Реклама

/О детях/Приемные дети

Тень казенного детства

Жизнь ребенка в детском доме не проходит бесследно. Родители должны знать, с чем им придется столкнуться.

Первые годы жизни играют в развитии ребенка большую роль, и если они проведены в детском доме, это может иметь самые разные последствия. Насколько серьезными будут эти последствия, зависит от множества факторов: от времени, в течение которого ребенок находился в детском доме, от качества ухода и многого другого.
Благоприятная обстановка в семье после усыновления, конечно, в большинстве случаев смягчает то влияние, которое оказало на организм и психику малыша пребывание в детском доме или приюте, но потенциальные родители должны понимать, что не все проблемы могут быть решены быстро и безболезненно.
Существует множество проблем, с которыми вы можете столкнуться, усыновив ребенка не в младенческом возрасте. В этой статье мы расскажем о самых распространенных из них: задержке психического развития (ЗПР) и трудностях в формировании привязанности.

Задержка психического развития

Под этим термином понимают синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций - моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых. Любой ребенок, пробывший в детском доме длительное время, в большинстве случаев имеет в медицинской карте диагнозы "ЗПР", "ЗПРР" (задержка психоречевого развития) и "ЗПМР" (задержка психомоторного развития).
По данным психологов, довольно часто полуторагодовалый детдомовский ребенок в социальном поведении и интеллектуальном развитии находится на уровне годовалого, а в два с половиной года почти пятьдесят процентов из них с трудом достигает уровня полуторагодовалого. В дальнейшем этот разрыв продолжает нарастать. Почти половина детей из домов ребенка гораздо позже "домашних" детей начинают ходить и говорить, хотя объективно они здоровы.

Естественно, чем позже ребенок попадает в семью, тем больше потребуется усилий для того, чтобы он догнал по уровню развития своих "домашних" сверстников. Кроме проблем с развитием можно столкнуться с последствиями так называемой "социальной запущенности". Придется наверстывать то, чему ребенок не научился в детском учреждении, - понять, что в чужие квартиры не заходят без приглашения, что соседский велосипед или игрушки не берут без спроса. Это и многое другое нам кажется естественным, но ребенок, долгое время проживший в детском доме, попадая в незнакомые ситуации, может не знать, как вести себя, может не понимать, почему нельзя брать все, что он хочет. Вам, как родителю, следует постараться "вжиться" в ту ситуацию, в которой ребенок находился до того, как попал к вам в семью, и объяснять и показывать ему, что существуют другие правила.

Ребенку нужно будет также понять, что такое свобода выбора, потому что в детских домах существует строгий распорядок дня, а дома он неожиданно получает возможность выбирать. Родителям следует обучить малыша думать самостоятельно, решать, чего он хочет, и выражать это соответствующим образом. Когда вы соберетесь пойти в магазин выбирать одежду или игрушки, сам процесс ребенку может показаться трудным. В магазине выбор слишком велик, а ребенка просят сказать, что ему из всего этого нравится, в то время как он предпочел бы все сразу. Поэтому на некоторое время отложите совместные походы в магазины.

Родителям придется искать такие способы обучения разным вещам, чтобы ребенку не было скучно и чтобы он не чувствовал себя неумехой и не думал, что все, что он уже умеет, не имеет никакой ценности. Старайтесь использовать игру, чтобы создать у малыша чувство защищенности, близости, а также чувство особенности, избранности и уверенности, что его любят.

Многих детей нужно даже учить играть. Делайте вместе что-нибудь и вместе играйте - желательно в те игры и с такими игрушками, которые предназначены для детей намного младше. Игры для детей младшего возраста позволяют ребенку постарше наверстать упущенное в развитии.

Нарушения привязанности

Даже когда условия содержания ребенка в детском учреждении оптимальны - на каждого взрослого приходится несколько малышей, обеспечивается чистота и правильный уход, - все же о конкретном ребенке заботится не один воспитатель, а сотрудники учреждения, сменяющие друг друга и заботящиеся о всех детях сразу.

Воспитатели могут любить детей, но, несмотря на это, малыши не учатся зависеть от одного человека, который бы шел навстречу их потребностям. Поскольку именно это является основой при формировании привязанности, у детей в учреждениях интернатного типа не может сформироваться прочная привязанность к одному воспитателю - они приобретают привычку требовать внимания и ласки от любого взрослого.

Это явление называется "неразборчивой привязанностью". Даже проведя какое-то время в семье, такие дети могут проявлять излишнее дружелюбие к незнакомым людям или требовать внимания посторонних. Такого ребенка придется вдумчиво и терпеливо объяснять разницу между семьей и "другими людьми". Если родители осторожно и с большим терпением подойдут к этой проблеме, дети в конце концов научатся понимать, где проходят социальные разграничения. Ученые установили, что на проблемы с привязанностью влияет не только восприимчивость ребенка, но и стремление родителей установить прочные взаимоотношения.

Кроме того, могут встречаться и другие признаки нарушения привязанности. Во-первых, это устойчивое нежелание ребенка вступать в контакт с окружающими взрослыми. Ребенок сторонится их, при попытках погладить его отталкивает руку, избегает взгляда глаза в глаза, не включается в предложенную игру. Однако ребенок тем не менее обращает внимание на взрослого, как бы незаметно поглядывая на него.
Во-вторых, преобладает апатичный или сниженный фон настроения с боязливостью, настороженностью или плаксивостью.
>В-третьих, у детей в возрасте 3-5 лет может проявляться аутоагрессия (агрессия по отношению к себе: дети могут биться головой об стену или пол, бортики кровати, царапать себя и т. п.). Агрессия и аутоагрессия могут быть следствием насилия в отношении ребенка, а также отсутствием положительного опыта построения отношений с другими людьми.

Если ребенок продолжительное время находился в ситуации, когда взрослые обращали на него внимание лишь тогда, когда он начинал плохо себя вести, и это внимание выражалось в агрессивном поведении взрослых (крик, угрозы, шлепки), он усвоил эту модель поведения и попытается привнести ее в общение с приемными родителями. Стремление обратить на себя внимание подобным образом, то есть плохим поведением, также является одним из проявлений неадекватной привязанности. Причем ребенок может спровоцировать взрослого на такое поведение, которое ему, взрослому, в принципе несвойственно. Обычно родители описывают это следующим образом: "Этот ребенок не успокоится, пока на него не накричишь или не отшлепаешь. Я никогда до этого не использовала такие наказания в отношении своего ребенка, но этот ребенок просто заставляет меня бить его. Причем в тот момент, когда я наконец выхожу из себя и шлепаю или кричу на него, он перестает провоцировать меня и начинает вести себя нормально".

В этом случае важно понять, что происходит. Как правило, родители, описывая происходящее, говорят о том, что агрессия возникает с их стороны как бы помимо их воли и, в принципе, им не свойственна. Иногда родителям достаточно просто понять, что происходит, и научиться чувствовать момент такой провокации. У большинства людей есть те или иные способы владения собой в ситуации стресса - они могут использоваться и в подобных случаях. Например, можно выйти из комнаты (физически выйти из ситуации), взять тайм-аут (досчитать до десяти или сказать ребенку, что вы сейчас не готовы с ним общаться и вернетесь к этому разговору чуть позже), кому-то помогает умыться холодной водой и т. д. В-четвертых, признаком нарушения привязанности бывает "диффузная общительность", проявляющаяся в отсутствии у ребенка чувства дистанции со взрослыми, в желании всеми способами привлечь к себе внимание. Такое поведение часто называется "прилипчивым" и наблюдается у большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста - воспитанников интернатных учреждений. Они бросаются к любому новому взрослому, залезают на руки, обнимаются, называют мамой или папой.

Следствием нарушения привязанности у детей могут быть соматические (телесные) симптомы в виде снижения массы тела, слабости мышечного тонуса. Не секрет, что дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, чаще всего отстают от своих сверстников из семей не только в развитии, но и в физическом развитии. И если раньше врачи предлагали только улучшить питание и уход за детьми, то сейчас стало очевидным, что дело не только в этом. Очень часто дети, попав в семью и пройдя процесс адаптации, начинают неожиданно быстро прибавлять в весе и росте, что является, скорее всего, не только следствием хорошего питания, но и улучшением психологической обстановки. Отрицать значение привязанности в данном случае было бы неверно.

Особо отметим, что указанные выше проявления нарушений привязанности носят обратимый характер и не сопровождаются значительными интеллектуальными нарушениями.

Источник: Газета Ау! Родители!

   Добавить ВКонтакте заметку об этой странице Опубликовать в Twitter Опубликовать в ЖЖ Опубликовать в Одноклассниках Сохранить в Pinterest

Действительно. Все, что написано в статье имеет место в нашей семье!
очень грамотная статья! Все так и есть...
Гость (14/04/2007)
замечательно!
Ваш комментарий
Текст:
Автор:
 
  Для получения уведомлений об ответах необходимо представиться или зарегистирироваться