/Занятия и игры для детей/Детские книги

История страны через историю игрушек

Ни для кого не секрет, что дети познают мир через игру. Игровая деятельность ребёнка –  подготовка к будущей жизни, через игру происходит усвоение основных навыков, репетиция будущей «взрослой» роли, с помощью игры ребёнок разрешает для себя проблемные и тревожащие ситуации. А для игры сами дети и любящие их взрослые придумывают и мастерят игрушки. 

О том, какими игрушками играли дети на Руси, истории происхождения игрушек и о некоторых забытых сейчас играх рассказано в книге С.Лавровой «Русские игрушки, игры, забавы». (М., Белый город, 2009). Автор начинает историю игрушек с рассказа о том, что изначально игрушки служили предметами религиозного культа, имели своё магическое предназначение и довольно сложную символику, отразившуюся в форме игрушки, орнаменте, способах её изготовления. С приходом христианства «старые боги достались детям. Идолы стали куклами, шары Сварога – мячами, солнечные кони – детскими лошадками», хотя автор при этом отмечает, что традиция изготовления игрушек-оберегов сохранилась. 

Каждый разворот книги посвящён какому-то одному виду игрушки: погремушке, свистульке, коню-качалке, игрушечной птице, мячу и т.п. Читатель узнаёт, почему берестяные шаркунки-погремушки изготавливались в виде креста, как свистулька спасла город Хлынов (современная Вятка) от нападения кочевников, каких «овсяных птичек» и кентавров делают в городе Каргополе... Больше всего места в книге отведено куклам. Подробно рассказано о куклах-оберегах и искусстве их изготовления. Оказывается, обрядовые куклы делались без использования колющих и режущих инструментов, лоскутки для куклы можно было только отрывать, и сшивать тряпочки не разрешалось – только связывать или заматывать. Лиц у кукол не было, даже у тех, которые считались «игровыми». Эти куколки помогали крестьянам рождать детей (куклы-кувадки), охраняли ребёнка (пеленашки), провожать зиму (мартинички), способствовали хорошему урожаю (крупенички, зернушки и горошинки). Один из разворотов посвящён рассказу о не вполне традиционной, но едва ли не самой известной русской кукле – матрёшке, сделанной по образцу японской традиционной игрушки. Петрушку, куклу-весельчака, а также загадку его происхождения на Руси, автор тоже не обходит стороной.

Не обошлось в книге о любимых русскими детьми игрушках без главы о «городской» игрушке – оловянных солдатиках, появившихся в России в семьях богатых людей только в XVIII в. и небольшого рассказа о «съедобных игрушках» – пряниках,  грачевниках, козулях. В главах, посвящённых играм русских детей, автор рассказывает о забытых или не очень популярных сегодня забавах, таких как бирюльки, ходули, игра в «камушки». Читатель узнаёт о том, как играть в бабки, лапту, «муху», «лодыжки», городки. Завершается книга «календарём игр и игрушек», в котором кратко упомянуты игрушки, предназначенные для того или иного праздника (кукла Коляда – на Сочельник, куклы-крестушки – для купания в проруби на крещение, кукла Масленица и другие) и игры, в которые дети и взрослые играли в этот праздник.

Надо сказать, что этот рассказ об игрушках и играх написан вполне толково, изобилует занятными рассказами и довольно неожиданными подробностями. В книге всего 48 страниц при множестве иллюстраций, рассказ интересный, текст увлечёт даже старшего дошкольника. Но некоторые вопросы к автору всё-таки возникают. Рассказ об игрушках не вполне вписан в исторический контекст. В книге говорится одновременно о традиционном, исконном крестьянском, упомянут конец XIX в. как начало производства игрушек из металла и серийного производства игрушек по западному образцу, а вот где и когда заканчивается традиционный крестьянский взгляд на игрушку как магический предмет и начинается переход к игрушечному промыслу и взгляду на игрушку как детскую забаву – остаётся неясным. Например, непонятно, как соотносились обрядовые игрушки и игрушки, предназначенные для игр. Когда перестали делать обрядовые куклы? Только перед революцией или ещё раньше? Серийное, вернее даже промысловое, производство народных игрушек – дымковских, каргопольских, богородских механических и других – когда оно началось, и какие семьи могли себе позволить иметь такие игрушки? 

Повествуя об игрушках крестьянских детей, автор забывает о том, что русское общество было очень неоднородным. Интересно, дети дворян играли теми же игрушками, что и крестьянские дети? А если другими – тогда какими же? А дети из семей духовенства? А жители городов? Соотношение народной и «инородной» традиции в игрушках тоже не рассмотрено. Т.е. интуитивно вроде бы понятно, что дети дворян играли игрушками «импортными», и может быть какие-то игры русских дворянских детей были не русскими, но автор нигде об этом не пишет, упомянуты только оловянные солдатики, привезённые из Германии наследнику царского престола Павлу. Возможно, небольшой объём книги не позволил уместить эти данные, но простого упоминания, уточнения дат или просто исторического периода, о котором идёт речь, расставило бы многое по своими местам.

Совершенно неубедительным кажется мне начало рассказа на с.26 об игрушках для мальчиков: «Русская народная игрушка не балует обилием военных игрушек. Деревянная сабелька да деревянный или глиняный солдатик – вот и все. И это понятно. С точки зрения народной морали война – дело никчемушное, не то что пахота или сев, или рождение ребенка». Я не буду рассуждать здесь о народной морали и её точках зрения, хотя фраза, выданная автором, кажется весьма спорной.  Скажу только, что игровой материал обычного крестьянского ребёнка традиционной крепостной (да и послекрепостной) Руси вообще довольно скуден, и все игрушки, кстати, были сделаны или из дерева, или из глины, или из других дешёвых и доступных материалов, в том числе игрушки для девочек. Обильно украшенные игрушки из других материалов были только для богатых семей, а металлические игрушки стали делать только ближе к концу XIX в. То обилие раскрашенных дымковских коней и клюющих богородских курочек, о котором пишет автор, появляется вместе с развитием игрушечного промысла, т.е. довольно поздно, а подробно описанные автором многочисленные «магические» игрушки тоже вообще-то игровым материалом не являлись. Так что на первый взгляд кажется, что соотношение «военные»/«невоенные» игрушки было несколько иным, чем кажется автору. Я уж не говорю о том, что логика повествования нарушена: несколькими страницами раньше помещён рассказ об игрушечной лошади-каталке, предназначенной для мальчиков, и появившейся как отголосок древнего обряда посвящения мальчика в воины.

Есть и некоторые частные моменты, не вполне ясные. Например, в рассказе о птицах-игрушках, автор не обходит стороной «щепную птицу», рассказывает подробно какую-то якобы легенду о больном ребёнке, исцелённому благодаря этой «птица счастья» (что за «легенда, откуда, кто её рассказал и к какому времени она принадлежит?). При этом никак не упоминает о том, что эта самая щепная птица была изобретена поморцами, и какую роль она играла в жизни корабельных дел мастеров.  Очень не хватает списка литературы и источников, использованных автором, для подготовки этого познавательного текста. Что автор рекомендует почитать детям, читателям своей книги? На чьих работах и мнениях она основывала собственные выкладки? Вопрос остаётся без ответа.

Оформление книги выдержано в «лучших традициях» издательства Белый город. На каждой странице представлено множество картинок, от фотографий до мелких-премелких репродукций от художников всех времён, стилей и направлений. Этого винегрета художественным редакторам серии кажется недостаточно, поэтому вокруг помещена «рамочка», уже совсем, по-моему, лишняя. Текст, как и в других книгах серии «История России», разделён на две колонки. 

     

Надо сказать, что раздел серии «История России» «Русский быт» едва ли не единственные детские познавательные книги такого рода по отечественной истории. Наши издатели не очень-то стремятся выпускать книги детям о русской народной культуре, традиционных праздниках, деревянном зодчестве, истории азбуки, так что остаётся радоваться тому, что есть, и призывать издателя обратить внимание на замечания внимательных читателей.

Ещё одна книга об игрушках, появившаяся совсем недавно, «История моих солдатиков» Рюрика Попова (М., Детгиз, 2009). Автор не претендует на какие-то общеисторические обобщения, на создание истории игры в солдатики вообще, он просто пишет о том, как в его семье переходила из поколения к поколению любовь к оловянным солдатикам. История  оловянных солдатиков семьи Поповых началась почти сто лет назад, семья жила сначала в Санкт-Петербурге, после революции – в Южной России, потом Поповы вернулись, но уже не в Петербург, а в Ленинград. В 1935 году семью выслали в Западную Сибирь, отец Поповых был художником и работал в Новосибирском театре «Красный факел», в театре г.Сталинск (Новокузнецк), в 1940 г. Семья переехала в Казань, потом была война… И всё время солдатики оставались любимой игрушкой детей и взрослых. Солдатики справедливо делились между братьями и сёстрами, каждый создавал свою страну, придумывал для неё название, рисовал герб, гимн, строилось целое королевство! Сначала это были Шунгия и Иллирия. Шунгия зачахла, позже на её месте появилась Веллия. Между государствами шли сражения…
Очень интересно читать, как игра рождалась, изменялась, развивалась.

Папа купил нам с Людой сказки Андерсена. Ах! Какие чудные домики были нарисованы в этой книжке! 
С лесенками, нависающими этажами, с черепичными крышами. Маме и нам они так нравились! И папа лобзиком выпили домики для мирных жителей. А для солдатиков мыс папой склеили крепость из спичечных коробков.
Однажды папа принёс гипс, пластилин и сделал первую формочку для литья солдатиков. Армия начала пополняться.

Потом после прочтения каждой интересной книги дети делали её героев и пополняли ими население своей страны солдатиков. А чтобы армия не бездействовала и не скучала, были придуманы народные восстания под руководством «карабасистов»…

Но книга Рюрика Попова не только о детской игре, хотя это уже само по себе занимательно. Ведь читать о чужих играх – это такой удивительный способ побудить ребёнка к игре, показать ему пример сложной многовариантной сюжетно-ролевой игры или не менее захватывающей игры-стратегии со строгими правилами. В книге речь идёт о сложных, трагических временах. Начинается история как раз перед временем гражданской войны и рассказано, как она повлияла на жизнь многих семей. В 30е годы семья автора книги была сослана в Западную Сибирь, дедушка был объявлен врагом народа и посажен в лагерь, где умер… После Великой отечественной войны из 4 членов семьи в живых остались только двое. 

Спустя годы мальчик Рюрик, тот самый, который в детские годы увлечённо играл в солдатиков и придумывал восстания под руководством карабасистов, стал художником и написал для нас эту книгу. 

Вторая часть книги посвящена описанию правил игры-стратегии. Автор подробно, с рисунками и пояснениями, объясняет, как солдатики ходят, как сражаются,  кого считать победившим, как брать в плен и т.п. Это подсказка и ребёнку, и взрослому, ведь многие взрослые сегодня увлекаются играми-стратегиями, настольными и компьютерными. Игра в солдатики хороша тем, что игровой материал может быть самым разнообразным, а сами солдатики – это не просто карточки с обозначением героя, его силы и т.п., это маленькая человеческая фигурка, объёмная, со своей индивидуальностью. Также автор рассказывает, как и из чего самому делать солдатиков, как их правильно раскрашивать, как создать для них страну. 

Великолепные рисунки к этой книге делал сам автор, который, как и его отец, стал художником. Не исключено, что выбором профессии он обязан и своему детскому увлечению – игре в солдатики, ведь, как оказалось, придумывать их, делать и раскрашивать – работа, которая требует высокого мастерства, игра в солдатики – на грани искусства, а коллекционирование солдатиков требует знания истории и культуры. Наверняка, почти всем, кто прочитает эту книгу, захочется хотя бы раз поиграть в оловянных солдатиков или полюбоваться на них в музее.

       

04.09.2009
Евгения Шафферт

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+
   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь