/О детях/Школа

 «Инженер – это не профессия, это образ мысли»

Информация об открытии 1 сентября инженерных классов в 15 школах вызвала неоднозначные комментарии. Неопределенность шла от незнания: что это за классы, в чем их особенность, как будет проходить отбор и чем они лучше занятий в Клубе юных техников. За ответами на эти и другие вопросы мы отправились в Гимназию №6 «Горностай», где также будут организованы инженерные классы, и побеседовали с учителем высшей квалификационной категории Марией МАЗУР, заведующей кафедрой математики и информатики, кандидатом педагогических наук, руководителем проекта «Спецклассы» и просто очень хорошим и добрым человеком.

Будущий кабинет для инженерного класса еще в стадии ремонта: интерактивную доску повесят на стену, к новенькой раковине подключат воду, скоро все заблестит в ожидании учеников.

- Мы с самого начала участвуем в губернаторской программе «Специализированный класс», так что математические или физические классы в нашей школе есть практически на каждой параллели, - рассказывает Мария Ивановна. – Три года назад мы впервые набрали 10-й математический класс, а сейчас мои выпускники оканчивают первый курс в НЭТИ, НГУ, Сибстрине, Высшей школе экономики, других вузах. На сегодняшний день мы выпустили уже один математический, один физический и один биомедицинский класс, занятия в котором ведутся под эгидой клиники им. Мешалкина.

Открытие инженерного класса – новый опыт для гимназии. Идеология такова: с годами инженерный потенциал страны теряется, а востребованность в профессионалах есть.

Разумеется, нужны не те инженеры, которые были много лет назад, сейчас это – другой уровень; скажем, те же чертежи выполняются уже не вручную, а с применением компьютерной графики.

Мария Мазур поясняет:

- Мы задумали создать нестандартный курс для школьной программы – дискретная математика. В чем ее преимущество? Она состоит из различных разделов и дает инженеру общее представление, возможность видеть проблему в целом. Будем преподавать популярную сейчас робототехнику, хотя это не единственное направление для концентрации. Инженерный класс нужен, чтобы как можно раньше дать ребенку начертательную геометрию, и тем самым развить пространственное воображение. А проектная деятельность? Нельзя забывать и о ней, все очень важно.

 В инженерном 9-м классе гимназии «Горностай» первые три дня не будет уроков. К детям придут программисты, действующие инженеры, имеющие опыт преподавания, группа робототехников из НЭТИ, тренеры ТЮФ (турнира юных физиков) и выполнят «полное погружение». Сотрудники Технопарка, организующие школы будущих компьютерщиков, тоже проведут мастер-класс.

”  Выявлять проблемы и решать их с помощью полученных ранее знаний - вот на что ориентируют будущих выпускников специализированных классов. Новые предметы: ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач), робототехника, ТОС (Теория ограничений систем) помогут им в этом.

На вопрос, не пострадают ли ученики-инженеры в плане гармоничности учебной программы, Мария Ивановна с сожалением отвечает:

” - Знаете, помыть руки с мылом, а потом попить чай с сахаром не всегда получается. Вне всякого сомнения, гуманитарные предметы пострадают, образовательная сетка не резиновая.

- Мы не ущемляем иностранные языки, просто убираем второй. Химия – в полном объеме. Биология, география – по минимуму, в пределах базовых объемов, которые никто не имеет права трогать. Больше будет математики, физики, программирования. Ну и три новых предмета, которые я уже называла: ТРИЗ, робототехника, ТОС. А в рамках дополнительного образования ребята смогут заниматься тем, что им нравится, например, изучать второй и третий иностранные языки, экономику, историю и так далее.

Отбор в девятый инженерный класс – вопрос, скорее, социальный, нежели стратегический, интеллектуального тестирования, как выяснилось, никто устраивать не будет.

- Мотивация, - считает Мария Ивановна, – бесконечно сильный двигатель, подчас гораздо больший, чем индивидуальные способности.

Поскольку идет слияние двух школ, задача администрации – не только формальное объединение снаружи, но и изнутри. Должна произойти некая диффузия, возникнуть рабочие отношения между учителями, «чувство локтя» - у учеников. В бывшей школе №163 есть хороший математический класс и квалифицированный педагог-математик. Этот класс и станет инженерным. В него дополнительно запишут тех детей, кто изъявит такое желание, а кто почувствует в себе склонность развиваться в другом направлении – сможет перейти в параллельный класс.

 Еще один инженерный класс в гимназии «Горностай» появится на параллели седьмых классов, считается, что это оптимальный момент для того, чтобы определить специализацию ребенка.

Однако это решение сверху - неожиданность для руководства школы, классы уже сформированы, поэтому отбирать детей придется на конкурсной основе. И критерием будут вовсе не книжные знания:

- Инженерные классы – не для элиты и не для математиков. Если у детей слабые знания, это не значит, что дети – слабые. Важна среда. Помните, в лихие 90-е годы неожиданно преуспели бывшие троечники? – вспоминает Мария Мазур. - Только теперь возникает вопрос, может быть, это не глупые люди были, просто их неправильно учили?

” - Инженер – это определенное мышление, хватка, умение полученные знания применить совершенно особым образом и найти решение проблемы нестандартным способом путем думания. Именно эти качества и призваны развивать в наших учениках инженерные классы, и мы, учителя, тоже рады получить такой опыт.

На прощание Мария Ивановна обратилась к читателям сайта «Сибмама»:

 -Я знаю, вас читают много мамочек, сама изредка захожу на ваш сайт. Пожелайте нам успеха в новом деле. Лично я уверена в результате, потому, что мы в него вкладываемся. Хороший толчок всегда даст качество.

29.08.2013

Автор: Анна Сызранова, фото автора

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
sono io (15/07/2015)
http://forum.sibmama.ru/viewtopic.php?t=276317 - общая тема о спецклассах
Ксюнтия (15/07/2015)
Цитата:
Инженер – это определенное мышление, хватка, умение полученные знания применить совершенно особым образом и найти решение проблемы нестандартным способом путем думания.

В точку!
Женни (23/12/2014)
А где эти классы находятся?
ValenTina (20/12/2014)
Интересно. В сми везде пишут (осенью писали), что в Новосибирске работает уже более 50 специализированных инженерных классов. В статье пишут про 35. Где остальные?
burya (19/12/2014)
В ряде школ Новосибирской области уже два года работают инженерные классы. Узнать о том, как происходит внедрение проекта и чем отличается инженерное образование от обычного, мы решили в «Центре развития творчества детей и юношества» Новосибирской области.

Чему учат 12-летних инженеров и будут ли они потом востребованы в России?


В инженеры бы пошел, пусть меня научат…

изображение
NataliaErmoshina (26/05/2014)
Отличная идея! Классная! Нужно развивать у детей стимул к творению нового оборудования, конструирования, усовершенствования того что есть. Инженер - обычно на все руки мастер :-) Может действительно больше станет технических гениев :-)
burya (09/05/2014)
В следующем учебном году Новосибирской области откроются еще 20 новых инженерных спецклассов. Всего же таких классов будет уже 50!

Какие школы будут готовить юных гениев технической мысли, а чьи заявки не впечатлили конкурсную комиссию - смотрите на нашем сайте.


В НСО откроют еще 20 инженерных спецклассов

изображение
KisaL (03/09/2013)
sono io, а вот простой пример инженерного мышления. Одному ребенку даешь деталь и спрашиваешь - это что? Не знает, пластмасска простая. А другому дашь - он уже точно знает, от какого агрегата эта деталь и куда ее прикрутить и зачем нужна )
elis73 (31/08/2013)
Думаю, что инженерное мышление, когда чувствует конструкцию, физику, соображает в информатике. У нас сказали в школе, что технология будет у них своя, робототехника. В этом году если 7 класс отучится удачно, на следующий год будет набор после тестирования. Наш спит и видит этот инженерный класс.
Я считаю, что для мальчишек - это здорово, особенно когда уже в 7 классе соберут заинтересованных ребят.
ValenTina (31/08/2013)
sono io
наверное имеется ввиду, что инженер должен думать не только об какой-то, например, механической части изделия, но и понимать как это будет работать в комплексе с другими изделиями и в тоже время выглядить эстетически. Например, инженерам-приборостроителям часто приходится при создании каких-то прибором оценивать не только для чего этот прибор, но и как им будут пользоваться. Удобно или нет, взаимозаменяемость, красота изделия, как будет перевозиться прибор и тд и тп. А наприме, при создании самолетов когда проектируют салон, оценивать не просто сколько кресел поместится и как будет выгодно перевозить больше пассажиров, но и то как пассажирам будет удобно :-) . Жаль, что наши автомобилестроители не всегда прорабатывают комплекс работ aga-aga , например, в некоторых новых моделях пассажирских газелей совершенно неудобно ездить даже людям среднего возраста - уж очень мало места :-( .
sono io (31/08/2013)
Было б неплохо, если б какой-нибудь инженер раскрыл содержание лозунга «Инженер – это не профессия, это образ мысли».
Вот мне кажется, что у моих мальчиков образ мыслей инженеров. Но кто его знает, как там эти инженеры мыслят и что делают. Я вот с ними не общалась никогда. Во всяком случае не общалась в этом ключе.

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться