Реклама

/О детях/Детское здоровье и уход/Другие дети

Основа развития ребенка - диалог

Испокон веков на Руси говорили: «Дай Бог дитя, да дай Бог здоровое». Но, увы, здоровые дети рождаются не у всех, и надо помогать своему ребенку, вытаскивать его из беды. Новосибирским родителям, у которых дети рождаются с различными патологиями, немного легче, потому что в нашем городе есть «Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Олеся». Там больным детям оказывают помощь высококвалифицированные специалисты. Совсем недавно, в начале июня, одна из них – учитель-логопед Галина СТЕКЛЯНКИНА стала победителем Всероссийского конкурса «Лучший работник учреждения социального обслуживания». Она заняла второе место в номинации «Лучший специалист по реабилитации инвалидов учреждения социального обслуживания».

Мы встретились с Галиной Александровной, чтобы узнать о тонкостях ее работы.

- Как именно Вы работаете с детьми, у которых есть нарушения развития? 

- У детей с различными нарушениями развития мы учитываем специфику присущих каждому из них особенностей.

” - Очень важно правильно провести диагностику  и не предъявлять ребенку завышенных или заниженных требований. Их надо не только жалеть, но и  конструктивно с ними работать, четко понимая, что тот или иной  ребенок в состоянии сделать, и добиваться результата.

Нужно предлагать игры и задания, соответствующие речевому и психическому уровню развития, а они не всегда совпадают по возрасту. Бывает и так, что уровень речевого и интеллектуального развития ребенка в три года может быть выше, чем у двенадцатилетнего.

- Какие речевые проблемы встречаются у детей?

- В  основном речевые нарушения вторичны. Первичны нарушения либо интеллекта, либо других психических функций, и работа строится с учетом первичного диагноза ребенка. У детей с интеллектуальной недостаточностью страдает в первую очередь смысловая сторона речи. И хотя он может пользоваться фразой, произносить ее,  смысл ему понять сложно. Тогда в большей степени мы работаем над смысловой стороной речи, над пониманием, чтобы маленький человек понимал, что он говорит, соотносил предмет и слово, которое обозначает этот предмет. У детей с аутическим спектром  другая проблема – в первую очередь страдает коммуникативная функция, поэтому работа идет над развитием диалога и контакта. У детей с ДЦП может оставаться сохранным понимание речи, но у них нарушен артикуляционный аппарат, и поэтому наблюдается невнятность речи, трудности в произношении звуков. С ними идет работа по укреплению артикуляционного аппарата, постановке звуков.

- Насколько рано выявляются нарушения у детей?

- Если проводится правильное обследование, то эти нарушения видны сразу. Но потенциал реабилитации у детей может быть различный.

” - Наш центр посещают ребятишки, у которых первые слова появились в семь лет, а к 13 годам они научились пользоваться фразой. 

У нас ребенок получает помощь всех специалистов – и невролога, и психиатра и вся эта помощь влияет на развитие речи. Тут работы одного логопеда недостаточно.

- Что бы вы могли порекомендовать родителям, у которых в семье есть дети с нарушением развития?

- Рекомендации все индивидуальны, зависят от возраста, от состояния ребенка. Но есть нечто общее, что подойдет всем. Ребенку надо постоянно объяснять ситуацию, называть предметы, признаки, действия. Комментировать то, что окружает его, разговаривать с ним. Комментарии могут быть разные, в зависимости от развития ребенка. Кому-то мы объясняем, что «это собачка, и она лает», а кому-то рассказываем, что это произведение написал Пушкин и какова основная мысль стихотворения. Для развития речи комментарий необходим любому ребенку.

” - Со всеми детьми очень важно вести постоянный диалог. Ведь только в диалоге отрабатывается грамматический строй - окончания, смысловая сторона. И если родители будут много времени этому уделять, несомненно, речь у ребенка будет развиваться быстрее.

- А если нет серьезных отклонений, а существует только речевое нарушение. Что делать родителям? Можно самим позаниматься или, все же, нужно обращаться к специалисту?

- Целесообразно все-таки проконсультироваться с логопедом, чтобы выявить, какое это нарушение. При разных нарушениях могут быть разные пути работы, которые могут в чем-то совпадать, могут быть похожими, но лучше сразу выяснить речевой диагноз и идти самым коротким и самым эффективным путем.

- По-вашему за последние 10 лет детей с речевыми проблемами стало больше?

- Так как я работаю с этими детьми каждый день уже 13 лет, а курс реабилитации в центре у них всего 2 месяца, то, мне кажется, что таких детей очень много.

- Почему возникают подобные нарушения?

- В основном это связано с перинатальным развитием, с родами. Причин очень много.

” - Но одна из самых распространенных причин - это кислородное голодание в перинатальный период развития ребенка.

- По сути Вам приходится работать не только с детьми, но и с их родителями.

- Родители очень разные. Кто-то много сил тратит, кто-то мало. Но, хочу подчеркнуть, никогда эти усилия не проходят бесследно. Если родители работают интенсивно, выполняют все рекомендации, у ребенка обязательно будет динамика. Но если не делать этих усилий, то может даже произойти регресс…

Родители приходят с разными установками, с разным настроением. Некоторые уже понимают состояние своего ребенка, они читали литературу и знают, чего ожидать, то есть адекватно оценивают ситуацию. С ними работать намного легче, потому что они осознают, что предстоит ежедневный тяжелый труд.

А некоторые родители еще не осознали, что у ребенка серьезные проблемы. Задача специалиста донести до них, в чем заключается речевой дефект ребенка, и какие приемы и способы существуют, чтобы помочь ему. Мы обязательно проводим минимум две консультации с родителями – в начале курса и в конце. Мамы и папы посещают открытые занятия и на конкретных примерах видят, как в игровой форме можно помочь ребенку, чтобы он захотел пойти на контакт и не отказывался от выполнения задания. Такие игры-задания обязательно должны соответствовать уровню его развития.

” - Иногда родителям нужно преодолеть определенные этапы, чтобы принять особенности ребенка. Это боль, и через нее надо пройти.

У всех этот путь разный по длительности. Мы все разные – кто-то быстро адаптируется, кто-то медленно. Но чем быстрее родители поймут, как надо действовать, тем эффективнее их помощь, тем лучшими союзниками они становятся.

3.07.2013

Беседовала Ольга Стрикун

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Лёля (30/10/2015)
Цитата:
Со всеми детьми очень важно вести постоянный диалог. Ведь только в диалоге отрабатывается грамматический строй - окончания, смысловая сторона. И если родители будут много времени этому уделять, несомненно, речь у ребенка будет развиваться быстрее.


Хотелось бы добавить, что не в диалоге, а во взаимодействии ребенка с взрослым - подчеркну ДЕЙСТВИИ сопровождающемся речью взрослого (и обращенной речью взрослого к ребенку) возникает смысловая сторона. Чтобы возник смысл, нужно , чтобы возник вопрос, встала перед ребенком проблема иначе говоря.

Моему ребенку был 1г3мес и он лежал, не умел ничего делать, я все ему подавала, приносила (игрушки, какие то интересные вещицы для него), а потом перестала. Мне сказали, ты отнесись к нему как к здоровому (понятно, что я оценивала , что он реально может, а что нет, вилку он сам себе достать из ящика не мог в тот момент). Я перестала подносить эти вещи и через месяц он начал ползать, потом сидеть, стоять и пр.
И не один специалист не поможет, восстановлением должна заниматься мама, специалист может подсказать как действовать, но так как большее количество времени ребенок проводит в семье, то и семья должна оказывать влияние на развитие. Сможете создать такую среду, ребенок начнет восстанавливаться, медленно, но начнет, не сможете, не один специалист вам не поможет, будет лишь временный эффект.
Анастасия (18/07/2013)
Галина Александровна, поздравляю Вас с заслуженной наградой!
Водила сына к Вам на занятия. Вспоминаем с благодарностью!
Nina D (04/07/2013)
Галина Александровна, Вы не представляете как я радовалась, увидев Вас на сибмаме! Мы учились вместе. Как я рада за Вас! Какая Вы умничка! Продолжайте делать добро детям, Вы большая молодец!
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться