/О детях/Школа

"Наши дети к школе не готовы..."

На прошлой неделе началась запись будущих первоклашек в новосибирские школы. До 1 сентября еще полгода, но родителей уже сейчас волнует вопрос, насколько успешно их ребенок будет обучаться в школе. О том, в каком возрасте обучение наиболее эффективно, о детских неврозах, о школьных программах и многом другом в своей трехчасовой лекции «Мозг в процессе обучения» рассказывал старший научный сотрудник  НИИ физиологии и фундаментальной медицины СО РАМН, профессор кафедры общей информатики ФИТ НГУ Александр САВОСТЬЯНОВ. Встреча ученого со своими слушателями проходила в научном кафе «Эврика» в арт-клубе  «НИИ КуДА». На этой встрече побывал и наш корреспондент.

Итак, что происходит в мозгу ребенка, когда он начинает ходить в школу, и откуда берутся неврозы? Александр Савостьянов, который работает над этой проблемой много лет, объясняет причину на простом примере, который проводил еще русский физиолог Павлов на своих собаках: лучший способ вызвать невроз - это дать невыполнимое задание, а потом за это наказывать.

” - Когда я наблюдаю за системой нашего образования, – говорит профессор Савостьянов, – то обнаруживается очень интересная вещь: достаточно часто требования, которые эта система предъявляет к ребенку, невыполнимы в принципе, потому что не соответствуют уровню его умственного и физического развития.

- Когда умному учителю дают сверху невыполнимый приказ, он его просто не выполняет. А когда такой приказ обрушивается на законопослушного, но не очень умного учителя, то он заставляет ребенка выполнять то, что велело министерство образования. Ребенок не может справиться, вот и получаем невротизацию. Часть заданий, которая дается детям, бессмысленна, жестока и травматична. Каким образом мы можем оценить, на что ребенок способен? Какие требования со стороны учителя адекватны именно  для этого ребенка, потому что дети тоже разные? Как оценить, насколько он готов к обучению? Научные исследования дают вопросы на все эти ответы.

Как пояснил далее Александр Николаевич, у детей часто встречается своеобразное расстройство, которое учителя хорошо знают. Это синдром детской гиперактивности. Такое состояние нельзя назвать в чистом виде болезнью, оно встречается у 20-40 процентов детей. Ребенок не может игнорировать «малозначимые посторонние события». Пролетает птичка за окном,  и он переключает внимание с рассказа учителя на эту птичку. То есть, гиперактивность – такое состояние, когда внимание у ребенка становится абсолютно неконтролируемым, и его сложно удержать обычными методами.

В научном мире принято деление на два вида внимания: непроизвольное, спонтанное и контролируемое. Непроизвольное внимание – это реакция на неожиданное  и необычное событие, которое выпадает из привычной картины нашего бытия. И если ожидание от ближайшего будущего соответствует реальности: я прихожу домой и моя квартира не взломана, то система непроизвольного внимания спит.

Но когда происходит что-то из ряда вон... Вы выходите на новосибирские улицы, а там - слоны. Реальность расходится с ожиданием, и включается непроизвольное внимание.

А контролируемое внимание – это когда, например, вам на вокзале нужно из большой массы людей выделить одного человека, или найти в энциклопедии нужную информацию.

Все эти вещи довольно простые и нам, взрослым, знакомые в повседневной жизни. Но дети устроены по-другому.  У ребенка 3-7 лет концентрация непроизвольного внимания и спонтанное его  проявление на что-то необычное уже присутствует, а система контролируемого внимания еще не развита. Первые проблески замечаются у 5-6 летних, а нормально она начинает функционировать около 8-9 лет.

” -  Но вся система образования построена на том, что мы используем  произвольное контролируемое внимание, – резюмирует ученый. – Первый класс начинается с фразы: «Выпрямите спины, положите руки на парты, сидите тихо и слушайте, что говорит учитель».

Систему непроизвольного внимания выключили, и пытаются включить ту, которой у детей  еще нет. У вас нет крыльев, а вам говорят: давайте, вспорхните и полетайте. Та же ситуация, что и с «павловской» собакой. Вот так и возникают неврозы, которые сказывается на всей жизни ребенка.

- Когда программа первого класса не соответствует состоянию будущего школьника, то надо либо менять программу, либо ждать пока маленький человек будет готов к ее усвоению, - подчеркнул Александр Савостьянов. -  Если этого не делать, то первоклассник оказывается в травматичной ситуации: общение с учителем, выполнение задания у доски - все сопряжено со страхом. Он боится, что его будут ругать, поставят плохую оценку (пусть не в баллах), из-за чего мама или папа будут недовольны.

” -  Если этот страх закрепится, согласно павловскому рефлексу, то впоследствии при обучении в вузе он будет блокировать мозговую активность, когда подросший ребенок постарается справиться с вузовскими заданиями. Последствия того, что было в детстве, во взрослой жизни будут ощущаться еще довольно долго.

Выводы своих научных исследований новосибирский ученый изложил министру образования Новосибирской области Владимиру Никонову и его заместителю Дмитрию Метелкину. Его с интересом выслушали, но «воз и ныне там». Наверное, настала пора выходить на федеральный уровень.

- Нельзя учить ребенка 7-8 лет по той программе которая есть сейчас, – заявляет ученый, – надо либо отдавать детей в школу позднее, либо избирать другой способ обучения. Оговорюсь, это актуально не для всех детей.

” -  Треть ребят, с которыми мы проводили работу, продемонстрировала хорошую приспособленность к школе в момент поступления. Но две трети-то в своем физиологическом созревании оказались не готовы. А это очень много!

13.03.2014
Автор: Ольга Стрикун
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)
KisaL (17/03/2014)
Вот я тоже так думаю :haha: Получать удовольствие пока от процесса, что нам еще остается - готовимся к школе, настраиваемся на добро.
Н.В. (17/03/2014)
KisaL писал(а):
И что делать?

"Не читать перед обедом советских газет"
В статье в целом правильно описаны особенности становления внимания, но вот количественные оценки вызывают серьёзные сомнения (а насчёт неразличения детьми эмоций и интонаций учителя это просто бред). На самом деле всё не так плохо и дети к 6-8 годам вполне овладевают произвольной концентрацией внимания в достаточной степени, чтобы справиться с школьной программой. Оно и программа первых пары лет обучения совершенно ненапряжная, содержит много игровых элементов и разных уловок для мотивационного (то бишь непроизвольного) захвата внимания. Конечно, детям на первых порах нужно помогать дома, нужно обучать учиться, прививать навыки самоорганизации, но так всегда было, поскольку школа не может дать настолько глубокой степени индивидуализации, как хотелось бы.
KisaL (17/03/2014)
И что делать?

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться