"... как много тех, кто оправдал ожидания собственных родителей и счастлив от того, что выбрали именно тот институт и специальность, на которых настаивали родители?"
Ну например Плющенко. Он один стоит сотни неудачников, которых родители не заставляли учиться и из которых выросли невнятные менеджеры не то продаж, не то управления поломойным агрегатом.
Про горизонтальную карьеру...это для того, что бы на теплые места, занятые родственниками, чудики снизу не претендовали? Типа не прыгай выше головы, сиди в своем болоте и не высовывайся?
Согласна со статьёй на все 100. Старший закончил гимназию, сейчас студент второго курса, младшему идти в сентябре в первый класс. Пройдя 11 лет со старшим, я сделала вывод, что, если бы у меня была возможность, не за что бы младшего не учила там. По моему мнению, школа сейчас не учит, не развивает и вообще больше минусов, чем плюсов. Только единицы педагогов, за 11 лет, двое таких попались, которые заинтересованы и в детях и в профессии
сегодняшняя школа очень напрягает, я иногда просто понять не могу некоторые нюансы:
. особенно "мы не ставим оценки детям до 3-го класса, что бы не травмировать психику" - и что в итоге, моя дочь просто скатилась в третьем классе за месяц на одни двойки и тогда учительница забила тревогу сказав мне "если бы я не знала, что у вашей дочери огромный потенциал и вагон мозгов, я бы может и смирилась ,а так бью тревогу" ..а толку...я поговорила с дочкой и просто выяснилось , что ей неинтересно и смысла она не видит 2 или 5 стоит, а какая разница...только после долгих разговоров убедила дочь, что учится надо на пятерки...да сейчас четверть заканчивает всего с двумя 4ками, остальные пять..но мне это стоило нервов. И что то я не помню, что бы меня в первом классе травмировала полученная мною двойка...
а сочинение она написала ...ей поставили два с пометкой "кто из родителей это придумал?"
Статья неплохая, но, как мне кажется, там много эмоций, и присутствует некоторая предвзятость в подаче информации.
Например, про образование за границей - автор упоминает Швейцарию. Там живут мои родственники уже лет семь, у них дочь подрастает, и недавно обсуждали эту тему. Дело в том, что Швейцария, как и другие европейские страны, не отличается высокой рождаемостью, и, так сказать, далеко не "детоцентрированная" страна. Как мне сказала моя родственница, отношение к детям там скорее по принципу: главное - чтобы ребенок не мешал работающим родителям. Там в школу ходят с 4 лет, и каникулы летние далеко не 3 месяца, меньше. Там все приспособлено для удобства родителей, а не детей. Хорошо ли детям от этого? Не знаю. Лично мне сложно это принять, менталитет другой.
Но многие мысли статьи мне близки.
Я сама в школе была отличницей, и не потому, что хотела этого, а потому, что требовали родители. За "четверку" могла "получить" так, как других детей за двойки не ругали.
И вынесла из этого однозначное решение, что своих детей так растить не буду. Очень сложно было! Сложно вести себя не так, как родители. Не требовать, чтобы дети были лучшими во всем. И хотя старший уже в институте, а дочь в 6-м классе, все равно иногда сложно еще бывает. Когда в прошлом месяце дочь с опаской и неуверенностью пришла ко мне на кухню показать двойку по математике за самостоятельную работу (у них в гимназии оценки начинаются только с 6-го класса, так что двойка первая), было непросто улыбнуться и сказать: "Ну что ж, двойка так двойка. Наверное, ты что-то забыла или не знала. Давай разберемся". А потом просто разобрали ошибки, нашли правила, которые необходимо выучить, да и забыли про эту двойку.
Но это сейчас я уже "опытная мама школьника". А когда сын начинал учиться - часто не хватало здравого смысла, слишком много значения придавала подобным мелочам. Теперь жалею. И искренне не понимаю тех, кто ломает копья из-за каждой оценки. Мне кажется, это прививает детям искаженное представление о действительной ценности и важности вещей...
Хотя в целом я не такого уж плохого мнения о школе, потому что, как и в мое время, все же многое зависит от личности учителя, а хорошие учителя все же встречаются, моему сыну повезло иметь по крайней мере двух замечательных учителей. А их и раньше было не много. Хороший учитель учит не только своему предмету, он всегда найдет момент, чтобы преподнести какую-то важную жизненную истину, даже если это учитель математики. Для него важна личность ребенка, не только усвоение программы. Часто вспоминаем с огромной благодарностью классного руководителя нашего сына...
То, что мир меняется очень быстро - реальность. И я, как и многие родители, чувствую порой разочарование от того, что мои представления и мечты о родительстве, отношениях с детьми, очень уж отличаются от того, что происходит. Когда я лет 25 назад представляла себя мамой, в моих фантазиях ничего не было про "сидение детей в телефоне", про социальные сети, про фастфуд и т. д. Совсем я не так все представляла...
Тем более, что я - очень консервативный человек, у меня нет ни одного аккаунта в социальных сетях, и даже нет интернета на мобильном телефоне - это принципиально, так как не хочу быть мамой, которая говорит ребенку "не сиди в телефоне", а сама не отрывает глаз от экрана))) - видела таких.
И все же, думаю, не так все плохо со школой и воспитанием. Главное воспитание ребенок, как и раньше, получает дома, а какие-то вещи не меняются со временем. Знаю многих родителей, которые проводят с детьми много времени, разговаривают, рассказывают о своем детстве, ходят на лыжах, пекут пироги, делают другие хорошие и полезные вещи.
Мы не можем их подготовить к тому, чего не знаем, верно.
Но мы можем быть с ними сегодня, помогать в сегодняшних, насущных проблемах, и таким образом готовить к будущему. Ну, мне так кажется...
если детка не поступила после школы в университет – жизнь не удалась, я плохая мать, вообще все ужасно, катастрофа, «дворником будет!».
В других странах нет такого понятия как всеобщая воинская повинность - дети могут себе позволить год два поработать, а потом поступить в университет.
В принципе, статья мне понравилось, в чем-то я согласна с Петрановской, но.. рассуждения иногда далеки от школьных реалий.
А я , как родитель, жду окончания школы , как манны небесной - осталось продержаться полгода...
Цитата:
если бы у них появилось критическое мышление, то они бы встали и ушли из этой школы в тот же день
Поэтому они и встают, и уходят. Они спорят, получают за спор 2 и 3 или просто на балл ниже.. (ведь спорить с учителем это!!!! кощунство!) , а потом теряют интерес к этим предметам...
Цитата:
Детям достаточно рано придётся определяться со своими приоритетами, ранжировать задачи, чем-то занимаясь глубоко и на совесть, а чем-то – на минимальном уровне трудозатрат. Родителям нужно понимать и принимать такое положение дел, не заставлять детей пытаться «объять необъятное» и «быть во всём отличником».
Еще бы это хоть немного понимали учителя старшей школы.. родители уже смирились с плохими оценками за непрофильные предметы, но... меня, как родителя, грызет обида за своего ребенка, когда я вижу сколько было положено трудов и времени на все то, что зовется школой.
Имея опыт современной школы 11 лет хочу сказать - школа (учителя) прежде всего должны быть честными с детьми. А когда правила игры меняются постоянно, очень трудно убедить ребенка (особенно в старшей школе), что ему надо учиться. Особенно по тем предметам, которые ему не интересны и не нужны для поступления в ВУЗ.
Цитата:
Если ребенок напишет сочинение так, как никто до него не писал, он не получит ничего хорошего.
5 баллов! и не видать ему высшего образования, как максимум. У нас же все загнано в рамки и стереотипы - менять надо не родителей, а систему образования!
Цитата:
Почему-то считается очень круто, когда у человека нет на это времени, когда у него нет времени просто подумать, просто поразмышлять, просто почувствовать, погрустить глядя на дождь, например. Невозможно, потому что у него через пять минут то, а еще через десять это, а еще нужно сделать задание на завтра по этому, этому и этому.
Как по мне, так единицы бьются за детей, за их физическое и психическое благополучие нынче. Здесь больше речь тогда о потенциальных элитах среди основной неблагополучной массы.
Может быть в советское время внимания со стороны родителей было не больше к подрастающему поколению, но почти всё компенсировало государство. Так что я за простую, доступную советскую систему образования и тем более воспитания.
Что-то разумеется очевидно, но многое я бы сказала иначе. Да, высшее образование не панацея, но есть определенная планка: некий уровень образования и культуры к которому должен стремиться каждый человек. Да, далеко не каждый этого уровня достигнем, но это не повод не пытаться. Все-таки я во многом сторонник советского воспитания, по крайней мере в той его части, где внушалось, что труд сделал из обезьяны человека и необходим, чтобы не скатиться назад к интересам обезьяны.
И примеры, приводимые Петрановской не показательны - это скорей исключения - тот же мальчик, который зарабатывает на компьютерных играх - он один из миллионов, которые не интересуются учебой, что делать с теми, кто ничем не интересуется?
Приучать ребенка делать "тяп-ляп" тоже излишне, а вот поговорить с учителем/заучем с глазу на глаз по поводу объемов домашней работы будет куда более конструктивно. И 30-50 лет назад задавали немало, особенно если учесть, что интернета не было, и надо было еще успеть сходить в библиотеку и найти там нужные книги, и ксерокса не было, и эти книги надо было или выучить или переписать вручную.
Например, в прошлом году моему сыну во 2 классе задали прочитать несколько рассказов Осеевой, они поучительные. Я думала они на уроке будут их обсуждать, рассуждать на примере ситуаций из этих рассказов, что хорошо-что плохо. А по факту - они может и обсудили совсем немного, а основное время урока писали тест по этим рассказам, причем в вопросах спрашивали какие то мелочи, а не основные мысли этих рассказов(((((( Вот что это за обучение на литературе?((((((((
Все так формально. Результат прочитанного есть - по тесту видно. А что в сердце осталось - это ладно. Эмпатия нынче не модно. Ее не видно, она классы не наберет.
Мне очень понравилась эта статья (как и многие книги Л.Петрановской). Конечно, ко всему надо относиться без фанатизма. Примеры в этой статье просто потрясающие и очень точные! Например, 6 устаревших идей - я думаю многие видят, что все они близки к истине. И 4 качества, описанные ей - я полностью согласна, что они очень важны. Например, в прошлом году моему сыну во 2 классе задали прочитать несколько рассказов Осеевой, они поучительные. Я думала они на уроке будут их обсуждать, рассуждать на примере ситуаций из этих рассказов, что хорошо-что плохо. А по факту - они может и обсудили совсем немного, а основное время урока писали тест по этим рассказам, причем в вопросах спрашивали какие то мелочи, а не основные мысли этих рассказов(((((( Вот что это за обучение на литературе?((((((((
мне настолько необходимым оказалось подтвердить свои додумки...
И Петрановская мне в этом совершенно помогла.
Точнее, помогла СибМама Любимая!!! вовремя подкинув этот материальчик
Я не поняла, если честно, что в выступлении Петрановской Л.В. спорного и неоднозначного Все старо как мир, на самом деле, а время оно всегда хорошее, другое, но хорошее. Что вызвало некий протест, так это обобщения, про 95% и прочее. Если выдаешь на гора данные, то будь добра подтверди исследованиями, а не собственной интуицией, имхо. Про критическое мышление я вообще не поняла, что она имеет в виду - реальное научное понятие (англ. critical thinking) или ситуацию в которой человек ведет себя, как Фома из стихотворения Михалкова