/Занятия и игры для детей/Игры, развитие и обучение детей от 3 до 7 лет

 

Сюжетно-ролевые игры: дети, которые играют в нас

Вероятно, сюжетно-ролевые игры – самые понятные и очевидные для родительского восприятия. Даже неумелый педагог чувствует себя в такой ситуации вполне уверенно: в самом деле, велика ли хитрость имитировать покупку в магазине или прием у врача? На самом деле то, что мы ошибочно принимаем за слепое копирование, - сложная обучающая система, которую очень легко сломать неумелым вмешательством.

Мама, которая играет неправильно

Основная ошибка родителей и воспитателей – навязывание готового игрового шаблона, проистекающее из неверного понимания цели и смысла игры.

- Ты будешь доктором, я приду на прием, и ты посмотришь у зайчика горло, ушки, выпишешь рецепт…

- Ты будешь продавцом, разложи игрушки, которые будут продаваться в твоем магазине, остальные ребятишки - встаньте в очередь…

- После того, как кукла покушает, положи ее спать…

Что происходит? Мы подменяем игру обучающей программой. В ней уже не остается места полету фантазии; без навязывания родительского шаблона сюжет игры развивается порой непредсказуемо. Продавец вместе с покупателями десантируется на Марс, дочка-пупс внезапно обретает статус модной дамы, владелицы светского салона, парикмахерская сама собой преображается в вокзал. Быть может, это дети играют неправильно?

Рождение сюжета

Сюжетные игры появляются, когда ребенку исполняется 2-3 года. Именно в это время он начинает активно оперировать предметами (не обязательно игрушками – это могут быть, например, кухонные или канцелярские принадлежности), создавая собственную игровую реальность. Зачастую дети придумывают целые эпосы, создавая из подручных средств героев, обстановку, детали пейзажа. Сам ребенок может быть как героем игры, так и сторонним наблюдателем: «рассказчиком», «диктором». Принципиальный момент – у такой игры появляется сценарий, ребенок может планировать ее, управлять ходом игры и развитием сюжета. Это важная ступень в развитии малыша.

Вживаясь в роль

Подрастая, малыш уже не просто отождествляет себя тем или иным героем своего сценария, он начинает «вживаться в роль» - имитировать действия, поведение, характер животных, взрослых, даже неодушевленных предметов («сегодня я – машина!»). Это еще не сюжетно-ролевая игра, но ее составляющая часть. Сейчас для ребенка важен опыт перевоплощения, принятия определенной роли. Фактически он впервые становится не ведомым (как в играх мамы с крошечным малышом), и не автором (как в сюжетной игре), но полноценным участником действия. Осталось сделать еще один шаг, чтобы объединить сюжет и роль.

Играем вместе

Сюжетно-ролевую игру от предыдущих отличает один важный аспект, которого не было ранее - взаимодействие. Теперь нужно не только придумать сценарий, не только сыграть определенную роль, но и самостоятельно договориться с остальными участниками игры о ее правилах. Таким образом, хоть сама игра – это модель той или иной жизненной ситуации, но отношения между детьми в ней не модельные, а настоящие.

Как распределяются роли в коллективной игре?

Младшие дошкольники, как правило, не всегда четко соотносят роль с сюжетом. У одной куклы-дочки может оказаться сразу две мамы, у одной машины – два шофера и т.д. Решающую роль может играть не договоренность между детьми, а обладание тем или иным игровым атрибутом (у меня есть игрушечная поварешка – значит, я буду поваром).

Дети среднего дошкольного возраста уже распределяют роли до начала игры. Именно в этот момент они учатся договариваться, брать на себя лидерство и подчиняться, работать в команде. Может возникнуть и конфликтная ситуация (когда в сценарии появляются роли, которые не хочется исполнять ни одному участнику игры) – важно, чтобы взрослый в этот момент неназойливо подсказал путь решения проблемы, не меняя кардинально сам игровой сюжет.

Наконец, старшие дошкольники уже умеют договариваться о распределении ролей, и основная задача для них – предварительное обсуждение сценария игры, степени ее условности (бывает - не бывает). Дети, активно участвовавшие в сюжетно-ролевых играх, к школе получают основательный навык командной работы, успевают побыть в роли лидера и подчиненного, научиться экспромту и планированию. Очевидно, что собственно сама достоверность сюжетно-ролевой игры (которой, зачастую, придают такое значение взрослые) второстепенна.

А давайте поиграем в биржевых трейдеров!

Немного за рамками обсуждения осталась роль родителя (или воспитателя) в сюжетно-ролевой игре. На самом деле она может быть достаточно велика. Дело в том, что число сюжетов для такой игры у современного ребенка весьма ограничено. В наш высокотехнологичный век многие родители имеют профессии, о которых их сын или дочка имеет весьма смутное представление, а то и вовсе никакого. Если мама – повар, а папа – шофер, то ребенку как участнику сюжетно-ролевой игры, считай, повезло: у него перед глазами целых три сценария (семейный, работа мамы, работа папы), которые можно обыграть. Однако зачастую дети довольствуются скудным сценарным набором именно из-за выключенности из профессиональной жизни родителей. Предлагайте детям новые сюжеты. Если не можете рассказать о своей работе на доступном для ребенка уровне – попробуйте обыграть знакомые ребенку моменты: театр, концерт, ветеринарная клиника, ферма, стройка… главное – предлагайте детям возможности, а не навязывайте готовые сценарные шаблоны.

15.08.2012

Автор: Алена Новикова

  Добавить ВКонтакте заметку об этой страницеОпубликовать в TwitterОпубликовать в FacebookОпубликовать в ЖЖОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Google+
   Обсуждение на форуме ("связанная" тема)

Есть мнение?

Текст:
Автор:
Код: 
 Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться