/Занятия и игры для детей

Готовим с мамой. Идеи развития детей от 7 месяцев до 3х лет

Как быть, если вам  надо готовить обед или ужин, а в  доме маленький ребёнок, которого ну совершенно некому поручить? Можно  включить ему мультфильмы или  дать кучу запрещаемых ранее вещей, но гораздо интереснее позволить малышу тоже «похозяйничать» на кухне. Этим вы не только развлечёте его, но и начнёте приучать к домашней работе, а ещё – развивать! Да-да, времяпровождение на кухне, безо всяких специальных игрушек, карточек и книжек, может дать очень многое развитию вашего ребёнка!

Усадите 7-8 месячного малыша на стульчик и выдайте ему «материал для исследования»: миски, ложки, пластиковые контейнеры и стаканы и т.д. (Конечно, это не должны быть бьющиеся и острые предметы.) Пусть ребёнок ими стучит, бренчит, бросает их на пол – такие вроде бы бессмысленные действия очень даже полезны: развивается мелкая моторика рук (ухватить нужный предмет малышу не так-то просто!), тренируется чувственное восприятие (ведь что-то гладкое, что-то шершавое), а заодно формируются первые представления о свойствах предметов. 

Деятельность  ребёнка постарше – в 10-12 месяцев  – уже можно немного направлять. Прицепите, например, на край миски  несколько прищепок – и пусть  малыш пытается их снять. Это упражнение хорошо развивает так называемый «пинцетный» захват. Наполните какую-нибудь достаточно глубокую миску манкой и дайте в ней порыться. Можно на глазах ребёнка спрятать в манке небольшую игрушку – пусть ищет. Это уже развитие поисковых движений. Вообще игры с манкой хорошо стимулируют пальчики рук, пусть даже малыш просто пересыпает её, роется в ней (а если засунет горсть-другую в рот, ничего страшного не случится).

В 1-1,5 года ребёнку  на кухне можно найти много  творческих занятий. Например, «рисовать» на той же манке. Только лучше это  делать не на столе, а на подносе. Можно проводить линии пальчиком, можно брать манку в горсть и сыпать струйкой… Это тоже прекрасное упражнение для развития мелкой моторики! А попутно формируется координация движений глаз и руки. Если вы готовите что-то из теста, дайте кусочек и малышу: пусть мнёт его в руках, «отщипывает» кусочки. Покажите, как можно пальчиком «расплющить» эти кусочки («превратить» их в булочки) – он наверняка будет в восторге!

Если ваш ребёнок  спокоен и усидчив, поиграйте  в «Золушку» - смешайте, например, горох  и фасоль, и пусть малыш попытается отделить одно от другого. Или просто пересыпает смесь из одной миски в другую с помощью ложки или даже рукой. Дайте ему упаковку от яиц и покажите, как можно раскладывать горошины и фасолины по ячейкам.  Такие незамысловатые занятия благотворно влияют на развитие координации и тонких движений пальцев. 

Малыш в 1,5-2 года уже может внимательно следить  за вашими действиями на кухне. Не упускайте  момент – рассказывайте о том, что вы делаете. Называйте предметы, которые вы берёте в руки, продукты, которые используете. Конечно, кроха не научится, глядя на вас, готовить еду, зато вы как минимум расширите его словарный запас.

Ребёнка можно не только развлечь и чему-то научить за время вашего пребывания на кухне, но пробудить у него интерес к знаниям. Проведите, например, несколько несложных опытов с водой. Налейте воду в обычную формочку для льда и на глазах малыша поместите в морозилку, а через 2-3 часа достаньте и покажите ему получившийся лёд. Теперь поставьте эту формочку на стол, и пусть ребёнок понаблюдает, как лёд превращается обратно в воду. Такой эксперимент может стать поводом для разговора о воде, о её свойствах. Не требуется особых условий и для того, чтобы продемонстрировать её третье агрегатное состояние: дождитесь, когда от кипящей в кастрюле воды пойдет пар, осторожно поднесите к нему зеркальце и покажите малышу появившиеся на поверхности зеркала капли воды. Ещё несколько идей для опытов: выясните, какие вещества растворяются в воде, а какие нет; при каких условиях (температура воды, скорость помешивания) растворение идёт быстрее, а при каких медленнее; испаряется ли вода, если её не нагревать (такой эксперимент придётся проводить несколько дней). 

Интересно позаниматься и с уксусом. Детей обычно приводит в восторг его бурная реакция при соединении с содой. Пусть малыш не только наблюдает, но и принимает участие – поручите ему аккуратно добавить один из компонентов. После этого опыта можно рассказать ребёнку про углекислый газ, его роль в природе. Другой увлекательный эксперимент: опустите в стакан с уксусом обычный мел – он начнёт с шипением исчезать. Ещё один повод поговорить о различных веществах и их свойствах (на уровне, соответствующем возрасту ребёнка).

Развлекаясь и  занимаясь с ребёнком, не забывайте о том, зачем, собственно, вы находитесь на кухне. Уже с 2-3 лет малыш вполне может принимать посильное участие в приготовлении пищи. Не бойтесь доверять ему «настоящие» дела: например, покрошить батон (ничего, что крошек будет в два раза больше, чем вам нужно на котлеты!), защипнуть края вареника (подправите, когда будете бросать в воду), посолить салат (тут важно проследить, чтобы ребёнок не увлёкся). Пусть попробует помыть яблоко, очистить яйцо, разделить на дольки апельсин. Если постараться, можно найти много таких мелких дел как раз для вашего маленького «поварёнка». Обязательно похвалите малыша, поблагодарите за помощь! Тогда и повзрослев, он будет с энтузиазмом и радостью принимать участие в домашних делах.
 

20/05/2011
Анна Делюкина
  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

анель (19/08/2012)
Тоже несколько раз пробовала дать играть с крупой. Потом выметала из всех углов...
Lanamama (15/08/2012)
а кто же потом будет отмывать малыша, пол, одежду и т.д и т.п.? уставшая от готовки, обучения и развлечений мама? :) (а если еще малышей двое...) а еще к лекции о веществах и свойствах заранее готовиться
Извините, возможность оставлять здесь отзывы доступна только зарегистрированным пользователям.
пожалуйста, представьтесь или зарегистрируйтесь