/О детях/Школа

Дезадаптация школьника: что-то пошло не так?

Дезадаптация младших школьников, ребенок не хочет учиться, ребенку не нравится в школеНачался учебный год. У кого-то первый в жизни, а у кого-то и двадцать первый, ведь отправляя детей за парты, родители и сами возвращаются в школу, только в новом качестве. Мы покупаем тетрадки, портфели, школьную форму, но главное - следим, чтобы ребенок сумел адаптироваться к новой среде и режиму. И вот, когда все уже, казалось бы, идет как надо, вдруг возникают проблемы. Это признаки дезадаптации школьника, о которой не знают или забывают многие родители.

Что такое дезадаптация и как ее определить

Школьная дезадаптация фактически обозначает любые проблемы, которые возникают у ребенка в процессе обучения и влияют на его психологическое и физическое состояние и возможность справляться с требованиями учебного заведения. У вашего ребенка дезадаптация, если он:

  • ни с кем не дружит в классе или число приятелей мало;
  • не усваивает школьный материал или усваивает его фрагментарно;
  • не может решить даже типовые задачи без дополнительной помощи взрослого;
  • не любит школу и часто эта нелюбовь выражается в категорической форме;
  • жалуется на здоровье, часто болеет без видимых причин, причем дело даже доходит до госпитализации.

Наличие даже одного из вышеперечисленных признаков уже говорит о дезадаптации. Вне зависимости от степени ее выраженности, нужно бить родительскую тревогу: проблемы, если не заняться ими, будут только накапливаться.

Кроме этого к признакам школьной дезадаптации можно отнести внезапное нарушение любых процессов, связанных с базовыми потребностями: еда, сон, испражнения. Потеря аппетита или приступы «жора», нарушенный сон, энкопрез и энурез – на все эти проблемы стоит обратить внимание и разобраться в причинах их появления.

Причины школьной дезадаптации: семья, школа и физиология

Структура учебного процесса рассчитана на активного ребенка, который признает авторитет учителя. А такие дети «получаются» только в том случае, если они здоровы, и растут в благополучной семье. Способность учиться начинает формироваться еще в первый год жизни и тесно связана с детской привязанностью к родителями. Грубо говоря, близкие и глубокие отношения со значимым взрослым позволяет ребенку без проблем учиться в любом возрасте и признавать авторитет «вожака». Такие дети не тратят все свое время на то, чтобы добиться внимания от старших, а получив достаточное количество любви и заботы, могут сконцентрироваться на познании этого мира.

Семья

Поэтому, когда речь идет о каких-либо проблемах с обучением, стоит всегда обратить внимание на то, что происходит в семье ребенка. Даже подростки, основные интересы которых связаны с общением со сверстниками, прилетают домой на «дозаправку», чтобы потом опять убежать по своим делам, что уж говорить о младшей школе.

 Если ребенок сталкивается с растерянными родителями, которые не знают,  как учить, чему учить, помогать или нет, орать или молчать, не имеют личной точки зрения по поводу учебы в школе, то это провоцирует в нем тревогу.

Тревога нарушает запуск психологического следования, то есть возможности «идти» за кем-то, учиться у кого-то, слушать и понимать. А для процесса образования это один из важнейших навыков, который должен помочь сформировать авторитет учителя. Если родители не знают, как и у кого должен учиться их ребенок, не контактируют с учителем, то и школьник не понимает, можно и нужно ли включаться в процесс обучения. При здоровой обстановке в семье у ребенка формируется авторитет учителя, который в первые годы обучения в школе может быть даже выше родительского.

Вообще повлиять на процесс школьной адаптации могут любые внутрисемейные неурядицы или нестандартные ситуации в доме. Если вы заметили у ребенка признаки дезадаптации, то попробуйте в первую очередь разобраться, нет ли в семье скрытых конфликтов, не болеет ли кто-то из родственников, не обсуждаете ли вы при ребенке сложные финансовые обстоятельства.

”  Сильнее всего детей травмируют ситуации, когда они не понимают происходящего, а объяснить, что же случилось, родитель не находит времени или сил. Все, что вы не сказали, они додумают и поверят в это.

Мама не разговаривает с папой? Наверное, это развод. Ребенок начинает переживать, замыкается в себе, теряет почву под ногами и желание вести любую социальную активность, тем более учиться. На школу просто не остается сил. Они потом найдутся, но уже в хулиганском поведении, в качестве компенсации.

Школа

Есть еще ряд причин, которые приводят к нарушению способности адаптироваться в новой среде. Несомненно, к ним относится обстановка в классе или неподходящий «вожак».

  Если учитель плох, адаптироваться к нему практически невозможно. Если в классе есть ребенок с психопатическими наклонностями, это также может служить причиной дезадаптации вашего ребенка.

Достаточно увидеть замученного одноклассником котенка для того, чтобы испытать глубокое душевное потрясение и приобрести стойкую неприязнь ко всему школьному обучению.

Здоровье

Наконец, последняя группа - это дети с проблемами со здоровьем: любые нарушения работы нервной системы, травмы головного мозга не позволяют ребенку быстро адаптироваться в школе; без должного внимания педагогов и помощи родителей ребенок никогда не приспособится к окружающей школьной действительности.

Первая помощь: учимся говорить и мотивировать

Первый и самый важный совет для тех, кто обнаружил признаки дезадаптации связанные с семейными проблемами: разговаривайте с ребенком о его переживаниях, объясняйте в рамках допустимого, что происходит в доме. Так вы снизите уровень тревожности ребенка и освободите его силы для учебы. Если в семье все в порядке, нет поводов для беспокойства, то вам необходимо беседовать о том, что было в школе, как прошел день у ребенка, и всеми силами помогать ему идентифицировать себя с успешным школьником.

  Приведу простой пример. Когда мы говорим: «Сколько можно ошибаться в умножение на пять?» мы поощряем ту часть ребенка, которая говорит «Я всегда ошибаюсь в умножение на пять». Когда мы воодушевленно сообщаем: «У тебя все получится!» вместо того, чтобы вникнуть в проблему дробей, мы укрепляем позицию «У меня ничего не получается».

Разговор со школьником должен строиться на конкретных вещах: «Я вижу, теперь ты умеешь решать дроби!» – такая фраза будет достойной похвалой и подходящей формулировкой для поддержки образа успешного ученика.

Такой же принцип действует и в отношении друзей: «У тебя в гостях был Миша» – этот подход лучше поможет ребенку узнать самого себя, нежели радостные вопли: «Как здорово! А ты говорил, что с тобой никто не дружит!» или «Я же тебе говорила (говорил), что ты все сможешь!».

  В любом случае, выстаивая общение с ребенком, который попал в ситуацию дезадаптации, стоит помнить, что процесс долго запускался и долго будет «распускаться». Более того, в некоторых случаях, ребенку, возможно, придется даже сменить школу, для того, чтобы расстаться с негативной ситуацией и начать адаптацию заново.

После того, как приняты первые меры и установлен контакт с ребенком, необходимо хорошенько разобраться в мотивации именно вашего чада к обучению. Мотивы, связанные с учебой, бывают разные: познавательные, социальные и личностные.

  • Познавательные мотивы направлены на освоение знаний, методов получения информации, приобретение дополнительных навыков и умений и так далее. Таких детей достаточно много, ведь познание и исследование – одна из движущих сил нашего мозга. Вопрос всего лишь в том, нашли ли вы ту сферу, на которую направлены познавательные мотивы вашего ребенка. Если нет, то самое время этим озадачиться.
  • Социальные мотивы – это мотивы ответственности, понимания значимости учения. Проявляются они в подростковом возрасте и, из-за особенностей созревания мозга, «включаются» не сразу. Именно поэтому в младшей школе обучение удачнее всего идет через игру.
  • И, наконец, личностные мотивы – потребность ребенка в похвалах и признании.

Важно помочь ребенку разобраться чего от него ожидают в школе и как это можно реализовать: поощрять интересы ребенка, «страсть» к определенным предметам, замечать зародыши социальной ответственности, проговаривать успехи, хвалить. Словом, быть рядом и помочь, если что-то пойдет не так.

2.10.2014
Автор: Кристина Вязовская
   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest


Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться