/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

Вода, пар, круговорот воды в природе.


Рассказываем, что пар - это мааааленькие капельки воды. Много, очень много маленьких капелек.
Наблюдаем пар от кипящего чайника, от утюга (разумеется примите все меры безопасности, чтоб ребенок не обжегся!!!)
Рассказываем - пар поднимается вверх (смотрим).
Ключевые моменты рассказа о круговороте воды в природе - идет дождик - капельки водички падают на землю, много капелек, получаются лужи (помнишь лужи на улице после дождика?), текут ручейки, втекают в речку, речка течет в море, в море воды много-много, солнышко греет и вода испаряется, получается пар, пар поднимает вверх и получаются облака, ветер дует - облака плывут по небу, там вверху холодно, капельки водички становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучки, когда капельки становятся совсем большие и тяжелые, они падают вниз, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идет, получаются лужи...
(Мы любили это слушать перед сном подряд несколько раз)

Тан Я



К теме "Пар, круговорот воды" на сайте www.deti.ru интересная статья Бренды Уолпол "Физика -малышам"
привожу опыты и фокусы:
 

ОПЫТЫ. ФОКУСЫ. САМОДЕЛКИ



Почти все, что тебе потребуется для опытов, ты сможешь найти в своем доме.
Хорошим исследователем можно стать и не имея дорогих приборов. Итак, начнем!

Прежде всего, запомни несколько правил:
Приступай к работе только после того, как у тебя все приготовлено для опыта.
Веди рабочий журнал. Записывай все, что делал во время опыта и что при этом происходило.
Внимательно следи за ходом опыта. Иногда все будет происходить так быстро, что тебе придется повторить опыт несколько раз.
Если тебе нравится заниматься исследованиями, старайся узнать как можно больше, а для этого:
Попробуй немного изменить устройство своего прибора и посмотри, будет ли результат тем же.
Придумай опыты сам, чтобы проверить свои идеи о том, что и как происходит.
Дома и на улице находи примеры того, что ты узнал.
Не огорчайся, если тебе не ясно, что происходит, - неожиданное может открыться в любой момент. Знай, что многие знаменитые научные открытия были сделаны случайно.
Если опыт не вышел с первого раза, попытайся снова или попробуй что-нибудь изменить, пока не получится.
Если твой результат не совпадает с тем, что написано, не огорчайся. Это не означает, что ты не прав. Попробуй не торопясь разобраться, что произошло и почему.
Будь осторожен!!! Некоторые из научных опытов могут быть опасными. Попроси кого-нибудь из взрослых помочь тебе, если нужно что-то сколотить или отрезать, а также во всех опытах с огнем, кипятком или химическими веществами. Не забудь погасить огонь и выключить плитку, когда закончишь. У хороших ученых несчастных случаев не бывает.
 

ВОДА


Вода - замечательное вещество. Она покрывает более двух третей земной поверхности, и жизнь на земном шаре без нее была бы невозможна. В большинстве опытов ты будешь исследовать поразительные свойства воды-жидкости. Ты сможешь рассмотреть натянутую на поверхность воды эластичную «кожу», понять, почему тяжелые корабли плавают, и увидеть, как некоторые вещества исчезают, когда их смешивают с водой. Ты также узнаешь, как вода вращает машины, которые производят электрическую энергию на гидроэлектростанциях.

Но жидкость - это только одна из трех форм, в которых может существовать вода. Если воду охладить до 0°C, она замерзнет и станет твердым телом, которое называют льдом. Если ее нагреть до +100 °C, она закипит и исчезнет в воздухе, превратившись в газ, называемый водяным паром. Когда ты начнешь понимать различные свойства воды, ты сможешь ответить на вопросы, которые выписаны ниже и объяснить, какова роль воды в том, что происходит вокруг нас.

Почему некоторые вещества исчезают, когда их смешивают с водой?
Почему кубик льда плавает в воде?
Почему одни предметы плавают, а другие тонут?
Как образуются облака в небе? Почему облака бывают разной формы?
Почему поверхность спокойной воды всегда горизонтальна?
Как используется вода для создания электричества?
Откуда берутся снег и лед?
Почему корабли плавают по воде? Какой груз они могут выдержать?
Почему мыло делает грязные тарелки чистыми?
Как быстро может течь вода?
 

ИСЧЕЗАЮЩАЯ ВОДА


Когда идет дождь, вода падает с неба и собирается в лужах на земле. Когда же дождь кончается и выглядывает солнце, лужи высыхают, и вода исчезает. Куда же она девается? Солнечное тепло превращает воду в крошечные капельки, которые поднимаются в воздух. Этот процесс называется испарением, а крошечные капельки - водяным паром.

В жарких странах фрукты раскладывают сохнуть на солнце. Вода из них испаряется, т. е. медленно превращается в водяной пар и исчезает в воздухе. Это помогает сохранять фрукты, чтобы употребить их зимой.
 

Исследование


Оборудование: два одинаковых стеклянных стакана, фольга, фломастер.
Заполни оба стакана наполовину водой. Проверь, чтобы уровень воды в них был одинаковым, и отметь фломастером.
Один стакан плотно накрой фольгой.
Оставь оба стакана в теплом месте на несколько дней. Снова проверь уровень воды. В каком из стаканов воды стало меньше?

Что происходит:
Тепло заставляет воду испаряться в обоих стаканах, но крышка из фольги не дает водяному пару из одного стакана улетучиться в воздух, поэтому в нем уровень воды выше.
 

ВОДА



Стирка и сушка


Как быстро высыхают мокрые вещи? Как быстро испаряется из них вода?
Проделай эти исследования и выясни, какие условия являются лучшими для сушки. Разрежь кусок ткани на 6 одинаковых лоскутов. Намочи их.
Положи один из них на солнце, другой - в тени.
Повесь один на ветерке, а другой - в тихом месте.
Оставь один сложенным в несколько слоев или скомканным, а другой расправь.
Какой из этих лоскутов высохнет первым?

Вода испаряется быстрее всего в теплом солнечном месте. Ветер уносит водяной пар с поверхности ткани, и это помогает сушке. Разложенные вещи сохнут быстрее, потому что вода испаряется одновременно со всей поверхности.
Таким образом, наилучшее время сушить белье - теплая ветреная погода. Оно высохнет быстрее, если его развернуть.

Что еще попробовать?
Сравни различные ткани, скажем, искусственные и натуральные. Помести лоскутки в одинаковые условия и посмотри, какой высохнет быстрее.

Охлаждение
Почему ты чувствуешь холод после теплой ванны?
Потому что вода испаряется с твоей кожи и уносит тепло. По этой же причине твой организм не перегревается, когда тебе очень жарко, например, после бега наперегонки. Поры на твоей коже выделяют пот, который испаряется, и тебе становится прохладнее.
 

Делаем свой холодильник:


Один из способов сохранить предмет холодным - это накрыть его глиняным горшком, например, высоким цветочным горшком, который еще надо намочить в воде. По мере того, как вода испаряется, она уносит тепло, так что предмет под горшком будет оставаться холодным. Если ты поставишь горшок в миску с водой, он будет постоянно смачиваться, и твой холодильник проработает долго.
 

Вода из воздуха


Водяной пар не все время остается в воздухе. Часть его снова превращается в воду. Это называется конденсацией и происходит, когда воздух охлаждается. Холодный воздух не может содержать столько же водяного пара, сколько теплый воздух, поэтому какое-то количество водяного пара конденсируется в крошечные капли воды. Белый след в небе, тянущийся за высоко летящим самолетом, образуется в результате конденсации.
 

Заставляем воду появиться


Поставь стакан с водой в холодильник примерно на час, чтобы он хорошенько охладился. Когда ты его вынешь, то увидишь, как на стенках стакана начнут появляться капли воды. Холодный стакан охлаждает воздух вокруг себя, и водяной пар из воздуха, конденсируясь, образует капли воды на стенках стакана. По этой же причине ты видишь, как водяные капли стекают по внутренней поверхности запотевшего оконного стекла в холодные дни.
 

Что такое пар?


Кипящий чайник «выпускает» пар, когда образующийся внутри него из горячей воды водяной пар встречается с холодным воздухом снаружи и конденсируется. Крошечные капли жидкости сливаются вместе до тех пор, пока не станут достаточно большими, чтобы мы смогли их увидеть как облачко пара. Если ты подержишь холодную ложку в струе пара, с нее начнет капать вода. Внимание! Будь осторожен; пар очень горячий и может обжечь. Надень кухонную рукавицу.
 

Откуда берется дождь?


Солнечное тепло испаряет воду в океанах, реках и озерах, и водяной пар поднимается в воздух. На очень большой высоте воздух слишком холодный, чтобы весь водяной пар оставался в газообразном состоянии. Он конденсируется в холодном воздухе, образуются капли воды, из которых получается облако. Капли висят высоко в воздухе до тех пор, пока не станут слишком тяжелыми. Тогда они падают, идет дождь.

Обрати внимание на три главные формы облаков. Пушистые массивные кучевые облака (cumulus) означают хорошую погоду, но могут вырасти в огромные серые грозовые тучи. Слоистые облака (stratus) приносят дождь или снег. Тонкие перистые облака (cirrus) расположены так высоко, что состоят из кристалликов льда.
 

Делаем измеритель уровня осадков


Все что тебе нужно, чтобы измерить уровень осадков, - это чистая пластмассовая бутылка и линейка.

Отрежь верх бутылки и вставь ее вниз горлышком в оставшуюся часть бутылки. Получилась воронка.
С помощью линейки нарисуй шкалу на боковой стороне бутылки.
Установи свой измерительный прибор в открытом месте, а не под деревьями, где может накапать с листьев.
Хорошо закрепи его в земле и защити от ветра, чтобы сосуд не опрокидывался, а капли, попавшие в воронку, не сдувались.
Проверяй количество собравшейся воды каждый день и сделай свою собственную таблицу выпадения осадков.
Не забывай каждый день освобождать бутылку после того, как ты снял показания и заполнил таблицу.

Прислала Аришка



  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Александр [] (05/07/2011)
Я считаю не очень хорошо обманывать детей. Поэтому про круговорот воды в природе я своему сыну честно скажу, когда он сам меня спросит, что причина появления дождей пока ни одному ученому не известна. А сказки про испарения с поверхности океана и выпадении осадков после на суше могут серьёзно воспринимать только не вполне адекватные люди. Я прекрасно понимаю, что если принять эту басню за версию, то я не смог бы загорать на побережье океанов, а в центре Евразийского континента никогда не видел бы дождя! Достаточно провести элементарные расчеты исходя из количества осадков в хороший ливень, чтобы понять, что такое количество долететь по воздуху с побережья до центра материка НЕ МОЖЕТ. Извините, если заставил кого задуматься.
катя (22/11/2007)
нет картинок например круговорот воды в природе показать как схему
Елена [] (15/03/2005)
Для детей дошкольного возраста можно предложить следующее:
1)Положи в один стакан кусочек льда, в другой - комок снега. Поставь их на некоторое время в сторону.
2)Сравни снег и лёд по цвету. какого цвета снег и лёд?
3)Положи небольшую картинку под комочек снега и пластинку льда.
4)Опусти кусочек льда в воду. Лёд плавает. Палочкой опусти лёд на дно стакана. Убери палочку. Что ты наблюдаешь?
5)Опусти в воду комочек снега. Снег, как и лёд, не тонет в воде.
6)Посмотри теперь на снег и лёд, которые ты в начале работы положил в стаканы. Что произошло со снегом и льдом? Почему? Из чего состоят снег и лёд?

Выводы о свойствах:
- снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, плавает в воде, под действием тепла превращается в воду (тает);
- лёд бесцветный, прозрачный, хрупкий, плавает в воде, под дейсвием тепла превращается в воду.

Ещё детям очень нравится процесс изготовления цветных льдинок. Для этого возьмите любые формочки (можно использовать песочные наборы, отличные формочки получаются из тары от конфет (которые в коробках) и т.д.), налейте в них воду, которую подкрасьте краской. Формочки поместите в холод. Как только вода замёрзнет, вытряхните льдинки из формочек. Этими цветными ледяными фигурками можно украсить горку во дворе, снеговика и т.д.
Бондаренко Наталья [] (09/10/2004)
Я учусь в педагогическом университете в городе Воронеже, на факультете географии. Я сейчас на 4 курсе и через пол года у меня начинается практика в школе.Я сейчас готовлю проект по теме " Круговорот воды в природе",зашла на ваш сайт и мне он очень понравился. Много поучительного и занимательного, чем можно будет заинтересовать учеников.
Удачи Вам и новых творческих успехов!
Тан Я [] (17/10/2003)
Картинки со схематичным изображением круговорота воды в природе:
http://schools.techno.ru/sch1567/seminar/infest/earth/sld011.htm
http://edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/chem/semenova/krugov.html
Тан Я [] (17/10/2003)
В интернете набрела на конспект открытого урока.
http://method.novgorod.rcde.ru/getblob.asp?id=500000573
Правда, это для 8-ого класса, но кое-что мне кажется можно использовать в любом возрасте :), например, вот стихотворение:

Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше пока
Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.

Как весь процесс называют в народе?
Верно, круговорот воды в природе.

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться