльник или закричать на него, тоже начальники. Учителя – начальники, родители – начальники. Мы-то уже приспособились: «Ну и пусть он говорит, а я-то про себя знаю».
Ребенок же все воспринимает на 100%, потому что у него есть момент доверия взрослым. И это так неправильно, когда на него обрушивается такое огромное количество власти сверху, а он один подчиненный. Получается пирамида, перевернутая вверх тормашками. Поэтому детям значительно тяжелее.
Соцсети- это большая помойка
Как выяснилось, Андрей Усачев не любитель социальных сетей. Почему?
- Я человек занятой, у меня много работы, а сидеть в соцсетях - это значит иметь большое количество свободного времени.
Кроме того, социальные сети, по моим ощущениям — это такая большая помойка, где очень легко можно нарваться на ситуацию, когда тебя будут оскорблять. Что делать в данной ситуации, я не очень понимаю. Вот эта безнаказанность в сети для меня невозможна. Если я читаю какую-то гадость, неважно, про себя ли, про друзей ли, во мне вспыхивает все первобытное, негативное, злобное, что есть в каждом из нас, и я понимаю, что из более-менее приличного человека я становлюсь каким-то неандертальцем. Я боюсь себя самого, поэтому стараюсь в эти дрязги не ввязываться.
"Ведь это бессмысленно - ругаться с людьми, которых ты не знаешь и в глаза не видел. Интернет с его сетевой ситуацией — это серьезная проблема безответственности. Человек должен отвечать за свои слова, свои поступки.
Вряд ли кто-то из этих людей, которые полощут все и вся, посмел бы сказать подобное в лицо другому человеку. Такая ситуация безнаказанности – неправильна, ни по человеческим, ни по божеским законам. Поэтому меня там нет.
Собачка Соня и не только
Над чем сейчас работает детский писатель?
- Прямо сейчас я занимаюсь одной замечательной книжкой. В прошлом году художнику Виктору Александровичу Чижикову — это один из лучших художников в нашей стране - исполнилось 80 лет (а он, между прочим, даже еще и не народный, это к вопросу о справедливости). Когда-то, давным-давно, мы сделали с ним несколько книжек про котов. Я брал готовые рисунки Чижикова и писал к ним стихи,.это называется принцип обратного иллюстрирования. Как-то Виктор Александрович мне сказал: «Знаешь, у меня много в загашниках чего лежит, может, ты подумаешь?» Я понимаю, ему очень этого хотелось. Но меня просто физически не хватает на все.
И тут вдруг меня осенило: я предложил, чтобы его проиллюстрировали молодые детские поэты. Надо взять рисунки, которые никогда не выходили, и написать к ним стихи. И вот сейчас 9 человек совместно заканчивают эту книгу. Я еще не знаю, как она будет называться, но это будет толстый том неизданного Чижикова, и к нему около 200 стихотворений.
Кроме того, я пишу продолжение «Умной собачки Сони». Этого публика ждала от меня 25 лет, и наконец я дозрел.
Делаю много чего еще... Пишу пятую «Дедморозовку», потому что каждый Новый год ее полагается продолжать. И это ужасно, потому что ты становишься заложником однажды созданного тобой мифа. А сериальное мышление современного ребенка и взрослого таково, как будто мы бессмертны. Раньше было как, – закончилось и закончилось.
"А теперь нужно продолжение, хотя уже все состарились и умерли. Но нет! Не умерли! Несмотря на то, что я пытаюсь распроститься с героями, я не могу этого сделать. Так как я человек милосердный, просто разом прикончить их я не могу.
И даже снеговики не могут растаять, иначе дети будут плакать. Поэтому я в капкане и в безвыходной ситуации.
Где я подпитываюсь? По большей части, не от людей, а от деревьев, от травы, от неба. Природа не вампирит. Про людей ты не знаешь, на кого налетишь, кто в тебя вцепится. Есть такие, кто наговорит тебе кучу комплиментов, но ты выйдешь от него таким уставшим, будто целый день пахал.
Иногда бывают и приятные вещи, когда родители подходят и говорят: «Вы знаете, а мой ребенок не читал, не читал, а потом прочел вот эту книжку, и его зацепило». Это, конечно, приятно, это радует...
22.04.16
Беседовала Ольга Стрикун
Фото РИА Новости