/О детях/Детское здоровье и уход

Ответы на некоторые вопросы по логопедии и дефектологии


Очень часто родители сталкиваются с «особым развитием» ребенка (родители отмечают, что ребенок капризен, раздражителен, обидчив, криклив или наоборот, безучастный ко всему. Плаксивый, конфликтный, постоянно недовольным всем. У него нарушены сон и аппетит, отмечаются вспышки гнева и перепады настроения, значительно снижен интерес к играм или вообще отсутствует, затруднено общение, нет речи, отличается от своих сверстников). Как правило, тогда начинается поиск специалистов, которые могут помочь в этой проблеме. Здесь собраны самые распространенные вопросы родителей, которые впервые столкнулись с проблемами задержки речевого и психоречевого развития у ребенка.

В. К какому специалисту обращаться?
О. Ребенка нужно обязательно показать: невропатологу, психиатру, педиатру, психологу, а также дефектологу и логопеду.

В. Кто такой дефектолог?
О. дефектолог — коррекционный педагог, специалист в области обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.

В. Кто такой логопед?
О. Логопед - специалист в области обучения детей с нарушениями речи, помощь в преодолении и предупреждении нарушения речи средствами коррекционного обучения и воспитания.

В. В чем отличие логопеда от дефектолога?
О. Логопед занимается уже с говорящими ребятишками, плохо говорящими с нарушением звукопроизношения, с нарушением произношения сложных слоговых структур, с нарушением смягчения, нарушением озвончения согласных фонем, корректирует совершенно невнятную речь, занимается постановкой звуков.
Дефектолог же занимается общим развитием ребенка всех его возможностей, проводит занятия, если есть проблемы в психофизическом развитии, производит обучение и воспитание детей с задержкой психического развития, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также со сложной структурой дефекта.
В задачи дефектологии входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, бытовой и социальной адаптации категории детей, которым она требуется.

В. Как строится работа дефектолога?
О. В работе дефектолога преобладает такая форма занятий, как индивидуальные занятия. Это позволяет учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, увидеть лишь ему присущие специфические отклонения в психофизическом развитии и подобрать действенные методические приемы для их преодоления. Т.е. дефектолог подстраивается под ребенка в игровой или урочной форме, пытается научить ребенка тому или иному навыку. Особое внимание уделяется речевому развитию ребенка.

В. Каковы методы работы дефектолога?
О. Основные методы таковы:
- урочный метод (выглядит как обычный урок с определённой целью)
- игровой метод (развивающие, обучающие, воспитательные игровые занятия)
- метод контроля достижений (включает задания и последующий контроль их выполнения). Особенно хорошо помогает детям не умеющим достигать результатов в обучении, преодолевать трудности и собственную лень.

В. С какого возраста берут на занятия с логопедом?
О. Как правило с 4-5 лет

В. С какого возраста берут на занятия с дефектологом?
О. По-разному, зависит от возможности, желания ребенка и подготовленности специалиста, но в основном это с 2-2,5 лет.

Приведем некоторые развивающие игры, которые применяют в своих занятиях дефектологи.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

Упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. Массаж рук, ладошек рекомендуют делать уже с годовалого возраста.
Упражнение «Этот пальчик»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш!
(поочередно загибать пальцы в кулачок)

Развитию ручной моторики способствуют также:

- Занятия с пластилином, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
- Нанизывание бус;
- Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;
- Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы, мелкие игрушки, фасоль;
- Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;
- Рисование по точкам, пунктирным линиям;

Игры на развитие зрительного внимания

- Лото, домино
- НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА (Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор).
- ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО (Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти)

Игры на развитие слухового внимания

ЧТО ЗВУЧАЛО? ( Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало).
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
- КТО ЛЕТАЕТ? (Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и изображает, что машет крыльями. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки)
- СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ (В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым).

Желаю, чтобы ваши детки преодолели все трудности и радовали вас своими достижениями.

 

13.07.2012
Подборку составила Хамелион

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+

Есть мнение?

Текст:
Автор:

E-mail:
(будет защищён от спаммерских роботов)
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться