Результаты недавно состоявшегося пробного ОГЭ по математике, к сожалению, снова неудовлетворительные. Большинство девятиклассников Новосибирска получили «двойки», пробуя свои силы перед весенней аттестацией. В одной из школ «на пересдачу» отправились более 30 выпускников (из трех классов)! Да и в других российских регионах показатели не лучше…
Почему так получается?
Любой экзамен — это стандартная процедура при окончании образовательного учреждения. Вот и ОГЭ не исключение: девятиклассники получают среднее общее образование, а значит, сталкиваются с рубежом, на котором нужно доказать, что все девять лет в школе прошли не зря. Неважно, остается ли ребенок в школе дальше, или уходит в другое место - 4 предмета, два из которых выбираются по желанию, сдавать придется обязательно. Для будущих одиннадцатиклассников, кстати, это отличная возможность проверить свои силы перед более важной аттестацией — ЕГЭ.
Основной государственный экзамен — первое серьезное испытание для школьников. Он влияет на балл аттестата, а значит на поступление в колледж. На нем проверяются знания по всей программе из средней школы. Есть задания по программе пятого класса, а есть те, которые школьники едва успевают разобрать к концу 9 класса.
" Математика — обязательный предмет, который сдают все, и экзамен по нему в 9 классе считается одним из самых сложных. Уже третий год во всей стране его результаты становятся все хуже и хуже.
По словам заместителя мэра Валерия Шварцкоппа, 14 новых школ Новосибирска вошли в группу с низкими образовательными результатами за ОГЭ по математике.
Что входит в ОГЭ по математике?
Контрольно-измерительный материал (КИМ) состоит из двух частей: первая — задания с кратким ответом (тест), вторая — 6 заданий с развернутым ответом, где необходимо показать способы решения задачи. Всего в ОГЭ входит 25 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по математике отводится 3 часа 55 минут. Рекомендуется 1,5 часа выделить на первую часть, 1,5 часа на подробную запись заданий из второй части и оставить 40-60 минут на проверку.
В КИМ входят такие темы, как «Числа и выражения», «Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства», «Числовые последовательности», «Функции», «Координаты на прямой и плоскости», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Во второй части варианта ОГЭ по математике проверяются знания только из трёх разделов: «Уравнения и неравенства», «Функции» и «Геометрия».
Что-то изменилось?
Традиционно математика включает в себя и алгебру, и геометрию.
" Большой уклон в последние годы делается на задания, привязанные к жизненным ситуациям: рассчитать количество плитки на участок, стоимость страховки с учетом всех коэффициентов и так далее. Это помогает ученикам не только тренировать вычислительные навыки, но и готовиться к взрослой жизни.
Подобные задачи не получается решать бездумно, да и не нужно — такая математика точно пригодится в будущем.
Нововведений в 2024 году в структуре экзамена нет. По-прежнему с собой нужны (и разрешены) только паспорт и черная гелевая ручка. Дополнительными источниками информации пользоваться запрещено.
Получается, что структура экзамена не меняется, учебная программа все та же, а результаты учеников вызывают все большее уныние...
В чем дело?
Причин у этой проблемы несколько.
" Министр образования Новосибирской области Мария Жафярова главными из них считает сложность раздела "геометрия" и… читательскую невнимательность.
«Первая — это сложность в решении геометрических задач, которые нужно отрабатывать с учителями на местах. Второе, как это не парадоксально, — читательская грамотность. Да, задача математическая, но важно понять текст задачи, его установки. Мы видим эти два дефицита и разрабатываем методические рекомендации, отрабатываем их с конкретными учителями и школами, у которых, судя по результатам анализа, есть с этим проблемы».
Часто в заданиях встречается формулировка, имеющая подтекст. С первого раза может быть не совсем понятно, о чем идет речь, а может показаться, что все очень легко. Но тут и кроется первая ошибка. На экзамене важно вчитываться в каждое слово, задания направлены не только на знания, но и на внимательность, вдумчивость. Эту проблему можно решить начитанностью, во время подготовки успеть как можно больше нарешать заданий и запомнить возможные скользкие моменты.
" В этом учебном году школьникам сообщили: на экзамене будет возможность пользоваться непрограммируемым калькулятором. Но вскоре это решение было отменено.
Возможно, девятиклассники понадеялись на нововведение и отнеслись к подготовке халатно. Рассчитывали на облегченную версию, а получили более трудную.
Еще стоит обратить внимание на квалификацию школьных учителей. Некоторым из них не хватает профессионального обучения, чтобы готовить школьников к государственной аттестации. Дело в том, что сейчас чаще на помощь приходит современное оборудование: 3D графики, компьютерные модели, даже искусственный интеллект. Эксперты Российской академии образования провели мониторинг с участием педагогов из 31 региона РФ. По итогам исследования выяснилось, что 36% учителей не хватает необходимых знаний и навыков в обращении с цифровыми технологиями. Многие не видят смысла в их появлении. Это тормозит процесс обучения, а учеников лишает наглядности.
Да и сами задания требуют немало времени для ознакомления с их спецификой.
Самыми сложными считаются номера:
20 — алгебраическое выражение,
22 — построение функции,
24 — доказательство теоремы из геометрии,
25 — задача по геометрии.
Сложность в том, что одно задание охватывает большую область предмета. Оно направлено на алгебраический пример, а там может попасться любое уравнение, неравенство, выражение, где у каждого свой способ решения. Эти задачи второй части приносят больше баллов.
" Напомним, что такие масштабные проблемы с ОГЭ начались в последние три года. Сейчас как раз девятиклассники — это те ребята, которые долго учились дистанционно в период пандемии.
Многие важные темы проходили вскользь, оставляли на потом. Догонять программу, упущенную в этот период, да еще и учить новые темы — тяжело. Дистанционный формат обучения пошатнул успеваемость многих. Приходя на уроки, сидя в кабинете или стоя у доски, мы все равно информацию принимаем и усваиваем лучше, чем при занятиях через камеру, лежа на кровати, а то и вовсе самостоятельно изучая материал по учебнику. Мотивация снижалась, а теперь сказываются результаты такого обучения.
Но не стоит все списывать на обстоятельства: школьники во многом сами ответственны за свое образование и результаты ОГЭ. Главное — поверить в свои силы и приложить немало сил для качественной подготовки.
Как можно решить проблему?
Сначала важно ознакомиться с кодификатором, где перечислены все темы, которые входят в экзамен.
Отметьте те темы, которые уже хорошо усвоены и те, что знаете хуже всего. Такое разделение поможет понять, на что понадобится больше времени и сил.
Составьте подробное расписание. В нем должно быть время, когда вы занимаетесь, когда отдыхаете, отрезок времени перед самим экзаменом на повторение, а также на решение тестов.
Не забудьте потренироваться заполнять экзаменационный бланк — нередко ученики теряют баллы на том, что неправильно внесли ответ в чистовик.
Начинайте заниматься, изучая сначала то, что вы уже знаете. Быстро повторив легкие для вас темы, можно больше времени уделить сложным разделам.
Самое важное — много практиковаться. Любая теория долго в голове не держится, поэтому необходимо закреплять её практикой, не забывать рассматривать сложные случаи заданий.
Уделяйте время отдыху!
Пока проблема остается — надо действовать! Менять методы подготовки, просить помощи репетиторов или онлайн-школ, наконец, переключиться на задания повышенной сложности.
ОГЭ — важный этап, но не самый страшный, на нем проверяются базовые знания, основа основ, которая нужна не преподавателям, не министрам, а только самим ученикам.
Ещё момент: у обеих дочерей классными руководителями были учителя математики. Ни в том, ни в этом классе - ни одной "5" по математике ни за год, ни за ОГЭ (естественно).
Не верится мне как родителю, что из 42 человек ни одного с математическими мозгами не оказалось.
Но там одна из классных руководителей прямым текстом говорила, что в принципе "5" годовые не выводит.
И натаскивали детей только по 1-й части. 2-ю даже не разбирали. Младшая сама разбирала. И на ОГЭ пару номеров оттуда делала.
Ко 2 части не готовили, поэтому и не было 5 на ОГЭ.
Пятерка начинается с 22 баллов.
1 часть дает 19 баллов.
Пятерку можно получить, решив всю 1 часть и несколько заданий из 2 части. Причем задания
из 2 части нужно еще и математически грамотно записать. Иначе их не засчитают.
Они не смогут отличить качественные материалы от некачественных. Плюс они конечно могут усадить ребенка перед экраном, но их ребенок точно также сидит в классе перед учителем, а толку мало.
А они пробовали? Те, кто пробовал, прекрасно знают, что качественный контент от некачественного легко отделяют сами дети класса с 5-6го, потратив часок времени на просмотр того, что есть. И сидеть в классе, когда никто ничего не старается объяснить и понять, сильно отличается от того, когда спокойно за 5 минут объясняют на пальцах сложные (для ребенка) вещи.
Я помню как лет 6-7 назад в Академе был "круглый стол" по альтернативному образованию для детей. И там выступал такой интересный дядечка из Кольцово: Андрей Андреев. (кстати, проверила, его канал на ютубе с 15го по 21год вполне существовал и все ролики живы). Он репетиторствовал и вел канал, в котором просто объяснял по учебнику решение задачек/примеров от и до. Откройте любой ролик и посмотрите отзывы детей: они в восторге, они пишут: Вы - лучший, они пишут - я, наконец, понял то, что не мог понять весь год....Сотни отзывов под каждым роликом...С тех пор появилось много таких "математических блогеров". И темы разбираются от базы 5го класса до высшей математики и сложных олимпиадных случаев. Мои дети, например, при "затыках" смотрят Трушина.
Тексты ВПР не соответствуют программе школы. Это точно не критерий. А почему на оценки родители не реагируют - потому что они не знают, как исправить оценки. Ну отругали они ребенка, велели ему учиться. А он почему-то не учится. Репетиторов нанимать до того, как ОГЭ завалили, денег нет, к примеру. Или ждет, что само как-то.
Не соответствие тестов ВПР программе актуально для, допустим, биологии. Но математика то школьная..как раз то, что на ОГЭ. Та же работа с дробями, деление-умножение, проценты, задачи на уравнения. Графики функций, квадратные корни, пропорции. Т.е., плюс-минус как раз видно, знает ребенок базу или вообще нет.
Ваш образ родителя - какая-то "инфантильная беспомощность": в угол поставили, а он не учится))) А на репетитора денег нет - всепропало - ждем, пока рассосется
Да вся математика школьная разжевана в роликах ютуба от и до. Не просто на пальцах, а...короче, дауна можно обучить. Не знаешь сам, не умеешь объяснять - 30 секунд гугла и 5тыщ+ наглядных объяснений от прекрасных педагогов любой базы. Абсолютно все бесплатно.
Если мы говорим о среднестатистической сибмаме, то я с вами, разумеется, согласна по всем пунктам. Но массовая школа - это такой вот инфантильный массовый родитель. Я на собраниях своих детей регулярно это наблюдаю. Вот как завалил ребенок огэ, так и нанимают репетитора.
Добавлено спустя 2 минуты 27 секунд:
Баяна писал(а):
llazy писал(а):
Баяна
Цитата:
Не просто на пальцах, а...короче, дауна можно обучить.
Вы не представляете насколько сложно родителю без навыков самообучения и преподавания взять и чему-то научить ребенка, особенно если он сам не знал, а еще и забыл.
Я собственно не пишу про то, что родитель должен обучать, я пишу про то, что инет полон бесплатно обучающих детей математике профессионалов. Достаточно владеть русским языком и иметь компьютер/смартфон.
Они не смогут отличить качественные материалы от некачественных. Плюс они конечно могут усадить ребенка перед экраном, но их ребенок точно также сидит в классе перед учителем, а толку мало.
Не просто на пальцах, а...короче, дауна можно обучить.
Вы не представляете насколько сложно родителю без навыков самообучения и преподавания взять и чему-то научить ребенка, особенно если он сам не знал, а еще и забыл.
Я собственно не пишу про то, что родитель должен обучать, я пишу про то, что инет полон бесплатно обучающих детей математике профессионалов. Достаточно владеть русским языком и иметь компьютер/смартфон.
Не просто на пальцах, а...короче, дауна можно обучить.
Вы не представляете насколько сложно родителю без навыков самообучения и преподавания взять и чему-то научить ребенка, особенно если он сам не знал, а еще и забыл.
У нас поэтому все с радостью делегируют в школу. Родители общаются с детьми 2-3 часа в день зачастую, на бытовые темы, не бином Ньютона обсуждают, особенно а если детей несколько.
«Правительству Российской Федерации с учетом ранее данных поручений разработать по согласованию с президиумом Совета при президенте Российской Федерации по науке и образованию и утвердить комплексный план мероприятий по повышению качества преподавания математики и естественно-научных предметов в системе общего образования, предусматривающий в том числе повышение качества подготовки учителей, преподающих эти предметы, и устранение дефицита таких учителей в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях», – сказано в поручении.
Срок выполнения поручения – 1 июня 2024 года.
Я просто не представляю, какие должны быть меры, чтобы устранить этот дефицит да еще и с повышением качества.
Барнаульский педагогический в этом году не набрал даже одну полноценную группу математиков Аналогичная ситуация с физиками. Раньше было 8 групп у математиков и 5-6 у физиков. Теперь тех и других ВМЕСТЕ одна группа. А кто из них дойдет до школы еще...
Президент России Владимир Путин поручил правительству разработать и утвердить комплексный план мероприятий по повышению качества преподавания математики и естественно-научных предметов в системе общего образования, предусматривающий в том числе повышение качества подготовки учителей, преподающих эти предметы, и устранение дефицита таких учителей, следует из перечня поручений, опубликованного на сайте Кремля.
«Правительству Российской Федерации с учетом ранее данных поручений разработать по согласованию с президиумом Совета при президенте Российской Федерации по науке и образованию и утвердить комплексный план мероприятий по повышению качества преподавания математики и естественно-научных предметов в системе общего образования, предусматривающий в том числе повышение качества подготовки учителей, преподающих эти предметы, и устранение дефицита таких учителей в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях», – сказано в поручении.
Тексты ВПР не соответствуют программе школы. Это точно не критерий. А почему на оценки родители не реагируют - потому что они не знают, как исправить оценки. Ну отругали они ребенка, велели ему учиться. А он почему-то не учится. Репетиторов нанимать до того, как ОГЭ завалили, денег нет, к примеру. Или ждет, что само как-то.
Не соответствие тестов ВПР программе актуально для, допустим, биологии. Но математика то школьная..как раз то, что на ОГЭ. Та же работа с дробями, деление-умножение, проценты, задачи на уравнения. Графики функций, квадратные корни, пропорции. Т.е., плюс-минус как раз видно, знает ребенок базу или вообще нет.
Ваш образ родителя - какая-то "инфантильная беспомощность": в угол поставили, а он не учится))) А на репетитора денег нет - всепропало - ждем, пока рассосется
Да вся математика школьная разжевана в роликах ютуба от и до. Не просто на пальцах, а...короче, дауна можно обучить. Не знаешь сам, не умеешь объяснять - 30 секунд гугла и 5тыщ+ наглядных объяснений от прекрасных педагогов любой базы. Абсолютно все бесплатно.
Родители не понимают масштабов бедствия. Они же не экзаменуют своих детей. А те, которые заметили, нанимают репетиторов.
Ну, допустим, родители много лет не замечают ничего. Но ведь до ОГЭ есть ВПРы ежегодные и еще куча контрольных точек, чтобы учителя заметили и донесли до родителей в виде оценки в том же эл. журнале? Почему это не работает? ОГЭ ведь не случается ВДРУГ?
Раньше школа тоже не справлялась с определенным контингентом. Им натягивали трояки и отправляли в ПТУ.
Тексты ВПР не соответствуют программе школы. Это точно не критерий. А почему на оценки родители не реагируют - потому что они не знают, как исправить оценки. Ну отругали они ребенка, велели ему учиться. А он почему-то не учится. Репетиторов нанимать до того, как ОГЭ завалили, денег нет, к примеру. Или ждет, что само как-то.
Родители не понимают масштабов бедствия. Они же не экзаменуют своих детей. А те, которые заметили, нанимают репетиторов.
Ну, допустим, родители много лет не замечают ничего. Но ведь до ОГЭ есть ВПРы ежегодные и еще куча контрольных точек, чтобы учителя заметили и донесли до родителей в виде оценки в том же эл. журнале? Почему это не работает? ОГЭ ведь не случается ВДРУГ?
Раньше школа тоже не справлялась с определенным контингентом. Им натягивали трояки и отправляли в ПТУ.
Баяна
С тех пор тексты огэ очень сильно меняли. И, главное, процедура проведения и проверки экзамена сильно менялась. Тогда у учителей был доступ к работам перед проверкой или во время. Я знаю, что были прямо-таки вопиющие ситуации, когда учителя ручкой другого цвета исправляли ответы, чтоб 3 вышло.
Родители не понимают масштабов бедствия. Они же не экзаменуют своих детей. А те, которые заметили, нанимают репетиторов.
Добавлено спустя 15 минут 8 секунд:
Баяна
Цитата:
Государство не уберет за каждым брошенную бумажку (усл).
В данном случае именно родители вынуждены за государством мусорные кучи убирать. Не у всех ресурсы есть хотя бы возле себя расчистить. И раньше часто бывало так, что родители-работяги не могут помочь ребенку с уроками. Но тогда школа еще справлялась. А сейчас школа не справляется.